СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Взаимодействие родителей и ДОО по приобщению дошкольников к литературному наследию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей ДОО и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводника между ребенком и печатным – художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Взаимодействие родителей и ДОО по приобщению дошкольников к литературному наследию"»

Отдел образования администрации Петровского района города Донецка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад комбинированного типа № 175 города Донецка»


















ДОКЛАД

«Взаимодействие родителей в ДОО по приобщению дошкольников к литературному наследию»





Подготовила:

воспитатель:

Захарчич Н.И.











Донецк - 2024



Взаимодействие родителей и ДОО по приобщению дошкольников к литературному наследию


Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного чтения с детьми. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей ДОО и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводника между ребенком и печатным – художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематически, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя. В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:

  • знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;

  • расширять их представления о детской литературе;

  • учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно провести консультацию «Возрастные особенности дошкольника-читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Можно пригласить работников библиотеки или самим провести беседы, круглые столы с родителями на темы «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазииДж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред и польза?». В гpyппe может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и пaпa, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в гpyппe. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в rpyппe «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать, и обсуждать прочитанное.

Если же у кого-то принято семейное чтение, можно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые взрослые книги. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах:

  • Книги не говорят, да правду сказывают.

  • С книгой поведешься – ума наберешься.

  • Хорошая книга – лучший друг.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Рекомендации родителям

  • Только в союзе с родителями возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

  • Как бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

  • Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

  • Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

  • Рассказывайте детям сказки. Даже совсем большие ребята очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

  • Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

  • Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и пaпa проводят не только у телевизора.

  • Есть вещи, которые детям лучше не слышать п не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

  • Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

  • Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

  • Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги.

  • Вместе с ребенком создайте для него библиотеку, чтобы в ней были книги разных жанров.


Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Произведения по теме «Я и моя семья»

  1. «Гуси-лебеди» – русская народная сказка.

  2. А. Барто «Вовка – добрая душа›, «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат».

  3. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

  4. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как пaпa укрощал собачку»

  5. В. Берестов «Король Люлю»

  6. В. Бианки «Аришка – трусишка»

  7. В. Вересаев «Братишка»

  8. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», «Чики брык»

  9. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

  10. В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

  11. Д. Габе «Моя семья»

  12. Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца»

  13. 3. Воскресенская «Секрет»

  14. Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

  15. М. Зощенко «Показательный ребёнок»

  16. М. Дружинина «Девочка наоборот›, «Открытка»

  17. Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

  18. Н. Артюхова «Большая береза»

  19. О. Бундур «Про любовь», «Воскресенье», «Семья», «Пaпy с мамой берегу»

  20. С. Михалков «Недотепа»

  21. C. Прокофьева «Сказка о грубом слове «уходи»

  22. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – русская народная

  23. Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»

  24. Л. Аким «Неумейка», «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»


Произведения no теме «Родина мoя»

  1. А. Барто «На заставе»

  2. А. Леонов «Шаги над планетой»

  3. А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

  4. В. Бороздин «Первый в космосе»

  5. В. Кащенко «Найди созвездие»

  6. В. Медведев «Звездолёт Брунька»

  7. Е. Благинина «Шинель»

  8. К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

  9. К. Чуковский «Федорино гope»

  10. Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

  11. Н. Носов «Незнайка на луне»

  12. П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

  13. С. Алексеев «Первый ночной таран»


Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет

Произведения по теме «Я и мoя семья»

  1. В. Осеева «Просто старушка»

  2. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»

  3. Д. Габе «Моя семья»

  4. Я. Сегель «Как я был мамой»

  5. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»


Произведения по теме «Родина моя»

  1. А. Митяев «Мешок овсянки»

  2. А. Прокофьев «Родина»

  3. А. Твардовский «Рассказ танкиста»

  4. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

  5. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

  6. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

  7. Е. Пермяк «Мамина работа»

  8. 3. Александрова «Дозор», «Родина»

  9. К. Симонов «Сын артиллериста»

  10. M Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

  11. M. Родина «Мамины руки»

  12. М.Ю. Лермонтов «Родина»

  13. O. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

  14. C. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

  15. C. Михалков «Моя улица»


Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет

Произведения по теме «Я и моя семья»

  1. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

  2. А. Раскин «Как пaпa бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

  3. В. Бианки «Аришка – трусишка»

  4. В. Вересаев «Братишка»

  5. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

  6. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

  7. В. Орлов «Кто-то», «Гости›, «Не бойся, бабушка!», «Родня»

  8. В. Осеева «Просто старушка»

  9. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»

  10. Г. Глушнёв «Мама

  11. Д. Габе «Моя семья»

  12. E. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине»

  13. 3. Воскресенская «Секрет»

  14. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни

  15. M. Ветров «Мой пaпa – рыбак»

  16. M. Зощенко «Показательный ребёнок»

  17. H. Измайлова «Джигит»

  18. H. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

  19. C. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»

  20. Ш. Пeppo «Мальчик – с пальчик›

  21. Я. Сегель «Как я был мамой»


Произведения no теме «Родина моя»

  1. А. Барто «Веревочка», «На заставе»

  2. А. Дугилов «Моя улица»

  3. А. Леонов «Шаги над планетой»

  4. А. Митяев «12 апреля — день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»

  5. А. Прокофьев «Родина»

  6. А. Твардовский «Рассказ танкиста»

  7. В. Бороздин «Первый в космосе»

  8. В. Кащенко «Найди созвездие»

  9. В. Медведев «Звездолёт Брунька»

  10. В.Н. Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

  11. E. Благинина «Шинель»

  12. 3. Александрова «Дозор», «Родина»

  13. K. Булычёв «Тайна третьей планеты»

  14. Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

  15. M. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

  16. М.Ю. Лермонтов «Родина»

  17. H. Носов «Незнайка на луне»

  18. O. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»

  19. П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

  20. C. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

  21. C. Михалков «Моя улица»

  22. C. Баруздин «За Родину»

  23. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном гepoe»

  24. IO.A. Гагарин «Вижу землю»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!