СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Кожаная пластика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная  программа  расчитана для детей 10-13 лет.Срок  обучения-2 года.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Кожаная пластика"»












Дополнительная общеобразовательная программа

«Кожаная пластика»

детское объединение «Волшебница»




Предназначена для обучающихся 10 - 13 лет

Срок реализации – 2 года









Составитель:

Давыдова Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования













Содержание


1.Пояснительна записка……………………………………………………………3

2.Учебно-тематический план……………………………………………………….6

3. Содержание программы………………………………………………………...10

4.Методическое обеспечение программы и условия реализации…………….14

5.Список литературы………………………………………………………………16

6. Приложения………………………………………………………………………17
































Пояснительная записка


Нормативно - правовую основу программы составляют следующие документы: закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление главврача «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14,сан.эпидем. требования к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных организациях доп.образования детей»; закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС « Об образовании в Алтайском крае»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 « Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы»; устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр»; основная образовательная программа МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр».

Художественная обработка кожи ­­­– широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.

Новизна программы заключается в том, что решение задач творческого развития личности обучающихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиции, панно) направлен на решение задач эстетического воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что она ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с технологическими и потребительскими свойствами, приемами оформления интерьера, приемы художественного рукоделия.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же обучающиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Разнообразие способов работы с кожей позволяет не только расширять политехнический кругозор обучающегося, но и помогает каждому обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. Направленность: художественная.

Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся посредством кожевенного ремесла.
Задачи программы:

- познакомить с историей кожевенного производства, свойствами, видами кожи;

- обучить приемам работы с кожей;

-создать условия для формирования умений и навыков в художественном конструировании при работе с кожей.

- развить интерес к творческому познанию и самовыражению;

- формировать коммуникативные навыки.

Программа рассчитана на 2 года:

1год обучения - 216 часов (занятия 2 раза в неделю по 3 часа)

2год обучения- 216 часов (занятия 2 раза в неделю по 3 часа)

В группе первого года обучения не более 15 обучающихся.

Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные подгруппы из 5-6 человек. Количественный состав обучающихся обусловлен следующими факторами:

1.Технология обработки кожаных изделий требует от педагога концентрации внимания, так как каждый экземпляр изделия создаваемого ребенком сугубо индивидуален и требует особой проработки со стороны педагога (помощь в подборе материала, фурнитуры и других технических моментах).

2.Работа с колющими и режущими инструментами, соблюдение воспитанниками всех правил техники безопасности (при обжиге деталей, работе с клеем, т. д.).

В группе первого года обучения 216 часов, это объясняется тем, в группу первого года обучения приходят дети не имеющие специальных навыков, и поэтому работа в подгруппах требует большего времени на объяснение и показ нового материала, а также изготовление творческих работ с применением режущих инструментов.

Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группу второго года обучения определяется входной диагностикой. Набор детей свободный. В зависимости от условий и интересов обучающихся в программу могут вноситься изменения.

В результате реализации программы обучающиеся должны развить творческие способности, приобрести навыки в художественном конструировании при работе с кожей.





Таблица 1

Учебно-тематический план

1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводное занятие ,техника безопасности. История кожевенного дела. Организация труда . Инструменты и приспособления.

3

3


2

Основы композиции и цветоведения.

3

3


3

Технология изготовления работ с приклеиванием плоских элементов кожи

15

3

12


- подбор рисунка,изготовление шаблонов

- приклеивание элементов на эскиз рисунка

1й слой

2й слой

3


6

6

1


1

1

2


5

5

4

Изготовление брелка.

18

2

16


- подготовка кожи, эскиз рисунка

- изготовление брелка способом склеивания, пришивания.

3

15

1

1

2

14

5

Украшение из кожи. Заколки, броши, амулеты.

39

3

36


- основные приемы

- изготовление заколки

- изготовление броши

- изготовление амулета

3

15

12

9

0.5

0.5


2

2.5

14.5

12

7

6

Отделка кожи. Браслеты. Панно

87

13

74


- способы отделки кожи

- изготовление браслетов пробойником

- изготовление браслетов, кошельков способом обтягивания

-изготовление картин способом выжигания

- отделка кожей обложек книг

-отделка кожей обложек паспортов.

