СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп культур»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп культур»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп культур»»



РАЗДЕЛ I

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп культур» относится к социально-гуманитарной направленности. Программа разработана с учетом требований нормативно - правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)

- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).

Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Отличительной особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно­-прикладного искусства.

Адресат - программа адресована обучающимся в возрасте 7-14 лет.

Возрастные особенности обучающихся:

- Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность детей данного возраста - учебно-игровая. В этот период у детей изменяется уклад жизни, расширяется сфера общения, завершается долгий сложный процесс овладения речью. Язык 7-11 летнего ребёнка становится средством общения, формируется синтезирующее восприятие. Мышление трансформируется в словесно-логическое, память становится произвольной и осмысленной. У ребенка утрачивается детская непосредственность, появляется мотив долга, ответственности, самосовершенствования, достижения успеха и избегания неудач, происходит становление самооценки. Это период рождения социального «Я». Ядром личности становится мотивационная сфера. В этом возрасте необходимо создание в детском коллективе атмосферы психологического комфорта и поддержки;

- Подростковый возраст от 12-ти до 14-ти лет - один из наиболее сложных периодов развития человека. В этом возрасте происходит формирование личности, изменения в сфере сознания и в системе взаимоотношений, выбор общественно-значимых видов деятельности. Присутствует стремление к самоутверждению, к определению дальнейшей стратегии жизни, возникает потребность в самоопределении. Ключевое значение приобретает стремление к независимости. Основным мотивом общественно полезной деятельности является личная ответственность и самодостаточность. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой.

Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия - встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.

С учетом вышеперечисленных возрастных особенностей адресата в содержание данной программы введен проект. Фактически создается ситуация, когда появляется возможность самостоятельного выбора темы, группового обучения в ходе выполнения определенного дела, активного конструирования знания. В процессе работы над проектом постигаются реальные процессы, используются доступные приемы и методы проектирования (исследования), выявляются особенности и характеристики анализируемых объектов, оцениваются социально-экономические ограничения и ресурсные возможности, проявляются умения работать в команде.

Объем и сроки реализации программы: курс обучения по программе рассчитан на 2 месяца (8 недель) общим объемом 20 часов.

Уровень программы: базовый.

Форма обучения по программе - очная.

Режим организации занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу в день.

Общее количество часов - 20 часов.

Наполняемость групп: 20 человек.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческого потенциала и интереса обучающихся к традиционной культуре народов России посредством знакомства с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно­-прикладного искусства.

Программа предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

- ознакомить обучающихся с традициями, праздниками и ремеслами народов России;

- сформировать понимание самобытности и неповторимости культуры народов России.

Развивающие:

- развить интерес обучающихся к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-­игровой культуры;

- способствовать развитию творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;

- способствовать развитию личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

- сформировать у детей уважительное отношение к культуре и традициям народов России.



1.3. Планируемые результаты


Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать\ понимать:

- особенности устного народного творчества, игр и праздников народов России;

Обучающиеся будут уметь:

- различать национальные культуры народов России, их уникальность и самобытность.

Метапредметные результаты:

В конце обучения по программе у учащихся будут развиты:

- интерес обучающихся к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-­игровой культуры;

- творческие способности и навыки в процессе изучения основ народной культуры.

Личностные результаты:

В конце обучения по программе у учащихся будут сформированы:

- проявление чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;

- уважительное отношение к культуре и традициям народов России;

- самостоятельность, ответственность, активность.



1.4. Содержание программы


Учебно-тематический план


п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

экскурсии

1

Организационное вводное занятие.

1

1

0

0

Анкетирование

2

Устное народное творчество

5

2

2

1

Выполнение творческого задания

3

Народные игры

4

1

3

0

Выполнение творческого задания

4

Народные праздники

4

1

2

1

Выполнение творческого задания

5

Этнография

5

2

2

1

Выполнение творческого задания

6

Итоговое занятие

1

0

1

0

Творческое выступление

Всего

20

7

10

3



Содержание учебно-тематического плана


  1. Организационное вводное занятие. 1ч.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении

  1. Устное народное творчество. 5 ч.

Теоретическая часть: Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.

Практическая часть: Интерактивное посещение фольклорных праздников. Народный фольклор. По страницам любимых сказок. Лепка из глины героев сказки.

  1. Народные игры. 4 ч.

Теоретическая часть: Народные игры - основа игровой культуры.

Практическая часть: Русские народные игры: «Горелки», «Прятки», «Жмурки», «Гуси-лебеди» и другие. Игры народов севера: «Чур, все!», «Рыбачка», «Вестовые» и другие. Игры народов юга России: «Надень папаху», «Слепой медведь», «Журавли-журавушки» и другие.

  1. Народные праздники. 4 ч.

Теоретическая часть: Традиционные народные праздники.

Практическая часть: Художественное изображение традиционных праздников. Организация и проведение игр на праздниках. Посещение Краеведческого музея МБОУ-СОШ с. Росташи.

  1. Этнография. 5 ч.

Теоретическая часть: Культура и быт народов Европейской части России. Культура и быт народов Азиатской части России

Практическая часть: Традиционные ремесла народов России. Виртуальная экскурсия «Культура без границ».

  1. Итоговое занятие. 1 ч. Выставка выполненных изделий, рисунков, коллажей и фотографий.




1.5. Формы аттестации планируемых результатов программы, их периодичность


Входной контроль организуется на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний. Формы диагностики: анкетирование, опрос.

Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и определяет, насколько успешно прошло усвоение обучающимися программы. Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка выполненных изделий, рисунков, коллажей и фотографий.



РАЗДЕЛ II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Методическое обеспечение программы


Программа предполагает использование как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:

- Наглядные: показ презентаций, фотографий, работа с информационными источниками, памяткой, схемой, таблицей, журналом.

- Словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, обсуждение.

- Практические: творческие задания, изготовление поделок, рисунки, коллажи, фотографии.

- Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.


Формы проведения занятий:

Для успешного освоения учащимися данной программы используются следующие формы занятий: учебное занятие, рассказ, беседа, занятие-игра, занятие-путешествие, экскурсия.

На протяжении всего курса обучения занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Теоретические занятия знакомят с целью и задачами программы, правилами поведения учащихся и осуществления ими учебной деятельности, погружают в многовековую культуру и самобытные традиции народов России, русское народное творчество, национальное наследие региона, в том числе и историческое краеведение.

Практические занятия предполагает групповую и индивидуальную работу учащихся над творческими работами (рисунками, поделками, коллажами).


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-­гигиеническими требованиями.


п/п

Наименование

Количество

1

Стол учительский

Стул учительский

Столы ученические

Стулья ученические

1

1

10

20

2

ПК

Проектор

Интерактивная доска

1

1

1

3

Раздаточный материал (бумага, ножницы, картон, клей ПВА, краски, карандаши, пластилин, глина)

20 комплектов


Учебно-методический комплект

Специализированная и справочная литература, периодические издания (журналы, словари, справочная литература, энциклопедии и т.д.).

Электронные средства образовательного процесса: слайдовые презентации.


Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием без предъявления требований к уровню квалификации.


2.3. Календарный учебный график

п/п

Дата проведения

Время проведения

Тип занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Вводное занятие.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Вводная диагностика

2.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Сказки.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Викторина

3.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Народная драма. Пословицы, поговорки.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

4.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Интерактивное посещение фольклорных праздников.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

5.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Народный фольклор.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Творческое задание

6.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

По страницам любимых сказок.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Викторина

7.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Народные игры - основа игровой культуры

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

8.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Русские народные игры 

МБОУ-СОШ с. Росташи

Викторина

9.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Игры народов севера

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

10.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Игры народов юга России

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

11.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Традиционные народные праздники

МБОУ-СОШ с. Росташи

Творческое задание

12.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Художественное изображение традиционных праздников

МБОУ-СОШ с. Росташи

Викторина

13.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Посещение Краеведческого музея МБОУ-СОШ с. Росташи

МБОУ-СОШ с. Росташи

Творческое задание

14.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Организация и проведение игр на праздниках

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

15.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Культура и быт народов Европейской части России

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

16.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Культура и быт народов Азиатской части России

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

17.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Виртуальная экскурсия «Культура без границ».

МБОУ-СОШ с. Росташи

Творческое задание

18.

Согласно расписанию


Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Традиционные ремесла народов России

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

19.

Согласно расписанию


Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Традиционные ремесла народов России

МБОУ-СОШ с. Росташи

Творческое задание

20.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Повторение изученного


1

Итоговое занятие

МБОУ-СОШ с. Росташи

Защита творческих работ


2.4. Оценочные материалы


Для оценки качества усвоения программного содержания применяются следующие формы: анкетирование, опросы, выполнение творческих заданий, наблюдение, участие в выставках.

Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка выполненных изделий.

В процессе реализации программы проводится мониторинг эффективности образовательного процесса: вводная и итоговая диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Вводная диагностика проводится на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний на начало учебного года. Методы контроля, используемые в работе: беседа, анкетирование.

Итоговая диагностика осуществляется после окончания обучения и определяет, насколько успешно происходит усвоение учащимися программы, проводится на последнем занятии. Главными методами контроля на данном этапе является итоговое занятие, организация выставки и представление авторов своих творческих работ.

2.5. Список литературы

Литература для педагога

1. Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. XVI - XVIII вв. Очерки истории и экономики. Тверь: 2002. - 356 с.: ил.

2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.- 120с.

3. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне - Тверь: Издательства Студия-С,

2005 г. - 296 с.: илл. 226

4. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне. Тверия. Книга вторая - Тверь: Издательства Студия-С, 2006 г. - 328 с.: илл. 303

5. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли - Тверь: 1995. - 384 с.: ил.

6. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3-ем классе. (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. - Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000.

7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.

8. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с

9. Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времён до наших дней. - Тверь: «Мартин», 2008. - 480 с., ил.

10. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика - ООО “Детство-пресс”. 2004 - № 5 - 55 с. - 6 - 49 с.

11.Народно-обрядовый календарь// Библиотечка газеты «Толока»: «Усадьба» - приложение к газете «Толока. Календарь-справочник садовода - огородника».- 2007 г. - №1.

12. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.

13. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.

Литература для обучающихся

1. Бедник Н.И. Хохлома. Для младшего школьного возраста. Издательство «Художник РСФСР», 1980.

2. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 224 с.

3. Жданова Л. Жостово. Аппликация. ООО «Хатбер-пресс», 2003.

Интернет ресурсы

1. Информационный портал о дружбе народов «ВСЕ МЫ - РОССИЯ!» https://www.samddn.ru/novosti/novosti/2022-god- narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya- narodov/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!