Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования « Школа –сад №7»
РАССМОТРЕНО на заседании МС Протокол от Руководитель МС_______/__________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/Костырко С.В. « ____ » августа 2019 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОБУ «ЦО ШС №7» ___________Букренева К.Г. «____» сентября 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Теория и практика анализа художественного текста»
Предназначена для детей 5-11 класса
Рассчитана на 1 год обучения
Составитель Житкова Л.К.,
педагог дополнительного образования
Ханты- Мансийск
2019г.
Программа подготовки к Всероссийской олимпиаде по литературе
учащихся 5-11 классов
«Теория и практика анализа художественного текста»
В каждом человеке спит талант, но не все его будят.
А. Минченков
Задача учителя не в том, чтобы дать
ученикам максимум знаний, а в том,
чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
Пояснительная записка
Современное развитие российского общества выдвигает на первое место нравственно- эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Поэтому одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформированность труднейших умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.
Обращение к литературному наследию, в котором зафиксирован жизненный опыт наших предков, четко выражены главные нравственные идеалы человечества является важным.
Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал. Китайский философ Конфуций писал: "Образование начинается с поэзии". В 18 веке Н.И. Новиков под эстетическим воспитание понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения. Он считал, что эстетическое воспитание-часть умственного воспитания и что в процессе обучения следует приобщить детей к искусству, воспитывать в них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.
Всероссийская олимпиада школьников (далее – ВсОШ) на сегодняшний день - важный инструмент «выявления и поддержки одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию того или иного предмета, выбора сильнейших из них».
Данный блок образовательной программы, составленный для подготовки учащихся 9-11 классов к участию в олимпиадах по литературе, позволяет учащимся овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы.
Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.
В процессе реализации данного блока программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, программа рассчитана на 37 недель, всего в год запланировано 74 часа.
Цель:
формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;
развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;
подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
обучающие :
обучение работы с художественными, публицистическими и научно-популярными текстами;
- освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;
формирование навыка анализа и интерпретации произведений;
обучение анализу и пониманию специфики литературных произведений разных жанров;
формирование умения создания собственного оригинального текста;
формирование умения видеть, слышать, анализировать многообразный мир и отражать его в своих произведениях;
развивающие :
развитие литературно-критических навыков и художественно- творческих умений;
развитие индивидуальных творческих способностей;
формирование навыков критического мышления;
содействие гармоническому развитию личности ребенка средствами эстетического образования;
развитие индивидуального творческого воображения, наблюдательности, фантазии;
воспитательные:
приобщение ученика к духовным ценностям литературного наследия;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в систему отечественной культуры;
содействие воспитанию интеллигентности, уважительного отношения к людям;
приобщение студийцев к миру художественной литературы;
воспитание чувства слова и уважительного отношения к родному языку.
Принципы программы:
Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения) к общим (качество аналитической речи).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено
на освоение норм литературного языка в целом,
формирование коммуникативных компетенций учащихся,
умение проводить комплексный анализ текста,
что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как к науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по литературе и успешная сдача экзаменов.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этой учебной дисциплины.
Инвариантность. Программа применима для учащихся 9 – 11 классов.
Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное: исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе устной и письменной речевой деятельности самих учащихся.
Ожидаемые результаты
Предлагаемые занятия позволят учащимся
расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе;
овладеть навыками анализа и интерпретации художественного произведения;
повысить их языковую и речевую культуру: литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
овладеть способами исследовательской деятельности;
сформировать творческое мышление;
успешно выступать на олимпиадах различного уровня;
развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
В течение учебного года ученики сдают готовят устные и письменные выступления, посещают творческие встречи, участвуют на олимпиадах, в творческих конкурсах.
Содержание программы курса
«Теория и практика анализа художественного текста»
Введение
Природа искусства, вдохновение, тайна творчества; соотношение творения с художественным замыслом, образ музы как символа «непрямых отношений творца и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики, ведущие автора в процессе воплощения замысла. Сверхзадача искусства, пророческая и проповедническая миссия русской литературы; три аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный; судьба художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один из ведущих планов в творчестве художника. Художественное произведение как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке, взаимосвязь эстетических знаков. Внутренняя организация и художественная целостность литературного произведения. Главное условие постижения произведения – наличие диалога между читателем и писателем. Зависимость автора от читателя, необходимость повышения читательской культуры.
