СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Фолкданс"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью данной программы является формирование танцевальных способностей, развитие национального самосознания, художественно-эстетического вкуса и мышления, развитие яркой индивидуальности исполнителя. Сделать так,  чтобы народно-сценический танец был тесно вплетен в жизнь детей, и в дальнейшем помог бы в выборе их профессии.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Фолкданс"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЗИНО»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ



«Утверждена»

на научно-методическом совете

ЦДТ «Азино» г. Казани

Директор МБУ ДО «ЦДТ «Азино»

«___»______________20___г.

Сунгатуллина Ф.Г.







Дополнительная общеобразовательная программа по народно-сценическому танцу

«Фолкданс»








Возраст обучающихся: 9-17 лет Срок реализации: 5 лет

Автор-составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ФАРХУТДИНОВА Г.Р.




















Казань-2020

Паспорт образовательной программы (ОП)

дополнительного образования детей


Наименование ОП


Сведения об авторе

ФИО: Фархутдинова Гульнара Рустамовна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Азино» Советского района города Казани Республики Татарстан

Должность: педагог дополнительного образования

Аннотация программы

Направленность ОП

Художественная

Возраст обучающихся

9-17 лет

Категория обучающихся

Дети младшего, среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации ОП

5 лет

Год разработки ОП

2017 год

2020 год – внесены изменения и дополнения. Программе присвоен статус – авторский.

Цель ОП

- формирование танцевальных способностей, развитие национального самосознания, художественно-эстетического вкуса и мышления, развитие яркой индивидуальности исполнителя.

Задачи ОП

  • формировать интерес детей к народному танцу;

  • воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

  • дать детям представление о народном танце как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

  • формировать исполнительские навыки в области танца, сценического мастерства;

  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

  • развивать танцевальные, творческие способности учащихся.

Новизна ОП

Отличительной особенность данной программы является то, что основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении родной русской и татарской танцевальной культуры, национальных фольклорных традициях – фундаментальных, преемственных оптимистических, жизнерадостных по своему образно-художественному строю.

Формы занятий

(фронтальные/ указать кол-во детей/индивидуальные)

Фронтальные.

Количество детей в группе 15 человек.

Общее количество детей - 45 чел.

Режим занятий

Продолжительность занятия: 2 часа

Количество занятий в неделю: 2

Ожидаемые результаты

Основным стратегическим результатом освоения программы является реализация ее цели: формирование танцевальных способностей, развитие художественно-эстетического вкуса и мышления учащихся, развитие яркой индивидуальности исполнителя, в конечном итоге - осуществление профессионального самоопределения учащихся в области танцевального искусства. Тактическими результатами выступают полученные знания, умения, навыки учащихся в различных областях народного танца, обозначенных в содержании программы.

Формы подведения итогов реализации ОП

Зачеты для определения теоретического уровня ребенка, открытые уроки и концертные выступления.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Народный танец хранит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнительно, так и зрительно - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Эстетическая культура очень важна при формировании гармоничной личности, при развитии ее мировоззрения, отношения к труду.

Народно-сценический танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Нормативной базой данной программы являются методические разработки Л. Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова Т.К. Барышниковой, А. Климова, Т.Т. Ткаченко, В.Е. Старикова, М.П. Мурашко, Ф.А. Гаскарова, Г.П. Гусева, Т.В. Прутовой, А.Н. Беликовой, а также методические пособия по теории и методике преподавания народно- сценического танца кафедры хореографии КГУКИ.

Основной целью данной программы является формирование танцевальных способностей, развитие национального самосознания, художественно-эстетического вкуса и мышления, развитие яркой индивидуальности исполнителя. Сделать так, чтобы народно-сценический танец был тесно вплетен в жизнь детей, и в дальнейшем помог бы в выборе их профессии.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

Воспитательные:

  • формировать интерес детей к народному танцу;

  • воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;

  • воспитывать творчески-активную личность.


Образовательные:

  • дать детям представление о народном танце как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

  • формировать исполнительские навыки в области танца, сценического мастерства;

  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;


Развивающие:

  • развивать танцевальные, творческие способности учащихся;

  • развивать такие качества личности, как трудолюбие, выносливость, терпение, самоконтроль, самостоятельность и ответственность за результата своей деятельности;

  • развивать гуманное отношение к окружающему миру.


Актуальность.

