СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Создание условий для успешной социализации слепого ребенка в условиях школы-интерната"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается о социализации обучающихся в школе-интернате.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание условий для успешной социализации слепого ребенка в условиях школы-интерната"»

«Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связей между семьей и социальным педагогом»



Социализация – это процесс, в котором индивид проникает в социальную среду, поглощает через себя социальные влияния и входит в систему социальных связей. Это двусторонний процесс: с одной стороны, происходит усвоение социального опыта ребенком через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Как известно, семья – это самая первая ступень бытия человека. То, что ребёнок приобретает в семье, во многом определяет то, как складывается последующая жизнь человека, поскольку именно в ней закладываются основы личности, характера, социализации детей и подростков. Несомненно, в любой семье «воспитание ребенка происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности». Поэтому для успешной социализации детей и подростков родителям важно обеспечивать ряд психолого-педагогических условий.

Следует отметить, что в процессе общения с близкими у ребёнка с первых дней жизни формируется структура личности. И, бесспорно, ключевую роль играет авторитет родителей, ведь все воспитательные воздействия нацелены на выработку у детей и подростков привычки вести себя социально приемлемым образом и оценивать свои поступки и ситуации с позиций нравственного поведения. Стиль воспитания и семейные традиции определяют характер взаимоотношений детей с родителями в семье .

Но бывает и такое, что у ребёнка в семье не складываются отношения с родителями. Это может происходить по самым разным причинам, в том числе, и вследствие педагогической некомпетентности. Может так случиться, что родители, находясь «в отчаянии из-за каких-либо проблем (безработицы, нищеты и других), бросают детей на произвол судьбы. В таких случаях ребенок испытывает трудности социализации, впитывая нормы и понятия той среды, в которой он вынужден был оказаться . В этом случае профессиональная помощь педагогов и психологов может оказаться очень своевременной. Несомненно, право определять стиль взаимоотношений, методы воспитания остаются за родителями, однако социальный педагог, «зная характерные особенности конкретных детско‐родительских отношений, сможет оказать содействие в установлении более приемлемых взаимоотношений между детьми и родителями».

Поэтому социальный педагог должен знакомиться с семьями вновь прибывших обучающихся.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи, для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося от развития, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Существуют определенные методы изучения семей: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, диагностика, деловые игры, анализ детских рассказов и рисунков.

Различаются пять типов семей.

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений:

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи, с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции. Что, безусловно, требует внимание педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. 

В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с этими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи с аморальным поведением. 

Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Острейшими проблемами современной семьи являются разводы, нестабильные, конфликтные семьи. Если семья распадается, то любой ребенок это болезненно переживает. У него может быть нервный срыв или психологическое расстройство. Многое здесь зависит от родителей, от их чуткости, такта, понимания. Ни в коем случае нельзя ограничивать для ребёнка общение с отцом или матерью. Это очень сильно влияет на личность ребёнка. Если ребёнок не видит того или иного родителя, то он теряет уверенность в том, что его любят, также может снизиться его самооценка. Все это крайне негативно влияет на его личность.

Важно также не оставлять ребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть свои способности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал, что он не один, что он нужен. Защитником прав ребенка выступает в таких случаях социальный педагог.

Упор делается на психолого-педагогическое просвещение родителей, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. В школе работает Консультационный пункт по проблемным вопросам воспитания детей. В рамках работы этого пункта проводятся лекции для родителей, индивидуальные и групповые консультации, тестирование и анкетирование.

Наиболее предпочитаемыми формами социализации  являются те, которые имеют непосредственное отношение к традициям русского народа: коллективные, групповые, индивидуальные (по отношению к объектам воспитания), информационные, действенно-практические и синтетические (по характеру воздействия). Среди информационных форм должны преобладать беседа, рассказ, конференция, диспут, встречи с интересными людьми, наблюдение за поведением окружающих людей, осмысление опыта поведения, положительный пример. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Социализация детей и подростков идёт во взаимодействии с различными группами, организациями, где особое место занимает школа. Школьный период охватывает три возрастных этапа: младший школьник возраст (6-10 лет), младший подростковый (11-14 лет), старший подростковый (15-17 лет). Это налагает на школу большую ответственность, поскольку в процессе социализации детей и подростков в течение целого десятилетия она выступает как важнейший образовательно-воспитательный институт, разделяя эту ответственность с семьёй. Поэтому в процессе взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии детей и подростков, их ценностных ориентаций, творческого потенциала и других важных составляющих структуры личности .

Социальный педагог использует следующие направления и формы взаимодействия семьи и школы:

- Изучение условий семейного воспитания.

- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

- Психолого-педагогическое просвещение родителей.

- Взаимодействие с родительским комитетом.

- Совместная деятельность родителей и учащихся (праздники, концерты и т.д.).

Ежегодно создается в школе комиссия по изучению условий проживания детей, взятых под опеку и находящихся на внутришкольном учете.

Реализация системы взаимодействия семьи и школы проходит через тематические собрания по классам, консультативную работу, работу с семьями учащихся, состоящими на внутришкольном контроле, привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек. Основные формы работы с родителями, которые использует социальный педагог: лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследование.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, школа нацелена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Школа является центром социализации и профориентации детей с ОВЗ. Социальный педагог является связующим звеном между обучающимися и различными организациями. Он взаимодействует с колледжем, техникумом, находящимися в нашем городе, отслеживает детей-выпускников школы-интерната, поступивших в эти учебные заведения.

Работа социального педагога в этом направлении заключается в том, чтобы провести целый комплекс мероприятий. В первую очередь, это выполнение диагностических мероприятий. В школе-интернате в начале года с учениками проводятся тесты и анкеты по профориентации, в которых раскрываются их личные предпочтения.

Одним из основных направлений в работе социального педагога является развитие у детей способности выбирать профессиональную область, оптимальную с учетом личностных характеристик и требований рынка труда, поскольку профессиональные намерения значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья не соответствуют их возможностям.

Важной частью работы социального педагога является также работа с родителями. Профессиональная ориентация родителей осуществляется в различных формах, таких как родительские собрания, семинары и лекции. Более ощутимые результаты профориентационная работа приносит только в том случае, если создаются условия для взаимодействия детей и родителей. Мы проводим индивидуальные беседы, консультации с родителями по вопросам поступления детей в учебные заведения и дальнейшего их трудоустройства. Проводим анкетирование родителей на темы: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Стили и методы воспитания ребенка в семье».

Помогая социализации детей и подростков, школа ни в коем случае не должна подменять влияние семьи, а, напротив, содействовать её укреплению. Так, навыки и привычки правильного поведения, которые дети и подростки получают в школе, необходимо закреплять в семье, и наоборот. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество семьи и педагогов. Можно с уверенностью сказать, что роли семьи и школы в социализации детей и подростков во все времена были тесно связаны и неразрывны, являясь необходимой частью социализации детей и подростков.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!