СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творчество без границ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Программа реализуется для детей ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.

Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) характеризуются сложными речевыми расстройствами. В структуре дефекта детей с ТНР обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют на формирование коммуникативных умений, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей страдают не только вербальный интеллект, вербально логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции: зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.

Арт-терапевтический подход – это способ развития творческой личности, основанный на творчестве и игре. Арт-терапевтические методы включюет в себя различные художественные направления: изотерапию, библиотерапию (в том числе сказкотерапию), музыкотерапию, драматерапию, танцевальную терапию, игротерапию (в том числе куклотерапию). Занятия проходят в непринужденной и игровой форме, что позволяет опосредовано раскрывать их творческие способности, оказывать благоприятное влияние на эмоциональную сферу.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творчество без границ»»

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Пояснительная записка

Программа реализуется для детей ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.

Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) характеризуются сложными речевыми расстройствами. В структуре дефекта детей с ТНР обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей страдают не только вербальный интеллект, вербально логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции: зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее

Арт-технология – это способ развития творческой личности, основанный на творчестве и игре. Арт-технология включает в себя различные художественные направления: изотерапию, библиотерапию (в том числе сказкотерапию), музыкотерапию, драматерапию, танцевальную терапию, игротерапию (в том числе куклотерапию). Занятия проходят в непринужденной и игровой форме, что позволяет опосредовано раскрывать их творческие способности, оказывать благоприятное влияние на эмоциональную сферу.

Данная программа имеет социально-психологическую, общеразвивающую направленность.

Новизна данной программы заключается в использовании современных психологических разработок и педагогических технологий для комплексного развития творческой и психологически здоровой личности.

В данной образовательной программе используются элементы следующих современных педагогических технологий:

  • Личностно-ориентированная;

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения;

  • Педагогика сотрудничества;

  • Технология коллективной творческой деятельности;

  • Технология проектного обучения;

  • Здоровьесберегающие.

Для оценки результативности используются диагностические методики: входная, промежуточная, итоговая.

Занятия арт-терапией укрепляют психологическое здоровье ребенка, повышают его самооценку, развивают творческое мышление, самопознание и самопринятие, личностный рост, а также социальные навыки.

Актуальность данной программы определяется спросом со стороны детей и их родителей на современные психологические разработки.

Педагогическая целесообразность программы выражается во взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

Систематические занятия группы способствуют развитию творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивают саморегуляцию чувств и поведений, формируют положительное отношение к окружающим людям, природе, миру.


II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

2.1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).

  • Конвенция о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г., с изменениями).

2.2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (редакции от 01.07.2020 г.).

  • Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 г. (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 г. N 1794-III ГД) [].

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.07.2021 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел 6) «Гигиенические нормативы по устройству содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  • Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ МП № 470 от 5. 09. 2019 г. и Приказ МП № 533 от 30. 09. 2020г.).

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

  • Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися // Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г. №Р-145.


2.3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3.

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области».


2.4 ВНУТРЕННИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

  • АООП НОО ОВЗ МКОУ С(К)ШИ №116.

  • АООП ООО ОВЗ МКОУ С(К)ШИ №116.

  • Устав школы.

  • Правила внутреннего трудового распорядка.

  • Правила внутреннего распорядка обучающихся.

  • Режим занятий обучающихся.

  • Положение о Педагогическом совете.

  • Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

  • Коллективный договор.

III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обновление содержания дополнительного образования опирается на группу принципов деятельности, определяющих общестратегические задачи.

В эту группу входит как приоритетный принцип развитиякоррекционный: развитие коммуникативных умений, индивидуальных способностей, общей культуры, навыков творческой продуктивной деятельности учащихся.

Принцип гуманизации содержания и технологий образования. Принцип гуманистической направленности во взаимодействии педагога и обучающегося требует обеспечения свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки уникального пути развития и самоопределения каждого учащегося.

Принцип демократизации отношений педагога и родителей в разработке индивидуального образовательного маршрута на пути самоопределения обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Принцип вариативности предполагает создание таких условий для выбора направлений, форм и видов образовательно-развивающей и досуговой деятельности, которые бы стали поддержкой различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию как педагогов, так и воспитанников.

Принцип природосообразности предполагает выявление и учет в образовательно-развивающей деятельности индивидуально-психологических особенностей учащихся, возрастные особенности овладения социальным опытом, опору на детскую лю­бознательность, пытливость ума, специфику развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Принцип культуросообразности предусматривает ориентацию на накопленный человеческий опыт, предусматривающий приобщение воспитанников к достижениям национальной и мировой культуры.

