СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»





Принята Утверждена

педагогическим советом Приказ №107

протокол №2 от «03» 05 2019г.

«03» 05 2019г.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


«ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»


Направленность: техническая

Возраст детей 12-18 лет

Срок реализации - 2 года
















г.п. Белый Яр

2019 г.




Паспорт программы


Название программы

«Графическая грамота»

Направленность программы

Техническая

Вид программы

Общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

2 года, 336 часов

Кол-во часов на учебный год / в неделю


1. Модуль «Графика»: 68ч./4ч. Знакомство с геометрическими построениями, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные обозначения на чертежах, нанесение размеров, уклон и конусность).


2. Модуль «Техническое рисование»: 100ч./4ч. Изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Изучение правил построения сечений и разрезов. Построение наглядных изображений.


3. Модуль «Занимательное черчение»: 68ч./4ч. Способность удивляться - ценнейшая из способностей человека – лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытия и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру.


4. Модуль «Инженерная культура»: 100ч./4ч. Изучение сложного комплекса инженерной инфраструктуры, окружающей современного человека, на основе изучения элементов традиционной графической культуры.


Цель


Формирование навыков технического мышления на основе изучения элементов традиционной графической культуры.


Ожидаемые результаты

освоения программы


Графика, традиционные изображения и технический рисунок – одни из главных составляющих образовательной области технологии. Главным результатом реализации программы является сформированность знания и умения по черчению.  

Освоение навыков черчения способствует выработке положительных личностных качеств: усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. Тренирует зрительный аппарат, развивает пространственное воображение и скорость реагирования на изменение зрительного ряда, что наряду с получением универсальных умений, необходимо в современной жизни: при службе в армии, вождении транспортных средств, при работе на строительстве, в промышленности, быту и т.д.


Краткое содержание

программы


Обязательное изучение тем: объектов графических изображений и их пространственные характеристики; графическое отображение геометрической информации об изделиях; графические изображения и документация, применяемая в разных сферах производства; использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации; элементы конструирования и моделирования изделий; геометрические построения на чертежах.

Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении обучающихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется, главным образом, именно при усвоении знаний и умений на занятиях по изобразительному искусству и черчению.


Возраст обучающихся

12 -18 лет

Количество обучающихся

группы по 10-12 человек

Квалификация педагога

Высшая категория































Пояснительная записка


Модульная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа технической направленности «Графическая грамота» разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ ОТ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3172-14 «Санитрно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р);

  6. Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года;

  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.).




Обоснование для реализации данной программы

Графика составляет мощный пласт современной визуальной культуры человечества, пришедшей к нам из глубин древности. Язык графики нагляден, прост, интернационален. Им пользуется каждый человек при решении своих жизненных и бытовых задач независимо от его национальности и страны проживания.

Графика является общепризнанным средством развития в человеке жизненно необходимых и полезных личностных качеств: зрительной памяти, глазомера, чувства формы и пропорций, логики и воображения, пространственного и проектного мышления, творчества, аккуратности и трудолюбия.

Графическая грамотность и графическая культура традиционно являются неотъемлемыми компонентами профессионального образования. Настоящая программа составлена на основе авторской программы по черчению и графике под общей редакцией А.А.Павловой и Е.И. Корзиновой. Помимо черчения она включает в себя виды графики: проектную, техническую, деловую, архитектурно-строительную, дизайн-графику и другие виды графики, используемые в конструктивно-техническом творчестве - в профессиях данной направленности. Данная программа призвана дать общие знания, которые будут базой для последующего обучения, по таким профессиям как: модельер, дизайнер, архитектор, инженер и др.



Актуальность программы состоит в том, что в современном мире, в мире технологий, самыми востребованными являются специальности технической направленности. Перед учреждениями образования стоит задача осуществления государственного социального заказа на развитие технического творчества, так как в объединениях технической направленности обучающийся приобретает навыки работы с инструментами и материалами, умения конструирования и моделирования, что способствует развитию у него технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. В настоящий момент черчение отсутствует в учебном плане общеобразовательных школ.

