Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ /А.Н.Кучеренко 28 августа 2020 года Протокол №1 от 28 августа 2020 года | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________/ О.В. Иванова 31 августа 2020 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 31 августа 2020 года Приказ № 117-1 от 31 августа 2020 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Музейное дело»
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Кучеренко Анна Николаевна,
учитель истории и
обществознания, руководитель школьного музея Боевой и Трудовой Славы
П. Горки-25, 2020 г.
Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Целесообразность данной Программы выбранной направленности заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Так как уровень Программы углубленный, то её ценность обоснована не только содержанием, но и направленностью на социокультурное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся.
Актуальность
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры. Опыт отечественных и зарубежных музеев настойчиво говорит о том, что при всём существующем многообразии форм культурного бытия памятников, многие задачи музееведения остаются нерешёнными. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Городская среда может и должна стать образовательным ресурсом, формирующим личность школьника. Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для личностного самоопределения, а также для решения комплекса вопросов, связанных с формированием российской идентичности на всех этапах жизни человека. Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» в полной мере отвечает этим требованиям и является образовательно-воспитательным ресурсом в освоении культурного пространства нашей Родины.
Педагогическая целесообразность
Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела. Москва
один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении современных услуг населению. На территории города сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа. В городе Москве более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, 3 цирка. В их числе такие объекты, имеющие мировую известность, как Государственный академический Большой театр России,
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60 архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы. 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям.
В основе Программы «Музейное дело» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами. Основное внимание в Программе уделяется характеристике музея как социокультурного института, а также истории музейного дела, знакомству с музеями, коллекциями и экспозициями не только г. Москвы, но и Московской области, города Дмитрова. В качестве критериев для включения музеев в данную Программу принимались во внимание историко-культурная ценность их коллекций, доступность для обучающихся, а также привлекательность для разных групп путешественников.
Программа «Музейное дело» является проектом позитивной занятости обучающихся и способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В основе Программы реализуется системно-деятельностный подход к организации деятельности обучающихся, лежит хронологический принцип взаимосвязанного и последовательного рассмотрения тем по истории музейного дела от античности до современности и основам экскурсоведения. С соблюдением принципа «от простого к сложному» в Программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Помимо этого, Программа предполагает не только изучение основ музейного дела, посещение музеев и выставок города и области, но и ознакомление учащихся с окружающим предметным миром, в котором они сами научатся находить предметы, имеющие ценность. Таким образом, Программа существенно углубляет и расширяет знания учащихся по музейному делу, предлагая не только новое содержание учебного материала, но и совершенствование ранее полученных знаний и умений.
В ходе реализации Программы конкретизируются и расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьного курса истории, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики. Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными понятиями и методами археологии, источниковедения, этнографии, топонимики и топографии, музееведения и т. д. Помимо этого, они овладевают навыками исследовательской деятельности. Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают для них всё новые и новые горизонты музейного дела. В итоге обучения по Программе у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязь между частным и общим, между основным и второстепенным и т. д. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» ориентирует детей и подростков на выбор будущей профессии культурологического профиля или в сфере туризма.
Программа «Музейное дело» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ (в действующей редакции);
Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Примерных требований к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09- 3242.
Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель Программы
Совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.
Задачи Программы
Обучающие:
- формирование представлений об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыков социокультурной компетенции;
- закрепление умений применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с музейными ценностями, а также навыков и умений в работе с историческими документами;
- совершенствование навыков освоения музейного дела, организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности.
Развивающие:
- мотивация обучающихся на выявление в предметном мире наиболее интересных документальных сведений культурологического характера определенного периода истории, беречь и ценить их;
- развитие личностных качеств обучающихся: интеллектуальных (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевых (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональных (чуткость, эмоциональность, толерантность);
- развитие способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы, умения проводить сравнительный анализ и обобщать;
- развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи и усиление её коммуникативных свойств (выразительность), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка;
- поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся.
Воспитательные:
- воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии;
создание условий для воспитания патриотизма, гражданственности москвичей через приобщение к культурному наследию города и страны;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой и социальной активности обучающихся для реализации в общественно полезной деятельности;
- выявление организаторских способностей детей и подростков, удовлетворение потребности детей в общении;
- развитие профессиональных интересов и профессиональной ориентации обучающихся в области музееведения.