3

6

15


30

21

12

3

1

2


1

4

2



5

13


29

17

10


7

Панно из кожи. Розы

15

3

12


-эскиз рисунка

- изготовление лепестков и их обработка

- сборка деталей, оформление


3

6

6

1

1

1

2

5

5

8

Оформление сувениров из кожи

27

3

24


- изготовление сердечек, открыток, шкатулок

- оформление баночек, вазочек, бутылочек

12

15

1

2

11

13

9

Подготовка работ к выставке

3

3


10

Итоговое занятие

6

3

3



216ч

39ч

177ч




Таблица 2

Ожидаемые результаты обучения

1 год обучения


Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

-историю кожевенного дела;

-основы материаловедения;

-правила техники безопасности при обработке кожи
















-рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте;


-делать зарисовки, образцы, изготавливать самостоятельно шаблоны, трафареты, выкройки;

-владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком;


-владеть техническими приемами изготовления изделий;

-уметь изготавливать украшения, подарки;




























Таблица 3

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название темы

Кол-во часов

теория

Практика


1

Вводное занятие. Техника безопасности

3

3


2

Выбор кожи . Основные приемы работы. Разметка и раскрой. Правила выполнения

3

3


3

Панно «Осенний натюрморт».

12

3

9


- изготовление шаблонов из картона

3

1

2


- раскрой, сборка цветов.

6

1

5


- оформление панно в рамку

3

1

2

4

Тепловая обработка кожи на свече

36

1

35


- обработка листиков ромашки

- обработка лепестков роз

- изготовление настенных панно из объемных цветов

9

12

15


0.5

0.5

8.5

11.5

15


5

Обработка кожи в технике «жмурка».

24

2

22


- обработка небольших фрагментов кожи

-изготовление панно в технике «жмурка»

6

18




2





4

18




6

Обтяжка кожей жесткой основы изделия

18

1

17


- подготовка вазы, бутылки к работе

- обтяжка кожей

- оформление

3

9

6

1

2

9

6

7

Набор полотна из маленьких кусочков кожи.


18

1

17


- выбор рисунка. подбор кожи

- приклеивание деталей

- оформление

3

9

6

1

2

9

6

8

Изготовление чехлов для разных предметов

24

1

23


- подготовка кожи

-работа с инструментом пробойником

-изготовление чехла для телефона, очков, ключей

-покраска кожи

3

3

6

12

1




2

3

6

12

9

Работа с книгами, журналами

3

3


10

Изготовление фоторамки

18

1

17


- выбор рисунка, подготовка рамки

- обтягивание кожей фоторамки в разной технике

- оформление рамки

3

12

3

1

2

12

3

11

Изготовление жгутов из полосок кожи

24

1

23


- с использованием бисера

- использование жгута в рисунке

12

12

0.5

0.5

11.5

11.5

12

Вышивание бисером по коже

15

1

14


- по контуру рисунка

- заполнение бисером


6

9

0.5

0.5

5.5

8.5

13

Самостоятельная работа:изготовление любой работы разными способами по изученным темам

15

1

14

14

Итоговое занятие

3

3




216 ч

25ч

191ч




Таблица 3

Ожидаемые результаты обучения

2 год обучения

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

-сочетания цветов, применение отделочных материалов;
- правила техники безопасности при обработке кожи

-правило обработки кожи






-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий;
- владеть техническими приемами изготовления изделий;
-уметь пользоваться электроприборами ; свечой.
-самостоятельно готовить рабочее место к работе;
-уметь самостоятельно составлять творческие композиции;




















Содержание программы

1 год обучения

1.Тема: Вводное занятие, техника безопасности. История кожевенного дела. Организация труда . Инструменты и приспособления –3 часа.

Содержание: Теория -3часа.

Повторение техники безопасности, беседа о разнообразии кожи и ее свойств. Знакомство с инструментами.

2.Тема: Основы композиции и цветоведения– 3часа.

Содержание:

Теория-3 часа.

Беседа о цветовой гамме, изучение основ композиции.

3.Тема: Технология изготовления работ с приклеиванием плоских элементов кожи –16 часов.

Содержание:

Теория-3 часа.

Выбор рисунка,эскиз рис на бумаге.

Практика-13 часов.

Изготовление шаблонов из картона. Приклеивание элементов на эскиз рисунка,1й слой. 2й слой. Оформление работы.

4.Тема: Изготовление брелка–20 часов.

Содержание:

Теория-9 часов.

Подготовка кожи, эскиз рисунка, правило изготовления.

Практика-11 часов.

Изготовление брелка способом склеивания, пришивания.

5.Тема: Украшение из кожи. Заколки, броши, амулеты–39часов.

Содержание:

Теория-1 час.

Основные приемы изготовления украшений. История и значение амулетов.

Практика-38 часов.

