УТВЕРЖДЕНО Директор школы ____________________Г.В. Валова «31» августа 2021г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________________Н.В. Петрушина | РАССМОТРЕНО на заседании НМС Протокол №1 от «31» августа 2021г. Зам. Директора по НМС ________________М. Ф. Исаченко |
Дополнительная
общеобразовательнаяпрограмма
естественнонаучнойнаправленности
Экологическая мастерская
Классы: 1-4
Педагог
доп.образования
Петрова Жанна Викторовна
категория
Всего | 108 | Часов загод; |
В неделю | 1 | час |
Надым,2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Экологическая мастерская» разработана наоснове авторской программы Е. А. Ивлева и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
Условия реализации
Программа «Экологическая мастерская (познавательно – исследовательская деятельность), рассчитана на 1 год обучения для 1-4 класов, 3 группы по 16 человек. Занятия организуются 1 раз в неделю по одному часу, (базовый уровень).
Актуальность.
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни,и особенно,в школьные годы.Аосновы этогоотношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст долженстать объектом пристального внимания педагогов,занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Программа содержит важные и интересные сведения обохране природы, о мире леса, о флористике, сообществах организмови человека как части природы. Программа направлена на развитие мотивации и готовностикповышению своей экологической грамотности.
Основная цель программы: формирование экологической культуры через изучение основ экологического создания условия для творческого развития.
Содержание разделов программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
В ходе реализации программы будет развиваться интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; формироваться социально-ценные мотивы личностного отношения к природе; раскрываться универсальная ценность природы; формироваться нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде.
Планируемые результаты(личностные,метапредметные,предметные) освоения учебного курса
Познавательные УУД:
наблюдать за объектами живой и неживой природы.
структурировать знания, полученные в результате знакомства с различными видами искусств.
учиться слушать, видеть, понимать и анализировать различные произведения искусства, искать различную информацию и уметь ею пользоваться.
Личностные УУД
нетерпимость ко всем проявлениям бесхозяйственного и потребительского отношения к природе.
аналитического мышления и потребности к самореализации и самовыражению.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
планировать свою деятельность во время работы над творческим проектом.
давать оценку своей творческой работе.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
некоторые особенности природы своего края;
правила поведения в природе;
некоторые охраняемые растения и животные своего края;
способы сохранения окружающей среды;
значение растений и животных в жизни человека;
способы сохранения окружающей среды;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
Обучающиеся будут уметь:
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды.
выполнять правила личного поведения на природе;
передавать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды,
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок;
проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
составлять композиции из цветной бумаги;
работать с разными видами природного материала;
делать оригами и аппликации;
работать с ножницами, клеем и бумагой;
Формы проверки результатов освоения программы: представление личного портфолио,
представление разработанных проектов, участие в конкурсах, акциях на различных уровнях.
Планируемые результаты:
- создание социально-значимых проектов экологической направленности (не менее 3 проектов);
- выход с социально-значимыми проектами, созданными в ходе реализации программы, на муниципальный уровень (3 обучающихся), окружной (2 обучающихся), всероссийский уровень (2 обучающихся);
- увеличение количества победителей и призеров региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад на 25% по сравнению с прошлым годом;
Содержание изучаемого курса
1. Охрана природы
Теория: Вводное занятие.Цель, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности. Знакомство с птицами родного края.
Практика: Изготовление птиц в технике «Оригами». Мастер-класс «Изготовление журавлей в технике «Оригами».
Теория:Помогиприроде.Мусориокружающаяприрода.
Практика:«Изготовлениепанно«Берегиприроду»избросовогоматериала».Теория:Викторинаоживотных«Самый, самый».
Теория:Тихиесоседи.Знакомствособитателямиводоёмов.
Практика:Изготовлениепанновтехнике«Оригами».«Аквариум-модельприродныйэкосистемы».
Теория:какпрекрасенэтотподводныймир.Практика:Изготовлениепанно«Черепашка».Теория:Юныйорнитолог.Практика: Изготовлениептицвтехнике«Оригами».
