ДОКЛАД
руководителя МО
МБОУ Ильинская СОШ
Адамовой Л.В.
на тему:
«ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ»
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.
В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
С 1 по 4 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, принимают участие в школьных олимпиадах..
В текущем учебном году школьники приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах.
ИНФОУРОК международная олимпиада «Осень-2016».
Математика 2 класс: 1 место- Чекункова А ,Гричихина С.
2 место- Харина М.,Шишкалов М.
Русский язык 2 класс: 2 место- Чекункова А.
Окружающий мир; 3 место- Шишкалов М..
ОНЛАЙН ОЛИМПИАДА
Международная олимпиада по математике «В мире чисел».
Победители 1 степени 4 клас- Сергеева К., Зайцев Н., Музыченко С., Кнурёв А..
Все учащиеся начальной школы приняли участие в школьной олимпиаде по математике и русскому языку. По окружающему миру 2, 3, 4 классы
Результаты олимпиад по русскому языку и математике
Русский язык
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 место | Сухарев М. | Харина М. Шишкалов М. | Бондарева А. Громоченко С. | Сергеева К |
Учитель 1 класса: Анищенко Т.И.
Учитель 2 класса: Савченко Н.В..
Учитель 3 класса: Кварацхелия Е.А..
Учитель 4 класса: Адамова Л.В.
Математика
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 место | Зайцев Д. Овчаренко Т. | Харина М. | Бондарева А. | Сергеева К |
Учитель 1 класса: Анищенко Т.И.
Учитель 2 класса: Савченко Н.В..
Учитель 3 класса: Кварацхелия Е.А..
Учитель 4 класса: Адамова Л.В.
Окружающий мир
| 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 место | Харина М. | Бондарева А. | Акименко А. Кнурёв А. |
Учитель 2 класса: Савченко Н.В..
Учитель 3 класса: Адамова Л.В.
Учитель 4 класса: Адамова Л.В.
Молодцы, ребята! Мы, педагоги, гордимся вами!
Спасибо родителям за помощь и поддержку.
Руководитель МО________________/Адамова Л.В./
4