СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Музейное дело".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Музейное дело".

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Музейное дело".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №2

Дмитровского района Московской области




Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

__________ /А.Н.Кучеренко

28 августа 2020 года

Протокол №1

от 28 августа 2020 года

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________/ О.В. Иванова

31 августа 2020 года

Утверждаю

Директор школы

______________ /Л.П. Савкевич

31 августа 2020 года

Приказ № 117-1

от 31 августа 2020 года










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Музейное дело»

Возраст учащихся: 12-16 лет

Срок реализации: 1 год







Составитель:

Кучеренко Анна Николаевна,

учитель истории и

обществознания, руководитель школьного музея Боевой и Трудовой Славы










П. Горки-25, 2020 г.



Пояснительная записка

Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Целесообразность данной Программы выбранной направленности заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Так как уровень Программы углубленный, то её ценность обоснована не только содержанием, но и направленностью на социокультурное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся.

Актуальность

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры. Опыт отечественных и зарубежных музеев настойчиво говорит о том, что при всём существующем многообразии форм культурного бытия памятников, многие задачи музееведения остаются нерешёнными. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Городская среда может и должна стать образовательным ресурсом, формирующим личность школьника. Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для личностного самоопределения, а также для решения комплекса вопросов, связанных с формированием российской идентичности на всех этапах жизни человека. Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» в полной мере отвечает этим требованиям и является образовательно-воспитательным ресурсом в освоении культурного пространства нашей Родины.

Педагогическая целесообразность

Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела. Москва

  • один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями в предоставлении современных услуг населению. На территории города сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа. В городе Москве более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, 3 цирка. В их числе такие объекты, имеющие мировую известность, как Государственный академический Большой театр России,

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60 архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы. 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям.

В основе Программы «Музейное дело» лежит принцип воспитания и образования личности музейными средствами. Основное внимание в Программе уделяется характеристике музея как социокультурного института, а также истории музейного дела, знакомству с музеями, коллекциями и экспозициями не только г. Москвы, но и Московской области, города Дмитрова. В качестве критериев для включения музеев в данную Программу принимались во внимание историко-культурная ценность их коллекций, доступность для обучающихся, а также привлекательность для разных групп путешественников.

Программа «Музейное дело» является проектом позитивной занятости обучающихся и способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В основе Программы реализуется системно-деятельностный подход к организации деятельности обучающихся, лежит хронологический принцип взаимосвязанного и последовательного рассмотрения тем по истории музейного дела от античности до современности и основам экскурсоведения. С соблюдением принципа «от простого к сложному» в Программе представлены основные музееведческие вопросы и прослеживается взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Помимо этого, Программа предполагает не только изучение основ музейного дела, посещение музеев и выставок города и области, но и ознакомление учащихся с окружающим предметным миром, в котором они сами научатся находить предметы, имеющие ценность. Таким образом, Программа существенно углубляет и расширяет знания учащихся по музейному делу, предлагая не только новое содержание учебного материала, но и совершенствование ранее полученных знаний и умений.

В ходе реализации Программы конкретизируются и расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьного курса истории, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики. Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными понятиями и методами археологии, источниковедения, этнографии, топонимики и топографии, музееведения и т. д. Помимо этого, они овладевают навыками исследовательской деятельности. Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают для них всё новые и новые горизонты музейного дела. В итоге обучения по Программе у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязь между частным и общим, между основным и второстепенным и т. д. Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» ориентирует детей и подростков на выбор будущей профессии культурологического профиля или в сфере туризма.


Программа «Музейное дело» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (в действующей редакции);

Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Примерных требований к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09- 3242.

Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель Программы

Совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности.

Задачи Программы

Обучающие:

- формирование представлений об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыков социокультурной компетенции;

- закрепление умений применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

- формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с музейными ценностями, а также навыков и умений в работе с историческими документами;

- совершенствование навыков освоения музейного дела, организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

- мотивация обучающихся на выявление в предметном мире наиболее интересных документальных сведений культурологического характера определенного периода истории, беречь и ценить их;

- развитие личностных качеств обучающихся: интеллектуальных (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевых (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональных (чуткость, эмоциональность, толерантность);

- развитие способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы, умения проводить сравнительный анализ и обобщать;

- развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи и усиление её коммуникативных свойств (выразительность), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка;

- поиск эффективных путей организации общественно полезной деятельности учащихся.