Изготовление заколки, изготовление броши, изготовление амулета.

6.Тема: Отделка кожи. Браслеты. Панно–86 часов.

Содержание:

Теория-13часов.

Способы отделки кожи. Знакомство с инструментом - пробойником, выжигателем, техника безопасности при работе с инструментами.

Практика-73 часа.

Изготовление браслетов пробойником, кошельков способом обтягивания, изготовление картин способом выжигания, отделка кожей обложек книг, отделка кожей обложек паспортов.

7.Тема: Панно из кожи. Розы–15 часов.

Содержание:

Теория-3 часа.

Эскиз рисунка.

Практика-12 часов

Изготовление лепестков и их обработка, сборка цветка, оформление.

8.Тема: Оформление сувениров из кожи–25 часов.

Содержание:

Теория-2 часа.

Разнообразие сувениров и их выбор.

Практика-23 часа.

Изготовление сердечек, открыток, шкатулок, оформление баночек, вазочек. бутылочек.

9.Тема: Подготовка работ к выставке–3 часа.

Содержание:

Теория-3 часа.

Оформление работ.

10.Тема: Итоговое занятие–6 часов.

Содержание:

Теория-3часа.

Проведение выставки.

Практика-3часа.

Повторение и закрепление пройденного материала мастер классами.





















2 год обучения

1.Тема: Вводное занятие. Повторение техники безопасности.

Содержание:

Теория - 3часа.

Организация труда и правила безопасной работы. Общие сведения о коже. Инструменты и приспособления.

2.Тема: Выбор кожи. Основные приемы работы – 3часа.

Содержание:

Теория - 3часа.

Разметка и раскрой. Правила выполнения.

3.Тема: Панно «Осенний натюрморт – 12 часов.

Содержание:

Теория - 3часа.

Выбор шаблона, рамочки, эскиз рисунка.

Практика -9 часов.

Изготовление шаблонов из картона, раскрой, сборка цветов, оформление панно в рамку.

4.Тема: Тепловая обработка кожи на свече – 36 часов.

Содержание:

Теория - 1час.

Техника безопасности при работе со свечой, правила обработки листиков.

Практика -35 часов.

Обработка листиков ромашки, обработка лепестков роз, изготовление настенных панно из объемных цветов. Оформление.

5.Тема: Обработка кожи в технике «жмурка» – 24 часа.

Содержание:

Теория-2 часа.

Показ и объяснение техники «Жмурка».

Практика-22 часа.

Обработка небольших фрагментов кожи, изготовление панно в технике «жмурка».

6.Тема: Обтяжка кожей жесткой основы изделия – 18 часов.

Содержание:

Теория-1 час.

Подготовка вазы, бутылки к работе.

Практика-17 часов.

Обтяжка кожей, покраска, оформление.

7.Тема: Набор полотна из маленьких кусочков кожи – 18 часов.

Содержание:

Теория-1 час.

Выбор рисунка, подбор кожи.

Практика-17 часов.

Приклеивание деталей, оформление.

8.Тема: Изготовление чехлов для разных предметов – 24часа.

Содержание:

Теория-1 час.

Подготовка кожи, правила работы с инструментом пробойником

Практика-23 часа.

Изготовление чехла для телефона, очков, ключей, покраска кожи.

9.Тема: Работа с книгами, журналами – 3часа.

Содержание:

Теория- 3 часа.

10.Тема: Изготовление фоторамки – 18 часов.

Содержание:

Теория- 1 час.

Выбор рисунка, подготовка рамки.

Практика-17 часов. Обтягивание кожей фоторамки в разной технике, оформление.

11.Тема: Изготовление жгутов из полосок кожи – 24 часа.

Содержание:

Теория-1 час.

Разнообразие жгутов, выбор рисунка.

Практика-23 часа.

Использование бисера в изготовлении жгута, использование жгута в рисунке, выкладывание по рисунку.

12.Тема: Вышивание бисером по коже – 15 часов.

Содержание:

Теория-1 час.

Выбор рисунка, подготовка кожи.

Практика-14 часов.

Вышивание по контуру, заполнение бисером рисунок.

13.Тема: Самостоятельная работа: изготовление любой работы разными способами по изученным темам – 15 часов.

Содержание:

Теория - 1 час.

Выбор самостоятельной работы, подбор материалов.

Практика -14 часов.

Изготовление изделия .

14.Тема: Итоговое занятие – 3 часа.

Содержание:

Теория-3 часа.

Проведение выставки.