Поэтика, её виды: историческая, частная, общая; поэтика литературного течения, поэтика жанра, поэтика конкретного произведения, поэтика творчества писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.
2. Виды анализа художественного произведения
Виды анализа художественного произведения
Стилистический. анализ использования автором языковых средств (работа с художественным словом)
Проблемный создание проблемной ситуации, ее совместное решение (совместный поиск)
Анализ развития действия : работа над сюжетом и композицией
Анализ художественных образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-переживание, образ-вещь
Литературный род как важнейшая категория поэтики, различная познавательная направленность литературных родов: драма – на сам акт художественного высказывания, эпос – на объект, лирика – на субъект); тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе – к изображению предметного мира, в драме – к процессу речевого общения, в лирике – к выражению состояния души. Основные признаки эпоса, лирики, драмы. Формы художественной речи: проза, поэзия, ритмическая проза, лирическая проза. Метрико-строфическая организация стихотворной речи.
Стиль как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Есин). Стиль художника, связь его с литературным направлением, национальными традициями искусства, эпохой. Стилевые признаки: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, тон авторского голоса, место диалога в произведении, темп изложения, особенности предметной изобразительности (характер портрета, пейзажа, интерьера), своеобразие композиции и сюжетной формы, специфика пространства и времени, языковое своеобразие. Схемы концентрического и линейного анализов художественных текстов.
3. Особенности художественного текста
Структурная организация художественного текста, элементы художественного целого: сюжет, композиция, литературный портрет героя, пейзаж, деталь, подробность, художественная речь.
Три слоя искусства: «внешняя материя», «образный состав», «прорекающаяся через художника тайна» (по И. А Ильину); три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика), композиция (соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов).
Автор в художественном произведении, выражение его мыслей и чувств, система способов передачи авторской оценки: выбор названия и имени героя, описание его облика и жилища, детали, пейзаж и др., зависимость авторской оценки от родо-жанровой специфики произведения.
Идея как воплощение авторского замысла. Пути воплощения идейно-эмоционального содержания произведения в художественной форме.
Герменевтика как наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации; задача читателя-интепретатора – уметь постичь идею произведения, художественного образа; два процесса понимания текста: интуитивное постижение целого и его интерпретация.
Сюжет как одно из важнейших средств воплощения содержания, обобщения писательской мысли, составляющая форм произведения к его содержанию; функции сюжета: выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий, удержание внимания читателя. Два типа действий: внешнее и внутреннее. Фабула как события, легшие в основу произведения в их хронологической последовательности, сюжет как порядок и способ сообщения об этих событиях автора-повествователя. Основные стадии сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Композиция как способ скрепления элементов формы, соподчиняющая их идее произведения. Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы – соединение порядка с разнообразием, архитектоника крупных жанровых форм; порядок сообщения о ходе событий, взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов (лирических отступлений, обращений к читателям, вставные рассказы, сны, песни, письма и др.). Система персонажей, соотнесенность деталей и подробностей. Типы композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная.
Паратекстовые элементы как элементы, не входящие непосредственно в текст, но, обрамляя его, служащие важным средством авторской интерпретации произведения (посвящение, эпиграф, авторские ремарки, авторские примечания к тексту). Роль сильных позиций текста как средства аккумуляций читательского восприятия: гиперболичность, парадоксальность, юмор, ирония, аллегоричность и т.д.
Понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени. Примеры создания пространственно-временных образов в художественных произведениях. Художественное время и художественное пространство и способы их создания. Модели хронотопов: хронотоп дороги, хронотоп дома, хронотоп сна, хронотоп гроба и др.