В настоящее время проблема сохранения и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности стоит достаточно остро. Воспитание развитой личности с высокой нравственной культурой, добротой и любовью, уважением к себе и окружающим, неотделимо от мира культуры. Искусство народного танца близко детям и любимо ими. Танцы развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют радоваться и грустить не оставляя равнодушным никого. Хореография учит детей красоте, развивает выносливость, трудолюбие, формирует осанку и гибкость. На занятиях по народному танцу зажигаются искорки любви и интереса к жизни народа к его истории и культуре. Дети начинают интересоваться своим прошлым, своими истоками и всем тем, что связано с народной культурой.

Время движется вперед, и вместе с ним развивается народно-сценический танец, приобретая все большее значение в жизни общества. Создавая новое, важно опираться на народный опыт, оценивая его современным взглядом. А основными новаторами, хранителями и пропагандистами народного танца становятся наши дети.


Новизна программы.

Обучающая программа рассчитана на 5 лет. Каждый год обучения является тематическим:1ый год обучения: «Русский народный танец» (формы и областные особенности русского танца, в характере русского танца изучаются базовые элементы народно- сценической хореографии).

  • 2ой год обучения: «Татарский народный танец» (формы и областные особенности татарского народного танца)

  • Зий год обучения: «Танцы народов Поволжья» (виды и разновидности марийского, чувашского, башкирского, мордовского, удмуртского и других танцев).

  • 4ый год обучения: «Танцы народов СНГ» (характерные особенности танцев бывших республик СССР)

  • 5ый год обучения: «Танцы народов мира» (характерные стилистические особенности танцев разных народностей мира)


Составленный таким образом изучаемый материал, с четко расставленными по годам обучения тематическими акцентами, позволяет более глубоко изучить русский, татарский танец, а также, многообразие танцевальной культуры различных народностей и овладеть практическими умениями и навыками танцевального искусства.

Отличительной особенность данной программы является то, что основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении родной русской и татарской танцевальной культуры, национальных фольклорных традициях – фундаментальных, преемственных оптимистических, жизнерадостных по своему образно-художественному строю.


Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:

Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и педагогами;

Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;

Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Обучающиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России и Мира.


Организационные условия реализации программы.

Данная программа предназначена для работы с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста(9-17 лет). Курс обучения рассчитан на 5 лет (1,2,3,4,5 классы). Программа включает в себя изучение основ народного танца, элементов пластики и современного танца, а также стилизованного народного танца. В программе также уделяется внимание развитию актерского мастерства.

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе обращается внимание на уровень базовой подготовки, внешние сценические данные поступающего, а также проводится проверка его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Особое значение также имеет координация. После отбора формируются группы по 15 человек в каждой.

Материал программы включает в себя следующие разделы:

    1. Народный танец

    2. Стилизованный народный танец

    3. Пластика, основы современной хореографии

Наибольшее внимание в программе уделено изучению народного танца. На 1 -м и 2-м годах обучения урок рассчитан на 2 академических часа два раза в неделю. А уже на третьем году обучения уроки проводятся 3 раза в неделю (продолжительность урока сохраняется).

Для реализации программы необходимо иметь: оборудованный «станками» и зеркалами класс, а также ни один урок не обходится без музыкального сопровождения (следовательно, нужны музыкальные инструменты: баян, аккордеон или фортепиано, а также необходим магнитофон для постановочно - репетиционной работы).


Ожидаемые результаты

Основным стратегическим результатом освоения программы, будет являться реализация ее цели: формирование танцевальных способностей, развитие художественно-эстетического вкуса и мышления учащихся, развитие яркой индивидуальности исполнителя, в конечном итоге - осуществление профессионального самоопределения учащихся в области танцевального искусства. Тактическими результатами будут выступать полученные знания, умения, навыки учащихся в различных областях народного танца, обозначенных в содержании программы.


Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются зачеты, открытые уроки, концертные выступления, и участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.


По типу программа - авторская

По направленности - развивающая художественную одаренность учащихся.

По сроку реализации – долгосрочная (5 лет).