Принцип дифференциации предполагает проектирование образовательно-развивающего пространства для освоения разнообразных форм деятельности и мышления с учетом развития жизненного и социального опыта обучающихся.

Принцип психологической поддержки позволит создать эмоционально-благоприятную обстановку в объединениях по интересам для всех детей и в педагогическом коллективе. Признание субъектности всех участников образовательной деятельности, ориентация на личностную, ненасильственную модель взаимодействия обеспечивает детям и взрослым ситуацию успеха, уверенности в своих силах, способствует преодолению тревожности, страха, чувства неполноценности.


Участники образовательной программы:

учащиеся 1-4 классы.

Сроки реализации образовательной программы:

1 год

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю.



IV. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Развитие коммуникативной стороны личности ребенка, способного к творческому самовыражению через использование на занятиях арт-терапевтических средств.

Задачи:

Обучающие:

  1. Изучение основ изотерапии.

  2. Изучение основ танцевальной терапии.

  3. Изучение основ сказкотерапии.

  4. Изучение основ игротерапии.

Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

  2. Развитие познавательного интереса, любознательности.

  3. Развитие эмоциональной сферы.

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Формирование рефлексивных умений.

Воспитательные:

  1. Развитие коммуникативных навыков: умения выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, находить выход из конфликтных ситуаций.

  2. Формирование положительной самооценки, развитие уверенности в себе, активной жизненной позиции.

  3. Воспитание самоорганизации, самоконтроля, самостоятельности, настойчивости, выдержки.

  4. Формирование умения адаптироваться к новым условиям.

  5. Формирование трудолюбия, уважительного отношения к личному и чужому труду, умения доводить начатое дело до конца.


V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Для детей 7-10 лет

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Основы изотерапии

1

5

6

3.

Основы танцевальной терапии

1

5

6

4.

Основы сказкотерапии

1

9

10

5.

Основы игротерапии

1

8

9

6.

Открытые занятия

-

1

1

7.

Итоговое занятие

1

-

1


Итого

6

28

34


VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие

Теория:

Правила поведения на занятиях, дисциплина и организованность. Режим занятий, форма одежды на занятиях, необходимые материалы. Задачи и план работы на год. Беседа о технике безопасности на занятиях.

  1. Основы изотерапии

Теория: История появления изотерапии, ее значение и правила выполнения.

Практика:

  1. Упражнения, направленные на развитие самопознания, самопринятия:

  • Рисунок «Кактус»;

  • Рисунок семьи;

  • Рисуночный тест Вартегга;

  • Невербальная батарея Торренса;

  • Проективная методика «Мост»;

  • Рисунок «Образный автопортрет»;

  • Рисуночный тест «Человек»;

  • Рисунки «Мое любимое занятие», «Что я люблю»;

  • Рисунок «Розовый куст»;

  • Рисунок «Дом».

  1. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  • Поочередное рисование;

  • «Чей это портрет»;

  • Рисунок «Городок»;

  • Рисунок «Дерево»;

  • «Дорисуй».

  1. Упражнения, направленные на работу с эмоциональными состояниями:

  • Рисунок своего страха;

  • Акватипия;

  • Мандалы;

  • Арабески;

  • Создание лабиринтов;

  • Рисунок «Ресурс из прошлого»;

  • Технология рисования на воде;

  • Zendoodling;

  • Медитативное рисование;

  • Изготовление масок.

  1. Упражнения, направленные на развитие творческого мышления:

  • Рисунок «Несуществующее животное»;

  • Рисунок «Каракули»;

  • Свободный рисунок;

  • Монотипия;

  • Рисунки «Девять способов перебраться через пропасть»;

  • Рисунок «Точки»;

  • Рисунок с помощью цифр;

  • Рисунки фразеологизмов.

  1. Упражнения, направленные на самореализацию ребенка:

  • Рисование герба;

  • Комикс «Я как родитель/взрослый/учитель»;

  • Рисунок «Круг времени»;

  • Коллаж мечты;

  • Коллаж «Я в прошлом, настоящем и будущем»;

  • Самореклама через рисунок.

  1. Основы танцевальной терапии

Теория: История появления танцевальной терапии, ее значение и правила выполнения.

Практика:

  1. Упражнения, направленные на развитие самопознания, самопринятия:

  • Танец отдельных частей тела;

  • Индивидуальный танец (свободный).

