СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Экологическая мастерская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время очевидно, что одна из главных проблем в жизни людей связана с их отношением к природе. Вопрос обретения экологического мировоззрения не может решаться на абстрактном уровне, оно дается человеку через личный опыт и практическую деятельность. Поэтому авторы считают, что программа «Экологическая мастерская» актуальна. Учащиеся начальных классов в процессе ее прохождения получают азы экологических знаний, изучая фрагменты растительных сообществ, наблюдая экологическую обстановку родного города, знакомясь с Красной книгой родного края.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Экологическая мастерская"»

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____________________Г.В. Валова

«31» августа 2021г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________________Н.В. Петрушина

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

Протокол №1

от «31» августа 2021г.

Зам. Директора по НМС

________________М. Ф. Исаченко






Дополнительная

общеобразовательнаяпрограмма

естественнонаучнойнаправленности


Экологическая мастерская



Классы: 1-4





Педагог

доп.образования

Петрова Жанна Викторовна

категория


Всего

108

Часов загод;

В неделю

1

час

















Надым,2022 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Экологическая мастерская» разработана наоснове авторской программы Е. А. Ивлева и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

Условия реализации

Программа «Экологическая мастерская (познавательно – исследовательская деятельность), рассчитана на 1 год обучения для 1-4 класов, 3 группы по 16 человек. Занятия организуются 1 раз в неделю по одному часу, (базовый уровень).

Актуальность.

Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни,и особенно,в школьные годы.Аосновы этогоотношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст долженстать объектом пристального внимания педагогов,занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Программа содержит важные и интересные сведения обохране природы, о мире леса, о флористике, сообществах организмови человека как части природы. Программа направлена на развитие мотивации и готовностикповышению своей экологической грамотности.

Основная цель программы: формирование экологической культуры через изучение основ экологического создания условия для творческого развития.

Содержание разделов программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

В ходе реализации программы будет развиваться интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; формироваться социально-ценные мотивы личностного отношения к природе; раскрываться универсальная ценность природы; формироваться нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде.




Планируемые результаты(личностные,метапредметные,предметные) освоения учебного курса

Познавательные УУД:

  • наблюдать за объектами живой и неживой природы.

  • структурировать знания, полученные в результате знакомства с различными видами искусств.

  • учиться слушать, видеть, понимать и анализировать различные произведения искусства, искать различную информацию и уметь ею пользоваться.

Личностные УУД

  • нетерпимость ко всем проявлениям бесхозяйственного и потребительского отношения к природе.

  • аналитического мышления и потребности к самореализации и самовыражению.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли через пластику движения и речь.

Регулятивные УУД

  • планировать свою деятельность во время работы над творческим проектом.

  • давать оценку своей творческой работе.



Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

  • что такое экология;

  • некоторые особенности природы своего края;

  • правила поведения в природе;

  • некоторые охраняемые растения и животные своего края;

  • способы сохранения окружающей среды;

  • значение растений и животных в жизни человека;

  • способы сохранения окружающей среды;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.

  Обучающиеся будут  уметь:

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды.

  • выполнять правила личного поведения на природе;

  • передавать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды,

  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок;

  • проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

  • составлять композиции из цветной бумаги;

  • работать с разными видами природного материала;

  • делать оригами и аппликации;

  • работать с ножницами, клеем и бумагой;


Формы проверки результатов освоения программы: представление личного портфолио,

представление разработанных проектов, участие в конкурсах, акциях на различных уровнях.

Планируемые результаты:

- создание социально-значимых проектов экологической направленности (не менее 3 проектов);

- выход с социально-значимыми проектами, созданными в ходе реализации программы, на муниципальный уровень (3 обучающихся), окружной (2 обучающихся), всероссийский уровень (2 обучающихся);

- увеличение количества победителей и призеров региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад на 25% по сравнению с прошлым годом;



Содержание изучаемого курса

1. Охрана природы

Теория: Вводное занятие.Цель, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности. Знакомство с птицами родного края.

Практика: Изготовление птиц в технике «Оригами». Мастер-класс «Изготовление журавлей в технике «Оригами».

