СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теория и практика анализа художественного текста»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное развитие российского общества выдвигает на первое место нравственно- эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Поэтому одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура.

Данный блок  образовательной программы, составленный для подготовки учащихся 9-11 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет учащимся овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теория и практика анализа художественного текста»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования « Школа –сад №7»





РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол от

Руководитель МС_______/__________/



СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

________/Костырко С.В.

« ____ » августа 2019 г

УТВЕРЖДЕНО приказом директора

МОБУ «ЦО ШС №7»

___________Букренева К.Г.

«____» сентября 2019 г.



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа




«Теория и практика анализа художественного текста»





Предназначена для детей 5-11 класса

Рассчитана на 1 год обучения



Составитель Житкова Л.К.,

педагог дополнительного образования


Ханты- Мансийск


2019г.




Программа подготовки к Всероссийской олимпиаде по литературе

учащихся 5-11 классов

«Теория и практика анализа художественного текста»

В каждом человеке спит талант, но не все его будят.

А. Минченков

Задача учителя не в том, чтобы дать

ученикам максимум знаний, а в том,

чтобы привить им интерес

к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Пояснительная записка

Современное развитие российского общества выдвигает на первое место нравственно- эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Поэтому одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформированность труднейших умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.

Обращение к литературному наследию, в котором зафиксирован жизненный опыт наших предков, четко выражены главные нравственные идеалы человечества является важным.

Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал. Китайский философ Конфуций писал: "Образование начинается с поэзии". В 18 веке Н.И. Новиков под эстетическим воспитание понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения. Он считал, что эстетическое воспитание-часть умственного воспитания и что в процессе обучения следует приобщить детей к искусству, воспитывать в них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.

Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ) на сегодняшний день - важный инструмент «выявления и поддержки одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию того или иного предмета, выбора сильнейших из них».

Данный блок образовательной программы, составленный для подготовки учащихся 9-11 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет учащимся овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.

Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.

В процессе реализации данного блока программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, программа рассчитана на 37 недель, всего в год запланировано 74 часа.

Цель:

формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;

развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;

подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

обучающие :

обучение работы с художественными, публицистическими и научно-популярными текстами;

- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;

формирование навыка анализа и интерпретации произведений;

обучение анализу и пониманию специфики литературных произведений разных жанров;

формирование умения создания собственного оригинального текста;

формирование умения видеть, слышать, анализировать многообразный мир и отражать его в своих произведениях;

развивающие :

развитие литературно-критических навыков и художественно- творческих умений;

развитие индивидуальных творческих способностей;

формирование навыков критического мышления;

содействие гармоническому развитию личности ребенка средствами эстетического образования;

развитие индивидуального творческого воображения, наблюдательности, фантазии;

воспитательные:

приобщение ученика к духовным ценностям литературного наследия;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в систему отечественной культуры;

содействие воспитанию интеллигентности, уважительного отношения к людям;

приобщение студийцев к миру художественной литературы;

воспитание чувства слова и уважительного отношения к родному языку.

Принципы программы:

Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения) к общим (качество аналитической речи).

Практическая направленность. Содержание занятий направлено

  • на освоение норм литературного языка в целом,

  • формирование коммуникативных компетенций учащихся,

  • умение проводить комплексный анализ текста,

что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как к науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по литературе и успешная сдача экзаменов.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этой учебной дисциплины.

Инвариантность. Программа применима для учащихся 9 – 11 классов.

Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное: исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе устной и письменной речевой деятельности самих учащихся.

Ожидаемые результаты

Предлагаемые занятия позволят учащимся

расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе;

овладеть навыками анализа и интерпретации художественного произведения;

повысить их языковую и речевую культуру: литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;

овладеть способами исследовательской деятельности;

сформировать творческое мышление;

успешно выступать на олимпиадах различного уровня;

развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

В течение учебного года ученики сдают готовят устные и письменные выступления, посещают творческие встречи, участвуют на олимпиадах, в творческих конкурсах.