  1. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  • Хороводы;

  • Общий танец;

  • «Ведущий и ведомые»;

  • «Отображение»;

  • «Снежный ком»;

  • «Взаимодействие»;

  • «Импульс»;

  • «Ведение»;

  • «Все со всеми».

  1. Упражнения, направленные на работу с эмоциональными состояниями:

  • Растяжка позвоночника, плечевых суставов, ног и рук;

  • Психофизическая тренировка;

  • «Восход солнца».

  1. Упражнения, направленные на развитие творческого мышления:

  • Тематические танцы;

  • «Животные;

  • «Опора».

  1. Основы сказкотерапии

Теория: Рассказ обучающимся о значении сказок, как о способе передачи информации о различных характерах и способах поведения людей, в случае народных сказок – это также передача информация о менталитете, традициях, национальном характере.

Практика:

  1. Упражнения, направленные на развитие самопознания, самопринятия:

  • «Мой литературный герой»;

  • «Путь героя».

  1. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  • Проигрывание сказок;

  • «Начинка для пирога»;

  • «Серый волк и золотая рыбка»;

  • «Сказка по кругу».

  1. Упражнения, направленные на работу с эмоциональными состояниями:

  • Сказка о страхе;

  • Рассказывание сказок.

  1. Упражнения, направленные на развитие творческого мышления:

  • Любимая сказка;

  • «Своя сказка»;

  • Рисование по мотивам сказки;

  • «Семь волшебных слов»;

  • Переписывание сказок;

  • «Шиворот-навыворот».

  1. Основы игротерапии

Теория: История появления игротерапии, ее значение и правила выполнения.

Практика:

1. Упражнения, направленные на развитие самопознания, самопринятия:

  • «Мусорное ведро»;

  • «Я могу»;

  • «Цвет моего настроения»;

  • Вербальная батарея Торренса.

2. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  • «Веселые старты»;

  • «Волшебное зеркало»;

  • «Совместный рисунок»;

  • «Волшебная палочка»;

  • «Добрые дела»;

  • «Ласковые лапки»;

  • «Слепой-поводырь»;

  • «Угадай кто».

3. Упражнения, направленные на работу с эмоциональными состояниями:

  • «Жмурки»;

  • «Пятнышки»;

  • «Сражение»;

  • «Страшный стул».

4. Упражнения, направленные на развитие творческого мышления:

  • «Крокодил»;

  • «Поиск клада»;

  • «Шляпа»;

  • «Да-нетка».

  1. Открытые занятия

Практика.

Открытые занятия для родителей, презентация проекта «Я снаружи/Я внутри» (по изотерапии), группового танцевального номера (по танцевальной терапии), групповой сказки (по сказкотерапии) и квеста (по игротерапии).

  1. Итоговое занятие.

Теория.

Подведение итогов прошедшего учебного года. Просмотр фотографий и видео с занятий. Праздничное чаепитие.

  1. Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапевтических средств в коррекционной работе».


VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированные коммуникативные умения

  • Развитое творческое мышление.

  • Сформированные рефлексивные умения.

  • Развитые коммуникативные навыки: умения выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, находить выход из конфликтных ситуаций.

  • Сформирована положительная самооценка, уверенность в себе, активная жизненная позиция.

  • Развитые внимание, память, восприятие, мышление, эмоциональная сфера.

  • Сформировано умение адаптироваться к новым условиям.

  • Воспитаны: потребность в самоорганизации, самоконтроле, самостоятельности, настойчивость, выдержка, стремление к достижению поставленной цели.

  • Воспитаны: трудолюбие, уважительное отношение к личному и общественному труду, осознание значимости результата труда, умение доводить начатое дело до конца.

  • Знание основ изотерапии.

  • Знание основ танцевальной терапии.

  • Знание основ сказкотерапии.

  • Знание основ игротерапии.


VIII. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

8.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1-й

1.09.2021

31.05.2022

34

34

1р в неделю

2-й

1.09.2022

31.05.2023

34

34

1р в неделю

3-й

1.09.2023

31.05.2024

34

34

1р в неделю




8.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых:

  • Парты;

  • Стулья;

  • Доска;

  • Дидактический материал;

  • Учебные пособия.

Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности, доброжелательности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.

8.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.


Перечень разделов или тем занятий

Форма занятий


Используемые приемы и методы

Дидактическое и техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

1

Основы изотерапии

Беседа, игра, выставка, защита творческих работ

Методы: словесные, наглядные, практические

Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа, повторение

Оборудование: бумага, рисовальные принадлежности, материалы для коллажей

Методические материалы: музыка в звукозаписи, репродукции картин

Творческий проект

«Я снаружи / Я внутри»


2

Основы танцевальной терапии

Тренировка, беседа, игра

Методы: словесные, наглядные

Приемы: показ педагога, объяснение

Оборудование: зеркала, магнитофон.

