СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа кружка сказкотерапии «В мире сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа кружка сказкотерапии  «В мире сказок» для детей 5-7 лет.

Составитель: Семенова Е.Д., педагог-психолог

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок», посредством сказкотерапии, направлена на формирование психологического здоровья, коррекцию эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей 5-7 лет.

Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы по сказкотерапии состоит в том, что сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа кружка сказкотерапии «В мире сказок»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»



Принята

на Педагогическом совете

от 29.08.2020 г.

протокол № 1

Утверждена

приказом заведующего

от 31.08.2020 г. № 82 ОД











Дополнительная образовательная программа кружка сказкотерапии

«В мире сказок»

на 2020-2021 г.

для детей 5-7 лет




Составитель: Семенова Е.Д., педагог-психолог

Срок реализации – 1год





















Абакан 2020



Оглавление

1.Целевой раздел. 3

1.1.Пояснительнаязаписка 3

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 4

1.3. Планируемые результаты 5

2.Содержательный раздел 5

2.1.Особенности образовательной деятельности 5

2.2.Учебный план 7

3.Организационный отдел. 11

3.1. Организация занятий. 11

3.2. Материально-техническое обеспечение программы 11

3.3. Методическое обеспечение программы 11





























  1. Целевой раздел.


    1. Пояснительная записка


Направление программы

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок», посредством сказкотерапии, направлена на формирование психологического здоровья, коррекцию эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей 5-7 лет.

Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы по сказкотерапии состоит в том, что сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности ребенка; процесс объективизации проблемных ситуаций; процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это процесс активизации ресурсов, потенциала и развития личности ребенка.

Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает необходимое материально-техническое обеспечение.

Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через сказки, формирование психологического здоровья и успешной социальной адаптации ребенка в окружающем его мире, развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между детьми и взрослыми, у детей между собой.

Задачи:

  1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

  2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

  3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

  4. Обучать рефлексивным умениям.

  5. Формирование социальной компетентности (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия) посредством сказки, формирование психологического и физического здоровья дошкольников.

  6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

  7. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;

  8. развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

  9. воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

  10. побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

  11. снизить уровень тревожности и агрессивности;

  12. развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы


Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в данной дополнительной общеразвивающей программе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.


    1. Планируемые результаты

  • Умение снимать физическое и психическое напряжение, увеличение работоспособности, увеличение способности детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества; развитие сенсорно - перцептивной сферы; развитие произвольности поведения;

  • Умение преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

  • улучшение и активизация выразительных средств общения; пластики, мимики и речи, обогащение словарного запаса;

  • Развитие воображения, выработка образного мышления, освобождение от стереотипов и шаблонов;

  • Умение сбрасывать зажимы, проработка глубоко спрятанных в подсознании страхов, беспокойства, агрессии или чувства вины. Формирование положительного образа своего тела и принятие себя таким, какой он есть. Формирование чувства доброты, ответственности;

  • Умение детей осознавать свои переживания и чувства и чувства других;

  • Умение детей осознавать свой внутренний мир;



  1. Содержательный раздел


2.1. Особенности образовательной деятельности


Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

  1. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».

  2. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).

  3. Анкетирование родителей и педагогов.

  4. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

  5. Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:

  1. Приветствие

  2. Мысленная картинка

  3. Игровые приемы

  4. Чтение сказки

  5. Беседа, обсуждение сказки

  6. Прощание.

Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы, которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

- Ролевые игры

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

- В психогимнастических играх у детей формируются:

  • Принятие своего имени;

  • Принятие своих качеств характера;

  • Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

  • Принятие своих прав и обязанностей.

- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).

- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.


2.2. Учебный план


ОКТЯБРЬ


занятия

Содержание занятия

1

Приветствие

Игра «На какого персонажа из сказки я похож»

Рисование персонажей

Беседа, обсуждение озвученных сказок

Прощание

2

Приветствие

Беседа, зачем нужны сказки, притчи, мифы

Игра «Пересядьте все те, кто…»

Игра «Паровозик»

Чтение сказки

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

3

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Настоящий друг»

Упражнение «Маша – настоящий друг, потому что…» (Дети по очереди говорят, кто их настоящий друг и почему)

Создание браслетов дружбы

Прощание

4

Приветствие

Мысленная картинка на тему «Дружба»

Создание сказки про дружбу

Беседа «Какие чувства мешают дружить»

Прощание


НОЯБРЬ


занятия

Содержание занятия

5

Приветствие

Чтение стихотворения про маму

Обсуждение стихотворения

Игра «Пчелка и цветок»