По форме организации содержания - однопрофильная.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Темы занятий

Всего

Теоретических

Практических



часов

часов

часов

1

Вводная часть

2

0,5

1,5

2

Разминка на середине зала

12

2

10

3

Упражнения у станка

25

4

21

4

Упражнения на середине зала

20

2

18

5

Тренировка мышц лица

3

-

3

6

Упражнения на полу

10

1

9

7

Вращения

10

2

8

8

Этюды на середине зала

22

4

18

9

Постановка и репетиция танцев

25

3

22

10

Концертные выступления

13

2

11

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего:

144

21

123


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(тема: «Русский народный танец»)

Основной задачей первого года обучения является освоение базовых элементов народно-сценической хореографии на основе русского танца и его разновидностей. В программу входят упражнения развивающие воображение, координацию, мимику, музыкальный слух, моторную и мышечную память. Учащиеся знакомятся не только с основными положениями рук и ног, но и с формами, а также с областными особенностями русского народного танца. Упражнения изучаются стоя лицом к палке, держась за нее обеими руками и лишь к концу первого полугодия переходят к тем же упражнениям стоя к палке боком и держась за нее одной рукой. РгерагаБюЩ - разучивается отдельно.

Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, т.к. оно дает эмоциональную основу танцу, представления о национальном колорите музыки русского народа, способствует образному ее восприятию. Музыкальное оформление урока наряду с целенаправленной работой педагога способствует развитию музыкальности учащихся. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже - рояль.

На первом году обучения особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. В учебной комбинации главным должен стать принцип - ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.


Вводное занятие. На этом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой говорит о своих требованиях предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях. Знакомит учеников с залом, правилами расположения в танцевальном зале. Рассказывает о истоках народно-сценического танца. Знакомится со своими будущими воспитанниками.


Разминка на середине зала. Разминка проводится с использованием различных ходов и проходок в характере русского танца. Танцевальные шаги могут исполняться в различных ритмах и темпах. Также в разминку могут включаться припадание, «гармошка», бег и т.д. К концу первого года обучения, когда учащимися освоены различные виды port de bras, в ходы может включаться работа рук.


Упражнения у станка. Упражнения у станка на первом году обучения ставят своей целью познакомить учащихся с особенностями народно-сценического экзерсиса и научить их правильно исполнять движения экзерсиса в начальной простейшей форме. Все упражнения исполняются в характере русского танца.

На первом году обучения экзерсис у станка включает:

  • Demi и grand plie

  • Battement tendu - с переходом Р.Н. на каблук

  • Battement tendu jete - с picue или с опусканием на ребро каблука

  • Характерный rond de jambe и rond de pied.

  • Упражнения на выстукивания

  • Подготовка к «веревочке»

  • Releve liant и battement developpe

  • Grand battement jete


Упражнения на полу. Упражнения на полу или партерный экзерсис позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3 целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в ногах и в корпусе, помогают выработать выворотность ног, развивают гибкость и эластичность стоп.


Тренировка мышц лица. Главным и основным показателем артистизма является лицо - часть тела обладающая костной и мышечной тканью. Ну, а для развития любых мышц необходим тренаж. Для создания яркого и выразительного лица, на музыкальной основе проучиваются маски. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно скорость появления и исчезновения маски увеличивается. Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок.


Упражнения на середине зала. Упражнения на середине зала, как и упражнения у станка, ставят своей целью постановку корпуса, рук и ног. Упражнения на середине зала включают в себя различные port de bras, дробные выстукивания, разновидности «веревочки», вращения, а также комбинации движений, которые могут помочь в постановочно репетиционной работе. В занятиях на середине большое внимание уделяется координации движений ног с движениями корпуса, рук и головы. Положения и движения рук надо изучать отдельно, а потом соединять с движениями ног, корпуса и головы.


Этюды. На первом году обучения, учащиеся, в этюдной форме знакомятся с областными особенностями русского танца. В программу могут включаться танцы Курской, Брянской, Орловской, Архангельской и других областей. Параллельно идет знакомство и с формами народной хореографии, такими как: пляска, перепляс, хоровод и кадриль.

Постановочно-репетиционная работа. Большое внимание обращается на постановочно-репетиционную работу. В концертном номере синтезируются знания и умения, полученные в этом учебном году т.к. он строится на основе проученного в этом году материала.


Итоговое занятие. Открытое занятие для родителей. Исполнение изученного материала. На занятии педагог подводит итоги года. Подчеркивает достижения отдельных учеников и группы в целом. Говорит о своих пожеланиях и планах на будущий год.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводная часть

2

0,5

1,5

2

Разминка на середине зала

12

2

10

3

Упражнения у станка

25

4

21

4

Упражнения на середине зала

20

2

18

5

Тренировка мышц лица

3

-

3

6

Упражнения на полу

10

1

9

7

Вращения

10

2

8

8

Этюды на середине зала

22

4

18

9

Постановка и репетиция танцев

25

3

22

10

Концертные выступления

13

2

11

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего:

144

21

123



СОДЕРЖАНЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(тема : «Татарский танец»)


На втором году обучения урок строится на изучении татарского танца и его разновидностей. Экзерсис у станка на втором году обучения усложняется и занимает 35- 40 минут.

