СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Пластилинография»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластелинография" относится к краткосрочным общеразвивающим программам с использованием дистанционных технологий Имеет художественную направленность.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Пластилинография»»

17

М униципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Новополеводино имени полного кавалера ордена Славы М.С. Волкова Балаковского района Саратовской области





Рекомендовано к утверждению на заседании Педагогического совета

МАОУ СОШ с.Новополеводино

Протокол № 7

от 25.05.2021г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ с.Новополеводино

______________ Е.Г. Барановская

«25»мая 2021 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«Пластилинография»

(художественной направленности, дистанционная форма реализации)



Возраст учащихся: 10-15 лет

Срок реализации программы: 16 часов


Составил

Учитель технологии

первой квалификационной категории

Новичихина Любовь Петровна





г. Балаково – 2021 г.

Структура ДООП


  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

    1. Пояснительная записка……..………………………………………...... 3

    2. Цель и задачи программы……………………………………………… 5

    3. Планируемые результаты……………………………………………… 5

    4. Содержание программы………………………………………………... 6

    5. Формы аттестации и их периодичность……………………………… 9


  1. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Методическое обеспечение……………………………………………... 9

    2. Условия реализации…………………………………………………….. 9

    3. Календарный учебный график ………………………………………. 10

    4. Оценочные материалы………………………………………………… 10

    5. Список литературы…………………………………………………...... 12

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластелинография» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196); Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51.).

Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» относится к краткосрочным общеразвивающим программам с использованием дистанционных технологий, имеет художественную направленность, разработана для детей 10-15 лет. В ходе ее освоения дети знакомятся с различными техниками работы с пластилином, приобретают практические навыки художественного творчества.

Лепка интересна, увлекательна для детей, она дает возможность передать впечатления об окружающей действительности с помощью комка пластилина. Этот процесс вызывает у учащихся чувство радости, удивления. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Пластилин – легкодоступный материал, предоставляющий прекрасную возможность для развития творчества и фантазии. Занятия лепкой развивают мелкую моторику – способность выполнять руками точные и скоординированные движения. При разминании пластилина за счет массажа некоторых точек на ладошках и пальцах происходит активизация отдела мозга, отвечающего за интеллект. В программе предусмотрены лепка объемных моделей и занятия по пластелинографии. Занятия способствуют снятию мышечного напряжения, повышают сенсорную чувствительность. У ребенка воспитывается аккуратность, терпение и выдержка, эстетический вкус, развивается эмоциональная сфера.

Актуальность программы обусловлена запросом родителей и возрастанием интереса детей младшего школьного возраста к лепке из пластилина с одной стороны, и недостатком дистанционных краткосрочных программ данной направленности, с другой стороны.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста каждого учащегося, создание педагогом условий для активной самореализации, креативности детей младшего школьного возраста по средствам занятий лепкой из пластилина. Программа «Секреты пластилина» дает возможность успешного решения вопросов, связанных с развитием у учащихся метапредметных качеств личности, их нравственно-эстетическим воспитанием в условиях дистанционного дополнительного образования.

Отличительные особенности. Анализ программ данной направленности «Я леплю из пластилина» МБУДО РДДиЮ Советского района Саратовской области, «Пластилинография» МКУДО «Центр технического творчества детей и молодежи» г. Саратов позволил выявить следующие отличительные особенности представленной программы:

  • освоение содержания краткосрочной программы осуществляется в дистанционной форме;

  • данная программа знакомит учащихся с основами данного вида художественной деятельности и создаёт перспективу для их творческого роста, личностного развития.

Адресат программы: программа предназначена для детей 10-15 лет.

Возрастные особенности. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, любовь ко всему живому для создания интересных и оригинальных работ из пластилина. В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разного возраста, с различным багажом знаний и разным уровнем подготовленности к занятиям.

Количество учащихся в группе – 10-15 человек.

Условия набора учащихся: принимаются все желающие.

Сроки реализации программы. Программа «Пластилинография» относится к краткосрочным программам с использованием дистанционных образовательных технологий. Группа детей, осваивает разделы программы объемом 16 часов.

Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме два раза в неделю, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность занятий для группы детей составляет 30 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся начальных представлений о лепке из пластилина, базовых приемов работы с данным материалом и инструментами.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомить детей с различными техниками работы с пластилином.

