Долгосрочный познавательно-исследовательский проект
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
«Любовь к родной природе – драгоценное качество
характера человека, которое взращивается в нем с
ранних лет. Полюбить природу можно лишь постоянно
общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая
природу, вкладывая свой труд в ее украшение»
(В.А. Сухомлинский).
Название проекта: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
По доминирующей деятельности проект: познавательно-исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: среди детей одной группы.
Проблема:
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Программное содержание:
- развитие нравственных качеств личности;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.
Актуальность проекта: экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом городе.
Объект проекта: мир живой и неживой природы.
Предмет проекта: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные, свет, тень, звук, различные материалы, физические явления окружающего мира, свойства веществ.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
- формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения;
- систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека;
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы;
- развивать ответственное и бережное отношение к домашним и диким животным;
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах деревни;
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
Время выполнения: длительность проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители разновозрастной группы (5-7 лет) МБДОУ «Бебяевский детский сад №1».
Развивающая предметно-пространственная среда проекта:
Центр экспериментирования, здесь находится материал с которым ребенок может самостоятельно заниматься (лабораторная посуда, весы, емкости разного объема и формы; пробки, кусочки кожи, меха, ткани; пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл), резиновые груши; сито, зеркала, вата; подбор занимательных опытов и экспериментов).
Центр библиотеки, в котором находятся разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические словесные и настольные игры экологического содержания. Кроме этого для экологического воспитания детей я использую в работе записи со звуками природы, классической музыкой, песнями о природе, голосами разных животных и птиц, рассказами о них, с фильмами и мультфильмами о животных, птицах, растениях и пр.
Выставочный центр, где выставляются рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.
Уголок природы с особой обстановкой, которая создает благоприятные условия для деятельности в этом уголке, предоставляет детям условия для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В уголке природы находится уголок для инвентаря по уходу за растениями, карты, схемы, атласы животного и растительного мира, фигурки животных. Так же в уголке природы целесообразно был размещен природный материал, который мы с детьми собирали во время прогулок (камушки, мох, ракушки, веточки, шишки, кора, желуди, сушеные ягоды и пр.). Данные природный материал позволял детям играть, исследовать его, экспериментировать с ним, моделировать природные зоны. Вот такие коробочки мы наполнили с детьми.
Оформлены - календарь природы, календарь погоды, карты – схемы.
Был изготовлен макет «Круговорот воды в природе», простой и понятный детям.
Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
Подобраны дидактические, подобраны подвижные игры и наглядный материал для их проведения.
созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.
На подоконнике в группе оборудован мини-огород, где мы выращиваем лук и микрозелень.
Предпологаемый продукт проекта : выставки творческих работ детей, фотовыставки; мероприятия (экологические акции, экологическая сказка, конкурс исследовательских работ); систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Живая и неживая природа»; разработанные рекомендации (консультации) для родителей, подготовленные беседы для детей, разработка дидактического пособия «Экобокс «Спаси планету».
Список литературы:
1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)
2. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
3. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.
4. Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
5. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2009.-288 с.
6. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.
7. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
Ожидаемые результаты:
1. организация предметно-развивающей среды экологической
направленности;
2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте
человека в ней;
3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной
активности;
4. создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
5. проявление интереса к объектам и явлениям природы.
6. бережное отношение к природе, стремление к правильному
поведению по отношению к миру природы;
7. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
8. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
объяснять связи и цепочки в природе.
Содержание проекта:
Подготовительный этап
- составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;
- подбор программно-методического материала по направлению работы;
- совершенствование развивающей среды;
- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;
- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;
- подбор наглядного материала, музыкальных композиций;
- проведение родительского собрания-семинара для включения родителей в проектную деятельность;
- работа с детьми (диагностирование уровня экологически х представлений);
- ситуативные разговоры с детьми об уголке экспериментирования: «Что нужно»? «Что для чего»;
- развешивание кормушек на территории детского сада.
Основной этап
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- вызывать у детей желание помогать объектам природы: растениям, птицам, насекомым, рыбам, животным, человеку;
- развивать умения видеть проблемные ситуации, описывать их, запечатлевать на фотографии;
- закреплять знания о животных, птицах, растениях родного края;
- развивать умение оценивать (сравнивать) состояние объектов природы.
Проводились познавательные беседы с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные Донского края», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в природе», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа родного края», «Красная книга – сигнал опасности».
Дидактические, словесно-дидактические, настольно-печатные игры: «Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти», «Узнай и назови», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет?», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Назови одним словом», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».
Чтение художественной литературы о мире природы, ее обитателях:
Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова; об интересных повадках насекомых книги В. Танасийчука.