Содержание программы курса

«Теория и практика анализа художественного текста»

  1. Введение

Природа искусства, вдохновение, тайна творчества; соотношение творения с художественным замыслом, образ музы как символа «непрямых отношений творца и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики, ведущие автора в процессе воплощения замысла. Сверхзадача искусства, пророческая и проповедническая миссия русской литературы; три аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный; судьба художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один из ведущих планов в творчестве художника. Художественное произведение как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке, взаимосвязь эстетических знаков. Внутренняя организация и художественная целостность литературного произведения. Главное условие постижения произведения – наличие диалога между читателем и писателем. Зависимость автора от читателя, необходимость повышения читательской культуры.

Поэтика, её виды: историческая, частная, общая; поэтика литературного течения, поэтика жанра, поэтика конкретного произведения, поэтика творчества писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.

2. Виды анализа художественного произведения

Виды анализа художественного произведения

Стилистический. анализ использования автором языковых средств (работа с художественным словом)

Проблемный создание проблемной ситуации, ее совместное решение (совместный поиск)

Анализ развития действия : работа над сюжетом и композицией

Анализ художественных образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-переживание, образ-вещь

Литературный род как важнейшая категория поэтики, различная познавательная направленность литературных родов: драма – на сам акт художественного высказывания, эпос – на объект, лирика – на субъект); тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе – к изображению предметного мира, в драме – к процессу речевого общения, в лирике – к выражению состояния души. Основные признаки эпоса, лирики, драмы. Формы художественной речи: проза, поэзия, ритмическая проза, лирическая проза. Метрико-строфическая организация стихотворной речи.

Стиль как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Есин). Стиль художника, связь его с литературным направлением, национальными традициями искусства, эпохой. Стилевые признаки: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, тон авторского голоса, место диалога в произведении, темп изложения, особенности предметной изобразительности (характер портрета, пейзажа, интерьера), своеобразие композиции и сюжетной формы, специфика пространства и времени, языковое своеобразие. Схемы концентрического и линейного анализов художественных текстов.

3. Особенности художественного текста

Структурная организация художественного текста, элементы художественного целого: сюжет, композиция, литературный портрет героя, пейзаж, деталь, подробность, художественная речь.

Три слоя искусства: «внешняя материя», «образный состав», «прорекающаяся через художника тайна» (по И. А Ильину); три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика), композиция (соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов).

Автор в художественном произведении, выражение его мыслей и чувств, система способов передачи авторской оценки: выбор названия и имени героя, описание его облика и жилища, детали, пейзаж и др., зависимость авторской оценки от родо-жанровой специфики произведения.

Идея как воплощение авторского замысла. Пути воплощения идейно-эмоционального содержания произведения в художественной форме.

Герменевтика как наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации; задача читателя-интепретатора – уметь постичь идею произведения, художественного образа; два процесса понимания текста: интуитивное постижение целого и его интерпретация.

Сюжет как одно из важнейших средств воплощения содержания, обобщения писательской мысли, составляющая форм произведения к его содержанию; функции сюжета: выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий, удержание внимания читателя. Два типа действий: внешнее и внутреннее. Фабула как события, легшие в основу произведения в их хронологической последовательности, сюжет как порядок и способ сообщения об этих событиях автора-повествователя. Основные стадии сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Композиция как способ скрепления элементов формы, соподчиняющая их идее произведения. Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы – соединение порядка с разнообразием, архитектоника крупных жанровых форм; порядок сообщения о ходе событий, взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов (лирических отступлений, обращений к читателям, вставные рассказы, сны, песни, письма и др.). Система персонажей, соотнесенность деталей и подробностей. Типы композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная.

Паратекстовые элементы как элементы, не входящие непосредственно в текст, но, обрамляя его, служащие важным средством авторской интерпретации произведения (посвящение, эпиграф, авторские ремарки, авторские примечания к тексту). Роль сильных позиций текста как средства аккумуляций читательского восприятия: гиперболичность, парадоксальность, юмор, ирония, аллегоричность и т.д.

Понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени. Примеры создания пространственно-временных образов в художественных произведениях. Художественное время и художественное пространство и способы их создания. Модели хронотопов: хронотоп дороги, хронотоп дома, хронотоп сна, хронотоп гроба и др.

Конфликт как обнаружение жизненных противоречий; коллизия как прямые острые столкновения героев; сюжетообразующий конфликт как важнейшая функция сюжета; виды конфликта: замкнутый (разрешимый), устойчивый (неразрешимый); конфликт внешний и внутренний; конфликт социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой, нравственный, философский; психологический; трагический, героический, комический; особенности конфликтов в произведениях эпохи античности, в средневековой литературе, в эпоху Возрождения, в классицизме, романтизме, реализме.

4. Образ события

Фабула как основная форма представления события в литературном произведении, ее глубинное значение в качестве внутренней формы жизни, отраженной в произведении. Внутренняя логика фабулы: «жизнь есть сон», «жизнь есть бесконечное путешествие», «бытие – это поиск правильного пути», «жизнь есть поединок», «жизнь есть взаимодействие мира и войны» и т.д. Событийный ряд произведений как элементы фабулы. Характеристика их композиционных принципов: «ретроспективная композиция», «вершинная композиция», композиция авантюрных произведений, «растягивание» переломного момента, и т.п.

Основные мотивы произведения и «сквозные» мотивы в русской литературе.

Особенности лирического сюжета: динамика развития лирического чувства в виде образной картины, развивающейся в пространстве-времени, в основе которого – взаимоотношения личности и внешнего мира.

Лирический герой как субъект художественного отражения действительности, чьи мысли и чувства изображаются в лирическом произведении; взаимоотношения автора лирического стихотворения и героя.

5. Средства создания художественного образа

Образ как фундаментальная категория для теории искусства и для поэтики, как «воспроизведенное представление» (А. Потебня), как форма художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности. Образы индивидуальные, характерные, типические; образ-мотив, образ-топос.

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой: персонаж, герой, действующее лицо; характер, тип: многоплановые и одноплановые, цельные и противоречивые, устойчивые и динамичные. Способы создания характера героя: имя, речь, место героя в образной системе произведения.

Пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения, как средство воплощения замысла автора; функции пейзажа: фон действия, способ обозначения авторской позиции, способ раскрытия внутреннего мира героя, создание философского контекста произведения; развитие функции пейзажного текста от античности до реализма.

Портрет литературного героя как важнейшее средство его характеристики, как способ установления связи между его внешним и внутренним обликом, выявления его психологического состояния, проявления авторской оценки персонажа. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный, статический и динамический.

Деталь как самая малая единица предметного мира произведения. Подробность как способ запечатления реальной картины описываемых событий. Символ – деталь, сохраняющая прямое значение, но становящаяся знаком, несущим иносказательный смысл. Название произведения как составная часть художественного текста, в котором в концентрированном виде передается авторский замысел; типы названий: названия, представляющие тему или проблему произведения, задающие сюжетную перспективу произведения, обозначающие главных героев, обозначающие время и пространство.

Отбор автором необходимой лексики и фразеологии, а также их стилевая организация для создания образа героя.

6. Эпизод в произведении

Эпизод – «относительно самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени». Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

7. Средства выразительности в языке

Особенности художественной речи; тропы и стилистические фигуры:

сравнение, метафора (глагольные, вещественные; распространенные, реализованные, общеупотребительные, индивидуально-авторские), олицетворение, эпитет (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные), ирония, гротеск, метонимия, синекдоха, перифраза, параллелизм (прямой, отрицательный), антитеза, контраст, оксюморон, гипербола и литота, аллегория, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания.

Экспрессивные возможности суффиксов, приставок, авторские неологизмы: новообразованные, собирательные имена, использование глаголов в повелительном наклонении с эмоциональной окраской.



Календарно-тематический план курса

«Теория и практика анализа художественного текста»


Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата


  1. Введение

3 ч


Вопрос о назначении искусства.

