Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ ОСОШ №1)
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей образовательных областей «Искусство», «Технология», «Физкультура и ОБЖ» Протокол № 1 от 26 августа 2022 года № 1 | Принята Педагогическим советом Протокол № 18 от 30 августа 2022 года | Утверждена приказом директора школы ________Л.Ф. Бабкина Приказ № 477 от 31 августа 2022 года |
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения
«Естественнонаучной направленности «Живой мир»
Рабочую программу составила:
Склярова Т.В., учитель начальных классов
2022-2023 учебный год
пос. Орловский
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).
Программа реализуется в единстве с рабочей программой воспитания основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 1 на 2022 – 2023 учебный год по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
ценности научного познания.
Формы учёта рабочей программы воспитания:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Цель и задачи изучения кружка.
формировать экологическое поведение, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
формировать представление о целостности органического мира;
формировать исследовательские навыки;
развивать интерес к познанию природы родного края, России;
развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор;
развивать умение работать в коллективе;
развивать навыки самообразования;
воспитывать бережное отношение к природе и её объектам;
обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы;
воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого;
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в соответствии календарным учебным графиком МБОУ ОСОШ № 1 на 2022-2023 учебный год (начальное общее образование). В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий в 2022 – 2023 учебном году программа реализуется в объёме: 34 часа. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала: «Лето»,2 часа.
УМК кружка.
Рабочая программа кружка «Живой мир» создана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ОСОШ № 1, составлена на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Формы текущего контроля:
Устный контроль: устный ответ на поставленный вопрос.
Содержание учебного предмета
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём). Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе.
Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Метапредметным результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать;
владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта;
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать – способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал;
Прогнозируемые результаты обучения:
в результате изучения курса обучающиеся должны знать:
правила поведения в природе;
разнообразие растительного и животного мира родного края;
редкие растения и животных Красной книги; категории редкости растений и животных;
правила ЗОЖ;
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека;
вопросы рационального природопользования; какую посильную помощь дети могут внести в дело охраны природы;
обучающиеся должны уметь: проводить поиск, создавать творческий проект; отличать съедобные, лекарственные, редкие и ядовитые растения; проводить самостоятельные наблюдения в природе; отвечать на проблемные вопросы, находить выход из нестандартных экологических ситуаций: подкармливать птиц в простейших кормушках; работать в сотворчестве с родителями, родными и друзьями; выполнять посильную работу по охране природы; выпускать информационные экологические листовки, газеты, для населения родного посёлка; создавать экологический плакат в защиту природы; пропагандировать знания об охране природы.
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | № урока в теме | Дата | Скорректированная дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1четверть- 8 часов | | |
Осень | 9 часов | |
1 | 1 | 02.09.2022 | | Знакомство с программой. Инструктаж по т/б. | 1 | Беседа Инструктаж |
2. | 2 | 09.09. 2022 | | Поход в парк «Экологической тропой». | 1 | Поход |
3. | 3 | 16.09. 2022 | | Операция "Мой двор - моя забота". | 1 | Практическая деятельность |
4. | 4 | 23.09. 2022 | | Осенние явления в жизни растений и животных. | 1 | Беседа Презентация |
5. | 5 | 30.09. 2022 | | Природа в жизни каждого человека. Правила разумного поведения в природе. | 1 | Беседа Презентация |
6. | 6 | 07.10. 2022 | | Рисуем свои иллюстрации к каждому правилу. | | Практическая деятельность |
7. | 7 | 14.10. 2022 | | Беседа «Овощеводство». Лепка даров осени. | 1 | Практическая деятельность |
8. | 8 | 21.10. 2022 | | Работа экологической мастерской. Мастерим поделки из природного материала | 1 | Практическая деятельность |
9. | 9. | 28.10. 2022 | | Оформляем выставку художественного и декоративно-прикладного творчества ребят. | 1 | Выставка |
2 четверть- 7 часов Зима | 7 часов | |
10. | 1. | 11.11. 2022 | | Природа готовится к зиме (подготовка зверей, птиц и растений к зиме) | 1 | Беседа Презентация |
11. | 2. | 18.11. 2022 | | Зимующие птицы. | 1 | Презентация |
12. | 3. | 25.11. 2022 | | Художественное творчество, подготовка к выставке «Зимние узоры». | 1 | Практическая деятельность |
13. | 4. | 02.12. 2022 | | «И летят, летят снежинки…» - аппликация | | Практическая деятельность |
14. | 5. | 09.12. 2022 | | Проект «Новогодние поделки из бросового материала». | 1 | Практическая деятельность |
15. | 6. | 16.12. 2022 | | Презентация проекта «Новогодние поделки из бросового материала». Конкурс поделок «Зеркало природы!» | 1 | Выставка Конкурс |
16. | 7. | 23.01.2022 | | «Собирайся, детвора, начинается игра». Зимние игры на свежем воздухе. | 1 | Подвижные игры |
3 четверть -9 часов Весна | 13 часов | |
17. | 1. | 13.01. 2023 | | Участие в охране памятников природы. Изготовление и установка плакатов, табличек, призывов. | 1 | Практическая деятельность |
18. | 2 | 20.01. 2023 | | Конкурс рисунков «Береги свой край». | 1 | Конкурс |
19. | 3 | 27.01. 2023 | | Проект «Домик для пернатых друзей». Презентация проекта. | 1 | Совместная работа с родителями Выставка |
20. | 4. | 03.02. 2023 | | Озеленение класса. | 1 | Практическая деятельность |
21. | 5. | 10.02. 2023 | | Познавательное занятие «Жители поднебесья», посвящённое Дню птиц. | 1 | Праздник |
22. | 6. | 17.02. 2023 | | Экскурсия «Весна-Красавица». Беседа «Подснежники» | 1 | Экскурсия Беседа |
23. | 7. | 03.03. 2023 | | Декоративно-прикладное творчество, создаём открытки к весенним праздникам. | 1 | Практическая деятельность |
24. | 8. | 10.03. 2023 | | Животный мир Ростовской области. | 1 | Беседа Презентация |
25. | 9. | 17.03. 2023 | | Растительный мир Ростовской области. | 1 | Беседа Презентация |
4 четверть – 9 часов | | |
26. | 10. | 31.03. 2018 | | Красная книга Ростовской области – сигнал тревоги. | 1 | Беседа Презентация |
27. | 11. | 07.04. 2018 | | Проект «Моя первая Красная книга» | 1 | Выставка |
28. | 12. | 14.04. 2018 | | Экскурсия в Музей – заповедник «Ростовский». | 1 | Экскурсия |
29. | 13. | 21.04. 2018 | | Экологическое мероприятие «Наш дом – Земля» | 1 | Праздник |
Лето | 5 часов | |
30. | 1. | 28.04.2018 | | Озеленение цветочной клумбы. | 1 | Практическая деятельность |
31. | 2. | 05.05.2018 | | Подготовка к выставке рисунков «Природа родного края». Художественное творчество | 1 | Практическая деятельность |
32. | 3. | 12.05.2018 | | Игровое занятие «Экологический калейдоскоп». | 1 | Игра-викторина |
33 | 4. | 19.05.2023 | | Экскурсия «Лето». Беседа: «Летние изменения в природе». | | |
34 | 5. | 26.05.2023 | | Проверка знаний. Подведение итогов по программе. | | |