Если на первом году обучения основное положение рук было на поясе, то на втором году обучения положение рук меняется: у девочек за юбку и за платок, у мальчиков руки за спиной или поддерживают тубэтэй.

Важным компонентом обучения на данном этапе является пополнение знаний основ музыкальной культуры. При прослушивании музыкальных произведений, выбранных для сопровождения танцевальных этюдов, следует объяснить детям выразительные возможности музыки. Дети должны научиться самостоятельно анализировать музыкальные произведения, определять их темп, характер, музыкальный размер и динамические оттенки.

Привлекательным моментом всегда будут короткие паузы в занятии для изучения основ актерского мастерства.


Вводное занятие

На этом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой говорит о своих требованиях предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях, задачах учебного года.


Разминка на середине зала

Разминка, на втором году обучения, строится на основе ходов татарского народного танца. Сюда включаются различные переменные шаги (1и2 татарские ходы), старинный ход, аргазинский ход, астраханский ход, открытые и закрытые припадания, «змейка», «цепочка» и т.д.


Упражнения у станка

Как уже было сказано выше, упражнения у станка усложняются. Новое движение проучивается, как правило, лицом к станку, исполняется с одной затем с другой ноги.

  • Battement tendu - с подъемом пятки О.Н.

  • Battement tendu jete - с подъемом пятки О.Н.

  • Характерный rond de jambe и rond de pied -с demi plie на О.Н.

  • Каблучное упражнение изучается в конце 2-го года обучения

  • Pas tontille

  • Grand battement jete - с опусканием рабочей ноги в положение pointe или на каблук, а также с demi plie на опорной ноге.

Тренировка мышц лица

Проученные ранее маски синтезируются с движениями на полу или у станка. Допустим, в партерной гимнастике одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. У станка: battement tendu - злое, pas tontille- застенчивое. Ну, а на середине можно попробовать одну и туже комбинацию с разными масками.


Упражнения на полу

Упражнения на полу на втором году обучения также как и на первом имеют важное функциональное значение. На втором году обучения экзерсис на полу может быть непрерывным: из одного движения может выливаться другое и т.д. А можно и разделить движения, уделяя каждому больше внимания.


Упражнения на середине зала

Сюда входят различные упражнения для рук, перегибы корпуса, дробные выстукивания, различные танцевальные комбинации в характере татарского танца, у мальчиков присядки. На середине могут также изучаться следующие элементы татарского танца: - тирбялу - бишек - кдак кагу

-чалыштру - двойной бишек - брау

-брма - строчка - члбыр и другие


Вращения

Повороты на полупальцах на одном месте являются подготовкой к любым вращениям. Целью этого движения является научить правильно поворачивать голову и вращать тело вокруг своей оси. Сначала повороты исполняют медленно, затем быстрее. Руки можно держать на поясе или за спиной. Сначала каждый поворот делается с остановкой en face затем подряд, т.е. происходит непрерывное вращение тела. Голова должна поворачиваться в самый последний момент, взгляд все время сохраняется в точке «1». При изучении этих поворотов нужно избегать несколько ошибок: недопустимо чтобы корпус отставал от ног, нельзя наклонять голову на бок. А также проследить за ровностью при переступании. Повороты можно исполнять и на припадании.

К концу года можно начать изучать haine (шене).


Этюды

На втором году обучения, учащиеся, в этюдной форме знакомятся с разновидностями татарского танца. Это могут быть танцы оренбургских татар, касимовских, астраханских, сибирских, казанских. Дети также знакомятся с деревенским и городским стилем татарского танца.