  • Познакомить детей с приемами работы с пластилином (разминание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, перекручивание, прищипывание, вытягивание и др.) и инструментами.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся художественный вкус.

  • Развивать у детей мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Формировать интерес у учащихся к художественной деятельности.

  • Способствовать воспитанию у учащихся терпения, воли.


1.3. Планируемые результаты освоения ДООП

Предметные результаты:

Учащийся должен знать:

  • правила поведения и техники безопасности во время занятий;

  • базовые техники традиционной лепки из пластилина;

  • назначение необходимых для лепки инструментов.

Учащийся должен уметь:

  • работать с опорными схемами с помощью педагога;

  • работать с инструментами необходимыми для лепки;

  • оформлять работы и подбирать цветовые решения с помощью педагога;

  • применять полученные знания при изготовлении творческих работ.

Личностные результаты освоения образовательной программы

  • ребенок проявляет устойчивый интерес к знаниям в области художественного творчества;

  • у ребенка формируется положительное отношение к обучению.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы

Познавательные

  • учащийся ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже изученного;

  • учащийся преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие).

Регулятивные

  • учащийся осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию);

  • учащийся научится принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога.


1.4. Содержание программы


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

прак

тика

С ДОТ

теория

прак

тика

1

Вводное занятие

1

0

0

1

0

коллективная рефлексия

2

Знакомство со свойствами пластилина и способами воздействия на него

3

0

0

1

2

коллективная

рефлексия

3

Плоскостное изображение

3

0

0

1

2

опрос,

фото

творческих

работ

4

Объемное изображение

3

0

0

1

2

коллективная

рефлексия,

фото

творческих

работ

5

Знакомство с симметрией

2

0

0

1

1

коллективная рефлексия

6

Формирование композиционных навыков

3

0

0

1

2

коллективная рефлексия,

презентация

творческих работ

4

Заключительное занятие

1

0

0

0

1

опрос,

мастер-класс

Итого

16

0

0

6

10




Содержание учебного плана программы

1. Вводное занятие.

Теория. Презентация программы, план работы. Основные направления работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2. Знакомство со свойствами пластилина и способами воздействия на него.

Теория. Свойства пластилина. Материалы и приспособления для работы. Особенности создания выразительного образа посредством объема и цвета.

Практика. Предметная лепка: передача формы, пропорций. Лепка из целого куска пластилина, комбинированным и конструктивным способами, используя приемы оттягивания, сглаживания, сплющивания. Создание образов с использование пластилина.

Применение элементарных техник лепки из пластилина в практической деятельности. Работа по образцу.

Возможные темы практических работ:

Материалы к занятиям по теме

  1. Смешивание цветов…

  2. Листопад…

  3. Работа по шаблонам…

  4. Рисуем пластелином небо…

  5. Красота природы

Пластилин, стеки, доска для пластилина, картон, природный материал, репродукции


3. Плоскостное изображение.

Теория. Особенности и способы рисования пластилином. Приемы плоскостного изображения объектов и сюжетов. Техника плоскостных аппликаций из пластилина.

Практика. Создание пластилиновых картин с использованием различных техник плоскостной лепки.

Практическая работа комбинированным и конструктивным способами с использованием техник «размазывания», «жгутиков», «мозаики».

Возможные темы практических работ:

Материалы к занятиям по теме

1.Осенний листопад…

2.Весеннее настроение…

3.Картинки на пластинке…

4.Рисуем пластелином на картоне

«День и ночь»

5.Пластелиновая открытка к празднику

6.Фрукты,овощи…

7.Картины на стекле пластелином…

Пластилин, стеки, доска для пластилина, картон, природный материал, репродукции


4. Объемное изображение.

Теория. Особенности и способы создания объемных изображений пластилином. Приемы объемного изображения предметов и объектов. Последовательность выполнения работы.

Практика. Создание объемных предметов и объектов техниками скручивания, вытягивания, раскатывания. Соединение частей изделия путем сглаживания мест скрепления.

Применение элементарных техник объемной лепки из пластилина в практической деятельности. Предметная лепка (изображение отдельных конкретных предметов, персонажей и т.п.).

