РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп культур» относится к социально-гуманитарной направленности. Программа разработана с учетом требований нормативно - правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).
Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Отличительной особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
Адресат - программа адресована обучающимся в возрасте 7-14 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
- Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность детей данного возраста - учебно-игровая. В этот период у детей изменяется уклад жизни, расширяется сфера общения, завершается долгий сложный процесс овладения речью. Язык 7-11 летнего ребёнка становится средством общения, формируется синтезирующее восприятие. Мышление трансформируется в словесно-логическое, память становится произвольной и осмысленной. У ребенка утрачивается детская непосредственность, появляется мотив долга, ответственности, самосовершенствования, достижения успеха и избегания неудач, происходит становление самооценки. Это период рождения социального «Я». Ядром личности становится мотивационная сфера. В этом возрасте необходимо создание в детском коллективе атмосферы психологического комфорта и поддержки;
- Подростковый возраст от 12-ти до 14-ти лет - один из наиболее сложных периодов развития человека. В этом возрасте происходит формирование личности, изменения в сфере сознания и в системе взаимоотношений, выбор общественно-значимых видов деятельности. Присутствует стремление к самоутверждению, к определению дальнейшей стратегии жизни, возникает потребность в самоопределении. Ключевое значение приобретает стремление к независимости. Основным мотивом общественно полезной деятельности является личная ответственность и самодостаточность. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой.
Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия - встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.
С учетом вышеперечисленных возрастных особенностей адресата в содержание данной программы введен проект. Фактически создается ситуация, когда появляется возможность самостоятельного выбора темы, группового обучения в ходе выполнения определенного дела, активного конструирования знания. В процессе работы над проектом постигаются реальные процессы, используются доступные приемы и методы проектирования (исследования), выявляются особенности и характеристики анализируемых объектов, оцениваются социально-экономические ограничения и ресурсные возможности, проявляются умения работать в команде.
Объем и сроки реализации программы: курс обучения по программе рассчитан на 2 месяца (8 недель) общим объемом 20 часов.
Уровень программы: базовый.
Форма обучения по программе - очная.
Режим организации занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу в день.
Общее количество часов - 20 часов.
Наполняемость групп: 20 человек.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческого потенциала и интереса обучающихся к традиционной культуре народов России посредством знакомства с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с традициями, праздниками и ремеслами народов России;
- сформировать понимание самобытности и неповторимости культуры народов России.
Развивающие:
- развить интерес обучающихся к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- способствовать развитию творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;
- способствовать развитию личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- сформировать у детей уважительное отношение к культуре и традициям народов России.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать\ понимать:
- особенности устного народного творчества, игр и праздников народов России;
Обучающиеся будут уметь:
- различать национальные культуры народов России, их уникальность и самобытность.
Метапредметные результаты:
В конце обучения по программе у учащихся будут развиты:
- интерес обучающихся к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- творческие способности и навыки в процессе изучения основ народной культуры.
Личностные результаты:
В конце обучения по программе у учащихся будут сформированы:
- проявление чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре;
- уважительное отношение к культуре и традициям народов России;
- самостоятельность, ответственность, активность.
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика | экскурсии |
1 | Организационное вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | 0 | Анкетирование |
2 | Устное народное творчество | 5 | 2 | 2 | 1 | Выполнение творческого задания |
3 | Народные игры | 4 | 1 | 3 | 0 | Выполнение творческого задания |
4 | Народные праздники | 4 | 1 | 2 | 1 | Выполнение творческого задания |
5 | Этнография | 5 | 2 | 2 | 1 | Выполнение творческого задания |
6 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | 0 | Творческое выступление |
Всего | 20 | 7 | 10 | 3 | |
Содержание учебно-тематического плана
Организационное вводное занятие. 1ч.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении
Устное народное творчество. 5 ч.
Теоретическая часть: Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки.
Практическая часть: Интерактивное посещение фольклорных праздников. Народный фольклор. По страницам любимых сказок. Лепка из глины героев сказки.
Народные игры. 4 ч.
Теоретическая часть: Народные игры - основа игровой культуры.
Практическая часть: Русские народные игры: «Горелки», «Прятки», «Жмурки», «Гуси-лебеди» и другие. Игры народов севера: «Чур, все!», «Рыбачка», «Вестовые» и другие. Игры народов юга России: «Надень папаху», «Слепой медведь», «Журавли-журавушки» и другие.
Народные праздники. 4 ч.
Теоретическая часть: Традиционные народные праздники.
Практическая часть: Художественное изображение традиционных праздников. Организация и проведение игр на праздниках. Посещение Краеведческого музея МБОУ-СОШ с. Росташи.
Этнография. 5 ч.
Теоретическая часть: Культура и быт народов Европейской части России. Культура и быт народов Азиатской части России
Практическая часть: Традиционные ремесла народов России. Виртуальная экскурсия «Культура без границ».
Итоговое занятие. 1 ч. Выставка выполненных изделий, рисунков, коллажей и фотографий.
1.5. Формы аттестации планируемых результатов программы, их периодичность
Входной контроль организуется на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний. Формы диагностики: анкетирование, опрос.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и определяет, насколько успешно прошло усвоение обучающимися программы. Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка выполненных изделий, рисунков, коллажей и фотографий.