Знание основ черчения необходимо в реальной жизни, так  что бы владеть техникой и творчески участвовать в её эксплуатации и, стать квалифицированным рабочим, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа и по его плоским фигурам; знаками и цифрами представлять пространственный объект. Чертежи становятся постоянными спутниками человека в жизни.


Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Графическая грамота» - техническая.


Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан как международный язык общения. Каждый модуль разработан так, что при изучении обучающиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.


Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что графическая деятельность выступает в качестве общеобразовательного и воспитательного средства, как источник знаний, формирования графической грамоты. Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является важнейшим условием дифференцирования пространственных отношений объектов. У обучающихся, как правило, плохо развиты или отсутствуют навыки работы с чертёжными инструментами, не достаточно сформированы практические навыки выполнения и чтения чертежей. Программа раскроет возможность в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении.

Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.


Цель программы – формирование навыков технического мышления на основе изучения элементов традиционной графической культуры.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

Образовательной – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений;

Развивающей – развитие творческих и конструкторских способностей;

Воспитательной – привитие культуры графического труда.


Организационно-педагогические условия

Целевая группа: предлагаемая программа предназначена для школьников (12-18 лет). Программа дополнительного образования «Графическая грамота» рассчитана на 2 года обучения (84 учебные недели) – 168 часов в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза по 2 академических часа (40 минут). Режим занятий составляется в соответствии с СанПИН. Количество обучающихся в группе составляет 10 - 12 человек. Набор детей свободный. Организация деятельности детей на занятии: групповая, коллективная. Основной формой проведения занятий является: практикум, лекция, беседа, исследовательская деятельность. Используемые формы учебных занятий: исследование, практикум, соревнование, обсуждение, защита проектов, презентация.


Содержание программы «Графическая грамота» раскрывается через серию графических заданий, объединённых в четыре тематических модуля:

I модуль «Графика»

Образовательная задача первого модуля – изучение основ графической грамоты, установленными государственными стандартами ЕСКД при решении задач с творческим содержанием.

II модуль «Техническое рисование»

Образовательная задача второго модуля – способствовать овладению графическими методами отображения и чтения информации о трехмерных объектах, процессах.

III модуль «Занимательное черчение»

Образовательная задача третьего модуля – пробудить способность обучающихся удивляться, показать ребенку, что окружающий, столь обычный для него мир наполнен чудесными и удивительными явлениями.

Занимательность, является сильнейшим побудителем познавательного интереса, обостряющим эмоционально-мыслительные процессы, заставляющим пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснение тому или иному явлению в имеющихся знаниях, находить выход из создавшейся ситуации.

IV модуль «Инженерная культура»

Образовательная задача четвертого модуля – знакомство с понятиями инженерной инфраструктуры в доме, в школе, в городе.

Инженерная инфраструктура – наиболее динамично развивающаяся современная сфера, пронизывает всю нашу жизнь: от производства продуктов питания, до организации жилища, комфорта и в информационной сфере. Изучение инженерных объектов: сооружений, линий коммуникации транспортных средств, машин и механизмов, аппаратуры и др. становится жизненно важным.



Планируемые результаты

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, в частности профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):

Личностные результаты:

  • освоение технической культуры как сферы материального выражения общечеловеческих ценностей, представленных в пространственных формах;

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными чертёжными материалами и инструментами;

  • овладение средствами графического изображения;

  • развитие способности наблюдать объективный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его пространственных представлений;

  • воспитание у учащихся самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.


Метапредметные результаты:

  • развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на занятиях черчения;

  • формирование умения применять полученные графические знания в жизненных ситуациях;

  • развитие умения самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами.

  • развитие общего и политехнического образования учащихся.

  • научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, контролировать процесс и результаты деятельности, сносить необходимые коррективы.

  • Адекватно оценивать свои достижения.


