СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа кружка "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа кружка «Шахматы» разработана в соответствии с законом Донецкой Народной Респуб­лики «Об образовании», «О физической культуре и   спорте», Государственными стандар­тами образования, Типового положения об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 19.01.2016 № 8 на основании программы  кружка «Шахматы- в школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа кружка "Шахматы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 8 ИМЕНИ Д.А. РЫБАЛКО ГОРОДА ТОРЕЗА»




Дополнительная образовательная программа кружка

«Шахматы»



Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор Исакова Е.В., учитель начальных классов












Торез

2023



Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа кружка «Шахматы» разработана в соответствии с законом Донецкой Народной Респуб­лики «Об образовании», «О физической культуре и спорте», Государственными стандар­тами образования, Типового положения об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 19.01.2016 № 8 на основании программы кружка «Шахматы- в школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Программа является образовательной, спортивно-интеллектуальной, развивающей, рассчитана на один год. Годовая нагрузка составляет 33 часа. Занятия для учащихся проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Программа кружка «Шахматы» позволяет реализовать требования Государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Актуальность программы. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Программа направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи кружка:
  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные формы и средства обучения:
  • практическая игра.

  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • участие в турнирах и соревнованиях.

Предполагаемый результат

Учащиеся должны знать:
    • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

    • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

    • правила хода и взятия каждой фигуры.

Учащиеся должны уметь:
    • ориентироваться на шахматной доске;

    • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без наруше- ний правил шахматного кодекса;

    • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

    • правильно расставлять фигуры перед игрой;

    • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

    • рокировать;

    • объявлять шах;

    • ставить мат;

    • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Возраст учащихся: 7-11 лет. В группе могут заниматься 15-20 человек.

Предварительной подготовки к занятиям не требуется, в одной группе могут заниматься разновозрастные дети.


Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1.

Раздел 1 Шахматная доска

3

1

2

2.

Раздел 2 Шахматные фигуры

20

10

10

3.

Раздел 3. Шах

2

1

1

4.

Раздел 4. Мат

5

2

3

5.

Раздел 5. Шахматная партия

3

-

3

Всего

33

14

19


Содержание изучаемого курса
  1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диаго- наль, центр.

Дидактические игры и задания
    1. "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шах- матной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

    2. "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

    3. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания
    1. "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фи- гуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

    2. "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны дога- даться, что это за фигура.

    3. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди назы- вают все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

    4. "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

    5. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они по- хожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

    6. "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фи- гуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.


  1. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между гори- зонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания
    1. "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

    2. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

    3. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания
    1. "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    2. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются закол- дованными, недвижимыми).

    3. "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не ста- новясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

    4. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной дос- ки, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фи- гур.

    5. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

    6. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определен- ной клетки шахматной доски.

    7. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтоже- ния, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ста- вить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

    8. "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

    9. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фи- гуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

    10. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

    11. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

    12. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

    13. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

    14. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания
    1. "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    2. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

    3. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    4. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

    5. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

    6. "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

    7. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания
    1. "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.





























Календарно- тематическое планирование работы кружка



п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема занятия

Примечание

План

Факт

Раздел 1 Шахматная доска (3ч)




Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля





Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вер-

тикали





Диагональ. Большие и короткие диагонали


Раздел 2 Шахматные фигуры (20ч)




Белые и черные фигуры





Виды шахматных фигур





Начальное положение





Ладья. Место ладьи в начальном положении





Ход ладьи





Слон. Место слона в начальном положении





Ход слона





Ладья против слона





Ферзь. Место ферзя в начальном положении





Ход ферзя





Ферзь против ладьи и слона





Конь. Место коня в начальном положении





Ход коня





Конь против ферзя, ладьи, слона





Пешка. Место пешки в начальном положении





Ход пешки





Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня





Король. Место короля в начальном положении





Ход короля





Король против других фигур


Раздел 3. Шах (2ч)




Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита

от шаха





Открытый шах. Двойной шах


Раздел 4. Мат (5ч)




Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пеш-

кой.





Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, ко-

нем, пешкой (простые примеры)





Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шах-

матных фигур.





Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей





Рокировка. Длинная и короткая рокировка


Раздел 5. Шахматная партия (3ч )




Игра всеми фигурами из начального положения





Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.





Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала.





Список литературы

  1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  7. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  8. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  9. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  10. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

  11. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

  12. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  13. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

  14. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  15. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

  16. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  17. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

  18. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

  19. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

  20. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

  21. СухинИ. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  22. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  23. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

  24. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  26. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

  28. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

  30. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  31. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

  32. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!