Воспитательные:

- воспитание музейной культуры, обучение музейной терминологии;

создание условий для воспитания патриотизма, гражданственности москвичей через приобщение к культурному наследию города и страны;

- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой и социальной активности обучающихся для реализации в общественно полезной деятельности;

- выявление организаторских способностей детей и подростков, удовлетворение потребности детей в общении;

- развитие профессиональных интересов и профессиональной ориентации обучающихся в области музееведения.

Отличительные особенности данной Программы

Новизной и отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей программы «Музейное дело» являются её:

практическая ориентированность:

прикладной характер обучения, обеспечивающий возможности применения полученных знаний и навыков в условиях предпрофессиональной подготовки обучающихся в области музееведения, изучения культурного наследии и туризма. В связи с этим Программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса непрерывного обучения обучающихся, освоения специализированных способов деятельности, профессионализации деятельности;

интерактивность программы:

использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов на разных площадках, а также в форме активного взаимодействия обучающихся.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации Программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело» предназначена для детей и подростков возрастной категории 10–17 лет (обучающиеся общеобразовательных организаций). Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).

Срок реализации Программы

Срок реализации Программы «Музейное дело» составляет 1 год. В год – 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, в соответствии с желаниями и интересами обучающихся). Режим занятий: 1 час в неделю. На занятиях педагогом

используется индивидуально-личностный подход (возможно составление индивидуального образовательного маршрута по освоению Программы) и применение различных форм проведения занятий, таких как:

- экскурсии;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве;

- ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по желанию);

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и музеев города;

- обновление экспозиций музея образовательной организации;

- участие в конкурсах экскурсоводов;

- проведение викторин и конкурсов на знание понятий и терминов музееведения;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка и проведение праздничных мероприятий по памятным датам;

- подготовка сообщений, презентационных материалов (презентация экскурсии).

Планируемые результаты

По окончании освоения Программы учащиеся:

- будут иметь представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей, навыки социокультурной компетенции;

- будут уметь применять различные компьютерные технологии – создание, редактирование, оформление, сохранение и передачу информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

- будут уметь выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их;

- смогут использовать личностные качества: интеллектуальные (любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление), волевые (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональные (чуткость, эмоциональность, толерантность) в практической деятельности и повседневной жизни;

- будут иметь ценностное отношение к культурному наследию и вкус к общению с музейными ценностями, а также навыки и умения работать с историческими документами;

- будут уметь применять предпрофессиональные навыки экскурсоводов, а также навыки в организации поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- смогут использовать способность к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать, организационный подход к участию в общественно полезной деятельности учащихся в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучение по Программе способствует формированию готовности к публичному выступлению, которая предполагает:

- проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

- подготовку тематических вопросов;

- изучение культуры речи (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т. д.).

Текущий и итоговый контроль

Механизм оценки усвоения Программы

Уровень усвоения обучающимися Программы «Музейное дело» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

Текущий контроль осуществляется по окончании каждого раздела Программы в форме презентаций, подготовки материалов экскурсий, результативности участия в мероприятиях по музейной деятельности и экскурсиях и т. д.

Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

- умение кратко рассказать о главном в установленное время (10 мин.);

- умение связать рассказ с показом объектов;

- логическое построение рассказа экскурсии;

- умение создать интересный продукт (наличие заключения);

- творческий подход.

Итоговый контроль состоит из двух этапов:

- теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения, темам: «Вклад исторических личностей в развитие музейного дела», «Историко-культурные места Москвы», «Историко-культурные места Дмитрова»;

- практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта.

Формы подведения итогов обучения по Программе

Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Музейное дело» является тестирование и демонстрация экскурсионного продукта. Знания оцениваются по 5-балльной системе.


Календарный учебный график

Год обучения: 1. Количество учебных недель: 34

Продолжительность каникул: осенние каникулы- 30.10.2020.- 08.11.2020.- 10 дней;

зимние каникулы - 31.12.2020.- 12.01.2021.-13 дней;

весенние каникулы- 22.03.2020.-28.03.2021.-7 дней.

Даты начала и окончания учебных периодов: 01.09.19.- 29.10.2020;

09.11.19.-30.12.2020.;

13.01.20.-21.03.2021.;

29.03.20.-31.05.2021.



