СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык», 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык», 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»




Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол № ____ от ___________

Руководитель МС

_____________________ Д. Ю. Тафинцев

Утверждена

Приказ № ________ от _____________

Директор МБОУ «Цнинская СОШ №1»

____________________ Т.А. Пыкина











.



Рабочая программа дополнительного образовательного платного курса

«Занимательный русский язык»

для 4 класса




Составитель –Юдина Светлана Валерьевна

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый курс предназначен для учащихся 4 классов и рассчитан на 32 часа

(с октября по май).

Курс «Занимательный русский язык» обеспечивает развитие познаватель­ных способностей представляя систему интеллектуально-развивающих занятий.

Занятия данного курса предлагают задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.



Цель данного курса: определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

– формирование коммуникативной компетенции.



Основные задачи курса:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности в использовании всего языкового богатства (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» составлена на основе следующих нормативных документов:


- Положения о рабочей программе дополнительных образовательных платных курсов,

- Положения о порядке предоставления дополнительных образовательных платных услуг в МБОУ "Цнинская СОШ №1",

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ по школе


Обоснование выбора

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Занимательный русский язык», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.



Общая характеристика курса

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательный русский язык».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания; расширить свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательный русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для правильного формирования этики общения целесообразно на занятиях использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.


Результаты обучения


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;



Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Информация о количестве учебных часов


Данная программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю - с октября по май).


Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.


Формы организации образовательного процесса


Коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа.


Технологии обучения


Применяется ряд личностно-ориентированных технологий:

технология интерактивного обучения,

проблемно-поисковая технология,

проектная технология,

технология развития критического мышления,

технология деятельностного подхода.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода.





Виды и формы контроля


Используются следующие виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная, формы: текущая. Текущая аттестация проводится в форме письменных самостоятельных, фронтальных, групповых работ.


Календарно-тематическое планирование

32 часа / 1 час в неделю

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Как возникла наша письменность?

01.10


2

Меня зовут Фонема.

08.10


3

Тайны фонемы.

15.10


4

«Фонемы повелевают буквами».

22.10


5

«Ошибкоопасные» места.

12.11


6

Опасные согласные.

19.11


7

Правила о непроизносимых согласных.

25.11


8

На сцене гласные.

26.11


9

Когда ь пишется, а когда не пишется?

03.12


10

Строительная работа морфем.

10.12


11

Кто командует корнями?

17.12


12

«Пересаженные» корни.

24.12


13

Слова – «родственники».

14.01


14

Где же хранятся слова?

20.01


15

Сказочное царство слов.

21.01


16

Путешествие в страну Слов.

28.01


17

Чудесные превращения слов.

04.02


18

В гостях у слов- родственников.

11.02


19

Добрые слова.

18.02


20

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

25.02


21

Новые слова в русском языке.

04.03


22

Встреча с зарубежными друзьями.

11.03


23

Синонимы в русском языке.

17.03


24

Слова- антонимы.

18.03


25

Слова- омонимы.

01.04


26

Крылатые слова.

08.04


27

«Не лезьте за словом в карман!»

15.04


28

В стране Сочинителей.

22.04


29

Волшебное средство – «самоинструкция».

06.05


30

Анаграммы и метаграммы.

12.05


31

Шарады и логогрифы.

13.05


32

КВН по русскому языку.

20.05





Содержание

32 часа / 1 час в неделю

Тема 1. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».


Тема 2. Меня зовут Фонема. (1 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».


Тема 3. Тайны фонемы. (1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».


Тема 4. «Фонемы повелевают буквами». (1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.


Тема 5. «Ошибкоопасные» места. (1 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.


Тема 6. Опасные согласные. (1 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».


Тема 7. Правила о непроизносимых согласных. (1 ч.)

Песенки - «напоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.


Тема 8. На сцене гласные. (1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 9. Когда ь пишется, а когда не пишется? (1 ч.)

Всегда ли нужен ь в словах. Игра «Измени слово». Тренировочные упражнения.


Тема 10. Строительная работа морфем. (1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.


Тема 11. Кто командует корнями? (1ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.


Тема 12. «Пересаженные» корни. (1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.


Тема 13. Слова – «родственники». (1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.


Тема 14. Где же хранятся слова? (1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.


Тема 15. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.


Тема 16. Путешествие в страну слов. (1ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».


Тема 17. Чудесные превращения слов. (1 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.


Тема 18. В гостях у слов родственников. (1ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.


Тема 19. Добрые слова (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.


Тема 20. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


Тема 21. Новые слова в русском языке. (1ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».


Тема 22. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев.


Тема 23. Синонимы в русском языке (1ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.




Тема 24. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.


Тема 25. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


Тема 26. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».


Тема 27. «Не лезьте за словом в карман!» (1ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.


Тема 28. В стране Сочинителей. (1ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.


Тема 29. Волшебное средство – «самоинструкция». (1 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.


Тема 30. Анаграммы и метаграммы. (1ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).



Тема 31. Шарады и логогрифы (1ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.


Тема 32. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку




Требования к уровню подготовки


После прохождения программы курса «Занимательный русский язык» учащиеся должны приобрести положительную мотивацию на учебную деятельность, у них должен сформироваться познавательный интерес к русскому языку


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:


  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска.


Информационные источники


1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2010 г.

5.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2012г.

6.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2010

7.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2013 г.

8.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2013 г.

9.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2013 г.

10.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2010 г.

11.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2010 г.

12.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2012 г.

13.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2013 г.

14.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2014 г

15.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2012 г.

16.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2012 г.

17.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2013 г.

18.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2013 г.

Интернет-ресурсы:


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru

Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: http://www.km.ru/ed














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!