Теория:Викторина«Этиудивительныеживотные».Практика:Изготовлениеживотныхвтехнике «Аппликация».
Практика:Экскурсиявживойуголок.Практика:Итоговоезанятие.Обучающиесяигры«Дорисуйптицу»,«Отгадайзагадку».Вводнаядиагностика
2.Природародногокрая. Работасприроднымматериалом
Теория:Роднаяприрода,каконаслужитлюдям.
Практика:Экскурсиявпарк.Сбораприродногоматериала (листьев,трав,шишек).Теория:Лесныеминиатюры.
Практика: Технология изготовления поделок из природного материала. Замысел. Форма,Практика:Технологияизготовленияподелокизприродногоматериала.Цвет,пропорция.Сборка.
Практика:Декоративноепанно.Выборэлементов.Сочетание.Соединение.
Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Мастер-классизприродногоматериалавтехнике«аппликация».Итоговоезанятие.Теория:Природаичеловеквусловиях ЯНАО.
Просмотрвидео:Кедр – жемчужинанашихлесов.
Теория:Дарылеса.Бумага.Практика:Мультфильмыопереработкебумаги.
Практика:Втораяжизньбумаги–помощьлесу.Изготовлениеизгазетшапок,папье-маше.Изготовлениецветов из старыхгазет.
Практика:Рисункинаконкурс:«Лесглазамидетей»,«Благословляемваслеса».
Практика:Знакомствосисториейвозникновенияпраздников:Новыйгод.Новогодняяэкологическая мастерская(игрушкиизшишек).
3. Растительный мир. Флористика.
Теория:Урокифлористики.Практика:Понятиефлористика.
Практика:Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике.Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике
Практика:Акция«Сохранимкедр,пихту»
Теория:Традиции.Народнаямедицинаненцнв.Лекарственныерастения.Теория:Викторинапроцветы«Самыеудивительныецветы».
Практика:Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий. Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий
Теория:ЦветыРодногокрая.Просмотрпрезентаций.Практика:Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнания о флористике.
Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнанияофлористике.Практика:Сборкадеталейцветов.Цвет.Форма.Соединениедеталейцветов,листьев,веток.Практика: Компоновка, сборкацветов вкорзину.
Практика:Рисуночныйтест«Цветылуга».Работасфотовыставкой«Цветылеса».Экскурсия.Итоговоезанятие.
4. Человеккакчастьприроды.
Теория:Значениезаповедныхтерриторийвсохраненииприроды.
Практика:Изготовление«Жалобнаякнигаприроды».Практика:Изготовлениеживотныхизтрубок.
Изготовлениеживотныхизтрубок.
Теория:Нашиобщиепроблемы.Практика:Дидактическаяигра:«Втораяжизньотходов».Практика: Изготовлениеживотныхизпробок.Изготовлениеживотных изпробок.
5. Землянаш-общийдом.
Теория:Чтопроисходятсотходами,которыепроизводятлюди?Практика: Волшебныймир монотипии.
Практика: создаём волшебные изображения с помощью акварели, воды и фантазии.Создаёмволшебныеизображенияспомощьюакварели,водыифантазии.
Практика:БудьдостойнымжителемЗемли.Теория:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки).
