Областное казенное общеобразовательное учреждение «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена на педагогическом совете протокол №13 от 31.05.2021г. | | Введена в действие приказом по школе № 1-258/1 от 03. 06. 2021 г. директор школы – интерната ______________ Н.В. Сотникова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Мини – футбол»
Возраст обучающихся 14 – 18 лет.
Срок реализации программы 1 год
Автор – составитель:
Новиков С.Ю.
педагог дополнительного образования
г. Льгов, 2021 г.
Содержание программы.
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3.Учебно – тематический план.
4.Содержание изучаемого курса.
5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6.Список литературы.
Пояснительная записка.
Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в мини-футбол. Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Программа решает основные задачи физического воспитания:
укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
развитие основных двигательных качеств.
Материал программы дается в четырех разделах:
1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная подготовка
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта, о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Цель: создание условий для укрепления и сохранения физического здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям мини-футболом, формирования навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции и потребности в физических упражнениях, воспитание спортсменов.
Задачи:
образовательные:
– овладение приемами техники на уровне умений и навыков;
– овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
– овладение основами тактики командных действий;
– повышение общей физической работоспособности;
– совершенствование специальной физической подготовленности;
– расширение объема знаний в вопросах спортивно-этического воспитания, гигиены питания, контроля переутомления, предупреждению травматизма;
развивающие:
– укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;
– развитие и совершенствование физических качеств (быстроты, ловкости и специальной выносливости);
воспитательные:
– воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, потребности в здоровом образе жизни;
– воспитание волевых качеств (преодоление трудностей, как во время игр и соревнований, так и во время тренировочного процесса.
В данную программу заложены следующие принципы:
— Принцип индивидуализации, предполагающий учет личных возможностей и способностей детей и подростков;
— Принцип доступности, последовательности.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов:
- Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, психологической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля. - Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, с целью обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической подготовленности.
- Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного футболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Практическая реализация принципов спортивной подготовки подразумевает применение адекватных средств и методов.
Условия набора и сроки реализации программы.
Возраст детей –подростковый (14-18 лет)
В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
Сроки реализации программы – один год. 2 часа в неделю.
Требования к результатам освоения программы
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе.
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1) об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
2) о физических качествах и правилах их тестирования;
3) основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях мини-футболом и правила его предупреждения;
4) основы судейства игры мини-футбол.
Учащиеся должны уметь:
1) выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2) владеть тактико-техническими приемами мини-футбола;
3) уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
4) организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое.
Учебно – тематический план
№ | Тема урока | Всего часов | Из них | Форма занятий | Методы контроля |
теория | практика |
Техническая подготовка | 9 | | 9 | | |
1 | Различные способы перемещения | 1 | | 1 | Тренировка | Наблюдение и коррекция |
2 | Удары по мячу ногой с места | 1 | | 1 | Объяснение | Тестирование |
3 | Удары по мячу ногой в движении | 1 | | 1 | Тренировка | Диагностика |
4 | Удары по мячу ногой с лета | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
5 | Удары по мячу головой | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
6 | Обработка катящегося мяча | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
7 | Обработка летящего мяча | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
8 | Ведение мяча | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
9 | Обманные движения (финты) | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
Тактическая подготовка | 7 | | 7 | | |