Конфликт как обнаружение жизненных противоречий; коллизия как прямые острые столкновения героев; сюжетообразующий конфликт как важнейшая функция сюжета; виды конфликта: замкнутый (разрешимый), устойчивый (неразрешимый); конфликт внешний и внутренний; конфликт социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой, нравственный, философский; психологический; трагический, героический, комический; особенности конфликтов в произведениях эпохи античности, в средневековой литературе, в эпоху Возрождения, в классицизме, романтизме, реализме.
4. Образ события
Фабула как основная форма представления события в литературном произведении, ее глубинное значение в качестве внутренней формы жизни, отраженной в произведении. Внутренняя логика фабулы: «жизнь есть сон», «жизнь есть бесконечное путешествие», «бытие – это поиск правильного пути», «жизнь есть поединок», «жизнь есть взаимодействие мира и войны» и т.д. Событийный ряд произведений как элементы фабулы. Характеристика их композиционных принципов: «ретроспективная композиция», «вершинная композиция», композиция авантюрных произведений, «растягивание» переломного момента, и т.п.
Основные мотивы произведения и «сквозные» мотивы в русской литературе.
Особенности лирического сюжета: динамика развития лирического чувства в виде образной картины, развивающейся в пространстве-времени, в основе которого – взаимоотношения личности и внешнего мира.
Лирический герой как субъект художественного отражения действительности, чьи мысли и чувства изображаются в лирическом произведении; взаимоотношения автора лирического стихотворения и героя.
5. Средства создания художественного образа
Образ как фундаментальная категория для теории искусства и для поэтики, как «воспроизведенное представление» (А. Потебня), как форма художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности. Образы индивидуальные, характерные, типические; образ-мотив, образ-топос.
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой: персонаж, герой, действующее лицо; характер, тип: многоплановые и одноплановые, цельные и противоречивые, устойчивые и динамичные. Способы создания характера героя: имя, речь, место героя в образной системе произведения.
Пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения, как средство воплощения замысла автора; функции пейзажа: фон действия, способ обозначения авторской позиции, способ раскрытия внутреннего мира героя, создание философского контекста произведения; развитие функции пейзажного текста от античности до реализма.
Портрет литературного героя как важнейшее средство его характеристики, как способ установления связи между его внешним и внутренним обликом, выявления его психологического состояния, проявления авторской оценки персонажа. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный, статический и динамический.
Деталь как самая малая единица предметного мира произведения. Подробность как способ запечатления реальной картины описываемых событий. Символ – деталь, сохраняющая прямое значение, но становящаяся знаком, несущим иносказательный смысл. Название произведения как составная часть художественного текста, в котором в концентрированном виде передается авторский замысел; типы названий: названия, представляющие тему или проблему произведения, задающие сюжетную перспективу произведения, обозначающие главных героев, обозначающие время и пространство.
Отбор автором необходимой лексики и фразеологии, а также их стилевая организация для создания образа героя.
6. Эпизод в произведении
Эпизод – «относительно самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени». Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
7. Средства выразительности в языке
Особенности художественной речи; тропы и стилистические фигуры:
сравнение, метафора (глагольные, вещественные; распространенные, реализованные, общеупотребительные, индивидуально-авторские), олицетворение, эпитет (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные), ирония, гротеск, метонимия, синекдоха, перифраза, параллелизм (прямой, отрицательный), антитеза, контраст, оксюморон, гипербола и литота, аллегория, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания.
Экспрессивные возможности суффиксов, приставок, авторские неологизмы: новообразованные, собирательные имена, использование глаголов в повелительном наклонении с эмоциональной окраской.