Итоговое занятие

Итоговое занятие может быть подготовлено самими учениками в виде капустника или «огонька». Нужно чтобы год заканчивался на яркой, запоминающейся «ноте», чтобы учащиеся стремились прийти в следующем учебном году с новыми силами и желанием учиться.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводная часть

2

0,5

1,5

2

Разминка на середине зала

20

3

17

3

Упражнения у станка

35

5

30

4

Упражнения на середине зала

35

5

30

5

Элементы актерской техники

7

-

7

6

Вращения

20

3

17

7

Этюды на середине зала

30

4

26

8

Постановка и репетиция танцев

30

3

27

9

Концертные выступления

20

2

18

10

Пластика, основы современной хореографии

15

2

13

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего:

216

28

178



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ш ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(Тема: «Танцы народов Поволжья»)

Третий год обучения посвящен знакомству с танцами народов Поволжья. Педагог может включить в программу марийский, удмуртский, башкирский, чувашский танец, а также продолжить изучение русского и татарского танцев. Положения рук на третьем году обучения становятся еще более разнообразными. Варьируются стили, характер и манера исполнения танцев.

Продолжается работа по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Вводится новая дисциплина - современный танец.


Вводное занятие

На этом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой говорит о своих требованиях предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях. Задачи нового учебного года.


Разминка на середине зала

Разминка строится на основных танцевальных шагах русского, татарского, марийского, удмуртского и других танцев народов Поволжья.


Упражнения у станка

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы с танцевальными, можно получать интересные комбинации.

1. Plie

  • темп исполнения этого движения становится более быстрыми

  • может исполняться по невыворотным позициям

2. Bettement tendu

  • с подъемом пятки О.Н., с переходом на рабочую ногу в demi plie

  • может исполняться по невыворотным позициям

    1. Batement tendu jete

  • с одинарным или двойным ударом ребром каблука Р.Н. по полу

  • по невыворотным.позициям

  1. Каблучное упражнение

  • с разворотом бедра

  • бросок прямой ногой с сокращенной стопой

  • с demi-rond по воздуху

  • по невыворотным позициям

  1. Подготовка к flik-flak

  • с ударом рабочей ноги в 3 позиции

  • с ударом подушечкой Р.Н. в 3 позиции

  • с переступанием

  1. Характерный rond de jambe и rond de pied.

  • по воздуху на вытянутой О.Н.

  1. Battement foundu

  2. Pas tontille

  • с подъемом на полупалец

  1. Подготовка к «веревочке»

  • с подъемом на полупалец О.Н.

  1. Упражнение для бедра

  2. Battement developpe- резкое

  3. Grand battement jette

  • с подъемом на полупальцы в момент броска

  • с подъемом на полупальцы и demi plie в момент броска


Упражнения на середине зала

Упражнения на середине зала знакомят детей с основными положениями рук, ног, корпуса разных танцев народов Поволжья. Происходит знакомство с характерными движениями этих народов. Выполняются разнообразные по ритму и технике исполнения дроби. Мальчики знакомятся с разнохарактерными хлопушками.


Элементы актерской техники

Можно развивать творческую фантазию детей, давая задания по самостоятельной подготовке небольших актерских этюдов. При работе над актерскими этюдами, игровыми сценками из жизни ученики усваивают понятия: художественный образ, актерское перевоплощение, эмоциональная выразительность.

Вращения

Проучиваются вращения с «бегунком», «блинчики», на дробных выстукиваниях, в различных танцевальных комбинациях.


Этюды на середине зала

Учащиеся в этюдной форме знакомятся с танцами народов Поволжья. На данном этапе можно ввести работу с предметом.


Современный танец

Для современного танца характерны перегибы, наклоны корпуса, подвижность плечевого пояса, пульсация торса, подвижность бедер, экспрессионизм. Также движения могут быть резкими, нарочито грубыми. Задача педагога на данном году обучения научить учащихся пользоваться не только привычными группами мышц, но и всем телом. Эти цели достигаются путем вплетения в урок движений, комбинаций этюдов основанных на танце модерн. В дальнейшем современный танец поможет в освоении стилизованного народного танца.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Темы занятий

Всего

Теоретических

Практических



часов

часов

часов

1

Вводная часть

2

0,5

1,5

2

Разминка на середине зала

18

1

17

3

Упражнения у станка

28

3

25

4

Упражнения на середине зала

30

3

27

5

Элементы актерской техники

5

-

5

6

Вращения

20

3

17

7

Этюды на середине зала

30

4

26

8

Постановка и репетиция танцев

30

3

27

9

Концертные выступления

20

2

18


Пластика, основы

18

2

16


современной хореографии




10

Стилизованный народный танец

13

2

11

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего:

216

24

180



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(Тема: «Танцы стран СНГ»)

На четвертом году обучения учащиеся осваивают характерные особенности танцев бывших республик СССР, как то Белоруссия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Грузия, Литва, Молдова и другие.