Проводились подвижные игры: «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли – Журавли», «У медведя во бору», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка», «Здоровые мы – здоровая природа».
Художественное творчество. Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Летят скворцы», «Мой любимый цветок», «Весна красна», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы», «Весеннее небо».
Лепка: «Корзинка из леса», »Красивая птица», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг», »Цветущая мимоза», «Грибная поляна», «Витаминная корзинка».
Аппликация: «Деревья в лесу», «Одуванчик», «Рыбы в аквариуме», «Мимоза», «Птицы летят», «ваза с вербой».
Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом», «Живая и неживая природа» и другие.
Занятия по опытно – экспериментальной деятельности: «Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево? », «Рисование песком», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри», «Волшебные стеклышки», «Разноцветные растения».
Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Поймай рыбку за хвостик», «Подснежники», «Дождик», «Пчелки» .
В октябре была организована выставка «Дары природы» (использование природного и бросового материала). В декабре - выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится». В апреле выставка поделок из бросового материала «Вдохни вторую жизнь старым вещам».
С детьми были проведены различные экологические мероприятия: «Растения и животные синоптики», «Леса, луга, поля раскинулись широко», «Наш дом – природа!», «По страницам Красной книги», «Волшебная батарейка», праздник «Синичкин день», викторины «Что? Где? Когда? «Как животные готовятся к зиме?» и «Знатоки природы», Всероссийские уроки «Эколята - молодые защитники земли» по темам: «Как помочь птицам», «Самые-самые», праздник «В гости к Осени».
Во втором полугодии проводились мероприятия: игра «Красная книга Нижегородской области», «День зимующих птиц», «День российской науки», «1 апреля – День птиц», «День земли», «Экология в наших руках», «Для чего нужен воздух и кому», «Из чего состоит почва?», акция «Добрые крышечки».
Также проводились наблюдения, целевые прогулки и экскурсии.
Участвовали с детьми в разных конкурсах.
Воспитанник Лапшинов Макар вместе с папой изготовил скворечник и принял участие в конкурсе «Юный конструктор».
Воспитанница Колосунина Аня приняла участие в XVI городском фестивале исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Я – исследователь» с работой «Выращивание микрозелени и её применение».
К Дню Земли совместно с воспитанниками организовали пункт сбора батареек с целью бережливого отношения в окружающей природе.
В нашем креативном пункте воспитанники не только могут сдать использованные батарейки, но и узнать, какой вред природе может нанести батарейка, если пренебрегать правилами её утилизации.
По итогам городской экологической акции "День Земли" одержали победу за лучший видеоролик в номинации "Акция в моём детском саду".
Воспитанники нашей группы приняли участие в благотворительной акции «Добрые крышечки». Цель акции: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач, показать, что привычный «мусор» является нужным ресурсом, крышечки - это стартовая точка к раздельному сбору отходов.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. С родителями проводили:
- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
- домашнее задание - участие в выставках, конкурсах, акции «Сдай батарейку – спаси ёжика», «Добрые крышечки»;
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
- выпуск стенгазет, экологических альбомов, плакатов.
Консультации для родителей:
- «Берегите природу»;
- «Природа в жизни и вашей семье»;
- «Привлекайте детей к труду в природе»;
- «Покормите птиц зимой»;
- папка-передвижка «Знакомство детей с окружающим миром»;
- рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
В детском саду проводились конкурсы детских рисунков и поделок, привлекая родителей.
В декабре и марте мы пригласили родителей и детей из других групп принять участие в экологических акциях “Сдай батарейку – спаси ёжика”, «Добрые крышечки».⠀
Заключительный этап
- конкурс-выставка детских работ из природного и бросового материалов;
- презентация исследовательских детских работ;
- систематизация литературного и иллюстрированного материал по проекту, оформление подготовленных бесед для детей;
- разработка и оформление дидактического пособия «Экобокс «Спаси планету»;
- разработанные рекомендации (консультации) для родителей;
- анкетирование родителей по проекту: что запомнилось, что нужно изменить в деятельности, как повлиял проект на взаимодействие родителей, детей, воспитателей.
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы
Совместными усилиями мы можем сделать мир лучше и сохранить природу для наших будущих поколений!
Одним из итогов нашего проекта стало дидактическое пособие «Экобокс «Спаси планету», которое состоит из нескольких игр: игра о редких и исчезающих видах животного мира «Красная Книга Нижегородской области (животные)», игра «Экологические знаки», дидактические игры «От чего планета радуется и грустит», «Живое – неживое», игра «Мусор разделяй и природе помогай».