Художественное произведение как художественный объект.

1


Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

Природа искусства как исходная категория поэтики.

1


Комплексный анализ прозаического текста.

1



  1. Виды анализа художественного произведения


Стилистический анализ художественного произведения

1


Анализ развития действия художественного произведения.

1


Анализ художественных образов художественного произведения

1


Проблемный анализ художественного произведения

1


Комплексный анализ прозаического текста.

1


Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.

1


Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора

1


Анализ художественного текста по концентрической схеме.

1


Анализ художественного текста по линейной схеме.

1



  1. Особенности художественного текста

20ч


Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания.

1


Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.

1


Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.

1


Комплексный анализ прозаического текста

1


Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

1


Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

1


Идейное содержание и пафос произведения.

1


Комплексный анализ прозаического текста.

1


Герменевтика. Интерпретация художественного текста

1


Герменевтика. Интерпретация художественного текста

1


Композиция фабулы и сюжета.

1


Комплексный анализ прозаического текста.

1


Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.

1


Лирические, публицистические, философские отступления.

1


Паратекстовые элементы художественного произведения.

1


Сильные позиции художественного текста.

1


Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении.

1


Хронотоп. Образ времени в художественном произведении.

1


Роль конфликта в литературном произведении.

1


Комплексный анализ прозаического текста.

1



  1. Образ события


Фабула как метафора бытия.

1


Построение событийного ряда произведения.

1


Лейтмотивы в событийной структуре произведения.

1


Лирический сюжет.

1


Лирический сюжет.

1


Комплексный анализ текста

1



  1. Средства создания художественного образа

14ч


Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности

1


Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности

1


Образ человека в литературе и аспекты его анализа

1


Образ человека в литературе и аспекты его анализа

1


Функция портрета в художественном произведении

1


Функция портрета в художественном произведении

1


Речевая характеристика героя.

1


Речевая характеристика героя.

1


Комплексный анализ текста

1


Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

1


Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

1


Пейзаж и его функции в произведении

1


Пейзаж и его функции в произведении

1


Комплексный анализ текста

1



  1. Эпизод в произведении


Эпизод и его место в фабуле произведения.

1


Эпизод как единство признаков времени и пространства

1


«Точка зрения» в эпизоде.

1


Комплексный анализ текста

1



  1. Средства выразительности в языке

9 ч


Литературные приемы и тропы . http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411

1


Литературные приемы и тропы .

1


Литературные приемы и тропы .

1


Пoэтичecкиe фигypы.

Стилистические фигуры в художественной речи.

Cинтaкcичecкиe фигypы.

1


Пoэтичecкиe фигypы.

Стилистические фигуры в художественной речи.

Cинтaкcичecкиe фигypы

1


Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте

1


Пoэтичecкий cинтaкcиc.

Cинтaкcичecкиe кoнcтpyкции в xyдoжecтвeннoм пpoизвeдeнии.

Heoбычныe coглacoвaния.

Heoбычный пopядoк cлoв.

Измeнeниe yзyaльнoгo знaчeния cинтaкcичecкoй кoнcтpyкции.

1


Пoэтичecкий cинтaкcиc.

Cинтaкcичecкиe кoнcтpyкции в xyдoжecтвeннoм пpoизвeдeнии.

Heoбычныe coглacoвaния.

Heoбычный пopядoк cлoв.

Измeнeниe yзyaльнoгo знaчeния cинтaкcичecкoй кoнcтpyкции.

1


Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие)

1


Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие)

1



  1. Анализ художественного текста. Практикум

8 ч


Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме

1


Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме

1


Анализ лирического произведения по линейной схеме

1


Анализ лирического произведения по линейной схеме

1


Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы.

1


Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы.

1


Комплексный анализ эпизода драматического произведения

1


Комплексный анализ эпизода драматического произведения

1





ЛИТЕРАТУРА

http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411


В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.

Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.

Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 .

Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.

Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007.

Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.

Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.

Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.

Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999

П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.

Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.

Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.

Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008.

Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.

Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.

Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.



.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!