Возможные темы практических работ:

Материалы к занятиям по теме

  1. Волшебный мир природы!

  2. Медальоны

  3. Букеты цветов…

  4. Животный мир…

  5. Статуэтки…

Пластилин, стеки, доска для пластилина, репродукции


5. Знакомство с симметрией и асимметрией.

Теория. Понятия «симметрия», «асимметрия». Симметричность предметов и объектов в природе, интерьере, образе человека.

Практика. Выполнение работ с использование различных техник лепки («мазок пластилином», модульная техника и др.).

Возможные темы практических работ:

Материалы к занятиям по теме

  1. Портрет…

  2. Птицы на ветке…

  3. Животные…

  4. Деревья..

Пластилин, стеки, доска для пластилина, репродукции


6. Формирование композиционных навыков.

Теория. Особенности создания лепной картины. Особенности цветовых решений, расположения предметов и объектов (понятия «передний план», «задний план»).

Практика. Выполнение лепной картины с применением изученных техник. Осваивание приема «вливания одного цвета в другой».

Применение элементарных техник плоскостной лепки из пластилина в практической деятельности. Осваивание приема «вливания одного цвета в другой».

Возможные темы практических работ:

Материалы к занятиям по теме

  1. Живой мир природы

  2. Подарки своими руками

  3. Грибы на пластинке

  4. Красоты природы

Пластилин, стеки, доска для пластилина, картон, репродукции


7. Заключительное занятие

Практика. Мастер-класс. Основы оформления готовых работ. Подведение итогов по программе.


1.5. Формы аттестации и их периодичность

В процессе реализации программы педагог отслеживает предметные, результаты и формирование метапредметных качеств личности учащихся.

По результатам творческих заданий, а также наблюдений педагога заполняется творческая карта учащегося (см. 2.4. Оценочные материалы) в соответствии с технологией оценивания, которая разрабатывается педагогом совместно с учащимися.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • презентации детских творческих работ;

  • мастер-класс для родителей.

Контроль за усвоением разделов программы осуществляется с помощью фотоотчетов учащихся о выполнение заданий и творческих работ. Для определения результатов осуществляется наблюдение.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Методическое обеспечение

Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, игрового обучения и здоровьесберегающих технологий. Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологии (ДОТ) при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога. Форма организации учебной деятельности – групповая. Использование ДОТ дает возможность освоения программы непосредственно по месту пребывания (нахождения) учащихся. Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для учащихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала.

Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, непрерывности, целостности, вариативности, психологической комфортности).

Подведение итогов по результатам освоения программы проходить в форме мастер-класса.


2.2. Условия реализации программы

Важную роль при создании благоприятной образовательной среды имеет информационное, дидактическое, материально-техническое обеспечение программы.

Информационное и дидактическое обеспечение

  • дидактический материал: таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных работ, натюрмортный фонд и др.;

  • литература по изобразительному творчеству, методики преподавание дисциплин художественной направленности, методические разработки, рекомендации (см. Список литературы);

  • компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочно-поисковым системам.

Материально-техническое обеспечение

К занятиям по программе у ребенка должны быть подготовлены следующие художественно-графические и канцелярские принадлежности: картон, дощечка для лепки, стеки, пластилин, салфетки для рук, фартук, природный материал.

К занятиям учащимся нужно иметь доступ к персональному компьютеру с выходом в INTERNET, e-mail.

Кадровое обеспечение: учитель технологии, имеющий опыт реализации художественной направленности.


2.3. Календарный учебный график

представлен в печатном варианте программы


2.4. Оценочные материалы

Эффективность реализации программы определяется согласно выработанным критериям количества и качества.

  1. Уровень усвоения детьми содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Уровень освоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы исследовался по следующим параметрам:

  • предметные результаты – знают основные понятия и терминологию по предмету, освоили основные приемы и технологии деятельности по предмету, обладают специальными способностями (по виду деятельности). Выявляется на основе данных, полученных в ходе выполнения творческих индивидуальных работ, опросов;

  • формирование метапредметных качеств личности. Выявляются на основе наблюдения, результатов выполнения заданий, творческих работ и др. Уровень воспитанности учащихся проверяется методикой Н.П. Капустина.

