СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»»

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

«Любовь к родной природе – драгоценное качество

характера человека, которое взращивается в нем с

ранних лет.  Полюбить природу можно лишь постоянно

общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая

природу, вкладывая свой труд в ее украшение»

(В.А. Сухомлинский).   

Название проекта: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

По доминирующей деятельности проект: познавательно-исследовательский.

По количеству участников: групповой.

По характеру контактов: среди детей одной группы.

Проблема:

Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Программное содержание:

- развитие нравственных качеств личности;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.

Актуальность проекта: экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом городе.

Объект проекта: мир живой и неживой природы.

Предмет проекта: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные, свет, тень, звук, различные материалы, физические явления окружающего мира, свойства веществ.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

- формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения;

- систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

- учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека;

- учить детей правильно взаимодействовать с природой;

- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы;

- развивать ответственное и бережное отношение к домашним и диким животным;

- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах деревни;

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

Время выполнения: длительность проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители разновозрастной группы (5-7 лет) МБДОУ «Бебяевский детский сад №1».

Развивающая предметно-пространственная среда проекта:

  • Центр экспериментирования, здесь находится материал с которым ребенок может самостоятельно заниматься (лабораторная посуда, весы, емкости разного объема и формы; пробки, кусочки кожи, меха, ткани; пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл), резиновые груши; сито, зеркала, вата; подбор занимательных опытов и экспериментов).

  • Центр библиотеки, в котором находятся разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические словесные и настольные игры экологического содержания. Кроме этого для экологического воспитания детей я использую в работе записи со звуками природы, классической музыкой, песнями о природе, голосами разных животных и птиц, рассказами о них, с фильмами и мультфильмами о животных, птицах, растениях и пр.

  • Выставочный центр, где выставляются рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.

  • Уголок природы с особой обстановкой, которая создает благоприятные условия для деятельности в этом уголке, предоставляет детям условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В уголке природы находится уголок для инвентаря по уходу за растениями, карты, схемы, атласы животного и растительного мира, фигурки животных. Так же в уголке природы целесообразно был размещен природный материал, который мы с детьми собирали во время прогулок (камушки, мох, ракушки, веточки, шишки, кора, желуди, сушеные ягоды и пр.). Данные природный материал позволял детям играть, исследовать его, экспериментировать с ним, моделировать природные зоны. Вот такие коробочки мы наполнили с детьми.

  • Оформлены - календарь природы, календарь погоды,  карты – схемы.

  • Был изготовлен макет «Круговорот воды в природе», простой и понятный детям.


  • Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).

  • Подобраны дидактические, подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения.

  • созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.

  • На подоконнике в группе оборудован мини-огород, где мы выращиваем лук и микрозелень.

  • Был изготовлен лэпбук «Экологическое воспитание» и кубики Блума «Красная книга» и «Времена года».


  • Макет «Птицы».

  • Также была изготовлена игра круги Луллия «Сортируем мусор».


Предпологаемый продукт проекта : выставки творческих работ детей, фотовыставки; мероприятия (экологические акции, экологическая сказка, конкурс исследовательских работ); систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Живая и неживая природа»; разработанные рекомендации (консультации) для родителей, подготовленные беседы для детей, разработка дидактического пособия «Экобокс «Спаси планету».

Список литературы:

1.               «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)

2.               Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.

3.               А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.

4.               Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

5.               Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.

6.               Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.

7.               Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической

направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте

человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной

активности;

4. создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

5. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

6. бережное отношение к природе, стремление к правильному

поведению по отношению к миру природы;

7. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать

выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

8. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,

объяснять связи и цепочки в природе.

Содержание проекта:

Подготовительный этап

- составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;

- подбор программно-методического материала по направлению работы;

- совершенствование развивающей среды;

- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;

- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;

- подбор наглядного материала, музыкальных композиций;

- проведение родительского собрания-семинара для включения родителей в проектную деятельность;

- работа с детьми (диагностирование уровня экологически х представлений);

- ситуативные разговоры с детьми об уголке экспериментирования: «Что нужно»? «Что для чего»;

- развешивание кормушек на территории детского сада.

Основной этап

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- вызывать у детей желание помогать объектам природы: растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;

- развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии;

- закреплять знания о животных, птицах, растениях родного края;

- развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.

Проводились познавательные беседы с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные Донского края», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в природе», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа родного края», «Красная книга – сигнал опасности».

Дидактические, словесно-дидактические, настольно-печатные игры: «Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Узнай и назови», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет?», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Назови одним словом», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».

Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях:

Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова; об интересных повадках насекомых книги В. Танасийчука.

Проводились подвижные игры: «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли – Журавли», «У медведя во бору», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка», «Здоровые мы – здоровая природа».

Художественное творчество. Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Летят скворцы», «Мой любимый цветок», «Весна красна», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы», «Весеннее небо».

Лепка: «Корзинка из леса», »Красивая птица», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг», »Цветущая мимоза», «Грибная поляна», «Витаминная корзинка».

Аппликация: «Деревья в лесу», «Одуванчик», «Рыбы в аквариуме», «Мимоза», «Птицы летят», «ваза с вербой».

Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом», «Живая и неживая природа» и другие.

Занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево? », «Рисование песком», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри», «Волшебные стеклышки», «Разноцветные растения».

Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Поймай рыбку за хвостик», «Подснежники», «Дождик», «Пчелки» .

В октябре была организована выставка «Дары природы» (использование природного и бросового материала). В декабре - выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится». В апреле выставка поделок из бросового материала «Вдохни вторую жизнь старым вещам».

С детьми были проведены различные экологические мероприятия: «Растения и животные синоптики», «Леса, луга, поля раскинулись широко», «Наш дом – природа!», «По страницам Красной книги», «Волшебная батарейка», праздник «Синичкин день», викторины «Что? Где? Когда? «Как животные готовятся к зиме?» и «Знатоки природы», Всероссийские уроки «Эколята - молодые защитники земли» по темам: «Как помочь птицам», «Самые-самые», праздник «В гости к Осени».



Во втором полугодии проводились мероприятия: игра «Красная книга Нижегородской области», «День зимующих птиц», «День российской науки», «1 апреля – День птиц», «День земли», «Экология в наших руках», «Для чего нужен воздух и кому», «Из чего состоит почва?», акция «Добрые крышечки».





Также проводились наблюдения, целевые прогулки и экскурсии.



Участвовали с детьми в разных конкурсах.







Воспитанник Лапшинов Макар вместе с папой изготовил скворечник и принял участие в конкурсе «Юный конструктор».


Воспитанница Колосунина Аня приняла участие в XVI городском фестивале исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Я – исследователь» с работой «Выращивание микрозелени и её применение».




К Дню Земли совместно с воспитанниками организовали пункт сбора батареек с целью бережливого отношения в окружающей природе. 
В нашем креативном пункте воспитанники не только могут сдать использованные батарейки, но и узнать, какой вред природе может нанести батарейка, если пренебрегать правилами её утилизации.



По итогам городской экологической акции "День Земли" одержали победу за лучший видеоролик в номинации "Акция в моём детском саду".



Воспитанники нашей группы приняли участие в благотворительной акции «Добрые крышечки». Цель акции: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач, показать,  что привычный «мусор» является нужным ресурсом, крышечки - это стартовая точка к раздельному сбору отходов.


Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. С родителями проводили:

- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

- домашнее задание - участие в выставках, конкурсах, акции «Сдай батарейку – спаси ёжика», «Добрые крышечки»;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- выпуск стенгазет, экологических альбомов, плакатов.

Консультации для родителей:

- «Берегите природу»;

- «Природа в жизни и вашей семье»;

- «Привлекайте детей к труду в природе»;

- «Покормите птиц зимой»;

- папка-передвижка «Знакомство детей с окружающим миром»;

- рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».

В детском саду проводились конкурсы детских рисунков и поделок, привлекая родителей.

В декабре и марте мы пригласили родителей и детей из других групп принять участие в экологических акциях “Сдай батарейку – спаси ёжика”, «Добрые крышечки».⠀



Заключительный этап

- конкурс-выставка детских работ из природного и бросового материалов;

- презентация исследовательских детских работ;

- систематизация литературного и иллюстрированного материал по проекту, оформление подготовленных бесед для детей;

- разработка и оформление дидактического пособия «Экобокс «Спаси планету»;

- разработанные рекомендации (консультации) для родителей;

- анкетирование родителей по проекту: что запомнилось, что нужно изменить в деятельности, как повлиял проект на взаимодействие родителей, детей, воспитателей.

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

 • сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы

Совместными усилиями мы можем сделать мир лучше и сохранить природу для наших будущих поколений!

Одним из итогов нашего проекта стало дидактическое пособие «Экобокс «Спаси планету», которое состоит из нескольких игр: игра о редких и исчезающих видах животного мира «Красная Книга Нижегородской области (животные)», игра «Экологические знаки», дидактические игры «От чего планета радуется и грустит», «Живое – неживое», игра «Мусор разделяй и природе помогай».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!