СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Клуб любителей немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы все теснее  экономические, политические и культурные связи со странами мира, в том числе и с Германией. Поэтому становится необходимым диалог культур народов,  где важно уметь оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность.  Но немецкий язык  незаслуженно вытесняется английским языком. Мотивация школьников к изучению немецкого языка выражена слабо, так как дети испытывают трудности в его усвоении.

Программа позволяет работать без перегрузок в классах с детьми разного уровня обучения и интереса к иностранному языку. Она позволяет формировать у обучающихся начальной школы отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь. Программа позволяет расширять лигвистический кругозор младших школьников, обеспечивать их  коммуникативно-психологическую адаптацию к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Она способствует развитию личностных качеств младших школьников: их внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом. Программа позволяет приобщать обучающихся к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Она способствует обучению обучающихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет,  межпредметным символико-графическим репрезентациям знаний, а также учебному сотрудничеству.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Клуб любителей немецкого языка"»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«САФОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»

д. Клинка, Сафоновский район, Смоленская область









Дополнительная образовательная программа

для обучающихся начального звена

«Клуб любителей немецкого языка»







Программу подготовила

преподаватель немецкого языка

Новак Ольга Михайловна





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы все теснее экономические, политические и культурные связи со странами мира, в том числе и с Германией. Поэтому становится необходимым диалог культур народов, где важно уметь оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность. Но немецкий язык незаслуженно вытесняется английским языком. Мотивация школьников к изучению немецкого языка выражена слабо, так как дети испытывают трудности в его усвоении.

Программа позволяет работать без перегрузок в классах с детьми разного уровня обучения и интереса к иностранному языку. Она позволяет формировать у обучающихся начальной школы отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь. Программа позволяет расширять лигвистический кругозор младших школьников, обеспечивать их коммуникативно-психологическую адаптацию к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Она способствует развитию личностных качеств младших школьников: их внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом. Программа позволяет приобщать обучающихся к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Она способствует обучению обучающихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, межпредметным символико-графическим репрезентациям знаний, а также учебному сотрудничеству.

Цель данной программы: популяризация немецкого языка, повышение интереса к его изучению.







Задачи:

  • формирование коммуникативной компетенции в основных видах деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;

  • развитие лингводидактических основ для изучения немецкого языка; 

  • формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространств;

  • приобщение обучающихся к культуре, традициям  страны изучаемого языка;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей  обучающихся.

Рабочая программа предназначена для учащихся начального звена рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год)

Ожидаемые результаты;

Личностные результаты:

  • освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

» использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

•        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

•        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

коммуникативной сфере:


I. Речевая компетенция:


- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;


- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;


II. Языковая компетенция:


- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;


- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.


III. Социокультурная осведомленность:

нание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.


В познавательной сфере:


  • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных слов;

  • умение действовать по образцу при выполнении заданий;

  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:


представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям другого народа через детские стихи и песни; развитие чувства прекрасного; умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

В трудовой сфере:

  • умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;

  • готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;

  • начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.


Содержание предметных тем



Тема

Предметное содержание


Вводный курс (32 часа)

Знакомство учащихся с целями изучения немецкого языка. Страна изучаемого языка – Германия Немецкий алфавит: графика и чтение немецких букв, буквосочетаний. Лексика речевого этикета при знакомстве, при вопросе, при утвердительном и отрицательном ответе; при расспросе о собеседнике. Праздник алфавита.

1.

Основной курс:

Наши новые персонажи учебника. Кто они? Какие они? (6 часов)

Продолжается знакомство с персонажами детских сказок, такими, как барон Мюнхгаузен, Дюймовочка, госпожа Метелица, Золушка и др. Новые друзья из Германии. Переписка с немецкими школьниками. А что же можно получить по почте из Германии?

2.

Я и моя семья (8 часов)

Приветствие. Знакомство. Прощание. Рассказ о себе. Интервью в парах. Семья. Хобби членов семьи. Фотоколлаж. Стихи о семье. Семейный портрет. Игра «Любопытный Буратино». Игра «Жмурки»

3.

Рождественский праздник (7 часов)

Традиции празднования. Атрибуты праздника. Украшаем рождественскую елку. Подарки на Рождество. Поздравление. Рождественские песни.

4.

И что мы только не делаем! (6 часов)

Подготовка к Празднику алфавита: немецкие песни, письма, фотографии. Видеофильм о спорте во 2-м классе. Составление программы концерта и распределение ролей. Письма друзьям из Германии о предстоящем празднике. Участие в инсценировке сказки «Золотой гусь».

5.

Школьные принадлежности. (5 часов)

Начало учебного года.  Сюжетно – ролевая игра «Мы собираемся в школу». Игра «Мы в школе». Игра «Найди школьный предмет». Сюжетно ролевая игра «Покупаем школьные принадлежности». Игра «Угадай слово». Песни, стихи  о школе.

6.

День святого Николауса. (4 часа)

Традиции и атрибуты праздника. Рождественский венок. Рождественский сапожок. Рождественские песни.

В основе построения программы лежат принципы единства, единства преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, проектирования и системности.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

1.        Диалогическая форма
Уметь вести:

•        этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

•        диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); » диалог-побуждение к действию.

2.        Монологическая форма
Уметь пользоваться:

•        основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).

В русле аудирования 

Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построен ные на изученном языковом материале.

В русле чтения 

Читать:

  • вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

  • про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).

В русле письма

Владеть:

  • техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

  • основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.

Языковые средства и навыки пользования ими

•        Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Звукобуквенные соответствия. Основные буквосочетания. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

Фонетическая сторона речи. Все звуки немецкого языка. Нормы произношения звуков немецкого языка (долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Дифтонги. Ударение в изолированном слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложения на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений. Интонация перечисления.

  • Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран. Интернациональные слова (das Kino, die Fabrik). Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-er, -in, -chen, -lein, -tion, -ist); словосложение (das Lehrbuch); конверсия (das Lesen,die Kälte).

  • Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное. Вопросительное предложение с вопросительным словом и без него. Вопросительные слова wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann. Порядок слов в предло жении. Утвердительные и отрицательные предложения. Прос тое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gem.), составным именным сказуемым (Meine Familie ist groß.) и составным глагольным сказуемым (Ich lerne Deutsch sprechen.). Безличные предложения (Es ist kalt. Es schneit). Побудительные предложения (Hilf mir bitte/). Предложения с оборотом Es gibt... .Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами und, aber.

  • Грамматические формы изъявительного наклонения: Präsens, Futur, Präteritum, Perfekt. Слабые и сильные глаго 
    лы. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden. Глагол связка sein. Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen. Неопределённая форма глагола (Infinitiv).

  • Существительные в единственном и множественном числе с определённым/неопределённым и нулевым артиклем. Склонение существительных.

  • Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения.

  • Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein.

  • Наречия времени: heute, oft, nie, schnell и др. Наречия, образующие степени сравнения не по правилам: gut, viel, gern.

  • Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 30).

  • Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor.

Социокультурная осведомленность

В процессе обучения немецкому языку в начальной школе учащиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.

Основные формы занятий:



урок – беседа; урок – игра; урок – творческая мастерская; урок – экскурсия (заочная); музыкальный урок: работа с компьютером.

Требования к уровню подготовки учащихся начального звена, обучающихся по данной программе.



В результате изучения немецкого языка ученик должен

знать/ понимать:

    • немецкий алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки, словарный запас в объёме 200 лексических единиц за первый год обучения;

    • основные правила чтения и орфографии немецкого языка;

    • особенности интонации основных типов предложений;

    • название страны изучаемого языка, столицы, названия крупных городов;

    • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений Германии, имена людей и животных;

    • наизусть рифмованные произведения детского немецкого фольклора;

овладеть:

  • исходным словарным запасом. Его объём – примерно 70 лексических единиц (ЛЕ) в первой части учебника, большая часть которых – устойчивые словосочетания, обороты речи типа „Wie alt bist du?“, „Stimmt´s?“ и другие, и около 130 ЛЕ во второй части учебника. Всего около 200 ЛЕ за первый год обучения;

  • новыми учебными приёмами, например: элементарным переводом с немецкого языка на русский слов, отдельных предложений, а также умением использовать языковую догадку;

      • представлением о некоторых основополагающих языковых правилах, например о порядке слов в немецком простом предложении, о наличии артикля и его употреблении, об особенностях спряжения и т.п., и опираться на них, оформляя свою речь.

учащиеся 2 класса научатся

  • понимать речь учителя по ведению урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов; речь одноклассников, основ­ное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;

  • грамматически оформлять свою речь на элементарном уровне в ходе решения исходных коммуникативных задач, овладевая несколькими основными типами немецкого простого предложения.

  • приветствовать на немецком языке, представлять себя и других; давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнёра;

  • что-то утверждать, сообщать, подтверждать;

  • выражать сомнение, переспрашивать;

  • возражать;

  • запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Woher?“;

  • о чём-то спросить (с помощью повелительных предложений); выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише типа: „Klasse! Toll! Das kling gut!“;

  • соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т.п.;

  • соблюдать речевой этикет при написании письма;

  • вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает) и некоторых других;

  • делать краткие связные сообщения: описывать/характеризовать, говорить комплименты, рассказывать (в том числе о себе).

  • решать следующие коммуникативные задачи при чтении с полным пониманием читаемого (над другими видами чтения работа целенаправленно не ведётся):

а) зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;

б) догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

в) определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу.

  • решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:

а) понимать в целом речь учителя по ведению урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;

б) распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;

в) распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом материале;

г) понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приёмами смыслового распознавания текста и при восприятии на слух.

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;

  • читать вслух текст, построенный на изученном материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

  • читать текст, понимать основное содержание небольших текстов, читать с полным пони­манием, читать по ролям;

  • списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;

  • писать краткое поздравление с опорой на образец.

  • использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при устном общении с носителями языка в доступных младшим

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями немецкого языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения;

  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на немецком языке;

более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.



Учебно-методическое обеспечение.



Баженова, И. С. Deutsch fьr die Anfдnger / . – М., 2000. Варфоломеева, материалы по немецкому языку / . – М., 2005.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: 2010. Добровольская, язык – детям / , . – М., 1991

Гальскова, язык для детей / , . – М., 1996. ,

Живенко Т.Г. Немецкий язык. Внеклассные мероприятия 2-11 кл., Волгоград,2010

Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения, -Глобус, М. 2010

Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения, -Глобус, М. 2010

Немецкий язык. Примерные программы на основе Федерального компонента госуд. образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009 – 46с.

Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: Астрель», 2009. – 380с. – (образование в документах и комментариях).

Обучение иностранному языку в начальных классах: Методические рекомендации для учителей иностранных языков. – Курганский ИМЦ, 2006. – 60 с.

Сборник нормативных документов по иностран. языку, Дрофа– 2007

Сухова Т.П Поурочные планы по учебнику Бим И.Л. 2 класс. - Волгоград, 2009

Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 204 с.

Якимкина, игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/ .- М.:Дрофа, 2007. Яцковская, день! / , . – М., 1994

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



  1. Интернет-ресурсы: Педагогический портал, Фестиваль педагогических идей.

  2. CD диск «Профессор Хиггинс (тренажёр немецкого языка)».

  3. CD диск «Учим немецкий язык».

  4. Компьютер.

  5. Проектор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!