Методические материалы: музыка в звукозаписи

Групповой танцевальный номер


3

Основы сказкотерапии

Беседа, игра, выставка, защита творческих работ

Методы: словесные, наглядные

Приемы: показ, объяснение

Оборудование: бумага, рисовальные принадлежности, музыкальное сопровождение

Методические материалы: музыка, книги со сказками

Сказка, написанная каждым обучающимся


4

Основы игротерапии

Беседа, игра,

Методы: словесные, наглядные

Приемы: показ, объяснение

Оборудование: зеркала, магнитофон, бумага

Методические материалы: музыка в звукозаписи

Квест (группа игр, придуманная детьми)

1

5

Открытые занятия

Открытое занятие



Открытое занятие, презентация проектов, номеров, сказок и игр.


6

Итоговое занятие

Беседа, игра

Методы: словесные, наглядные

Приемы: показ, объяснение

Оборудование: ноутбук, музыка. Методические материалы: Видеоматериалы, музыка в звукозаписи

Беседа. Анализ.

8.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

  1. Открытые занятия (для детей и родителей), их анализ и оценка.

  2. Выставки.

  3. Защита творческих проектов.

  4. Диагностика (анализ), оценка коммуникативных умений в начале и в конце учебного года.


8.5 ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Метод «Наблюдение». Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками. Коммуникация, как наблюдение с целью выявления особенностей общения детей.

  • Методика «Мой друг». Коммуникация, как степень дифференцированности.

  • Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Коммуникация, как кооперация.

  • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Коммуникация, как взаимодействие (интеракция).

  • Методика «Узор под диктовку». Коммуникация как условие интериоризации.

  • Диагностическая методика личности «Кактус» (М.А. Панфилова).




  1. Коммуникация, как наблюдение.

Метод «Наблюдение». Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками

Диагностическая направленность: предлагаемая схема наблюдения применяется с целью объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики сферы общения детей с помощью проективных методик. Следует учитывать, что ни одна из методик, предназначенных для определения особенностей общения в данном возрасте, не позволяет выявить эти особенности в полном объеме. Данная схема наблюдения позволяет определить многие особенности общения.

Методика направлена на диагностику:

  • возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т.д.);

  • определение особенностей общения отдельного ребенка;

  • определение детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т.д.).

  • определение особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.

При разработке данной схемы наблюдения мы опирались на отечественные (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова) и зарубежные результаты исследований сферы общения.

М.И. Лисина выделила такие критерия сформированности потребности в общении со взрослыми и со сверстниками:

  1. Внимание и интерес к другому человеку.

  2. Эмоциональное отношение к нему.

  3. Стремление привлечь к себе внимание другого.

  4. Чувствительность к его воздействиям.

На основе данных исследований нами были выделены критерии наблюдения за общением детей младшего школьного возраста.

Процедура проведения:

Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в учебном учреждении. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни. Для каждого наблюдения заполняется протокол.

При наблюдении учитываются следующие критерии:

  1. Инициативность в общении (количество обращений ребёнка к другим за определенный отрезок времени).

  2. Цели общения, с которыми ребёнок обращается к сверстнику (деловые, игровые, познавательные, личностные).

  3. Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения (положительное, амбивалентное или отрицательное);

  4. Популярность ребенка (количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени).

  5. Цели обращения к ребенку (деловые, игровые, познавательные, личностные).

  6. Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников (положительное, амбивалентное или отрицательное).

  7. Продуктивность общения (показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками).

  8. Избирательность в общении со сверстниками (стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом).

  9. Тип общения (сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание).

  10. Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.

Обработка и интерпретация результатов:

Предложенные критерии наблюдения оценивались следующим образом:

  1. Инициативность

  • Очень низкий уровень (0 баллов) – за одно наблюдение ребёнок не демонстрирует ни одного обращения к сверстникам.

  • Низкий уровень (1 балл) – за одно наблюдение ребёнок демонстрирует 1-2 обращения.

  • Средний уровень (2 балла) – за одно наблюдение 3-4 обращения к сверстникам.

  • Высокий уровень (3 балла) – в среднем демонстрируется более 5 обращений.

Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются:

  • по степени преобладания;

  • по наличию разных целей обращения.