10-11 | Тактика игры в атаке | 2 | | 2 | Объяснение | Анкетирование |
12 | Тактика игры в атаке | 1 | | 1 | Тренировка | Наблюдение |
13-14 | Тактика игры в обороне | 2 | | 2 | Тренировка | Коррекция |
15 | Тактика игры в обороне | 1 | | 1 | Тренировка | коррекция |
16 | Тактика игры вратаря | 1 | | 1 | Объяснение | Коррекция Тестирование |
Общая физическая подготовка | 10 | | 10 | | |
17-18 | Строевые упражнения | 2 | | 2 | Тренировка | Наблюдение |
19 | Упражнения на тренажерах | 1 | | 1 | Круговая тренировка | Тестирование |
20 | Беговые упражнения | 1 | | 1 | тренировка | Коррекция |
21 | Беговые упражнения | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
22 | Упражнения с мячами | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
23 | Упражнения с мячами | 1 | | 1 | Круговая тренировка | Коррекция |
24-25 | Упражнения в парах | 2 | | 2 | тренировка | Коррекция |
26 | Контрольный урок | 1 | | 1 | Соревнование | Зачет |
Специальная физическая подготовка | 9 | | 9 | | |
27-28 | Скоростная подготовка | 2 | | 2 | Тренировка | Тестирование |
29 | Силовая подготовка | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
30 | Скор-сил. подготовка | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
31 | Развитие выносливости | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
32 | Развитие ловкости | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
33 | Борьба за мяч | 1 | | 1 | Тренировка | Коррекция |
34 | Борьба за мяч | 1 | | 1 | тренировка | Коррекция |
35 | Контрольный урок | 1 | | 1 | Соревнование | Зачет |
Соревнования | 4 | | 4 | Соревнование | Соревнование |
| Итого: | 35 | | 35 |
Содержание изучаемого курса
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-7 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Методическая работа:
для организации методической работы необходимо разработать план занятий по темам;
подготовить дидактический материал к новому учебному году, к новому учебному году и в его течении разрабатывать и оформлять методические и наглядные пособия:
использовать методические разработки прошлых лет и совершенствовать их в процессе практического применения;
разнообразить методы проведения занятий, а также использовать теоретические и практические рекомендации методистов и педагогов.
Методы обучения направлены на изучение технических приемов и спортивных, футбольных навыков, приобретение специальных знаний и умений. Обучение технике выполнения различных технических приёмов и формирование тактико- технических навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование). Ознакомление направлено на создание у обучающихся правильного представления о разучиваемом техническом приёме. Для ознакомления необходимо: назвать технический приём, образцово его показать; объяснить технику выполнения и его предназначение; при необходимости показать приём еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения. Разучивание направлено на формирование у обучающихся новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности технических приёмов применяются следующие способы разучивания: «в целом» – если технический приём несложный, доступный для обучающихся или его выполнение по элементам (частям) невозможно; «по частям» – если технический приём сложный и его можно разделить на отдельные элементы; «по разделениям» – если технический приём сложный и его можно выполнить с остановками; «с помощью подготовительных физических упражнений» – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно. После разучивания технический приём выполняется в целом. Тренировка направлена на закрепление у обучающихся двигательных навыков, технических и тактических приёмов совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Формы организации занятий.
Занятия проводятся в форме физической тренировки, теоретической подготовки, восстановительных мероприятий, соревнований, матчевых встреч, сдачи контрольных и контрольно-переводных нормативов, инструкторской и судейской практики, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)
Материально техническое обеспечение
1.Стандартные ворота (футбольные) 2
2.Футбольные ворота 2×5 м 2
3.Футбольные ворота 2×3 м 2
4.Малые ворота 1,2× 0,80м 4
5.Стойки для обводки 12
6. Скакалки 15 На каждого
7. Мячи набивные различной массы 1
8. Мячи футбольные №4 15
9. Мячи футбольные №5 15
10.Отбивные сетки 2
11. Сетки для мячей 2
12.Компрессор для накачивания мячей 1
13. Комплект фишек 1 (50шт.) 5 –ти контрастных цветов
14.Конусы тренировочные 20
15.Тренировочные манишки 30, 2-х контрастных цветов
16.Игровая форма , 2 комплекта двух цветов для команд
Список литературы.
1.Комплексная программа физического воспитания. Изд Просвещение 2008г.
2.М.Г. Каменцер «Спортшкола в школе» М. Физкультура и спорт 1985г.
3.Г.А.Васильков « От игры к спорту» М. Физкультура и спорт. 1990г.
4.С.Н. Андреев Э.Г Алиев мини-футбол в школе ОАО Изд «Советский спорт» 2006г.
11