Педагог должен познакомить учащихся с историей, бытом, и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания данной национальной культуры учащийся не сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Педагог должен рассказать учащимся о национальных костюмах, в которых исполняется танец, т.к. особенности костюма влияют на характер танца.

Экзерсис у станка, который занимает приблизительно 30 минут, дается в более быстром темпе и сложных комбинациях. Количество репетиционных часов может быть увеличено в период подготовки к концертам и другим показательным выступлениям. Вводится новая дисциплина - стилизованный народный танец.


Упражнения у станка

  1. Grand plie с наклоном корпуса от станка и к станку, с поворотом коленей по 6 позиции.

  2. Batement tendu с поворотом стопы в невыворотное положение и выведением ноги в сторону.

  3. Bt. tendu jete balancoir с ударом пятки опорной ноги в пол.

  4. Каблучное упражнение с мазком от себя и к себе в одном движении.

  5. Double-flik, «веер» на полу.

  6. Характерный rond de jamb, rond de pied с поворотом пятки опорной ноги вытянутой в колене, по воздуху на вытянутой опорной ноге.

  7. Подготовка к «веревочке» с прыжком.

  8. Дробные выстукивания становятся более разнообразными по ритму и характеру исполнения (пятко-носковая дробь, дробь «в три ножки»).

  9. Battement foundu с подъемом на полупальцы, на 90 градусов.

  10. Pas tontille с прыжком.

  11. Battement developpe с ударом пятки О.Н., с двойным ударом пятки О.Н.

  12. Grand battement jette с tombe-coupe.

Упражнения на середине зала

Упражнения на середине знакомят учащихся с основными движениями танцев народов СНГ. Как и прежде сюда входят различные port de bras, дробные выстукивания, различные танцевальные комбинации.

Вращения

Техника вращений также постепенно усложняется. Вращения исполняются как на месте, так и по «диагонали».


Этюды

Учащиеся в этюдной форме знакомятся с танцами народов СНГ. Отдельно пройденные движения соединяются в небольшие этюды. В этюдах основное внимание должно быть обращено на выразительность исполнения, на умение правильно передать характер танца.


Пластика и современный танец

Продолжается освоение современного танца. Один из основных принципов современного танца - это изолированные движения частей всего тела. Такая задача весьма сложна, т.к. все двигательные центры анатомически взаимосвязаны и движение одной части тела вызывает естественное движение других его частей или напряжение определенных групп мышц. При изучении современного танца эти естественные движения искусственно сдерживаются, что составляет основную сложность.


Стилизованный народный танец

На четвертом году обучения вводится новая дисциплина - стилизованный народный танец. Это синтез народного танца и других видов хореографического искусства. Учащиеся рассмотрят народную хореографию с точки зрения современного, классического танца, пластики.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН V ГОДА ОБУЧЕНИЯ




Темы занятий

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

1

Вводная часть

2

0,5

1,5

2

Разминка на середине зала

18

1

17

3

Упражнения у станка

25

3

22

4

Упражнения на середине зала

25

3

22

5

Элементы актерской техники

5

-

5

6

Вращения

20

3

17

7

Этюды на середине зала

30

4

26

8

Постановка и репетиция танцев

30

3

27

9

Концертные выступления

20

2

18


Пластика, основы современной хореографии

18

2

16

10

Стилизованный народный танец

21

2

19

11

Итоговое занятие

2

0,5

1,5


Всего:

216

24

180


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ V ГОДА ОБУЧЕНИЯ

( Тема: «Танцы народов мира» )


Пятый год обучения - завершающий. На данном году обучения учащиеся осваивают характерные особенности танцев народов мира.

Упражнения у станка усложняются. Комбинации упражнений у станка составляются с целью дальнейшего развития техники исполнения, танцевальной выразительности. Время работы у станка не должно быть более 15-20 мин. На последнем году обучения учащиеся должны уметь самостоятельно, грамотно сочинять комбинации у станка и на середине.

Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.


Вводное занятие

На этом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой говорит о своих требованиях предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях. Задачи нового учебного года.


Упражнения у станка

  1. Batement tendu с поворотом стопы в невыворотное положение и выведением ноги в сторону в полуприседании.

  2. Double-flik на plie с ударом пятки О.Н. в пол.

  3. Характерный rond de jamb, rond de pied по воздуху с поворотом пятки О.Н.