Теория:Помогиприроде.Мусориокружающаяприрода.

Практика:«Изготовлениепанно«Берегиприроду»избросовогоматериала».Теория:Викторинаоживотных«Самый, самый».

Теория:Тихиесоседи.Знакомствособитателямиводоёмов.

Практика:Изготовлениепанновтехнике«Оригами».«Аквариум-модельприродныйэкосистемы».

Теория:какпрекрасенэтотподводныймир.Практика:Изготовлениепанно«Черепашка».Теория:Юныйорнитолог.Практика: Изготовлениептицвтехнике«Оригами».

Теория:Викторина«Этиудивительныеживотные».Практика:Изготовлениеживотныхвтехнике «Аппликация».

Практика:Экскурсиявживойуголок.Практика:Итоговоезанятие.Обучающиесяигры«Дорисуйптицу»,«Отгадайзагадку».Вводнаядиагностика

2.Природародногокрая. Работасприроднымматериалом

Теория:Роднаяприрода,каконаслужитлюдям.

Практика:Экскурсиявпарк.Сбораприродногоматериала (листьев,трав,шишек).Теория:Лесныеминиатюры.

Практика: Технология изготовления поделок из природного материала. Замысел. Форма,Практика:Технологияизготовленияподелокизприродногоматериала.Цвет,пропорция.Сборка.

Практика:Декоративноепанно.Выборэлементов.Сочетание.Соединение.

Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Мастер-классизприродногоматериалавтехнике«аппликация».Итоговоезанятие.Теория:Природаичеловеквусловиях ЯНАО.

Просмотрвидео:Кедр – жемчужинанашихлесов.

Теория:Дарылеса.Бумага.Практика:Мультфильмыопереработкебумаги.

Практика:Втораяжизньбумаги–помощьлесу.Изготовлениеизгазетшапок,папье-маше.Изготовлениецветов из старыхгазет.

Практика:Рисункинаконкурс:«Лесглазамидетей»,«Благословляемваслеса».

Практика:Знакомствосисториейвозникновенияпраздников:Новыйгод.Новогодняяэкологическая мастерская(игрушкиизшишек).

3. Растительный мир. Флористика.

Теория:Урокифлористики.Практика:Понятиефлористика.

Практика:Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике.Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике

Практика:Акция«Сохранимкедр,пихту»

Теория:Традиции.Народнаямедицинаненцнв.Лекарственныерастения.Теория:Викторинапроцветы«Самыеудивительныецветы».

Практика:Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий. Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий

Теория:ЦветыРодногокрая.Просмотрпрезентаций.Практика:Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнания о флористике.

Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнанияофлористике.Практика:Сборкадеталейцветов.Цвет.Форма.Соединениедеталейцветов,листьев,веток.Практика: Компоновка, сборкацветов вкорзину.

Практика:Рисуночныйтест«Цветылуга».Работасфотовыставкой«Цветылеса».Экскурсия.Итоговоезанятие.

4. Человеккакчастьприроды.

Теория:Значениезаповедныхтерриторийвсохраненииприроды.

Практика:Изготовление«Жалобнаякнигаприроды».Практика:Изготовлениеживотныхизтрубок.

Изготовлениеживотныхизтрубок.

Теория:Нашиобщиепроблемы.Практика:Дидактическаяигра:«Втораяжизньотходов».Практика: Изготовлениеживотныхизпробок.Изготовлениеживотных изпробок.

5. Землянаш-общийдом.

Теория:Чтопроисходятсотходами,которыепроизводятлюди?Практика: Волшебныймир монотипии.

Практика: создаём волшебные изображения с помощью акварели, воды и фантазии.Создаёмволшебныеизображенияспомощьюакварели,водыифантазии.

Практика:БудьдостойнымжителемЗемли.Теория:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки).

Практика:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки)

Практика: Просмотр презентаций о планете Земля. Создание настольных игр из картона избумаги.Итоговоезанятие

Учебно-тематическийплан



Наименованиеразделов


теория


практика


всего

1. Охрана природы(13ч)

Вводное занятие.

