СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Юный эколог"»












Содержание




Пояснительная записка 3-5

  1. Учебно-тематический план 6

  2. Планируемые результаты 7-8

  3. Календарно-учебный график 9-12

  4. Описание обеспечения образовательного процесса……………………………………13

  5. Критерии и формы оценки качества знаний 14

  6. Список литературы и Интернет-ресурсов 15









































Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Юный эколог» для 6-7 классов составлена на основе фе- дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундамен- тального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образова- ния. Биология. Естествознание».

Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Программа детского объединения “Юный эколог” рассчитана на обучающихся среднего звена, т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, экологии, биологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной период. Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут. Так, в возрасте 11-13 лет ребята способны осознавать не только себя, свою личностность и субъектность, но и природу как объект отношения и субъект существования. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся. Сложность организации работы объединения заключается в том, что половина учащихся уже имеют опыт ученического исследования и участия в научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения впервые. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы. Наличие в объединении учащихся разного возраста, позволяет соблюдать преемственность в получении и закреплении знаний, умений и навыков исследовательской работы.

Актуальность:

Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся:

• формировать личность, обладающую эко- логическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение;

• реализация в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопас- ности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность спо- собствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуально- сти. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой до- суг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, программа дает педагогу дополнительные возможности ис- пользования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.

Новизна:

Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экологического образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:
  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;

  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопас- ного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  3. знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и яв- лений природы;

  4. создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельно- сти, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;

  5. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интере- сов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающих- ся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  6. понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Принципы реализации программы:
  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • оптимальное сочетание форм деятельности.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, лекции, практические работы, экскурсии, практическая деятельность.




Кружковая работа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников по- средством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы занятий: беседа, игра, коллективные и индивидуальные ис- следования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах, агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно- творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия, эксперимент, практическая работа.


2. Учебно - тематический план



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

0

Текущий контроль

2

Раздел 1.

Природные комплексы нашей местности.

10

2

7

Зачёт

3

Среда обитания

5

1

4

Текущий контроль

4

Пища, которую мы едим

2

1

1

Текущий контроль

5

Дом, в котором мы живём

4

2

2

Зачёт

6

Здоровье человека – основа жизни

5

4

1

Зачёт

7

Отходы, как источник

загрязнения окружающей среды

6

2

4

Зачёт

8

Итоговое занятие по курсу

«Юный эколог

1

1

0

Зачёт





















3. Планируемые результаты освоения программы
  1. В направлении личностного развития:
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой при- роды,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

  1. В метапредметном направлении:
  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной лите- ратурой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных ис- точниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть про- блему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформле- нии результатов исследовательской деятельности в виде презентации;

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ста- вить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отно- шению к живой природе;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, кор- ректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обо- значенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргумента- ции своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от- стаивать свою позицию.

  1. В предметном направлении:
  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключе- ния на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; по- становка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

формирование навыков ухода за комнатными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.

  • В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой приро


4. Календарно- учебный график


п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятий

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

1.

сентябрь

2

15.10-15.55

Беседа

1

Введение

Кабинет биологии

2.

сентябрь

9

15.10-15.55

Лекция

1

Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организма.

Экологические науки.

Кабинет биологии

3

сентябрь

16

15.10-15.55

экскурсия

1

Природный комплекс- лес

Окрест-ности

села, школы

4.

сентябрь

23

15.10-15.55

Практическая

работа

1

Искусственные сообщества растений и животных

Кабинет биологии

5.

сентябрь

30

15.10-15.55

Практическая работа, выпуск газет

1

Экологическое исследование

школьной территории

Кабинет биологии

6.

октябрь

7

15.10-15.55

Круглый стол

1

Где живут эти организмы? Луга. Болота, реки

Кабинет биологии

7.

октябрь

14

15.10-15.55

Викторина

1

Природа и человек

Кабинет биологии

8.

октябрь

21

15.10-15.55

Беседа

1

Экологические проблемы человеческой деятельности

Кабинет биологии

7.

ноябрь

7

15.10-15.55

Практическая работа

1

Влияние загрязнённости воды на семена и растения

Кабинет биологии

8.

ноябрь

11

15.10-15.55

Пресс- конференция

1

Охрана природных комплексов

Кабинет биологии

9.

