СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Тема: Портфолио

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио учителя

 

В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателем). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель, Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.

Титульный лист

Оглавление по разделам:

Общие сведения об учителе

Результаты педагогической деятельности

Научно-методическая деятельность

Внеурочная деятельность

Учебно-материальная база

Просмотр содержимого документа
«Доклад Тема: Портфолио»

ГКОУ «Новобрянская Специальная (Коррекционная) Образовательная

Школа – Интернат VIII вида»








Доклад

Тема: Портфолио







Разработано преподавателями:

Сокольникова С.И.




















с. Новая Брянь

2014г.

Портфолио учителя


В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателем). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель, Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.

Титульный лист

Оглавление по разделам:

Общие сведения об учителе

Результаты педагогической деятельности

Научно-методическая деятельность

Внеурочная деятельность

Учебно-материальная база

I. Общие сведения об учителе

(отражает достижения учителя в различных областях)

Личные данные (форма)

Копия диплома о высшем образовании

Копия удостоверений о повышении квалификации

Копии наградных материалов

Копии грамот

II. Результаты педагогической деятельности

(динамика результатов педагогической деятельности) Материалы с результатами освоения детьми образовательных программ.

Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (контрольные срезы знаний, результаты диагностик)

Списки участников и победителей предметных олимпиад и конкурсов.

III. Научно-методическая деятельность

(свидетельства профессионализма педагогов)

Материалы, в которых обосновывается выбор программы и УМ К, Описок учебно-методического обеспечения.

Перечень проведённых мастер-классов, семинаров, «круглых столов». Информация об участии в методических и предметных неделях. Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах. Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах. Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме. Перечень публикаций.





IV.Внеурочная деятельность

Программы кружков. Перечень творческих работ детей. Сценарии внеклассных мероприятий. Отчёты о проведённых внеклассных мероприятиях с фотографиями.

Перечень оборудования кабинета. Перечень наглядных пособий. Перечень дидактических игр.

Описание (фото) самостоятельно разработанных дидактических игр.

Вполне возможно, портфолио учителя может рассматриваться как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

учитель ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с окружным методическим центром, вузами и другими учреждениями; использует на уроках различные методы и формы работы; учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности; знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;

познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т.п;

постоянно проводится внеклассная работа по предмету;

учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.

При экспертизе портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них аттестуемого.

При проведении экспертизы необходимо определить, использованы ли результаты работы учителя в деятельности ОУ, на уровне округа, города. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, округа и города. По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого.

Оценка рефлексии с помощью порфолио

Важное место в деятельности каждого педагога занимает рефлексия, умение обдумывать собственный опыт. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы. Правильно построенная работа с портфолио не только фиксирует достигнутые педагогом результаты, но и поддерживает учителей в их продвижении вперед.

Цель эффективного педагогического образования — подготовить мыслящего учителя, причем мыслящего не только над тем, как действовать, но и над тем, как и почем) мы действовали до сих пор в той или иной ситуации.

А значит, педагоги должны научиться не только осуществлять процесс обучения, но анализировать его, чтобы на основе этого анализа совершенствовать свое педагогическое мастерство.

В ходе этого анализа они должны учитывать собственные индивидуальные особенности, уровень профессионализма и перспективы дальнейшего роста. Дональд Шон писал, что рефлексия есть процесс в первую очередь активный. Учитель, постоянно анализирующий свой опыт, не спешит следовать готовым рецептам учебника, но в каждой новой ситуации принимает взвешенное, продуманное решение, опираясь при этом на весь свой предыдущий опыт. В профессии учителя не бывает раз и навсегда установленных стандартов. Обучение — двусторонний динамичный процесс, в котором и ученики, и учителя строят свой завтраш­ний урок на знаниях, вынесенных из урока сегодняшнего.

С термином «рефлексия», однако, связана проблема: видимо, это одно из тех неуловимых и плохо поддающихся количественному измерению понятий, которые неизменно обрастают множеством трактовок. Рефлексию легко узнать, но трудно описать, поэтому все ее определения грешат некоторой расплывчатостью.

Пересмотреть привычные взгляды на обучение — непростая задача для: учителей. Тут нужны навыки критического и аналитического мышления. Важен и педагогический опыт, который позволяет учителям обдумывать результаты применения теоретических знаний в реальном учебном процессе, размышлять над тем, в какой мере им удалось воплотить сбои намерения в жизнь и как полученный ими опыт способствовал их личному и профессиональному росту.

Перед администрацией школы стоит вопрос: как оценить прогресс педагога? Ведь формирование навыка рефлексии, необходимого настоящему профессионалу, — долгий и эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:

соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию:

полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;

положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;

оценка работы;

другие вопросы по усмотрению рецензента.

Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого- на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов;

Презентация портфолио;

Ответ на вопросы по существу представленных документов;

Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу;

Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов;

Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы;

Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.

Презентация (от лат. presentatio — представление, предъявление) — официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма аттестационного испытания, в ходе которого аттестуемый учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результаты педагогической деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно- методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио аттестуемому учителю отводится 25-30 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация — это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации — в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени (три года, межаттестационный период).

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям: -соответствие презентации содержанию портфолио;

выделение основных результатов деятельности педагога;

качество изложения материала.

Членами экспертной группы (участниками семинара, «круглого стола») задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5-7 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию аттестуемого. Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необ­ходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы проводится на закрытом заседании без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.




Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

постепенный процесс, связанный с развитием личности; квалификационной категории, присваемовой педагогу в процессе аттестации, тут явно недостаточно. Кроме того, согласно данным многих исследований, введение промежуточной оценки повышает
мотивацию и в конечном итоге - результативность работы.

Идея использования портфолио для педагогов, все чаще реализуется в школах.

Пример «Портфолио для учителя» см. в Приложении.

По каким показателям можно судить об эффективности урока

Оценивание — это система для выяснения, является ли данный процесс (деятельность ученика, проведенный урок/проект) результативным и достигаются ли поставленные цели достаточно своевременно, и эффективно. Это продолжительный процесс, который
начинается на стадии планирования и. в сущности, никогда не завершается, поскольку анализ уже проведенного урока дает старт планированию следующего. Оценивание, проводимое для улучшения или изменения в ходе самого процесса (даже на этапе планирования), называется формативной (промежуточной) оценкой. Этот тип оценивания позволяет проследить прогресс, развитие или любые изменения в процессе.

Проводить оценивание разносторонних и многогранных критериев по трех- или пятибалльной шкале просто невозможно, результаты будут поверхностны, они не побуждают оцениваемого субъекта к анализу произведенной работы. Наряду с количественной оценкой необходима качественная оценка, которая позволяет прослеживать достигнутое и уделять больше внимания процессу обучения и его результатам. Когда оценивание основывается на конечных результатах и исходах, в литературе оно называется суммарной оценкой (Weiss, 1972). Для получения суммарной оценки обязательно используются результаты промежуточной, а также рекомендуется проводить дополнительные замеры (интервью, тесты и т.д.) для выявления конечного результата.
Промежуточное оценивание ведет к улучшению оцениваемого процесса, тогда как заключительное оценивание позволяет принять решение о прекращении или продолжении данного процесса и помогает выстраивать последующие попытки в зависимости от полученных результатов.
В отношении урока можно оценивать:

содержание (насколько содержание отвечает уровню подготовки, потребностям участников, а также насколько глубоко разработана тема);

реализацию (насколько выбранные методы и стратегии соответствуют целям и содержанию обучения); результаты (в какой степени оправдались ожидания, каковы непредвиденные результаты и как они повлияли на ход обучения).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!