  1. Преобладающие мотивы обращения:

1 балл – деловой мотив;

2 балла – игровой;

3 балла – познавательный;

4 балла – личностный.

  1. Разнообразие мотивов общения:

1 балл – в общении в основном используется один мотив

2 балла – представлены разные мотивы общения

  1. Эмоциональное отношение к сверстникам:

1 балл – отрицательное отношение к сверстникам;

2 балла – амбивалентное отношение к сверстникам;

3 балла – положительное отношение к сверстникам.

  1. Популярность ребенка:

1 балл – низкая степень популярности, не обращаются к ребенку;

2 балла – средняя степень популярности, редко (1–2 раза) обращаются к ребенку;

3 балла – высокая степень популярности, к ребенку обращаются часто и регулярно.

  1. Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников:

1 балл – отрицательное отношение к ребенку;

2 балла – амбивалентное отношение;

3 балла – положительное отношение к ребенку.

  1. Продуктивность общения:

1 балл – ребёнок редко достигает цели общения;

2 балла – равноценные показатели достижения и не достижения целей общения;

3 балла – часто достигает целей общения.

  1. Тип общения (оценивался по преобладанию тех или иных воздействий на другого ребенка):

1 балл – преобладание избегания;

2 балла – преобладание подавления сверстников;

3 балла – преобладание подчинения сверстникам;

4 балла – преобладание сотрудничества.

  1. Наличие просоциальных действий:

1 балл – ребёнок никогда не проявляет просоциальных действий, в общении преимущественно используется равноценный обмен;

2 балла – ребёнок проявляет просоциальное поведение.

  1. Избирательность в общении:

1 балл – стремится к общению с ограниченным кругом людей;

2 балла – стремиться к общению с широким кругом людей).

Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется наличием инициативности, разнообразием мотивов, положительным отношением к сверстникам, популярностью ребенка, высокой продуктивностью, наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении. Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным нашего наблюдения за детьми разных возрастных категорий низким уровнем инициативности в общении, отрицательным отношением к сверстникам, низким уровнем популярности, отрицательным отношением со стороны сверстников, низкой продуктивностью общения, отсутствием просоциального поведения и неспособностью к сотрудничеству со сверстниками. Сочетание разных параметров и определяет множество вариантов общения.

  • Низкий уровень - 9-10 баллов.

  • Средний уровень - 11-17 баллов.

  • Высокий уровень - 18-29 баллов.


  1. Коммуникация, как степень дифференцированности

Методика «Мой друг»

Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), эмоциональное отношение к сверстнику.

Инструкция: «Нарисуй своего друга, каким ты его представляешь». После этого предлагался лист белой бумаги и цветные карандаши. После окончания рисования ребенку задают вопросы: «Кто он? Какой он? Чем он тебе нравится? Почему он твой друг?». Ответы фиксируются. Особенности представлений о сверстнике в старшем дошкольном возрасте изучаются путем анализа рисунков и беседы с детьми на тему «Мой друг».

Анализируется:

  1. Образный компонент образа друга.

  2. Вербальный компонент образа друга.

Критериями оценки выступают:

  1. Эмоциональное отношение к сверстнику.

  2. Степень дифференцированности образа сверстника.

  3. Рисунок (образный компонент образа друга) анализируется по следующим параметрам: цвет, размер, прорисовка, наличие себя рядом, отношение через изображение, пол друга.

Вербальные ответы на вопрос «Кто он?». «Какой он?» (вербальный компонент образа друга) анализируются по следующим параметрам:

  • Наличие в описании сверстника особенностей внешности.

  • Наличие в описании сверстника личностных качеств.

  • Наличие в описании сверстника умений и способностей.

  • Наличие в описании сверстника отношения к себе.

Обработка результатов:

  1. Низкий уровень (1 балл). Сформированность образа сверстника: амбивалентное или отрицательное отношение к сверстнику, слабая структурированность образа (1-2 характеристики, «хороший друг», «нравится» и т.д.).

  2. Средний уровень (2 балла). Сформированность образа сверстника: амбивалентное эмоциональное отношение к сверстникам, средний уровень структурированности образа сверстника (не менее 3-4 характеристик друга).

  3. Высокий уровень (3 балла). Сформированность образа сверстника: положительное эмоциональное отношение, высоко структурированный образ друга (не менее 5-6 содержательных характеристик сверстника, с использованием разных категорий (внешность, умения, личностные характеристики).


  1. Коммуникация, как взаимодействие (интеракция)

Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Диагностическая направленность: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень (1 балл). Ребёнок отвечает неправильно во всех 4-ёх заданиях.