Отличительные особенности данной Программы
Новизной и отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей программы «Музейное дело» являются её:
практическая ориентированность:
прикладной характер обучения, обеспечивающий возможности применения полученных знаний и навыков в условиях предпрофессиональной подготовки обучающихся в области музееведения, изучения культурного наследии и туризма. В связи с этим Программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса непрерывного обучения обучающихся, освоения специализированных способов деятельности, профессионализации деятельности;
интерактивность программы:
использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов на разных площадках, а также в форме активного взаимодействия обучающихся.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» предназначена для детей и подростков возрастной категории 10–17 лет (обучающиеся общеобразовательных организаций). Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).
Срок реализации Программы
Срок реализации Программы «Музейное дело» составляет 1 год. В год – 34 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, в соответствии с желаниями и интересами обучающихся). Режим занятий: 1 час в неделю. На занятиях педагогом
используется индивидуально-личностный подход (возможно составление индивидуального образовательного маршрута по освоению Программы) и применение различных форм проведения занятий, таких как:
- экскурсии;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве;
- ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по желанию);
- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и музеев города;
- обновление экспозиций музея образовательной организации;
- участие в конкурсах экскурсоводов;
- проведение викторин и конкурсов на знание понятий и терминов музееведения;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка и проведение праздничных мероприятий по памятным датам;
- подготовка сообщений, презентационных материалов (презентация экскурсии).
Планируемые результаты
По окончании освоения Программы учащиеся:
- будут иметь представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыки социокультурной компетенции;
- будут уметь применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
- будут уметь выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их;
- смогут использовать личностные качества: интеллектуальные (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевые (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональные (чуткость, эмоциональность, толерантность) в практической деятельности и повседневной жизни;
- будут иметь ценностное отношение к культурному наследию и вкус к общению с музейными ценностями, а также навыки и умения работать с историческими документами;
- будут уметь применять предпрофессиональные навыки экскурсоводов, а также навыки в организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- смогут использовать способность к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать, организационный подход к участию в общественно полезной деятельности учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучение по Программе способствует формированию готовности к публичному выступлению, которая предполагает:
- проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);
- подготовку тематических вопросов;
- изучение культуры речи (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т. д.).
Текущий и итоговый контроль
Механизм оценки усвоения Программы
Уровень усвоения обучающимися Программы «Музейное дело» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела Программы в форме презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности участия в мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях и т. д.
Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):
- умение кратко рассказать о главном в установленное время (10 мин.);
- умение связать рассказ с показом объектов;
- логическое построение рассказа экскурсии;
- умение создать интересный продукт (наличие заключения);
- творческий подход.
Итоговый контроль состоит из двух этапов:
- теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения, темам: «Вклад исторических личностей в развитие музейного дела», «Историко-культурные места Москвы», «Историко-культурные места Дмитрова»;
- практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта.
Формы подведения итогов обучения по Программе
Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Музейное дело» является тестирование и демонстрация экскурсионного продукта. Знания оцениваются по 5-балльной системе.
Календарный учебный график
Год обучения: 1. Количество учебных недель: 34
Продолжительность каникул: осенние каникулы- 30.10.2020.- 08.11.2020.- 10 дней;
зимние каникулы - 31.12.2020.- 12.01.2021.-13 дней;
весенние каникулы- 22.03.2020.-28.03.2021.-7 дней.
Даты начала и окончания учебных периодов: 01.09.19.- 29.10.2020;
09.11.19.-30.12.2020.;
13.01.20.-21.03.2021.;
29.03.20.-31.05.2021.