Предметные результаты:


1 год обучения



Обучающиеся будут знать:


  • правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • простые геометрические фигуры (треугольники, квадрат, прямоугольники, ромб, трапецию, окружность, параллелограмм);

  • простые геометрические тела (куб, призма, цилиндр, конус, пирамида, шар);

  • приемы формообразования из 2-3 модулей;

  • понятие симметрии и осей симметрии;

  • правила деления окружностей на 3, 4 и 6 частей;

  • знать приемы работы с чертежными инструментами, выполнять простейшие геометрические построения.


Обучающиеся будут уметь:

  • адекватно воспринимать информацию педагога или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на занятиях;

  • в сотрудничестве с педагогом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

  • читать и создавать современное пиктографическое письмо;

  • писать занимательные афиши и объявления к праздникам;

  • оформлять графическую документацию и использовать на практике;

  • анализировать и преобразовывать форму предмета или детали по заданным условиям;

  • решать занимательные задачи;

  • распознавать в окружающих нас предметах и изделиях различные геометрические тела, изготовить модели геометрических тел;

  • рационально использовать чертежные инструменты;

  • пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • строить действия в соответствии с целью;

  • удерживать цель учебной задачи;

  • прослеживать связь между начальным замыслом и результатом;

  • слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

  • оказывать помощь и поддержку;

  • выполнять действия по задуманному плану;

  • анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно при повторном выполнении задания;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2 год обучения



Обучающиеся будут знать:


  • правила оформления графической документации, уметь использовать на практике;

  • алгоритм вычерчивания разверток куба, призмы, цилиндра и конуса;

  • линейную перспективу;

  • алгоритм построения изображений в аксонометрии.

  • основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

  • основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;

  • условности изображения и обозначения резьбы;

  • способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;

  • методы вспомогательных секущих плоскостей.


Обучающиеся будут уметь:


  • видеть геометрические формы в сложных дизайнерских и технических изделиях;

  • выполнять технические рисунки и аксонометрические проекции различных предметов;

  • решать задачи с неоднозначными, парадоксальными и неопределёнными изображениями с точки зрения проекционного черчения;

  • решать задачи с элементами конструирования;

  • выполнять необходимые разрезы;

  • правильно определять необходимое число изображений;

  • выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

  • читать и детализовать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

  • читать несложные строительные чертежи;

  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);

  • знать основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;

  • уметь анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • выполнять и читать необходимые виды, сечения и разрезы, технические рисунки и аксонометрические изображения;

  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.




Планируемый компетентностный результат: обучающийся извлекает информацию, представленную в чертеже (читает чертеж) и представляет визуальную информацию в форме чертежа в соответствии с требованиями ЕСКД.


Отличительной особенностью программы заключается в том, что программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности обучающихся в процессе их графической подготовки: предусматривает знакомство обучающихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений обучающиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.


Методическое обеспечение

Образовательная деятельность осуществляется на основе личностно–ориентированного и системно - деятельностного подходов и основных дидактических принципов:

  • принцип доступности;

  • принцип связи педагогической деятельности с жизнью и практической деятельностью;

  • принцип научности;

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);

  • принцип наглядности;

  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;

  • принцип интеграции.

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы черчения» предполагается использование различных форм и методов обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм работы, работы над чертежами и проектами, и их презентация.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция);

  • наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, иллюстрации, модели);

  • практические (выполнение практических работ, моделирование и конструирование, выполнение графических работ).

Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, графических работ. Занятия строятся на основе межпредметных связей черчения с технологией, геометрией, архитектурой, математикой, дизайном, компьютерной графикой и другими дисциплинами.

В образовательной деятельности используются педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;

  • развивающего обучения;

  • проектного обучения;

  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

Обучение по программе строится на основе деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющего активно взаимодействовать в образовательной деятельности всем учащимся. С этой целью используются следующие интерактивные методы и формы работы:

  • работа в парах,

  • работа в малых группах,

  • метод проектов,

  • «Мозговой штурм»,

  • интерактивная лекция («обучающийся в роли педагога», «каждый учит каждого»).