Практика:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки)
Практика: Просмотр презентаций о планете Земля. Создание настольных игр из картона избумаги.Итоговоезанятие
Учебно-тематическийплан
№ | Наименованиеразделов | |
теория | практика | всего |
1. Охрана природы(13ч) |
| Вводное занятие. | 1 | | 1 |
| Помоги природе. | 1 | | 1 |
| Изготовление панно «Береги природу» в технике«Оригами». | | 1 | 1 |
| Викторинаоживотных«Самый,самый». | 1 | | 1 |
| Тихие соседи. Знакомство с обитателями водоёмов. | 1 | | 1 |
| Изготовлениепанно в технике «Оригами». «Аквариум-модельприродныйэкосистемы» | | 1 | 1 |
| Какпрекрасенэтотподводныймир. | 1 | | 1 |
| Изготовлениепанно«Черепашка»втехнике «Аппликация». | | 1 | 1 |
| Юныйорнитолог. | | 1 | 1 |
| Изготовлениептицвтехнике«Оригами». | | 1 | 1 |
| Викторина«Этиудивительныеживотные» | 1 | | 1 |
| Изготовление животных в технике«Аппликация». | | 1 | 1 |
| ЭкскурсиявДом природы | | 1 | 1 |
2.Природародногокрая(7ч) | |
| Природаичеловек вусловияхЯНАО. | 1 | | 1 | |
| Кедр – жемчужина наших лесов. Экскурсия в парк. | | 1 | 1 | |
| Дарылеса.Бумага. Просмотр мультфильма опереработкебумаги. | 1 | | 1 | |
| Втораяжизньбумаги–помощьлесу. | | 1 | 1 | |
| Изготовлениецветовизстарыхгазет. | | 1 | 1 | |
| Знакомство с историей возникновения праздников: Новыйгод. | | 1 | 1 | |
| Новогодняяэкологическаямастерская | | 1 | 1 | |
3.Растительный мир. Флористика (9 ч.) | |
| Цветы родногокрая.Просмотрпрезентаций. | 1 | | 1 | |
| Изготовлениепанно. | | 1 | 1 | |
| Акция«Сохранимкедр,пихту» | | 1 | 1 | |
| Традиции.Народнаямедицина ненцев. Лекарственные растения. | 1 | | 1 | |
| Викторинапроцветы«Самыеудивительные цветы». | 1 | | 1 | |
| Изготовлениепраздничнойоткрытки. | | 1 | 1 | |
| Урокифлористики. | 1 | | 1 | |
| Экскурсия в Дом природы. | | 1 | 1 | |
4.Человеккакчастьприроды (3ч) | |
| Значениезаповедныхтерриторийвсохранении природы. | 1 | | 1 | |
| Изготовление альбома «Жалобнаякнигаприроды». | | 1 | 1 | |
| Игра:«Втораяжизньотходов». | | 1 | 1 | |
5.Земля-нашобщийдом (6ч) | |
| Чтопроисходятсотходами,которыепроизводят люди? | 1 | | 1 | |
| Создаёмволшебныеизображения Землиспомощью акварели,водыифантазии. | | 1 | 1 | |
| БудьдостойнымжителемЗемли. | | 1 | 1 | |
| Полезные и развивающие поделки из макулатуры. | | 1 | 1 | |
| ПросмотрпрезентацийопланетеЗемля. Итоговое занятие. | | 1 | 1 | |
| Итого: 36 часов | 14 | 22 | 36 | |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература:
Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д. Юный эколог. - Волгоград: «Учитель», 2019
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: «ГИЦ Владос», 2020
Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. -Волгоград: «Учитель», 2020
Занимательное природоведение. Сост. Васильев Ю.Р. -М.: «Омега», 2005
Зверев А.Т. Экологические игры. Оникс 21 век. 2001.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: Асар. 1999.
Олимпиады и интеллектуальные игры: Внеклассная работа: М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов. - М.: «Просвещение», 1995
Цветкова И.В. Экология начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия» развития», 1997
Экологические сказки. Сост. Молодова Л.П. - Минск: «Асар»,1998
Электронные образовательные ресурсы:
http://window.edu.ru/Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.
Экологический раздел сайта ГПНТБ России http://www.gpntb.ru
Материально-техническое обеспечение
Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.
Демонстрационные таблицы. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты,отражающие основные темы курса.
Электронно-программноеобеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животныхhttp://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растенийhttps://www.yanao.ru/documents/all/11405/
Красная книга Ямало-Ненецкого
автономногоокруга.
https://lubushani.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-uchiteljam-nachalnyh-klassov-po-organizatsii-issledovatelskoj-dejatelnosti-mladshih-shkolnikov Методическиерекомендации учителям начальных классов по организации исследовательскойдеятельности младшихшкольников.
https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.htmlСборникэкологических
игр.