Календарный план - графика
№ п/п | Месяц число | Время прове- дения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове- дения занятия: кабинет истории музей | Форма контроля |
1 | | 16.05-16.50 | Лекция Беседа | 1 | Вводное занятие. | 21 | |
| | | | | Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3 ч) | | |
2-3 | | 16.05-16.50 | Лекция. Прос-мотр видео-филь-мов о музеях нашей страны | 2 | Происхождение музея. Профили и типы музеев. | 21 | Посещение и подготовка сообщений о музеях Дмитров-ского района и города Дмитрова. |
4 | | 16.05-16.50 | Лекция | 1 | Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. | 21 музей |
| | | | | Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч) | | |
5-6 | | 16.05-16.50 | Лекция | 2 | Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. | 21 музей | Самостоятельная работа: изучение и описание музейных предметов. |
7 | | 16.05-16.50 | Практикум | 1 | Способы изучения музейных предметов. | 21 |
| | | | | Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4 ч) | | |
8-9 | | 16.05-16.50 | Лекция Прос-мотр презен-тации о Поисковом отряде «Рубеж Славы» | 2 | Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов. | 21 | Составление маршрута краеведческого похода по Дмитров-скому краю |
10-11 | | 16.05-16.50 | Практическая работа | 2 | Другие способы комплектования фондов школьного музея. | 21 |
| | | | | Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (6 ч) | | |
12 | | 16.05-16.50 | Лекция | 1 | Фонды школьного музея и их значение. | Музей | Заполнение основной учетной документа-ции по фондам музея. Проведение викторины на знание понятий и терминов музееведения |
13 | | 16.05-16.50 | Работа в архиве | 1 | Комплектование музейных фондов. | Музей |
14-15 | | 16.05-16.50 | Работа в архиве | 2 | Учёт музейных фондов. | музей |
16-17 | | 16.05-16.50 | Занятие Составление словаря музейных терминов. | 2 | Хранение музейных фондов. | Музей |
| | | | | Тема 5. Экспозиция школьного музея (6 ч) | | |
18-19 | | 16.05-16.50 | Лекция | 2 | Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. | 21 | Посещение музеев г. Москвы, г. Дмитрова по выбору, подготовка презентаций «Виртуальные экскурсии»; составление проекта, оформления и монтажа тематической экспозиции музея |
20-21 | | 16.05-16.50 | Музей-ный урок | 2 | Выставка как актуальная для музея форма презентации его коллекций. | 21 |
22-23 | | 16.05-16.50 | Практическая раб | 2 | Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. | 21 музей |
| | | | | Тема 6. Работа с аудиторией (7 ч) | | |
24-25 | | 16.05-16.50 | Лекция | 2 | Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. | 21 | Разработка экскурсии. Составление технологической карты маршрута. Проведение экскурсий в школьном музее Боевой и Трудовой Славы. |
26-27 | | | Лекция | 2 | Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки. | 21 |
28-30 | | 16.05-16.50 | Практикум «Составление памят-ки экскур-совода» | 3 | Работа экскурсовода. | 21 |
| | | | | Тема 7. Изучение истории школьного музея (11 ч) | | |
31-32 | | 16.05-16.50 | Лекция | 2 | Школьный музей как источник изучения родного края. | 21 музей | Изучение и посещение школьных музеев Дмитров-ского района и города Дмитрова |
33-34 | | 16.05-16.50 | Музейный урок | 2 | История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы МОУ Каменской СОШ № 2. | 21 музей |
35-37 | | 16.05-16.50 | Работа в архиве | 3 | Фонды и экспозиции школьного музея. | Музей |
38-41 | | 16.05-16.50 | Лекция Музейный урок | 4 | Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. | 21 Музей |
| | | | | Тема 8. Историческое краеведение (11 ч) | | |
42-43 | | 16.05-16.50 | Лекция | 2 | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. | 21 | Самостоятельные беседы с очевидцами исторических событий и их запись. Проект «Характеристика объекта историко-культурного наследия» |
44-45 | | 16.05-16.50 | Работа в архиве | 2 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | 21 |
46-48 | | 16.05-16.50 | Лекция Работа в архиве музея | 3 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | 21 |
49-52 | | 16.05-16.50 | Экскурсия по местам боевой славы Подмосковья | 4 | Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. | 21 |
| | | | | Тема 9. Военно-патриотическая работа (10 ч) | | |
53 | | 16.05-16.50 | Лекция | 1 | Воспитательное значение военно-патриотической работы. | 21 | Встреча с тружениками тыла Великой Отечествен ной войны. Встреча с военнослужащими военной части п. Горки-25. Совместные мероприятия с Клубом юных моряков им. Максима Сафонова. |
54-55 | | | Изуче-ние экспозиции школь-ного музея, архива | 2 | Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. | Музей |
56-59 | | 16.05-16.50 | Видео урок | 3 | Пропаганда героических подвигов советских воинов. | 21 |
60-63 | | 16.05-16.50 | Изуче-ние экспозиции школь-ного музея, архива | 4 | Ученики школы – защитники Отечества. | Музей |
| | | | | Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы (3 ч) | | |
64 | | 16.05-16.50 | Лекция | 1 | Как организовать историческую экспедицию. | 21 | Поездка по городам воинской славы ПодмосковьяПодготовка проекта. |
65-66 | | 16.05-16.50 | Прос-мотр презентации «Венок славы Подмосковья» | 2 | Как организовать поездку по местам боевой славы. | 21 |
| | | | | Тема 11. Изучение истории школы (3 ч) | | |
67 | | 16.05-16.50 | Беседа | 1 | Основные события в жизни школы. Учителя школы. | Музей | Оформление альбома об учителях школы. |
68-69 | | 16.05-16.50 | Экскурсия в музее | 2 | История деятельности пионерской и комсомольской организаций школы. | 21 музей |
70-72 | | 16.05-16.50 | | 1 | Подведение итогов(3 ч) | 21 музей | Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома. Проведение экскурсий. Представле-ние проектов. |
Учебно-тематический план
Название раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы аттестации или контроля |
Вводное занятие. | 1 | 1 | | |
Музей как институт социальной памяти. | 3 | 1 | 2 | Создание проекта об одном из музеев нашей страны. |
Музейный предмет и способы его изучения. | 3 | 2 | 1 | Создание проекта «История одного музейного экспоната» |
Проведение научных исследований активом школьного музея. | 4 | 2 | 2 | Участие во всероссийском конкурсе «История России. Россия-20 век» |
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы. | 6 | 3 | 3 | Проведение викторины на знание понятий и терминов музееведения. |
Экспозиция школьного музея. | 6 | 3 | 3 | Оформление новых экспозиций в школьном музее. |
Работа с аудиторией. | 7 | 3 | 4 | Проведение экскурсий в школьном музее. |
Изучение истории школьного музея. | 11 | 5 | 6 | Создание презентации. Создание виртуальной экскурсии. |
Историческое краеведение. | 11 | 5 | 6 | Проект «Характеристика объекта историко-культурного наследия» |
Военно-патриотическая работа. | 10 | 3 | 7 | Участие в мероприятиях, посвящённых памятным датам в истории Отечества: конференциях, митингах, акциях. |
Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы. | 3 | 1 | 2 | Участие в поездках по местам боевой славы Подмосковья, городам-героям, городам воинской славы. Уход за памятниками. |
Изучение истории школы. | 3 | 1 | 2 | Создание презентации «История Каменской СОШ № 2» |
Подведение итогов. | 3 | - | 3 | Тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения. Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома. Представление проектов. |
Итого | 72 | 30 | 42 | |
Содержание кружка
Введение (1ч)
Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3ч)
Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (6ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Тема 5. Экспозиция школьного музея (6ч)
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.
Тема 6. Работа с аудиторией (7ч)
Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
Тема 7. Изучение истории школьного музея (11ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы Муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы № 2. Военно-исторический музей. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.
Тема 8. Историческое краеведение (11ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Тема 9. Военно-патриотическая работа (10ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Ученики школы – защитники Отечества.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы (3ч)
Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как организовать поездки по местам боевой славы ( на примере школьного музея Боевой и Трудовой славы МОУ Каменской СОШ № 2).
Тема 11. Изучение истории школы (3ч)
Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Подведение итогов (3ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. Представление проектов.
Литература для педагога
Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений – М., 2004 г.
Охрана культурного наследия в России. XVII–XX вв.: Хрестоматия. – М., 2000.
Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005.
Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. // Краеведческий альманах. – М, 2010.
Персин А.И. Школьный музей. Из века XX в XXI // Музей и образование. – № 7. – 2010.
Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности «Музеология» / Л. Г. Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010.
Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н. С. Чекмарёвой. 2005.
Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – ТТ. 1–2.
Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp
Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.
Литература для обучающихся
Полякова Т. П. Как делать музей.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ. Ин-т культурологии. –М., 2001.
Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы РФ (ФАС РФ). /Под ред. В. Л. Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.
Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp
Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.