Содержание
Пояснительная записка 3-5
Учебно-тематический план 6
Планируемые результаты 7-8
Календарно-учебный график 9-12
Описание обеспечения образовательного процесса……………………………………13
Критерии и формы оценки качества знаний 14
Список литературы и Интернет-ресурсов 15
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Юный эколог» для 6-7 классов составлена на основе фе- дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундамен- тального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образова- ния. Биология. Естествознание».
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Программа детского объединения “Юный эколог” рассчитана на обучающихся среднего звена, т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, экологии, биологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной период. Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира в котором они живут. Так, в возрасте 11-13 лет ребята способны осознавать не только себя, свою личностность и субъектность, но и природу как объект отношения и субъект существования. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся. Сложность организации работы объединения заключается в том, что половина учащихся уже имеют опыт ученического исследования и участия в научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения впервые. Это вызывает необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделяется индивидуальной работе при организации исследовательской работы. Наличие в объединении учащихся разного возраста, позволяет соблюдать преемственность в получении и закреплении знаний, умений и навыков исследовательской работы.
Актуальность:
Перед школой ставится задача формирования экологической культуры учащихся:
• формировать личность, обладающую эко- логическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение;
• реализация в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопас- ности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность спо- собствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуально- сти. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой до- суг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, программа дает педагогу дополнительные возможности ис- пользования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
Новизна:
Первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Развитие дополнительного экологического образования – исключительно важное направление работы образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопас- ного для человека и окружающей его среды образа жизни;
знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и яв- лений природы;
создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельно- сти, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интере- сов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающих- ся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Условия реализации программы:
В основе работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
оптимальное сочетание форм деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, лекции, практические работы, экскурсии, практическая деятельность.
Кружковая работа по экологии способствует широкому развитию творчества школьников по- средством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления выставок рисунков, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление скворечников и кормушек для птиц.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы занятий: беседа, игра, коллективные и индивидуальные ис- следования, самостоятельная работа, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах, агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно- творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия, эксперимент, практическая работа.
2. Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | 0 | Текущий контроль |
2 | Раздел 1. Природные комплексы нашей местности. | 10 | 2 | 7 | Зачёт |
3 | Среда обитания | 5 | 1 | 4 | Текущий контроль |
4 | Пища, которую мы едим | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль |
5 | Дом, в котором мы живём | 4 | 2 | 2 | Зачёт |
6 | Здоровье человека – основа жизни | 5 | 4 | 1 | Зачёт |
7 | Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | 6 | 2 | 4 | Зачёт |
8 | Итоговое занятие по курсу «Юный эколог | 1 | 1 | 0 | Зачёт |
3. Планируемые результаты освоения программы
В направлении личностного развития:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой при- роды,
овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
В метапредметном направлении:
формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной лите- ратурой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных ис- точниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть про- блему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформле- нии результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ста- вить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отно- шению к живой природе;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, кор- ректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обо- значенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргумента- ции своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от- стаивать свою позицию.
В предметном направлении:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключе- ния на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; по- становка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой приро
4. Календарно- учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1. | сентябрь | 2 | 15.10-15.55 | Беседа | 1 | Введение | Кабинет биологии |
2. | сентябрь | 9 | 15.10-15.55 | Лекция | 1 | Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организма. Экологические науки. | Кабинет биологии |
3 | сентябрь | 16 | 15.10-15.55 | экскурсия | 1 | Природный комплекс- лес | Окрест-ности села, школы |