Методическое обеспечение программы и

условия реализации программы



Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий

различной степени сложности);

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

- сотрудничества и ответственности;

- сознательного усвоения обучающими учебного материала;

- систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение по программе построено по принципу – «от простого к сложному». От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к обработке объемных форм.

В процессе обучения используются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, изготовление конкретного изделия.

Начинать работу над изделием следует с оборудования рабочего места:

- Соблюдать правила техники безопасности.

- Подготовить стол.

- Разложить инструмент, приспособления, материал.

- Заранее подобрать и рассортировать кожу.

- Проверить освещение.

Материально – техническое обеспечение:

На занятиях используются следующие инструменты и приспособления:

- кожа (натуральная, искусственная, замша и др.);

- ножницы;

- клей «Момент»;

- резак;

- разноцветные нити;

- иглы;

- декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т. д.);

- выжигатель;

- свеча (для работы в технике «жмурка»)

- акриловые краски.

Мониторинг

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

-Вводный, который проводится перед началом работы(сентябрь) и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
-Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме (в течении учебного года). Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций. Оценивается по следующим критериям: знания сочетания цветов, применение отделочных материалов; правила техники безопасности при обработке кожи, правило обработки кожи; умения выполнять все стадии работы по изготовлению изделий; уметь пользоваться электроприборами, свечой.

-Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Оценивается по следующим критериям: обучающийся должен уметь владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком; владеть техническими приемами изготовления; уметь изготавливать украшения, подарки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Возраст обучающихся – 10-13 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения работ с кожевенным материалом, а также необходимостью начальной теоретической подготовки.














Список литературы

для педагога:

Бреннан Э. Украшения в стиле винтаж.- М.: Мир книги, 2008.

Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декоративные бутылки.- Ростов - н/Д: Феникс, 2006.

Синеглазова М.О.Кожа. Предметы сервировки стола.- М.: Культура и традиции, 2000.

Скребцова Т.О. Новая коллекция объемных картин из кожи.- Ростов н /Д.: Феникс, 2006.

Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи.- Изд. 4-е - Ростов н /Д.: Феникс, 2006.

Ткаченко Т. Б. Изделия из кожи своими руками.- Ростов - н /Д.: Феникс, 2005.

Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. - М.: Эксмо, 2006.

Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками. - М.: Мир книги, 2007.

для обучающихся:

Дольд Михаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.

Жоуди Сюзане. Коллажи-картины.- М.: АРТ - Родник, 2007.

Ламмель Мартина. Знаменитые шедевры.- М.: АРТ – Родник, 2007.

Логунова Т. Первые уроки дизайна. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.

Мангей Мария-Луиза. Картины из искусственных цветов.- М.: АРТ - Родник, 2007.

Черкизова Е. Е. Стильные штучки из кожи.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.

Шулер Габриеле. Картины-фантазии. - М.: АРТ - Родник, 2007.



















Приложение 1

Мониторинговая карта обучающегося объединение……………………………………

Возраст детей…………………………………

Дата начала наблюдения……………………



Ф.И


Основные ЗУНы и приемы

Знать историю кожевенного дела;

-основы материаловедения;

-правила техники безопасности при обработке кожи


Уметь делать зарисовки, образцы, изготавливать самостоятельно шаблоны, трафареты, выкройки;


Уметь владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком;

Уметь самостоятельно составлять творческие композиции;

Уметь выполнять все стадии работы по изготовлению изделий из кожи.


1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

















































































































































































































































1-Вводный контроль, 2-Текущий контроль, 3- Итоговый контроль

5 баллов-максимум, 2балла-минимум

Приложение 2

Техника безопасности

Обучающимся с первого занятия необходимо напоминать и требовать обязательного выполнения техники безопасности.

Инструкция №1: Правила работы со свечой

  1. Работу начинать только с разрешения педагога.

  2. Свеча должна находиться в огнеупорной таре, поблизости нее не должно быть легко воспламеняющих предметов( бумага, капрон, не нужные куски кожи)

  3. При обработке деталей пользоваься только пинцетом, держать от огня на расстоянии 10 см, близко не наклоняться.

  4. Волосы на голове должны быть аккуратно причесаны, не распущены.

Инструкция №2: Правила безопасности при работе с ножницами.

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Инструкция №3: Правила обращения с клеем.

  1. Помни, что клей токсичен.

  2. Во время работы и после окончания плотно закрывать тюбик с клеем

  3.  В случае попадания клея на руки не три глаза и не бери руки в рот, а просто промой руки с мылом










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!