Календарный план - графика


п/п

Месяц

число

Время

прове-

дения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов



Тема занятия

Место

прове-

дения

занятия:

кабинет истории музей



Форма

контроля

1


16.05-16.50

Лекция

Беседа

1

Вводное занятие.

21








Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3 ч)



2-3


16.05-16.50

Лекция.

Прос-мотр видео-филь-мов о музеях нашей страны

2

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

21

Посещение и

подготовка сообщений о музеях Дмитров-ского района и города Дмитрова.

4


16.05-16.50

Лекция

1

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

21

музей






Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч)



5-6


16.05-16.50

Лекция


2

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов.

21

музей

Самостоятельная работа:

изучение и описание музейных предметов.


7


16.05-16.50

Практикум

1

Способы изучения музейных предметов.

21






Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4 ч)



8-9


16.05-16.50

Лекция

Прос-мотр презен-тации о

Поисковом отряде «Рубеж Славы»

2

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов.

21

Составление маршрута краеведческого похода по Дмитров-скому краю

10-11


16.05-16.50

Практическая работа

2

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

21






Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы

(6 ч)



12


16.05-16.50

Лекция

1

Фонды школьного музея и их значение.

Музей

Заполнение основной учетной документа-ции по фондам музея.

Проведение викторины на знание понятий и терминов музееведения

13


16.05-16.50

Работа в архиве

1

Комплектование музейных фондов.

Музей

14-15


16.05-16.50

Работа в архиве

2

Учёт музейных фондов.

музей

16-17


16.05-16.50

Занятие

Составление словаря музейных терминов.


2

Хранение музейных фондов.

Музей






Тема 5. Экспозиция школьного музея (6 ч)



18-19


16.05-16.50

Лекция

2

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

21

Посещение музеев

г. Москвы,

г. Дмитрова по выбору, подготовка презентаций

«Виртуальные экскурсии»;

составление проекта, оформления и монтажа тематической экспозиции музея


20-21


16.05-16.50

Музей-ный урок

2

Выставка как актуальная для музея форма презентации его коллекций.

21

22-23


16.05-16.50

Практическая раб

2

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

21

музей






Тема 6. Работа с аудиторией (7 ч)



24-25


16.05-16.50

Лекция

2

Понятие: аудитория школьного музея. Разнообразие форм работы с аудиторией.

21

Разработка экскурсии.

Составление технологической карты маршрута.

Проведение экскурсий в школьном музее Боевой и Трудовой Славы.

26-27



Лекция

2

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

21

28-30


16.05-16.50

Практикум «Составление памят-ки экскур-совода»

3

Работа экскурсовода.

21






Тема 7. Изучение истории школьного музея (11 ч)



31-32


16.05-16.50

Лекция

2

Школьный музей как источник изучения родного края.

21

музей

Изучение и

посещение школьных музеев Дмитров-ского района и города Дмитрова

33-34


16.05-16.50

Музейный урок

2

История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы МОУ Каменской СОШ № 2.

21

музей

35-37


16.05-16.50

Работа в архиве

3

Фонды и экспозиции школьного музея.

Музей

38-41


16.05-16.50

Лекция

Музейный

урок

4

Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

21

Музей






Тема 8. Историческое краеведение (11 ч)



42-43


16.05-16.50

Лекция

2

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.

21

Самостоятельные беседы с очевидцами исторических событий и их запись.

Проект «Характеристика объекта историко-культурного

наследия»


44-45


16.05-16.50

Работа в архиве

2

Записи историко-краеведческих наблюдений.

21

46-48


16.05-16.50

Лекция

Работа в архиве музея

3

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

21

49-52


16.05-16.50

Экскурсия по местам боевой славы Подмосковья

4

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

21






Тема 9. Военно-патриотическая работа (10 ч)



53


16.05-16.50

Лекция


1

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

21

Встреча с тружениками тыла Великой Отечествен

ной войны.

Встреча с военнослужащими военной части п. Горки-25.

Совместные мероприятия с Клубом юных моряков им. Максима Сафонова.


54-55



Изуче-ние экспозиции школь-ного музея, архива

2

Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.

Музей

56-59


16.05-16.50

Видео

урок

3

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

21

60-63


16.05-16.50

Изуче-ние экспозиции школь-ного музея, архива

4

Ученики школы – защитники Отечества.

