МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« _______________»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ « ____________» города Курска
Протокол №1
от «____» августа 2021 г.
Утверждена
приказом №
от «__» _______ 2021года
Директор __________________
Рассмотрена
на заседании МО учителей эстетики,
технологии и педагогов дополнительного образования
МБОУ « ______________»
Протокол № 1
от «__» _августа__ 2021 года
Руководитель МО
_____________ ________________.
подпись Ф.И.О.
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной
направленности
«Юнармия»
Составитель:
__________________
-Курск-
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
1.1.2. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач в национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей,
определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
1.1.3. Отличительные особенности программы
Программа обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть:
обучающиеся от 7 до 17 лет включительно;
юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;
иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.
Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
1.1.3. Адресат программы
Данная программа предназначена для детей и подростков 7 - 17 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
1.1.4. Срок освоения, уровни и объем программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного года составляет не менее 36 недель. Три часа в неделю , в учебном годе составляет 108 часов.
1.1.5. Формы обучения и виды занятий
Форма обучения – очная
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
1.1.6. Режим занятий
Занятия проводятся согласно норм СанПина 2.4.4.3172-14. Занятия проводятся по группам. Продолжительность учебного часа – 40 минут.
1.1.7 Разделы программы
Основы военной службы и военного дела.
Физическая подготовка (согласно предъявляемым требованиям ОФП и норм ГТО).
Основы военно-исторического образования (познавательные экскурсии, походы, консультации т. д.).
Культурно-эстетические и гражданско- патриотические мероприятия.
1.2. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей
1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план
Разделы, дисциплины | Количество часов |
|
Раздел I. Основы военной службы и военного дела | 29 |
1. Общая тактика. | 3 |
2. Огневая подготовка. | 10 |
3. Общевоинские уставы. | 4 |
4. Строевая подготовка. | 12 |
Раздел II. Физическая подготовка | 10 |
Общая физическая подготовка | 10 |
Раздел III Основы военно-исторического образования | 25 |
1. История России и вооруженных сил РФ. | 18 |
2. Основы правовых знаний | 7 |
Раздел IV Основы оказания первой помощи (ПП) | 31 |
Порядок действия при оказании ПП. Оценка ситуации. Эвакуация пострадавшего. Виды эвакуаций. Осмотр пострадавшего. | 2 |
Оказание первой помощи при переломах, вывихах различных частей тела. | 7 |
Оказание первой помощи при переохлаждении, перегреве. | 7 |
Оказание первой помощи в боевых действиях. | 7 |
Оценка ситуации. Наложение жгута, наложение повязок, обездвиживание пострадавших частей тела. | 8 |
Раздел V/ Основы туризма | 13 |
Туристическое снаряжение. Виды снаряжений. | 2 |
Лекарства необходимые при тех или иных болезнях. | 3 |
Понятие и состав ремонтного набора. Укладка рюкзака и установка (разбор) палаток. | 2 |
Правила безопасности в походе. Источники опасности (снаряжение, движение на маршруте). Дисциплина. Страховка. | 2 |
Костры. Техника безопасности при разведении костров. Виды костров. | 3 |
Итоговое занятие | 1 |
Итого | 108 |
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел I. Основы военной службы и военного дела (29 часов)
1. Общая тактика:
Тема 1.1.1. Основы общевойскового боя.
Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение.
Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия).
Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.
Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении.
Тема 1.1.2. Действия солдата в бою.
Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.
Тема 1.1.3. Ориентирование на местности без карты, с картой
Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.
Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе.
Огневая подготовка(10 ч.)
Тема 1.2.1.Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат.
Теория: История развития отечественного стрелкового оружия.
Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня.
Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель.
Тема 1.2.2.Основы и правила стрельбы.
Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы.
Тема 1.2.3.Техника стрельбы из пневматической винтовки.
Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя).
Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания.
Стрельба по квадрату 10х10 см. на листе белой бумаги.
Задание: попасть в квадрат, найти среднюю точку попадания по пяти пробоинам и научиться определять точку прицеливания.
Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 5 м. Количество выстрелов - 5.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы. По часу на каждое. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов-5.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Цель - мишень N 8. Расстояние до цели 10 м. Количество выстрелов - 10. Время стрельбы неограниченное. Пули "ДЦ", "Диабло". Положение для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол.
Задание: личное первенство взвода.
Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель-мишень N 8. Дистанция до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Время на стрельбу – не ограничено. Пули "ДЦ". Положение для стрельбы - сидя за столом с опорой локтями на стол. Задание: выполнить нормативы юношеского третьего и второго разрядов.