Основной формой подведения итогов реализации программы являются аттестация.

Важной и необходимой частью освоения программного материала является учет успеваемости обучающихся. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение учебного года в форме контрольного занятия, самостоятельной работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой предусмотрено значительное количество графических работ как основная форма промежуточного контроля освоения каждой темы, позволяющая педагогу контролировать и систематизировать знания обучающихся.

Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, зачет. Используемые методы: тестирование, выполнение практической работы.

Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике.




Содержательно-тематическая структура программы


  1. Учебно-тематический план



п/п

Название модуля / темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика


Модуль 1 «Графика»

1.1

Вводное занятие.

2

2

-

1.2

Графика и человек

6

2

4

1.3

Геометрическое черчение

20

6

14

1.4

Графический дизайн

20

6

14

1.5

Формообразование

20

6

14

ИТОГО:

68

22

46


Модуль 2 «Техническое рисование»

2.1

Наглядные изображения

20

6

14

2.2

От винтовой линии к резьбе

20

6

14

2.3

Старые знакомые: сечения и разрезы

20

6

14

2.4

Деталь точно по размеру?

20

6

14

2.5

Конструкторская смекалка

20

6

14

ИТОГО:

100

30

70

Всего за 1 год обучения:

168

52

116


Модуль 3 «Занимательное черчение»

3.1

Вводное занятие. Черным по белому.

2

2

-

3.2

Замечательные кривые

6

2

4

3.3

Оптические иллюзии

20

6

14

3.4

Знакомые формы и их загадочные проекции

20

6

14

3.5

Логика в черчении

20

6

14

ИТОГО:

68

22

46






Модуль 4 «Инженерная культура»

4.1

Архитектурно – строительная графика

20

6

14

4.2

Рождение сборочного чертежа

20

6

14

4.3

Я строю дом

20

6

14

4.4

Прикладная графика

20

6

14

4.5

Творческая работа

20

4

16

ИТОГО:

100

28

72

Всего за 2 год обучения:

168

50

118


  1. Содержание образовательной программы


Модуль 1. «Графика»

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях. Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях в студии».

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.


Тема 1.2. Графика и человек

Теория: Краткая история графического общения человека. Области применения графики и её виды. Понятие о стандартах и ГОСТ ЕСКД. Линии чертежа. Язык проектной графики и её технологии. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и раз­мерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Практика: Графические работы: «Линии чертежа», «Чертежный шрифт», «Оформление конструкторской документации», «Оформление объявлений различными шрифтами».

Тема 1.3. Геометрическое черчение

Теория: Инструменты, принадлежности, оборудование. Простейшие геометрические образы: вертикальный луч, горизонтальная линия, крест, круг, квадрат, треугольник, звезда пятиугольная, спираль, кольцо, куб. *Их эмоциональное воздействие и символическая значимость. Простейшие геометрические построения. Деление отрезков на равные части и в заданном отношении. Построение углов заданной величины. Деление окружности в заданном отношении. Деление окружности на равные части (две, четыре, восемь, три, шесть, пять) и построение правильных многоугольников. Деление окружности на любое число равных частей. Сопряжения. Общие понятия. Построение касательной к окружности. Скругление углов — прямых, острых и тупых. Построение сопряжения между прямой и окружностью. Построение внешнего, внутреннего смешанного) сопряжений двух окружностей. Примеры использования сопряжений в технике, архитектуре, дизайне. Циркульные и лекальные кривые. Определения. Примеры построения. Кривые в природе, практической жизни и профессиональной деятельности человека.

Практика: Графические способы решения геометрических задач на плоскости.