  1. Личностные результаты учащихся (устойчивый интерес к занятиям по программе (выявляется на основе педагогического наблюдения); участие в презентации творческих работ, мастер-классе и т.д.).

Творческая карта учащегося

Группа __________________

ФИО ____________________________ возраст ________________

Раздел / Тема занятия

Название работ

Отзыв о работе (сложно, легко, интересно, скучно, понравилось или нет)

Критерии оценивания

Знакомство со средствами выразительности

1.




2.




Плоскостное изображение

1.




2.




Объемное изображение

1.




2.




Знакомство с симметрией

1.




2.




Формирование композиционных навыков

1.




2.




Подведение итогов, презентация работ

Итого






Критерии оценки разрабатываются совместно с учащимися

(оценивание по 10-бальной системе)


ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ

Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности

Технология оценивания

Что оценивать

Умения применять знания

Кто должен оценивать

Ребёнок / учащийся в диалоге с педагогом

Где накапливать и фиксировать результаты

Личные карточки

По каким критериям оценивать

Совместно разработанным

По какой шкале оценивать

Совместно разработанной

(баллы)

Как определять итоговый балл

Средний

Решающим является последний полученный балл


Алгоритм самооценки:

Вопросы к учащемуся:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?)

Коллективное обсуждение работ


2.5. Список литературы

  1. Бойраковска-Пшенёсло Агнешка Лепим из соленого теста / Перевод с польского Лоскутовой А.С., глав. ред. Хлебнова Т.И. – М.: АРТ-РОДНИК, 2017.

  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  3. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Лепим из пластилина. – М.: Кристалл, 2001.

  4. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

  5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2002.

  6. Зайцева А.А. Поделки из пластилина: лепим вместе с детьми. – М.: Эксмо. 2011.

  7. Кабанченко С. Как слепить из пластилина любое животное. Звери, птицы, насекомые. – Москва: Издательство «Э», 2017.

  8. Карленок И.В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2016.

  9. Куцакова Л.В. Уроки лепки: для детей 3-5 лет. – М.: Эксмо, 2011.

  10. Лукьяненко Н.И. Веселый пластилин. – Харьков: Виват, 2016.

  11. Орен Рони. Секреты пластилина. – М.: Махаон, 2017.

  12. Патрисия Вибьен Поделки из глины / Перевод с французского Рудневой Е.С., отв. ред. Смирнова В.А. – М.: РОСМЭН, 2008.

  13. Синицына Е.И. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

  14. Ткаченко Е.И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

  15. Трафимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное искусство. – Ярославль. «Академия развития», 2010.

Список литературы для учащихся

  1. Забавные самоделки из пластилина / ред. Меркулова Л., Голоперова Ю., Дорожкина А. – М.:Эксмо, 2012.

  2. Куцакова Л.В. Уроки лепки: для детей 3-5 лет. – М.: Эксмо, 2011.

  3. Макаренко М. Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из пластилина. – М.: Эксмо, 2016.

  4. Орен Рони. Секреты пластилина. – М.: Махаон, 2017.

  5. Патрисия Вибьен Поделки из глины / Перевод с французского Рудневой Е.С., отв. ред. Смирнова В.А. – М.: РОСМЭН, 2008.

  6. Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» — Ярославль: «Академия развития», 1998.

  7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» — 1.2. — М.: «Скрипторий 2003г.» 2006.

  8. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 96. 

  9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» — ЗАО «Валери СПб», 1997-160 с.» (Серия «Учить и воспитывать, развлекая).

  10. Лыкова И.А. «Где живут веснушки?» Мастер – классы для детей и взрослых.: «Цветной мир» 2. 2014.

  11. Лыкова И.А. «Я – Будущий скульптор.» М.: ООО ТД «Мир книги», 2008. С. 48.


Список литературы для родителей

  1. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

  2. Карленок И.В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2016.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. it-n.ru Сеть творческих учителей.

  2. dopedu.ru Информационно-методический портал Дополнительное образование.

  3. юный художник.рф. Журнал «Юный художник».

  4. art-history.ru Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства.

  5. oformitelblok.ru Веб-сайт «Изобразительное искусство и дизайн».

  6. svoimi-rukamy.com Веб-сайт «Поделки своими руками, поделки из природного материала».

  7. stranamasterov.ru Веб-сайт «Творчество для детей и взрослых».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!