СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Саидова Фархада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Саидова Фархада»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эминхюрская средняя общеобразовательная школа им А Г Саидова»



Материалы на Всероссийский форум учащихся общеобразовательных учреждений на тему: »Патриотизм как фундамент Российской государственности»






Доклад


«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»



АВТОР РАБОТЫ:

Саидов Фархад Саидович

Ученик 9б класса

«МКОУ Эминхюрская СОШ им А Г Саидова»

Научный руководитель:

Мурадагаев Шагломаз Джамалович

С,Эминхюр,2023г

                        

 







Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….4-6


Глава 2. Патриотическое воспитание школьников……………………........7-8


3. Программа «Патриот » для школьников ……………………………9-10

4Заключение……………………………………………………………………….11-12

Библиографический список,…………………………….………………..13
































Введение

Историческое значение каждого Российского гражданина измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего доклада: «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно  новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.






Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

  1. Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие  как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?» 

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм  - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].

Патриотизм (от греч.Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461]. Для улучшения патриотического воспитания в школах введен новый курс «Разговоры о важном» и с этого учебного года вводится обязательное прослушивание гимнов РФ и РД.

Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё иответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которыеживут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает внас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…



































Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

В.В.Путин

Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». [14;c.55].

В начале нашего доклада(исследования) мы выдвинули цель – разработать программу патриотического воспитания учащихся.

Было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 8-11-х классов МКОУ Эминхюрская СОШ им А Г Саидова (34 человека). Всего в анкетировании приняли участие 30 человек. Дата проведения анкетирования– 9 октября 2022 года.

 На основе изученной литературы и анализа анкет мы составили программу патриотического воспитания школьников «Патриот ».

Наша гипотеза (Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут) пока подтверждена  теоретически, в июне 2023 года планируем сделать выводы по эффективности воспитательной программы «Патриот » В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи».
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.































.

  1. Программа «Патриот » для школьников

Мой друг, отчизне посвятим

                                                                                Души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин

Выпускник школы – это не только Человек – интеллигент, семьянин, товарищ, друг, горожанин, успешная личность, ученик, здоровый человек, но Человек-Патриот. Мы считаем, что Человек-Патриот – это приоритетная образующая модели выпускника школы.

Программа «Патриот » составлена конкретно для учащихся МКОУ Эминхюрской СОШ им А Г Саидова на основе анализа результатов анкетирования 8-11 классов.

Мониторинг интернет пространства показал, что у многих передовых российских школ уже есть подобные патриотические программы.

Основа программы «Патриот » - это высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Цель программы: способствовать формированию глубоких патриотических чувств к своему Отечеству  с младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Ученики начальных классов должны знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации;

  2. У учащихся 1-11 классов должен сформироваться навык правильного прослушивания государственного гимна России;

  3. Ученики начальных классов должны знать государственную символику (флаг, герб) России;

  4. Ученики начальных классов должны знать фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации;

  5. Учащиеся 1-11 классов должны знать такие понятия, как «патриот», «антипатриот», «Родина», «Отечество», «держава», «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»;

  6. Ученики с начальных классов должны знать такие важные даты, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года, 12 апреля 1961 года и др.;

  7. Ученики 9-11 классов должны наизусть знать устав школы.

Примерный план реализации программы:

  1. 2022-2023 учебный год. Каждый понедельник линейка начинается с исполнения гимна РФ и подъема флагов РФ и РД .каждая суббота спуск государственных флагов РФ И РД.

  2. 2022-2023 учебный год. Важные для страны даты начинать с государственного гимна России.

  3. В каждом учебном кабинете разместить флаги/плакаты с флагом России.

  4. Ноябрь – декабрь.  Мастер-классы в начальных классах на тему «Как правильно слушать гимн России».

  5. Январь – февраль. Классные часы в 1-11 классах по теме:

«Патриотизм = любовь + гордость + забота».

  1. Январь. Конкурс на лучшее исполнение гимна России среди учащихся начальных классов.

 

  1. Февраль. Конкурс рисунков символики (флаг, герб) России.

  2.  Март. Просмотр серии патриотических фильмов Станислава Шуберта (талантливый молодой сценарист, режиссёр российских патриотических и антифашистских фильмов) - для 5-11 классов (http://www.patriot-nsk.narod.ru).

  3. Апрель. Классные часы в 5-11 классах по теме «Я – здоровый гражданин» (о последствиях курения).

  4.  Май. Конкурс на лучшее исполнение военных песен среди учащихся (1-11классы).

  5. Май. Классный час для 9-11 классов ( 9 Мая. Победить любой ценой!»









































4.Заключение

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед нашими педагогами – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. 

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. 
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему жилищу,  к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

В начале нашего доклада мы выдвинули следующую гипотезу - чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по вопросам патриотического воспитания, Конституционные законы РФ и зарубежный опыт в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 8-11 классов МКОУ Эминхюрской СОШ им А Г Саидова.


Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького гражданина большого патриота.

Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нам есть чем гордиться! Согласно проведенным исследованиям почти две трети(64%) респондентов от 10 до 18лет заявили. Что считают себя патриотами России- это говорит о гордости Российской Армией и выдающимися людьми нашей страны. В настоящее время я учусь в Эминхюрской средней школе. Она названа в честь воина интернационалиста Саидова Абдула Гюльмагомедовича. отдавшего свой служебный долг Родине. Он мой родственник. и я очень горжусь им . Его пример мужественного служения Родине для меня очень многое значит- вдохновляет многих на совершении подвигов. В нашем селении живут многие известные люди. которые прославляли не только нашу малую Родину . но и большую нашу Родину Россию. Наши земляки участвуют в спецоперации в СВО на Украине. Это настоящие патриоты. Отдающие свой служебный долг нашей Родине России. Я очень горжусь ими,

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а   пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей. Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

     На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней». Я надеюсь, что наше поколение будет любить свой родной край. его чудесную природу. щедрых и трудолюбивых людей. которые живут в стране с красивейшим названием Россия,

Имя Александр в переводе с греческого означает «Защитник людей». Возможно, это как-то повлияло на выбор данной темы, и, может быть, в будущем у меня получится прославить свою страну спортивными или профессиональными победами. Но пока я только учусь в школе, и моя цель - прославить своё село и свой район.

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм.

Библиографический список,

1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006.  №6

2) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

2) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

4) Коровина В. Я. Пушкин в школе. М., «Просвещение», 1978. 303с

5) Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.

6 Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.

7) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.

8) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с.

9) Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.

10) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005. – 736 с.


































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!