Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
Принята на Педагогическом совете от 29.08.2020 г. протокол № 1 | Утверждена приказом заведующего от 31.08.2020 г. № 82 ОД |
Дополнительная образовательная программа кружка сказкотерапии
«В мире сказок»
на 2020-2021 г.
для детей 5-7 лет
Составитель: Семенова Е.Д., педагог-психолог
Срок реализации – 1год
Абакан 2020
Оглавление
1.Целевой раздел. 3
1.1.Пояснительнаязаписка 3
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4
1.3. Планируемые результаты 5
2.Содержательный раздел 5
2.1.Особенности образовательной деятельности 5
2.2.Учебный план 7
3.Организационный отдел. 11
3.1. Организация занятий. 11
3.2. Материально-техническое обеспечение программы 11
3.3. Методическое обеспечение программы 11
Целевой раздел.
Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок», посредством сказкотерапии, направлена на формирование психологического здоровья, коррекцию эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей 5-7 лет.
Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы по сказкотерапии состоит в том, что сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности ребенка; процесс объективизации проблемных ситуаций; процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это процесс активизации ресурсов, потенциала и развития личности ребенка.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает необходимое материально-техническое обеспечение.
Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через сказки, формирование психологического здоровья и успешной социальной адаптации ребенка в окружающем его мире, развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между детьми и взрослыми, у детей между собой.
Задачи:
Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
Обучать рефлексивным умениям.
Формирование социальной компетентности (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия) посредством сказки, формирование психологического и физического здоровья дошкольников.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
снизить уровень тревожности и агрессивности;
развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);
Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в данной дополнительной общеразвивающей программе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.
Планируемые результаты
Умение снимать физическое и психическое напряжение, увеличение работоспособности, увеличение способности детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества; развитие сенсорно - перцептивной сферы; развитие произвольности поведения;
Умение преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
улучшение и активизация выразительных средств общения; пластики, мимики и речи, обогащение словарного запаса;
Развитие воображения, выработка образного мышления, освобождение от стереотипов и шаблонов;
Умение сбрасывать зажимы, проработка глубоко спрятанных в подсознании страхов, беспокойства, агрессии или чувства вины. Формирование положительного образа своего тела и принятие себя таким, какой он есть. Формирование чувства доброты, ответственности;
Умение детей осознавать свои переживания и чувства и чувства других;
Умение детей осознавать свой внутренний мир;
Содержательный раздел
2.1. Особенности образовательной деятельности
Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
Анкетирование родителей и педагогов.
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:
Приветствие
Мысленная картинка
Игровые приемы
Чтение сказки
Беседа, обсуждение сказки
Прощание.
Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
В программу включены упражнения, приемы, которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
- Ролевые игры
Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).
В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
- В психогимнастических играх у детей формируются:
Принятие своего имени;
Принятие своих качеств характера;
Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
Принятие своих прав и обязанностей.
- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).
- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.