1


1

Помоги природе.

1


1

Изготовление панно «Береги природу» в

технике«Оригами».


1

1


Викторинаоживотных«Самый,самый».

1


1

Тихие соседи. Знакомство с обитателями

водоёмов.

1


1

Изготовлениепанно в технике «Оригами».

«Аквариум-модельприродныйэкосистемы»


1

1


Какпрекрасенэтотподводныймир.

1


1

Изготовлениепанно«Черепашка»втехнике

«Аппликация».


1

1


Юныйорнитолог.


1

1

Изготовлениептицвтехнике«Оригами».


1

1

Викторина«Этиудивительныеживотные»

1


1

Изготовление животных в технике«Аппликация».


1

1


ЭкскурсиявДом природы


1

1

2.Природародногокрая(7ч)


Природаичеловек вусловияхЯНАО.

1


1


Кедр – жемчужина наших лесов. Экскурсия в парк.


1

1



Дарылеса.Бумага. Просмотр мультфильма опереработкебумаги.

1


1



Втораяжизньбумаги–помощьлесу.


1

1


Изготовлениецветовизстарыхгазет.


1

1


Знакомство с историей возникновения

праздников: Новыйгод.


1

1



Новогодняяэкологическаямастерская


1

1


3.Растительный мир. Флористика (9 ч.)


Цветы родногокрая.Просмотрпрезентаций.

1


1



Изготовлениепанно.


1

1



Акция«Сохранимкедр,пихту»


1

1



Традиции.Народнаямедицина ненцев. Лекарственные растения.

1


1



Викторинапроцветы«Самыеудивительные

цветы».

1


1



Изготовлениепраздничнойоткрытки.


1

1



Урокифлористики.

1


1



Экскурсия в Дом природы.


1

1


4.Человеккакчастьприроды (3ч)


Значениезаповедныхтерриторийвсохранении

природы.

1


1



Изготовление альбома «Жалобнаякнигаприроды».


1

1


Игра:«Втораяжизньотходов».


1

1



5.Земля-нашобщийдом (6ч)


Чтопроисходятсотходами,которыепроизводят

люди?

1


1



Создаёмволшебныеизображения Землиспомощью акварели,водыифантазии.


1

1



БудьдостойнымжителемЗемли.


1

1



Полезные и развивающие поделки из

макулатуры.


1

1



ПросмотрпрезентацийопланетеЗемля. Итоговое занятие.


1

1



Итого: 36 часов

14

22

36


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Литература:
  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д. Юный эколог. - Волгоград: «Учитель», 2019

  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: «ГИЦ Владос», 2020

  3. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. -Волгоград: «Учитель», 2020

  4. Занимательное природоведение. Сост. Васильев Ю.Р. -М.: «Омега», 2005

  5. Зверев А.Т. Экологические игры. Оникс 21 век. 2001.

  6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: Асар. 1999.

  7. Олимпиады и интеллектуальные игры: Внеклассная работа: М.: Издательство «Первое сентября», 2000

  8. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов. - М.: «Просвещение», 1995

  9. Цветкова И.В. Экология начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия» развития», 1997

  10. Экологические сказки. Сост. Молодова Л.П. - Минск: «Асар»,1998

Электронные образовательные ресурсы:

http://window.edu.ru/Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.

Экологический раздел сайта ГПНТБ России http://www.gpntb.ru




Материально-техническое обеспечение


  1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов.

  2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.

  3. Демонстрационные таблицы.
  4. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты,отражающие основные темы курса.

  5. Электронно-программноеобеспечение:

Компьютер

Презентационное оборудование


http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животныхhttp://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растенийhttps://www.yanao.ru/documents/all/11405/

Красная книга Ямало-Ненецкого

автономногоокруга.

https://lubushani.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-uchiteljam-nachalnyh-klassov-po-organizatsii-issledovatelskoj-dejatelnosti-mladshih-shkolnikov Методическиерекомендации учителям начальных классов по организации исследовательскойдеятельности младшихшкольников.

https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.htmlСборникэкологических

игр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!