Тема 1.4. Графический дизайн

Теория: Определение графического дизайна. Сфера дизайн-графики. Понятия товарного знака, логотипа, рекламы, их история, назначениеи примеры. Композиция (определения, понятия, свойства). Симметрия пространственная (зеркальная) и цен тральная. Модуль и пропорции. «Золотое сечение». Повтор и ритм. Контраст. Роль композиции в создании художественных, технических изделий. Анализ различных композиций на примерах образцов логотипов и плакатов. Основные требования, предъявляемые к изготовлению продуктов графического дизайна. Шрифт. Элементы букв. Метрические параметры шрифта. Группы шрифтов и их основные характеристики. Шрифт стандартный чертёжный типа Б (русский и латинский алфавиты). Правила выполнения чертёжного шрифта. Написание.

Практика: Графическая работа по индивидуальным карточкам.


Тема 1.5. Формообразование

Теория: Конструирование форм. Меню простейших плоских и объёмных геометрических образов.

Примеры природных и рукотворных красивых и полезных форм. Формы в технике, архитектуре, дизайне - использование их эргономических, функциональных и эстетических качеств. Макетирование. Моделирование.

Параметры формы и положения.

Нанесение размеров на чертежах предметов в соответствии с правилами ГОСТа ЕСКД. Особенности нанесения размеров на чертежах симметричных предметов, предметов постоянной толщины или не меняющих свою форму по всей длине.

Масштаб чертежа. Определение. Виды масштабов и их величины. Примеры чертежей предметов, выполненных в разных масштабах.

Форматы чертежа; их образование и оформление в соответствии с правилами ГОСТа ЕСКД.

Основная надпись на листе графического документа — стандартная и ученическая.

Практика: Деловая игра «Этот многогранный предметный мир»; «Закрутило, завертело».

По словесному описанию, выполнить модель детали несложной формы из пластилина и проволоки.

Построить чертёж плоской детали, симметричной относительно одной плоскости симметрии. При этом необходимо самостоятельно заполнить основную надпись (ученическую); соблюсти заданный масштаб чертежа; нанести размеры по правилам ГОСТа; все надписи и размерные числа проставить в соответствии с требованиями ГОСТа. Формат А4.


Модуль2. «Техническое рисование»

Тема 2.1. Наглядные изображения

Теория: Проекции и проецирование. Метод проекции. Получение изображений на одну плоскость проекции. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости. Прямоугольная изометрическая проекция.

Практика: Выполнение работы «Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости», « Аксонометрические проекции плоских фигур». Направление осей проекции, нанесение размеров. 


Тема 2.2. От винтовой линии к резьбе

Теория: Винтовая линия Вычерчивание винтовой линии. Винтовая нарезка – резьба. Метрическая и трубная резьба. Левая и правая резьба Резьбовые соединения: болтовое и шпилечное.

Практика: Выполнение чертежей винтовых и резьбовых соединений.


Тема 2.3. Старые знакомые: сечения и разрезы

Теория: Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

 Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соеди­нения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Мест­ные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и  ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Практика: Построение наложенных сечений. Графическая работа (построение сечений). Построение чертежа предмета с применением целесообразных разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). Упражнения на соединение части вида и части разреза.


Тема 2.4. Деталь точно по размеру?

Теория: Рисуешь глаз – смотри на ухо. Не теряй общего взгляда на изображаемый предмет.

Колесо. История колеса в технике. Функции колеса. Конструкции колеса. Изображение колёс на чертеже

Практика: Восстанови залитой тушью эскиз. Решение задач на чтение чертежей, содержащих колёса.


Тема 2.5. Конструкторская смекалка

Теория: Конструирование и моделирование формы по заданным условиям.

Практика: Решение задач по теме. Выполнение доработки конструкций предметов (паяльника, дверной ручки и т.д.) ; конструирование подставок для книг, паяльника; конструирование табличек для огорода, опоры под виноград. Моделирование формы по описанию. Защита творческих работ.



Модуль 3. «Занимательное черчение»

Тема 3.1. Вводное занятие. Черным по белому.

Теория: История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости. Люди разных профессий о чертеже. Материалы, инструменты, приспособления.

Практика: Графические работы:

    1. Чтение современного картинного письма, встречающегося на международных выставках, упаковочной таре различных грузов, вокзалах аэрофлота, на автомобильных дорогах, туристских тропах;

    2. Чтение пиктограмм с характерными изображениями тех видов спорта, которые они изображают;

    3. Создать запрещающий или разрешающий знак по правилам дорожного движения.