ноябрь

18

15.10-15.55

Экспери

мент

1

Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека

Кабинет биологии







10.

ноябрь

25

15.10-15.55

Практическая работа

1

Воздух, которым мы дышим

Кабинет биологии

11.

декабрь

2

15.10 – 15.55

Беседа

1

Воду, которую, мы пьём

Кабинет биологии

12.

декабрь

9

15.10 – 15.55

Игра

1

Круговорот воды в природе

Кабинет биологии

13.

декабрь

16

15.10- 15.55

Практическая работа

1

Оценка экологического состояния р. Шалдёжка

Река

Шалдежка

14.

декабрь

23

15.10- 15.55

Проект

1

Оценка экологического состояния р. Шалдёжка

Кабинет биологии

15.

январь

13

15.10- 15.55

Устный журнал

1

Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу

Кабинет биологии

16.

январь

20

15.10- 15.55

Практическая работа

1

Изучение состава питания продуктов (по этикетам) рас- шифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм

Кабинет биологии

17.

январь

27

15.10- 15.55

Лекция с элементами беседы

1

Материалы, из которых сделаны дома, мебель,

покрытия

Кабинет биологии

18.

февраль

3

15.10- 15.55

Проект

1

Вопросы экологии в современных квартирах

Кабинет биологии

19.

февраль

10

15.10 – 15.55

Экспери-мент, практическая работа

1

Оценка внутренней отделки помещения.

Кабинеты школы;

свой дом, квартира

20

февраль

17

15.10- 15.55

Экспери-мент, практическая работа

1

Изучение естественной освещённости квартиры

Кабинеты школы;

Свой дом, квартира





21

февраль

24

15.10 – 15.55

Выставка

1

Конкурс рисунков «Вредным привычкам– нет!»

Школа

22

март

3

15.10-15.55

Выступления учащихся

1

« Суд над наркотиками»

Кабинет биологии

23

март

10

15.10- 15.55

Беседа

1

Неожиданные встречи с яда ми

Кабинет биологии

24

март

17

15.10- 15.55

Практическая работа

1

Оказание первой помощи при отравлениях

Кабинет биологии

25

март

24

15.10- 15.55

Круглый стол

1

Компьютер и здоровье

Кабинет биологии

Отходы, как источник за грязнения окружающей среды ( 8 ч.)

26

апрель

1

15.10-15.55

Анкетирование, беседа

1

Что ты знаешь о бытовых отходах?

Кабинет биологии

27

апрель

7

15.10-15.55

Коллективный проект

1

Куда девать мусор?

Кабинет биологии

28

апрель

14

15.10-15.55

Игра

1

Свалка

Кабинет биологии

29

апрель

21

15.10-15.55

Презентация

1

Жалобы старых вещей

Кабинет биологии

30

май

28

15.10-15.55

Агитбри

гада

1

« Мусор быстро разделяй и природу сохраняй»

Школа

31

май

5

15.10-15.55

Экскурсия, фотоотчёт

1

Репортаж со свалки

Территория села

32

май

12

15.10-15.55

Выставка поделок

1

Творчество из отходов

Школа

33

май

19

15.10- 15.55

Всерос

сийская акция

1

« Зелёная Весна -2022»

Территория школы, села, парка

34

май

26

15.10-15.55

Защита исследовательских работ

1

Итоговое занятие

« Юный эколог»

Кабинет биологии


































5.Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса


Для реализации программы необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;

2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;

3.лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.

  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практиче- ские работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребён- ка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практиче- ские, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рас- сказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произ- ведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
















6. Критерии и формы оценки качества знаний
  1. Выставки поделок из природных материалов.

  2. Фотовыставки; выставки рисунков.

  3. Листовки, буклеты, газеты.

  4. Участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, акциях.

  5. Создание и защита проектов.

  6. театрализация

Оценочные материалы

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Основные виды диагностики результата:

    • входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

    • текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

    • промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов (зачет/незачет)

    • итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: защита коллективных и индивидуальных исследовательских работ

( зачет/незачет)



























7. Список литературы и интернет- ресурсы


    1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 2007.

    2. Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.

    3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.

    4. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.

    5. Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.

    6. «Нижегородская земля мой край родной». Книга для чтения. Н.Новгород, 2007г

    7. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.

    8. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.

    9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.


Интернет-ресурсы

  1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

  2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

  3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

  4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

  5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

  6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!