Игра «Зеваки»

Упражнение «Ласковое имя» (Дети называют своего соседа справа ласковым именем)

6

Приветствие

Рассматривание фотографий грустных детей

Беседа «Как помочь грустному человеку»

Чтение сказки «Царевна Несмеяна»

Игра «Царевна Несмеяна»

Игра «Веселые обезьянки»

Прощание

7

Приветствие

Пальчиковая игра «Смешные человечки» (в парах)

Чтение сказки про маму

Беседа, обсуждение сказки

Рисуем рисунок «Подари подарок маме»

Прощание

8

Приветствие

Игра «Веселые обезьянки»

Составление сказки про маму

Релаксация

Прощание


ДЕКАБРЬ


занятия

Содержание занятия

9

Приветствие

Случаи из жизни и Копилка добрых дел (беседа).

Создаем «копилку» добрых дел

Этюд «сказочные персонажи»

Игра «Море волнуется»

Релаксация

10

Приветствие

Чтение русской народной сказки «Морозко»

Беседа и обсуждение сказки

Разукрась персонажа сказки

Игра «Поводырь»

Прощание

11

Приветствие

Чтение 2го отрывка русской народной сказки «Морозко»

Обсуждение сказки

Игра «Работа с чувствами» (Дети говорят о чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами)

Загадки по сказке «Морозко»

Прощание

12

Приветствие

Дети вспоминают сказку «Морозко»

Обсуждение проблемной ситуации по сказке

Работа с пословицами

Беседа «Волшебство Нового года»

Составление Новогодней сказки

Прощание


ЯНВАРЬ


занятия

Содержание занятия

13

Приветствие

Беседа «О добрых и злых»

Игра «Ехал Грека»

Игра «Запрещенное движение»

Игра «Атомы»

Прощание

14

Приветствие

Беседа о страхах

Упражнение Страхи в домиках

Рисуем бабочку сновидений

Игра «Поиграем в сказку»

Прощание

15

Приветствие

Беседа о Знании

Игра «Слушай счет»

Беседа «Я умею» (дети называют, что они умеют делать; чужие высказывания поддерживаются аплодисментами)

Загадки

Прощание

16

Приветствие

Сказка наизнанку

Составление сказки по МАК

Игра «Делаем выводы»

Игра «Тайный смысл»

Прощание


ФЕВРАЛЬ

занятия

Содержание занятия

17

Приветствие

Упражнение «Ласковое имя» (Дети называют свое ласковое имя, как их зовут дома)

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

Разыгрывание сказки «Лиса и козел»

Игра «Волшебник»

Релаксация

18

Приветствие

Игра «Радио»

Наши имена – назвать любимые и нелюбимые имена

Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»

Беседа и обсуждение сказки

Игра «Услышь свое имя»

Прощание

19

Приветствие

Упражнение с картами МАК

Игра «Какое слово лишнее»

Чтение сказки

Беседа, обсуждение сказки

Прощание

20

Приветствие

Игра «Гномики»

Игра «Слушаем хлопки»

Игра «Урок - перемена»

«Рисование себя в школе» (дети выполняют рисунки на эту тему)

Прощание


МАРТ


занятия

Содержание занятия

21

Приветствие

Беседа про весну

Игра «Гномики»

Игра «Слушаем хлопки»

Игра «Урок - перемена»

«Рисование весны»

Прощание

22

Приветствие

Игра «Доброе животное»

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Через стекло»

Чтение рассказов Н.Носова

Обуждение

Прощание

23

Приветствие

Упражнение «Ученик делает»

Чтение сказки

Беседа, обсуждение сказки

Игра «Гномики»

Прощание

24

Приветствие

Упражнение «Любимая игра» (дети выбирают игру, которая им больше всего нравится)

Составляем сказку про школу

Игра «Урок - перемена»

Прощание




  1. Организационный отдел.


3.1. Организация занятий


Программа рассчитана для детей 5 – 7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю, подгруппами по 6 человек.

Продолжительность занятия с детьми 30 мин.

Программа рассчитана на 1 год обучения.


3.2. Материально-техническое обеспечение программы

  • дидактический материал;

  • метафоричесские ассоциативные карты

  • канцелярия

  • книги со сказками


3.3. Методическое обеспечение программы


  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.

  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.

  3. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П. Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.

  5. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.

  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.

  7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.

  8. . Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.

  9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с

  10. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.

  11. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.

  12. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.

  13. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.

  14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!