Тема 3.2. Замечательные кривые

Теория: Кривые линии бывают плоские и пространственные. Лекальные кривые. Алгебраические кривые могут быть выражены алгебраическими уравнениями. Это - овал, эллипс, парабола, гипербола, циклоида, эвольвента, спираль Архимеда, синусоида. Деление отрезка и окружности на равные части. Сопряжения.

Практика: Графические работы: деление окружности на равные части; построение сопряжений; построение лекальных кривых; построение алгебраических кривых.


Тема 3.3. Оптические иллюзии

Теория: Оптические иллюзии и зависимость восприятия определенного сочетания линий от нашего психологического настроя. Неоднозначные изображения. Парадоксальные изображения. Неопределённые изображения. Фигуры, содержащие кажущиеся изображения.

Практика: Решение занимательных задач на визуальные ассоциации.


Тема 3.4. Знакомые формы и их загадочные проекции

Теория: Геометрические тела и точки на их поверхности. Развёртка. Развёртка как чертёж. Свёртка и раскладка. Симметрия осевая и центровая. Симметрия плоскостная или зеркальная. О предметах имеющих плоские срезы (молоток, конус водосточной трубы, капитель).

Практика: Построение развёртки шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда. Загадочные проекции простых тел Нахождение точек на поверхности тел.


Тема 3.5. Логика в черчении

Теория: Логика и логические задачи.

Практика: Решение логических задач, позволяющих по чертежу определить изображённые предметы, самим изобразить чертежи занимательных фигур.


Модуль 4. «Инженерная культура»

Тема 4.1. Архитектурно – строительная графика

Теория: Общие понятия о конструкциях жилых зданий. Фасад, план и разрез здания — идеи получения и выполнения; чтение простых архитектурно-строительных чертежей жилых зданий.

Особенности архитектурно-строительной графики и её отличия от машиностроительной графики. Условные графические обозначения на чертежах окон, дверей, санитарно-технических устройств и мебели — общее знакомство.

Интерьер жилого помещения: принципы организации и выполнение.

Практика: Вычертить несложный архитектурно-строительный чертёж (план, архитектурный разрез, фасад). Формат А4. Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

Выполнить в эскизной форме план и оформление «развёртки» стен своей комнаты с расстановкой мебели. Формат А4. (Альбом или чертёжная бумага.) Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям. Желательно представить и проектируемое цветовое решение интерьера данной комнаты.


Тема 4.2. Рождение сборочного чертежа

Теория: Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практика: Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталиров­ки сборочного чертежа изделия.


Тема 4.3. Я строю дом

Теория: Строительные чертежи. Отметки (нулевая отметка, со знаком минус, плюс). Масштабы строительных чертежей, размеры. Фасады, планы, разрезы. Условные изображения на строительных чертежах. Оконные и дверные проёмы. Лестничные клетки. Санитарно-техническое оборудование. Обозначение материала в сечениях. Краткие записи учащимися в тетради необходимых сведений, порядка чтения чертежей.

Практика: Формирование умений и навыков чтения строительных чертежей. Рабочий инструктаж по предстоящей работе. Беседа. Практическая работа. Чтение чертежей учащимися.


Тема 4.4. Прикладная графика

Теория: Общие правила выполнения схем. Правила выполнения электрических схем. Правила заполнения перечня элементов схем. Области применения графиков и диаграмм. График, его элементы. Правила выполнения и варианты оформления. Диаграммы. Отличие линейных диаграмм от графиков. Классификация диаграмм: линейные, столбиковые, секторные. Правила выполнения и варианты оформления.

Практика: Вычертить кинематическую принципиальную схему несложного механизма. Заполнить перечень элементов схемы.

Вычертить электрическую принципиальную схему несложного изделия. Заполнить перечень элементов схемы.

Построить графики и различные типы диаграмм по собственным авторским вариантам. Использовать их художественное оформление. Самостоятельная творческая работа.