2.2. Учебный план
ОКТЯБРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
1 | Приветствие Игра «На какого персонажа из сказки я похож» Рисование персонажей Беседа, обсуждение озвученных сказок Прощание |
2 | Приветствие Беседа, зачем нужны сказки, притчи, мифы Игра «Пересядьте все те, кто…» Игра «Паровозик» Чтение сказки Беседа, обсуждение сказки Прощание |
3 | Приветствие Мысленная картинка на тему «Настоящий друг» Упражнение «Маша – настоящий друг, потому что…» (Дети по очереди говорят, кто их настоящий друг и почему) Создание браслетов дружбы Прощание |
4 | Приветствие Мысленная картинка на тему «Дружба» Создание сказки про дружбу Беседа «Какие чувства мешают дружить» Прощание |
НОЯБРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
5 | Приветствие Чтение стихотворения про маму Обсуждение стихотворения Игра «Пчелка и цветок» Игра «Зеваки» Упражнение «Ласковое имя» (Дети называют своего соседа справа ласковым именем) |
6 | Приветствие Рассматривание фотографий грустных детей Беседа «Как помочь грустному человеку» Чтение сказки «Царевна Несмеяна» Игра «Царевна Несмеяна» Игра «Веселые обезьянки» Прощание |
7 | Приветствие Пальчиковая игра «Смешные человечки» (в парах) Чтение сказки про маму Беседа, обсуждение сказки Рисуем рисунок «Подари подарок маме» Прощание |
8 | Приветствие Игра «Веселые обезьянки» Составление сказки про маму Релаксация Прощание |
ДЕКАБРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
9 | Приветствие Случаи из жизни и Копилка добрых дел (беседа). Создаем «копилку» добрых дел Этюд «сказочные персонажи» Игра «Море волнуется» Релаксация |
10 | Приветствие Чтение русской народной сказки «Морозко» Беседа и обсуждение сказки Разукрась персонажа сказки Игра «Поводырь» Прощание |
11 | Приветствие Чтение 2го отрывка русской народной сказки «Морозко» Обсуждение сказки Игра «Работа с чувствами» (Дети говорят о чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами) Загадки по сказке «Морозко» Прощание |
12 | Приветствие Дети вспоминают сказку «Морозко» Обсуждение проблемной ситуации по сказке Работа с пословицами Беседа «Волшебство Нового года» Составление Новогодней сказки Прощание |
ЯНВАРЬ
№ занятия | Содержание занятия |
13 | Приветствие Беседа «О добрых и злых» Игра «Ехал Грека» Игра «Запрещенное движение» Игра «Атомы» Прощание |
14 | Приветствие Беседа о страхах Упражнение Страхи в домиках Рисуем бабочку сновидений Игра «Поиграем в сказку» Прощание |
15 | Приветствие Беседа о Знании Игра «Слушай счет» Беседа «Я умею» (дети называют, что они умеют делать; чужие высказывания поддерживаются аплодисментами) Загадки Прощание |
16 | Приветствие Сказка наизнанку Составление сказки по МАК Игра «Делаем выводы» Игра «Тайный смысл» Прощание |
ФЕВРАЛЬ
№ занятия | Содержание занятия |
17 | Приветствие Упражнение «Ласковое имя» (Дети называют свое ласковое имя, как их зовут дома) Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Разыгрывание сказки «Лиса и козел» Игра «Волшебник» Релаксация |
18 | Приветствие Игра «Радио» Наши имена – назвать любимые и нелюбимые имена Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» Беседа и обсуждение сказки Игра «Услышь свое имя» Прощание |
19 | Приветствие Упражнение с картами МАК Игра «Какое слово лишнее» Чтение сказки Беседа, обсуждение сказки Прощание |
20 | Приветствие Игра «Гномики» Игра «Слушаем хлопки» Игра «Урок - перемена» «Рисование себя в школе» (дети выполняют рисунки на эту тему) Прощание |
МАРТ
№ занятия | Содержание занятия |
21 | Приветствие Беседа про весну Игра «Гномики» Игра «Слушаем хлопки» Игра «Урок - перемена» «Рисование весны» Прощание |
22 | Приветствие Игра «Доброе животное» Игра «Испорченный телефон» Игра «Через стекло» Чтение рассказов Н.Носова Обуждение Прощание |
23 | Приветствие Упражнение «Ученик делает» Чтение сказки Беседа, обсуждение сказки Игра «Гномики» Прощание |
24 | Приветствие Упражнение «Любимая игра» (дети выбирают игру, которая им больше всего нравится) Составляем сказку про школу Игра «Урок - перемена» Прощание |
Организационный отдел.
3.1. Организация занятий
Программа рассчитана для детей 5 – 7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю, подгруппами по 6 человек.
Продолжительность занятия с детьми 30 мин.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Методическое обеспечение программы
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.
Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П. Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с
Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.