Стрельба по мишени N 8 из положения с колена. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Стрельба по мишени N 8 из положения, стоя без упора. Дистанция-10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов -10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Стрельба по мишени N 8 из положения стоя без упора. Дистанция -10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель - мишень N 8. Расстояние до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных).
Задание: личное первенство взвода.
Стрельба по мишени N 8 из трех положений:
- сидя за столом или лежа с упора;
- с колена;
- стоя.
Задание: личное первенство взвода.
Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения, сидя за столом с опорой локтями на стол.
Тема 1.2.4. Материальная часть автомата Калашникова.
Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
1.3. Общевоинские уставы ( 4ч.)
Тема 1.3.1. Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ.
Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих.
Тема 1.3.2. Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.
Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих.
Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.
Строевая подготовка (12 ч.)
Тема 1.4.1. Строевые приемы и движения без оружия.
Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть".
Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Строевой шаг.
Повороты в движении направо и налево.
Повороты кругом в движении.
Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй.
Тема 1.4.2. Строевые приемы и движения с оружием.
Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов "На ремень", "На грудь", "За спину".
Тема 1.4.3. Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах.
Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, подаваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развернутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем.
Раздел II. Физическая подготовка (10 часов)
2.2. Общая физическая подготовка (ОФП).
Тема 2.2.1 Легкая атлетика
Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания" и в длину с разбега способом "согнув ноги" на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий.
Тема 2.2.2 Кроссовая подготовка
Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.
Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.
Преодоление препятствий на местности бегом, прыжком, наступая, перешагивая. Спрыгивание с препятствий. Марш-бросок 5 км.
Бег по пересеченной местности с изменением направления. Марш-бросок 5 км.
Тема 2.2.3. Спортивные игры
Практика: Баскетбол - штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола; игра в защите, опека игрока; учебная игра.
Футбол - ведение мяча внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления; удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба по летящему мячу; вбрасывание мяча из-за боковой линии с места, учебная игра.
Ручной мяч - повороты на месте; ловля и передача мяча при встречном движении;7-метровый штрафной бросок; выбор позиции вратарем при отражении бросков; учебная игра.
Волейбол (Пионербол) - чередование способов перемещения (лицом, боком, спиной, вперед); передачи мяча над собой, во встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; нижняя прямая подача из-за лицевой линии; прием подачи; учебная игра.
Раздел III. Основы военно-исторического образования (25 часов)
3.1. История Вооружённых сил Российской Федерации(18 ч.)
Тема 3.1.1. Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ
Теория: Эволюция государственных символов РФ.
Тема 3.1.2. Русская слава Русских дружин и ополчений.
Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в.
Дни воинской славы: Ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским.
Тема 3.1.3. Век русской воинской славы.
Теория: Русская армия и флот в XVIII веке.
Дни воинской славы: Полтавская битва, Победа российского флота у Гангута, взятие крепости Измаила, битва у острова Тенди.
Тема 3.1.4. Великий год России.
Теория: Отечественная война 1812 г.
Дни воинской славы: Бородинское сражение.
Тема 3.1.5. Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в.
Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии.
Тема 3.1.6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г. Дни воинской славы. Оренбургская область в годы ВОВ.
Тема 3.1. 7. ВС на современном этапе.
Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.)
Тема 3.1.8. Ордена и медали.
Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ.
Тема 3.1.9. История России, СССР и Российской Федерации.
Теория: Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе.
Тема 3.1.10. Выдающиеся военные деятели.
Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века.
Военные деятели СССР и РФ.
3.2. Основы правовых знаний (7 ч.):
Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины
Теория: Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. Конституция РФ об охране страны. Основы обороны. Значение и характер военной доктрины России. Право и мораль, как регуляторы поведения. Право и мораль в жизни каждого из нас. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Занятие 5. Причины и условия правонарушений.
Тема 3.3.2. Законы об охране общественного порядка и защите Отечества.
Теория: Право и общественный порядок. Об ответственности граждан за общеуголовные преступления. Воинский долг граждан Российской Федерации. Об ответственности граждан за воинские преступления. Выступление перед юнармейцами работников правоохранительных органов.
Тема 3.3.3. Социально-правовая защита военнослужащих.
Теория: Закон РФ о статусе военнослужащих .Общие положения.
Права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Защита чести, достоинства и прав граждан.
3.4. Международное гуманитарное право
Раздел IV . Основы оказания первой помощи ( 31 час)
Теория: Порядок действия при оказании ПП.Оценка ситуации. Эвакуация пострадавшего. Виды эвакуаций.Осмотр пострадавшего. Оказание первой помощи припереломах, вывихах различных частей тела. Оказание первой помощи в боевых действиях. Оценка ситуации. Наложение жгута, наложение повязок, обездвиживание пострадавших частей тела
Практика: Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок и первая медицинская помощь. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца.