Тема 4.5. Творческая работа

Теория: Закрепление и обобщение пройденного материала.

Практика: Выполнить творческую работу по выбору (продукт графического дизайна, арт-объект, макет комнаты и тд.). Определение профиля работы. Определение количества работ, разработка плана. Выполнение подготовительных работ. Детализация и обобщение.



Список литературы

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. –  4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2009

  2. Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.

  3. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.

  4. Воротников Е.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

  6. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. 7-9кл.: Рабочая тетрадь № 1. – М.: Владос, 2000

  7. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

  8. Ситдикова, Л Н. Графические кроссворды по черчению //Школа и производство. - 2003. № 8. - С. 72-75

  9. Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.























Приложение 1

Перечень расходных материалов на одного обучающегося


Расходные материалы

Кол-во на 1 обучающегося

1

Учебник «Черчение»

1

2

Тетрадь в клетку формата А4 без полей

1

3

Чертежная бумага плотная нелинованная

 - формат А4


1

4

Миллиметровая бумага

1

5

Калька

1

6

Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный)

1

7

Линейка деревянная 30 см

1

8

Чертежные угольники с углами:

      а) 90, 45, 45 -градусов;

      б) 90, 30, 60 - градусов

по 1

9

Рейсшина

1

10

Транспортир

1

11

Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов

1

12

Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

по 1

13

Ластик для карандаша (мягкий)

1

14

Инструмент для заточки карандаша

1























Приложение 2

Обязательный минимум графических и практических работ


работы

Содержание работы

Примечание

1

Линии чертежа

Формат А4, с выполнением основной надписи


2

Чертеж «плоской детали»

Формат А4, выполнение чертежа в различных масштабах


3

Моделирование по чертежу

Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов


4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

С построением проекций точек, отрезков, граней и пр.


5

Построение третьего вида по двум данным

Формат А4, перечертить два вида детали и построить третий, проставить размеры

6

Чертеж детали

С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений)

7

Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач.



8

Выполнение чертежей предмета в трех видах

С преобразованием формы путем удаления части предмета

9

Эскиз и технический рисунок детали



10

Выполнение эскизов деталей с включением

элементов конструирования



11

Выполнение чертежа предмета (контрольная работа)

По аксонометрической проекции или с натуры


12

Эскизы деталей с выполнением сечений

С натуры или по аксонометрической проекции


13

 Эскиз детали с выполнением необходимого разреза



14


Чертеж детали с применением разреза

По одному или двум видам детали

15

Устное чтение чертежей



16

Эскиз с натуры

С применением необходимых разрезов, сечений

и других условностей и упрощений

17

Чтение резьбового соединения



18

Чтение сборочных чертежей

С выполнением технических рисунков 1 - 2 деталей

19

Деталирование

Выполняются чертежи 1 - 2 несложных деталей


20

Решение творческих задач с элементами конструирования



21

Чтение строительных чертежей


С использованием справочных материалов


22

Выполнение чертежа детали (контрольная работа). По сборочному чертежу





 Примечание: Чертежи выполняются на отдельных листах, упражнения — в тетрадях. Разрешается в необходимых случаях переставлять порядок работ по усмотрению учителя.

Приложение 3


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение


Автор, название

Год издания

Коваленко Л. Н. Черчение с увлечением: Пособие для учащихся общеобраз. школ и школ с архитектурно-художественным и техническим уклонами / Л. В. Коваленко. _ Мн.: «Сэр-Вит»,. – 240 с.

2004

Воротников И. А. Занимательное черчение: кн. для учащихся сред. шк. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,. – 223 с.: ил.

1990

Павлова А.А., Корзинова Е.И.. ТЕХНОЛОГИЯ «Черчение и графика».8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина,

2014




Техническая платформа


Название учебного оборудования

Количество

Столы рабочие на 2 посадочных места


6

Стулья


12

Школьная доска

1

Компьютер

1

Проектор

1

Экран

1













21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!