  4. flic-flac с разворотом рабочей ноги из невыворотного положения в выворотное.

  5. Каблучное упражнение на 90 градусов.

  6. Синкопированное выстукивание

  7. Упражнение для бедра с прыжком

  8. Battement developpe с прыжком

  9. Grand battement jete balancoir

Этюды

На V году обучения изучаются этюды в характере мексиканского, аргентинского, румынского, венгерского, болгарского, испанского и др. танцев. Учащиеся знакомятся с танцевальной культурой народов мира.


Современный танец

Современный танец на пятом году обучения включает в себя не только упражнения на середине, но и комбинации движений у станка, этюды. На основе современного танца делаются хореографические постановки. Ученикам предлагается самостоятельно придумать комбинации на середине.


Стилизованный народный танец

Урок может быть построен на элементах стилизованной народной хореографии. На основе стилизованного народного танца делаются хореографические постановки.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Срок

Знания, умения, навыки

Форма контроля

Первый год обучения

Первое полугодие

Обучающиеся должны знать: основные позиции ног в хореографии, базовые элементы русского танца.

Должны уметь согласовывать свои движения с музыкой, уметь определять ее характер, темп.

Зачет

Второе полугодие

Обучающиеся должны знать: упражнения для исправления недостатков в корпусе и ногах и т.д. Должны уметь согласовывать свои движения с музыкой, уметь определять ее характер, темп.

Отчетный концерт

Второй год обучения

Первое полугодие

учащиеся должны знать: стилистические особенности татарского танца и его разновидностей. Должны уметь правильно исполнять движения экзерсиса, вращаться на месте на полупальцах и на припадании.

Зачет

Второе полугодие

Знать положения ераlment сroise и effacec.

Уметь правильно и точно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом и координировать движения в пространстве.

Отчетный концерт

Третий год обучения

Первое полугодие

учащиеся должны знать стилистические особенности танцев народов Поволжья, элементы народного тренажа у станка и на середине, а также уметь исполнять вышеуказанные элементы, уметь в пластической форме передавать характер и манеру исполнения танцев различных народностей Поволжья.


Зачет

Второе полугодие

должны знать и уметь исполнять базовые элементы, комбинации и композиции современного танца и пластики.


Отчетный концерт

Четвертый год обучения

Первое полугодие

учащиеся должны знать стилистические особенности танцев народов СНГ. Также должны знать комбинации и композиции народного стилизованного танца.

Должны уметь исполнять все вышеназванные, а также уметь понимать интонации музыкальной темы и передавать их звучание в танце

Зачет

Второе полугодие

Уметь исполнять ритмически сложные комбинации, а также различные повороты и пируэты.


Отчетный концерт

Пятый год обучения

Первое полугодие

учащиеся должны знать стилистические особенности танцев народов мира.

Должны уметь исполнять вышеуказанные танцы, творчески и увлеченно, на высоком художественном уровне воплощать характер музыки.


Зачет

Второе полугодие

Должны самостоятельно, грамотно уметь сочинять комбинации у станка и на середине. Должны уметь воплощать характер музыки, ее ритмическое, интонационное и национальное своеобразие.

Отчетный концерт

Методическое обеспечение образовательной программы


Работа коллектива любой жанровой направленности строится на стабильных и периодичных учебных занятиях, успех которых во многом зависит от тщательной подготовки и интересного увлеченного проведения их педагогом.

Ориентируясь на задачи определенного года обучения, учитывая начало, середину, или его завершение, педагог составляет упражнения по всем разделам урока. Составляя комбинации, педагог должен помнить, что главная его задача достижение определенных учебных целей. Упражнения у станка должны составляться таким образом, чтобы основное движение заполняло основную его часть, а остальные движения были связующими.

Педагог также должен подумать, о чем он будет говорить на занятии: об искусстве хореографии, особенностях танца, музыки, и не только. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. По этому, яркая и образная речь педагога очень важна на уроке.

Важнейшим аспектом на уроке хореографии является взаимоотношения мальчика и девочки. Это воспитывает такие качества, как ответственность за партнершу, доверие, умение работать в паре, элементарное умение говорить друг с другом. А такое общение искореняет различные комплексы, рождает дополнительные стимулы творческого развития.

Основным компонентом урока является музыкальное оформление, которое готовится заранее. Музыкальный темп в начале обучения должен быть медленным, ритмический рисунок простым. К концу обучения темп постепенно ускоряется. Следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание и не дает возможность развить музыкальную выразительность. Вместе с тем, сложные музыкальные произведения могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Музыкальный материал должен соответствовать возрасту учащихся.