РАЗДЕЛ II
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Методическое обеспечение программы
Программа предполагает использование как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:
- Наглядные: показ презентаций, фотографий, работа с информационными источниками, памяткой, схемой, таблицей, журналом.
- Словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, обсуждение.
- Практические: творческие задания, изготовление поделок, рисунки, коллажи, фотографии.
- Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения.
Формы проведения занятий:
Для успешного освоения учащимися данной программы используются следующие формы занятий: учебное занятие, рассказ, беседа, занятие-игра, занятие-путешествие, экскурсия.
На протяжении всего курса обучения занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Теоретические занятия знакомят с целью и задачами программы, правилами поведения учащихся и осуществления ими учебной деятельности, погружают в многовековую культуру и самобытные традиции народов России, русское народное творчество, национальное наследие региона, в том числе и историческое краеведение.
Практические занятия предполагает групповую и индивидуальную работу учащихся над творческими работами (рисунками, поделками, коллажами).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Стол учительский Стул учительский Столы ученические Стулья ученические | 1 1 10 20 |
2 | ПК Проектор Интерактивная доска | 1 1 1 |
3 | Раздаточный материал (бумага, ножницы, картон, клей ПВА, краски, карандаши, пластилин, глина) | 20 комплектов |
Учебно-методический комплект
Специализированная и справочная литература, периодические издания (журналы, словари, справочная литература, энциклопедии и т.д.).
Электронные средства образовательного процесса: слайдовые презентации.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием без предъявления требований к уровню квалификации.
2.3. Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Тип занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Вводное занятие. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Вводная диагностика |
2. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Сказки. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Викторина |
3. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Народная драма. Пословицы, поговорки. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
4. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Интерактивное посещение фольклорных праздников. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
5. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Народный фольклор. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Творческое задание |
6. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | По страницам любимых сказок. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Викторина |
7. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Народные игры - основа игровой культуры | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
8. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Русские народные игры | МБОУ-СОШ с. Росташи | Викторина |
9. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Игры народов севера | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
10. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Игры народов юга России | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
11. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Традиционные народные праздники | МБОУ-СОШ с. Росташи | Творческое задание |
12. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Художественное изображение традиционных праздников | МБОУ-СОШ с. Росташи | Викторина |
13. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Посещение Краеведческого музея МБОУ-СОШ с. Росташи | МБОУ-СОШ с. Росташи | Творческое задание |
14. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Организация и проведение игр на праздниках | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
15. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Культура и быт народов Европейской части России | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
16. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Культура и быт народов Азиатской части России | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
17. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Виртуальная экскурсия «Культура без границ». | МБОУ-СОШ с. Росташи | Творческое задание |
18. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Традиционные ремесла народов России | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
19. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Традиционные ремесла народов России | МБОУ-СОШ с. Росташи | Творческое задание |
20. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Повторение изученного | 1 | Итоговое занятие | МБОУ-СОШ с. Росташи | Защита творческих работ |
2.4. Оценочные материалы
Для оценки качества усвоения программного содержания применяются следующие формы: анкетирование, опросы, выполнение творческих заданий, наблюдение, участие в выставках.
Основной формой подведения итогов обучения по программе является выставка выполненных изделий.
В процессе реализации программы проводится мониторинг эффективности образовательного процесса: вводная и итоговая диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вводная диагностика проводится на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний на начало учебного года. Методы контроля, используемые в работе: беседа, анкетирование.
Итоговая диагностика осуществляется после окончания обучения и определяет, насколько успешно происходит усвоение учащимися программы, проводится на последнем занятии. Главными методами контроля на данном этапе является итоговое занятие, организация выставки и представление авторов своих творческих работ.
2.5. Список литературы
Литература для педагога
1. Виноградова Е.А., Виноградов А.Д. Тверь. XVI - XVIII вв. Очерки истории и экономики. Тверь: 2002. - 356 с.: ил.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.- 120с.
3. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне - Тверь: Издательства Студия-С,
2005 г. - 296 с.: илл. 226
4. Ершов Б.А., Финкельштейн В.Б. Тверь и тверитяне. Тверия. Книга вторая - Тверь: Издательства Студия-С, 2006 г. - 328 с.: илл. 303
5. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли - Тверь: 1995. - 384 с.: ил.
6. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3-ем классе. (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. - Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000.
7. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.
8. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут. обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с
9. Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времён до наших дней. - Тверь: «Мартин», 2008. - 480 с., ил.
10. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика - ООО “Детство-пресс”. 2004 - № 5 - 55 с. - 6 - 49 с.
11.Народно-обрядовый календарь// Библиотечка газеты «Толока»: «Усадьба» - приложение к газете «Толока. Календарь-справочник садовода - огородника».- 2007 г. - №1.
12. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.
13. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.
Литература для обучающихся
1. Бедник Н.И. Хохлома. Для младшего школьного возраста. Издательство «Художник РСФСР», 1980.
2. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 224 с.
3. Жданова Л. Жостово. Аппликация. ООО «Хатбер-пресс», 2003.
Интернет ресурсы
1. Информационный портал о дружбе народов «ВСЕ МЫ - РОССИЯ!» https://www.samddn.ru/novosti/novosti/2022-god- narodnogo-iskusstva-i-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya- narodov/