Календарно-тематический план курса
«Теория и практика анализа художественного текста»
| Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Введение | 3 ч | |
| Вопрос о назначении искусства. Художественное произведение как художественный объект. | 1 | |
| Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики. | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста. | 1 | |
| Виды анализа художественного произведения | 9ч | |
| Стилистический анализ художественного произведения | 1 | |
| Анализ развития действия художественного произведения. | 1 | |
| Анализ художественных образов художественного произведения | 1 | |
| Проблемный анализ художественного произведения | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста. | 1 | |
| Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. | 1 | |
| Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора | 1 | |
| Анализ художественного текста по концентрической схеме. | 1 | |
| Анализ художественного текста по линейной схеме. | 1 | |
| Особенности художественного текста | 20ч | |
| Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания. | 1 | |
| Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации. | 1 | |
| Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации. | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста | 1 | |
| Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении. | 1 | |
| Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении. | 1 | |
| Идейное содержание и пафос произведения. | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста. | 1 | |
| Герменевтика. Интерпретация художественного текста | 1 | |
| Герменевтика. Интерпретация художественного текста | 1 | |
| Композиция фабулы и сюжета. | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста. | 1 | |
| Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения. | 1 | |
| Лирические, публицистические, философские отступления. | 1 | |
| Паратекстовые элементы художественного произведения. | 1 | |
| Сильные позиции художественного текста. | 1 | |
| Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении. | 1 | |
| Хронотоп. Образ времени в художественном произведении. | 1 | |
| Роль конфликта в литературном произведении. | 1 | |
| Комплексный анализ прозаического текста. | 1 | |
| Образ события | 6ч | |
| Фабула как метафора бытия. | 1 | |
| Построение событийного ряда произведения. | 1 | |
| Лейтмотивы в событийной структуре произведения. | 1 | |
| Лирический сюжет. | 1 | |
| Лирический сюжет. | 1 | |
| Комплексный анализ текста | 1 | |
| Средства создания художественного образа | 14ч | |
| Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности | 1 | |
| Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности | 1 | |
| Образ человека в литературе и аспекты его анализа | 1 | |
| Образ человека в литературе и аспекты его анализа | 1 | |
| Функция портрета в художественном произведении | 1 | |
| Функция портрета в художественном произведении | 1 | |
| Речевая характеристика героя. | 1 | |
| Речевая характеристика героя. | 1 | |
| Комплексный анализ текста | 1 | |
| Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия. | 1 | |
| Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия. | 1 | |
| Пейзаж и его функции в произведении | 1 | |
| Пейзаж и его функции в произведении | 1 | |
| Комплексный анализ текста | 1 | |
| Эпизод в произведении | 4ч | |
| Эпизод и его место в фабуле произведения. | 1 | |
| Эпизод как единство признаков времени и пространства | 1 | |
| «Точка зрения» в эпизоде. | 1 | |
| Комплексный анализ текста | 1 | |
| Средства выразительности в языке | 9 ч | |
| Литературные приемы и тропы . http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411 | 1 | |
| Литературные приемы и тропы . | 1 | |
| Литературные приемы и тропы . | 1 | |
| Пoэтичecкиe фигypы. Стилистические фигуры в художественной речи. Cинтaкcичecкиe фигypы. | 1 | |
| Пoэтичecкиe фигypы. Стилистические фигуры в художественной речи. Cинтaкcичecкиe фигypы | 1 | |
| Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте | 1 | |
| Пoэтичecкий cинтaкcиc. Cинтaкcичecкиe кoнcтpyкции в xyдoжecтвeннoм пpoизвeдeнии. Heoбычныe coглacoвaния. Heoбычный пopядoк cлoв. Измeнeниe yзyaльнoгo знaчeния cинтaкcичecкoй кoнcтpyкции. | 1 | |
| Пoэтичecкий cинтaкcиc. Cинтaкcичecкиe кoнcтpyкции в xyдoжecтвeннoм пpoизвeдeнии. Heoбычныe coглacoвaния. Heoбычный пopядoк cлoв. Измeнeниe yзyaльнoгo знaчeния cинтaкcичecкoй кoнcтpyкции. | 1 | |
| Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие) | 1 | |
| Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие) | 1 | |
| Анализ художественного текста. Практикум | 8 ч | |
| Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме | 1 | |
| Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме | 1 | |
| Анализ лирического произведения по линейной схеме | 1 | |
| Анализ лирического произведения по линейной схеме | 1 | |
| Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы. | 1 | |
| Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы. | 1 | |
| Комплексный анализ эпизода драматического произведения | 1 | |
| Комплексный анализ эпизода драматического произведения | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА
http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411
В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.
Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.
А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.
Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.
Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.
Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.
А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 .
Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.
С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.
Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007.
Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.
Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.
Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.
Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.
Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999
П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.
Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.
Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.
Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008.
Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.
Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.
Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.
.