Музей






Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы (3 ч)



64


16.05-16.50

Лекция

1

Как организовать историческую экспедицию.

21

Поездка по городам воинской славы ПодмосковьяПодготовка проекта.

65-66


16.05-16.50

Прос-мотр презентации «Венок славы Подмосковья»

2

Как организовать поездку по местам боевой славы.

21






Тема 11. Изучение истории школы (3 ч)



67


16.05-16.50

Беседа

1

Основные события в жизни школы. Учителя школы.

Музей

Оформление альбома об учителях школы.

68-69


16.05-16.50

Экскурсия в музее

2

История деятельности пионерской и комсомольской организаций школы.

21

музей

70-72


16.05-16.50


1

Подведение итогов(3 ч)


21

музей

Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома.

Проведение экскурсий.

Представле-ние проектов.








Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации или контроля

Вводное занятие.

1

1



Музей как институт социальной памяти.

3

1

2

Создание проекта об одном из музеев нашей страны.

Музейный предмет и способы его изучения.

3

2

1

Создание проекта «История одного музейного экспоната»

Проведение научных исследований активом школьного музея.

4

2

2

Участие во всероссийском конкурсе «История России. Россия-20 век»

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы.

6

3

3

Проведение викторины на знание понятий и терминов музееведения.

Экспозиция школьного музея.

6

3

3

Оформление новых экспозиций в школьном музее.

Работа с аудиторией.

7

3

4

Проведение экскурсий в школьном музее.

Изучение истории школьного музея.

11

5

6

Создание презентации. Создание виртуальной экскурсии.

Историческое краеведение.

11

5

6

Проект «Характеристика объекта историко-культурного

наследия»

Военно-патриотическая работа.

10

3

7

Участие в мероприятиях, посвящённых памятным датам в истории Отечества: конференциях, митингах, акциях.

Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы.

3

1

2

Участие в поездках по местам боевой славы Подмосковья, городам-героям, городам воинской славы. Уход за памятниками.

Изучение истории школы.

3

1

2

Создание презентации «История Каменской СОШ

№ 2»

Подведение итогов.

3

-

3

Тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения.

Организация отчётной выставки. Оформление фотоальбома. Представление проектов.

Итого

72

30

42


Содержание кружка

Введение (1ч)

Задачи, содержание и значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Музей как институт социальной памяти (3ч)

Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 2. Музейный предмет и способы его изучения (3ч)

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 3. Проведение научных исследований активом школьного музея (4ч)

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Тема 4. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (6ч)

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Тема 5. Экспозиция школьного музея (6ч)

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка (экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

Тема 6. Работа с аудиторией (7ч)

Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной школы или других школ, родители, жители посёлка, воспитанники детских садов и т. д. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.

Тема 7. Изучение истории школьного музея (11ч)

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея Боевой и Трудовой Славы Муниципального общеобразовательного учреждения Каменской средней общеобразовательной школы № 2. Военно-исторический музей. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

Тема 8. Историческое краеведение (11ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Тема 9. Военно-патриотическая работа (10ч)

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Ученики школы – защитники Отечества.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой славы (3ч)

Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции. Как организовать поездки по местам боевой славы ( на примере школьного музея Боевой и Трудовой славы МОУ Каменской СОШ № 2).

Тема 11. Изучение истории школы (3ч)

Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Подведение итогов (3ч)

Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. Представление проектов.


Литература для педагога

Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Охрана и использование памятников культуры: Сборник нормативных актов и положений – М., 2004 г.

Охрана культурного наследия в России. XVII–XX вв.: Хрестоматия. – М., 2000.

Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М., 2005.

Озеров А.Г. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. // Краеведческий альманах. – М, 2010.

Персин А.И. Школьный музей. Из века XX в XXI // Музей и образование. – № 7. – 2010.

Музееведение: учеб. пособие для студентов специальности «Музеология» / Л. Г. Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной. – Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010.

Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под редакцией Н. С. Чекмарёвой. 2005.

Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – ТТ. 1–2.

Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp

Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.

Литература для обучающихся

Полякова Т. П. Как делать музей.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике/М-во культуры РФ. Ин-т культурологии. –М., 2001.

Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы РФ (ФАС РФ). /Под ред. В. Л. Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

Российская музейная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим обращения: http://www.museum.ru/rme/sci_obraz.asp

Словарь актуальных музейных терминов // Музей, № 5. – 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!