4. | сентябрь | 23 | 15.10-15.55 | Практическая работа | 1 | Искусственные сообщества растений и животных | Кабинет биологии |
5. | сентябрь | 30 | 15.10-15.55 | Практическая работа, выпуск газет | 1 | Экологическое исследование школьной территории | Кабинет биологии |
6. | октябрь | 7 | 15.10-15.55 | Круглый стол | 1 | Где живут эти организмы? Луга. Болота, реки | Кабинет биологии |
7. | октябрь | 14 | 15.10-15.55 | Викторина | 1 | Природа и человек | Кабинет биологии |
8. | октябрь | 21 | 15.10-15.55 | Беседа | 1 | Экологические проблемы человеческой деятельности | Кабинет биологии |
7. | ноябрь | 7 | 15.10-15.55 | Практическая работа | 1 | Влияние загрязнённости воды на семена и растения | Кабинет биологии |
8. | ноябрь | 11 | 15.10-15.55 | Пресс- конференция | 1 | Охрана природных комплексов | Кабинет биологии |
9. | ноябрь | 18 | 15.10-15.55 | Экспери мент | 1 | Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека | Кабинет биологии |
10. | ноябрь | 25 | 15.10-15.55 | Практическая работа | 1 | Воздух, которым мы дышим | Кабинет биологии |
11. | декабрь | 2 | 15.10 – 15.55 | Беседа | 1 | Воду, которую, мы пьём | Кабинет биологии |
12. | декабрь | 9 | 15.10 – 15.55 | Игра | 1 | Круговорот воды в природе | Кабинет биологии |
13. | декабрь | 16 | 15.10- 15.55 | Практическая работа | 1 | Оценка экологического состояния р. Шалдёжка | Река Шалдежка |
14. | декабрь | 23 | 15.10- 15.55 | Проект | 1 | Оценка экологического состояния р. Шалдёжка | Кабинет биологии |
15. | январь | 13 | 15.10- 15.55 | Устный журнал | 1 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | Кабинет биологии |
16. | январь | 20 | 15.10- 15.55 | Практическая работа | 1 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам) рас- шифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм | Кабинет биологии |
17. | январь | 27 | 15.10- 15.55 | Лекция с элементами беседы | 1 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | Кабинет биологии |
18. | февраль | 3 | 15.10- 15.55 | Проект | 1 | Вопросы экологии в современных квартирах | Кабинет биологии |
19. | февраль | 10 | 15.10 – 15.55 | Экспери-мент, практическая работа | 1 | Оценка внутренней отделки помещения. | Кабинеты школы; свой дом, квартира |
20 | февраль | 17 | 15.10- 15.55 | Экспери-мент, практическая работа | 1 | Изучение естественной освещённости квартиры | Кабинеты школы; Свой дом, квартира |
21 | февраль | 24 | 15.10 – 15.55 | Выставка | 1 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам– нет!» | Школа |
22 | март | 3 | 15.10-15.55 | Выступления учащихся | 1 | « Суд над наркотиками» | Кабинет биологии |
23 | март | 10 | 15.10- 15.55 | Беседа | 1 | Неожиданные встречи с яда ми | Кабинет биологии |
24 | март | 17 | 15.10- 15.55 | Практическая работа | 1 | Оказание первой помощи при отравлениях | Кабинет биологии |
25 | март | 24 | 15.10- 15.55 | Круглый стол | 1 | Компьютер и здоровье | Кабинет биологии |
Отходы, как источник за грязнения окружающей среды ( 8 ч.) |
26 | апрель | 1 | 15.10-15.55 | Анкетирование, беседа | 1 | Что ты знаешь о бытовых отходах? | Кабинет биологии |
27 | апрель | 7 | 15.10-15.55 | Коллективный проект | 1 | Куда девать мусор? | Кабинет биологии |
28 | апрель | 14 | 15.10-15.55 | Игра | 1 | Свалка | Кабинет биологии |
29 | апрель | 21 | 15.10-15.55 | Презентация | 1 | Жалобы старых вещей | Кабинет биологии |
30 | май | 28 | 15.10-15.55 | Агитбри гада | 1 | « Мусор быстро разделяй и природу сохраняй» | Школа |
31 | май | 5 | 15.10-15.55 | Экскурсия, фотоотчёт | 1 | Репортаж со свалки | Территория села |
32 | май | 12 | 15.10-15.55 | Выставка поделок | 1 | Творчество из отходов | Школа |
33 | май | 19 | 15.10- 15.55 | Всерос сийская акция | 1 | « Зелёная Весна -2022» | Территория школы, села, парка |
34 | май | 26 | 15.10-15.55 | Защита исследовательских работ | 1 | Итоговое занятие « Юный эколог» | Кабинет биологии |
5.Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
3.лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв. Гербарии дикорастущих и культурных растений.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практиче- ские работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребён- ка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практиче- ские, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рас- сказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произ- ведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
6. Критерии и формы оценки качества знаний
Выставки поделок из природных материалов.
Фотовыставки; выставки рисунков.
Листовки, буклеты, газеты.
Участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских конкурсах, акциях.
Создание и защита проектов.
театрализация
Оценочные материалы
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Основные виды диагностики результата:
входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов (зачет/незачет)
итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: защита коллективных и индивидуальных исследовательских работ
( зачет/незачет)
7. Список литературы и интернет- ресурсы
Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Ар- ский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 2007.
Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яков- лев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандар- ты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.
Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.
Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравеги- на. – М., 1997.
«Нижегородская земля мой край родной». Книга для чтения. Н.Новгород, 2007г
Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлеб- ный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандар- там). – ISBN 978-5-09-023282-1.
Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учите- лей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Фи- липпов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Интернет-ресурсы
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.