На начальном этапе обучения дети учатся слушать музыку, определять ее характер, темп, воспринимать сильную и слабую доли.

Процесс развития музыкальности учащихся можно разделить на три этапа:

  1. Правильное и точное согласование своих действий с музыкальным ритмом

  2. Умение понимать интонации в музыке и передавать их в танце

  3. Творческое и артистичное воплощение характера музыки в хореографии

Для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку, следовательно, педагог не должен считать. Если же движения исполняются не точно, педагог может просчитать или предоставить эту возможность самим ученикам.

Основными приемами, которыми педагог пользуется на уроке хореографии, являются показ и рассказ. Новые движения необходимо показать несколько раз медленно и сопровождать подробным устным объяснением. Комбинации у станка и на середине, соответствующие определенному году обучения, показываются один раз под счет, и второй раз под музыку. За тем, если требуется, нужно дать немного времени, для самостоятельного освоения комбинации учениками.

Эффективными методическими инструментами для педагога является:

- профилактические (предваряют те ошибки, которые может сделать ученик или весь класс), которые целесообразно применять перед началом упражнения, или при выполнении его с другой ноги;

- попутные замечания, которые уместно озвучить во время исполнения заданий;

-безотлагательной ремаркой ученику или классу заявляют для исключения грубых ошибок, и предполагают прерывание хода упражнения;

-итоговые выводы (замечания) резюмируют по выполнению задания.

Замечания должны быть краткими и ясными. Педагог может сделать их сам, либо предложить это сделать кому- либо из учащихся.

Успешный ход урока также зависит от правильного его темпа. При слишком быстром, учащиеся не успевают отдохнуть, а при медленном нет возможности привести в рабочее состояние все мышцы. В начале обучения медленный темп используется как прием необходимый для правильного освоения движений, в дальнейшем темп урока ускоряется, но все новое проучивается также медленно.

Привлекательным моментом всегда будут короткие паузы в занятии для изучения основ актерского мастерства. Познакомив учащихся с элементами актерской техники, следует добиваться от них сочетания этих элементов при исполнении танца.

Говоря о постановочной работе, следует помнить, что первостепенное значение имеет музыкальный материал. Содержание, которого хореограф должен выразить пластикой. Драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Драматургии должен соответствовать и рисунок танца, и композиция, и хореографический текст. Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.

Бесспорно, имеются и иные этапы, однако, полагаем, что предложенные выше имеют приоритет и являются базисом процесса подготовки и проведения урока хореографии.


Воспитательная работа.

1. Проведение родительских собраний.

2Коллективное посещение театров и концертов.

3. Знакомство со знаменитыми людьми (танцорами, педагогами, актерами и др.)

4.Знакомство с работой и деятельностью других танцевальных коллективов.

5. Составление совместно с учениками различных плакатов и стендов.

6. Коллективные походы в музеи и на художественные выставки.

7. Использование на уроке таких наглядных пособий как кино -, видео - фильмы, журналы, рисунки, фотографии и т.д.

8. Рассказы о костюме того или иного народа, и о том как он влияет на танец.

9. Подведение итогов работы совместно с учениками и родителями, пожелания и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

      1. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А. Основы характерного танца. Л., 1950г.

      2. Васильева Т. (составитель) Секрет танца. С.-П., 1997 г.

      3. Прутова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать, Москва,

2003г.

      1. Барышникова Т. Азбука хореографии. С.-П,, 1996 г.

      2. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. Москва, 1983 г.

      3. Зацепина К., Климов А., Народно сценический танец. М., 1976 г.

      4. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1983 г.

      5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М., 2002

      6. Мессер А. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство 1990 г. Ю.Мудрик А. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986 г.

        1. Мусина Н., Сентябов С., Скляр В., (составители) Методическое пособие по теории и методике преподавания народно-сценического танца. К., 1998 г.

        2. Смирнов И. Искусство балетмейстера. М., 1984 г.

        3. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1954 г.

        4. Хрестоматия по педагогике. М., 1976 г.

        5. Стариков В.Е. Удмуртские народные танцы. Ижевск, 1981г.

        6. Мурашко М. Танцы Марий Эл. Й.-О., 1981г.

        7. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. Уфа, 1958г.

        8. Тагиров Г. Татарские танцы. К., 1984г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!