  2. Средний уровень (2 балла). Правильные ответы только в 1-ом и 3-ем заданиях. Ребёнок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнёра.

  3. Высокий уровень (3 балла). 4 задания ребёнок выполняет правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.


  1. Коммуникация, как кооперация

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Диагностическая направленность: коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень (1 балл). В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем

  2. Средний уровень (2 балла). Сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  3. Высокий уровень (3 балла). Рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


  1. Коммуникация как условие интериоризации

Методика «Узор под диктовку»

Диагностическая направленность: в данной методике речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства выложенных узоров с образцами;

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень (1 балл). Узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнёра.

  2. Средний уровень (2 балла). Имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

  3. Высокий уровень (3 балла). Узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдения правил.


6. Диагностическая методика личности «Кактус» (М.А. Панфилова)

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребёнка, выявление наличия агрессии, её направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребёнку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.

Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребёнку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Кактус домашний или дикий?

  • Где он растёт? У кого-то дома или в пустыне?

  • Его можно потрогать? Он сильно колется?

  • Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

  • Кактус растёт один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

  • Когда кактус вырастет, что в нём изменится? (объем, иголки, отростки)

  • О нём кто-нибудь заботится? Ему это нравится?

Интерпретация рисунков: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение;

  • размер рисунка;

  • характеристики линий;

  • сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный);

  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный);

  • характеристика иголок (размер, расположение, количество).

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы (цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок):

Зелёный – символизирует постоянство и уверенность.

Жёлтый – страх быть отвергнутым обществом.

Синий – малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени.

Красный – испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение.

Серый – у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему.

Белый цвет – иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет.

Чёрный – тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

Уровни оценивания:

  • Низкий уровень - 1 балл.

  • Средний уровень - 2 балла.

  • Высокий уровень - 3 балла.


Диагностика по вышеперечисленным методикам будет проведена на констатирующем (в начале учебного года) и контрольном (в конце учебного года) этапах с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Это необходимо для того, чтобы понять коррекционную значимость, составленной и апробированной нами после первичной диагностики программы.

В нашем исследовании использовалось шесть методик, при помощи которых нам удалось углубленно продиагностировать коммуникативные умения обучающихся, участвующих в эксперименте. Рассмотрим более подробно констатирующий этап нашего исследования.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Воронова А. А. Арт-терапия для дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018.

  2. Гатанов Ю. Б. «Курс развития творческого мышления «Иматон» для детей 9-14 лет», СПб.: ГП «Иматон». 1999.

  3. Гиппенрейтер Ю. Б. «Как общаться с ребенком», Москва, 1995.

  4. Грецов А. Г. «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов», СПб.: «Питер», 2008.

  5. Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий», СПб.: Речь, 2003.

  6. Лук А. Н. «Мышление и творчество», Москва: Издательство политической литературы, 1976.

  7. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», СПб.: «Речь», 2007.

  8. Колодницкий Г. А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей – учебно- методическое пособие для воспитателей и педагогов» М.: Множ. Пресс, 1997.

  9. Копытин А. И. «Теория и практика арт-терапии», СПб: «Питер», 2002.

  10. Копытин А. И. «Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала», СПб: «Речь», 2005.

  11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми СПб.: Речь, 2018.

  12. Каушан Ю. С. Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ / Ю. С. Каушан. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020.

  13. Ландгартен Х. Семейная арт-терапия / Игровая семейная психотерапия // под ред. Ч. Шеффера, Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001.

  14. Маркова А. К.» Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М., Просвешение», 1983.

  15. Осипова А. А. «Общая психокоррекция», Москва: «Сфера», 2000.

  16. Потапчук А. А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушениу», СПб: Речь, 2001.

  17. Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями: арт-терапия новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-центр, 2006.

  18. Пурнис Н. Е. «Арттерапия в развитии персонала», СПб: «Речь», 2008.

  19. Психология: Учеб. дя ин-тов физ. культ. / под ред. В. М. Мельникова. – М.: ФиС, 1987.

  20. Туник Е.Е. «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты», СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

  21. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т. А. – СПб.: Речь, 2003.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Гатанов Ю. Б. «Курс развития творческого мышления «Иматон» для детей 9 – 14 лет», СПб.: ГП «Иматон», 1999.

  2. Грецов А. Г. «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов», СПб.: «Питер», 2008.

  3. Норбеков М. Тренировка тела и духа. – СПб.: Питер, 2004.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!