Теория: Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Само и взаимопомощь при пищевых отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых.
Практика: Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших.
Назначение, устройство средств медицинской защиты аптечки индивидуальной (АИ), пакета противохимического (ИПП-8, ИПП-9) и пользование ими.
Раздел V Основы туризма (13 часов) Туристическое снаряжение. Виды снаряжений. Лекарства необходимые при тех или иныхболезнях. Понятие и состав ремонтного набора. Укладка рюкзака и установка (разбор) палаток. Правила безопасности в походе. Источники опасности (снаряжение, движение на маршруте). Дисциплина. Страховка. Костры. Техника безопасности при разведении костров. Виды костров.
2.2 Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия
Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме.
Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.
Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности
Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй.
Валеологические условия
В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося.
Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся:
- смена видов деятельности юнармейцев;
- комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях.
2.3. Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.
III. Ожидаемые результаты.
В результате изучения курса, обучающиеся научатся:
- основам военных знаний и воинской дисциплины;
- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;
- использованию традиционных и современных средств ориентирования и навигации, ведению радиосвязи;
- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения с автоматом Калашникова;
- практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия;
- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;
- способам контроля параметров физического состояния;
- приемам психологического контроля и самоконтроля;
- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;
- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;
- строевой подготовке;
основам топографии и геодезии;
- основам картографирования и математическому геомоделированию;
- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;
- методам научных исследований в области истории и географии;
- использованию традиционных и современных средств ориентирования на местности;
- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения со стрелковым оружием;
- практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия;
- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;
- способам контроля параметров физического состояния;
- приемам психологического контроля и самоконтроля;
- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;
- правилам поведения в ситуации террористической угрозы
- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;
- организовывать походный лагерь;
- строевой подготовке.
Формы аттестации
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Текущий контроль |
В течение всего учебного года (в конце раздела) | Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение. | Тестирование Сдача нормативов Открытое занятие Творческая работа |
Итоговая аттестация |
В конце | | |
учебного года (обучения по | Определение результатов обучения. | Творческая работа |
программе) | | |
Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.
Формы аттестации для определения результативности освоения программы творческая работа.
Текущий контроль проводится после изучения каждого раздела и вносится в мониторинговую карту.
Форма проведения: тестирование, сдача нормативов, открытое занятие, семинар.
Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы.
Оценочные материалы
Оценочные материалы текущего контроля, промежуточной/итоговой аттестации разрабатываются на учебный год и являются приложением к дополнительной общеразвивающей программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
портфолио обучающегося;
видео- и фотоматериал с мероприятий;
педагогическое наблюдение
Критерии оценки образовательных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеразвивающей программы в рамках текущего контроля, промежуточной/ итоговой аттестации обучающихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
| Образовательные результаты | | |
Теоретические знания по разделам/темам учебно- тематического плана программы | овладел менее чем ’/ объема знаний, предусмотренных программой | | Наблюдение, тестирование, самостоятель ная работа и др. |
объем усвоенных знаний составляет более | 2 |
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой | овладел менее чем ' предусмотренных умений и навыков | | Наблюдение, тестирование, практическая работа и др. |
объем усвоенных умений и навыков составляет более ’/2 | 2 |
овладел умениями и навыками, предусмотренными программой за | |
| конкретный период | | |
Личностные результаты |
Сформированность активности, организаторских способностей | мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая | 1 | Наблюдение, беседа |
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов | 2 |
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других | |
Сформированность коммуникативных навыков, коллективизма | поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает | 1 | Наблюдение, беседа |
вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией | 2 |
легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией | |
Сформированность ответственности, самостоятельности, дисциплинированности | неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. | 1 | Наблюдение, беседа |
справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя; выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других | 2 |
выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других | |
| Метапредметные результаты | | |
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом | овладел менее чем ’/2 объема задач, предусмотренных программой | | Наблюдение, беседа |
объем усвоенных задач составляет более | 2 |
| демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период | | |
сочетает специальную навыки с бытовыми | 2 |
проявляет творческие способности осознанно и в полном соответствии с их содержанием | |
Планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания | овладел менее чем ’/ объема знаний, предусмотренных программой | 1 | Наблюдение, беседа |
демонстрирует неполное освоение планируемых действий, но более ' | 2 |
освоил план действий в заданных условиях | |
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать и применять полученную информацию Н]ЭН BЫHOЛHeHHH ЗНДНННЙ | знает, но избегает их употреблять в деятельности | 1 | |
демонстрирует неполное освоение заданных параметров, но более | 2 |
освоил план действий в заданных условиях | |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Пособия:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.
9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.
12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
21. . Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
22. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
23. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
24. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 с.
Список литературы для юнармейцев:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО
«Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.