СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Я-первоклассник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы – создание условий для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.

 

 

 

Задачи:

- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,

- способствовать снижению школьной тревожности,

- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,

- способствовать формированию внутренней позиции школьника.

Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что достижение психологического комфорта учащихся за счет использования арттерапевтических, психогимнастических упражнений, психокоррекционных сказок сочетается с максимальным включением учащихся в деятельность в рамках технологии системно-деятельностного метода. Программа способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником 7-8 лет.

Срок реализации программы – 1 год (37 занятий.)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Я-первоклассник»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №27»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

№ 1 от 30 августа 2019 года


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

№ 199 от 30 августа 2019г.













Дополнительная общеобразовательная программа

«Я-первоклассник»



(программа рассчитана на 1 год

возраст учащихся 7- 8лет)







Руководитель: Юдина Анастасия Юрьевна, педагог-психолог

1 квалификационной категории





г. Нижний Новгород

2019-2020 учебный год


Содержание

  1. Пояснительная записка _________________________________________3

  2. Учебно-тематическое планирование ______________________________8

  3. Содержание программы ________________________________________12

  4. Методическое обеспечение программы ___________________________15

  5. Список литературы ____________________________________________26











































Пояснительная записка


По данным Института возрастной физиологии РАО, в период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:

  • поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;

  • манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;

  • симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы психологической адаптации детей к обучению в школе. На решение данной проблемы и направлена составленная нами программа кружка «Я первоклассник».

Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы – создание условий для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.




Задачи:

- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,

- способствовать снижению школьной тревожности,

- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,

- способствовать формированию внутренней позиции школьника.

Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что достижение психологического комфорта учащихся за счет использования арттерапевтических, психогимнастических упражнений, психокоррекционных сказок сочетается с максимальным включением учащихся в деятельность в рамках технологии системно-деятельностного метода. Программа способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником 7-8 лет.

Срок реализации программы – 1 год (37 занятий.)

Форма и режим занятий. Программа «Я первоклассник» реализуется в режиме кружка, что предполагает проведение 1 занятия продолжительностью 45 минут в неделю (37 занятий в течение одного учебного года). Работа осуществляется в форме групповых занятий. Численность группы 15 человек. Функционирование кружка осуществляется при активном участии детей, классных руководителей.

Структура программы

1 блок – ориентировочный;

2 блок – конструктивно-формирующий, состоящий из 2 подблоков;

3 блок - обобщающе-закрепляющий.

Методы и формы обучения. Работа осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов наблюдения, беседы, убеждения, арттерапии, аутогенной тренировки.

Ожидаемые результаты

К концу обучения курса учащиеся 7-8 лет получат возможность:



Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты


Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

  • анализировть

и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе;

-получать удовольствие от процесса познания;

-преодолевать возникающие в школе трудности;

- справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

- взаимодействовать с учителем, сверcтниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки, знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития.

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов.

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  2. извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста,

  3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,,

  4. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  5. строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,

  2. учиться исследовать свои качества и свои особенности,

  3. учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,

  4. учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах,

  2. учиться работать в паре и в группе,

  3. выполнять различные роли,

  4. слушать и понимать речь других ребят,

  5. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде контрольной диагностики с использованием следующих диагностических методик:

- социометрия (Морено),

- «Шкала тревожности» (А. М. Прихожан),

- проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (Лусканова).








Учебно-тематическое планирование


занятия

Блок, тема занятия

Общее

количество часов

Количество теоретических

часов

Количество практических часов




1. Ориентировочный блок




1

Знакомство.

1

0

1

2

О себе словом, движением, рисунком.

1

0

1

3

Три зеркала.

1

0

1

4

Констатирующая диагностика

1

1

0


2. Конструктивно-формирующий блок





1 подблок «Я ученик»




5

Что значит учиться.

1

1

0

6

Учитель и ученик.

1

0

1

7

Игры в школе.

1

0

1

8

Правила поведения на уроке.

1

1

0

9

Мой портфель.

1

0

1

10

Что я знаю и умею.

1

0

1

11

Как выяснить, что я не знаю (пробное действие).

1

0

1

12

Как поставить цель.

1

1

0

13

Домашнее задание и семья.

1

0

1

14

Школьные оценки.

1

1

0

15

Лень и терпение.

1

1

0

16

Списывание, подсказка и честность в учении.

1

1

0

17

Режим дня.

1

1

0

18

Телевизор и компьютер.

1

1

0


2 подблок «Я одноклассник и друг»




19

Какие ребята в моем классе.

1

0

1

20

Мои друзья в классе.

1

0

1

21

Проблемные ситуации в картинках.

1

1

0

22

Жадность.

1

1

0

23

Волшебное яблоко (воровство).

1

1

0

24

Драки.

1

1

0

25

Шапка-неведимка.

1

0

1

26

Спорщик и ябеда.



1

0

1

27

Грубые слова.

1

1


0

28

Дружелюбные требования.

1

0

1

29

Мальчики и девочки.

1

0

1

30

Правила дружбы.

1

1

0

31

Учимся дружно, работаем в группах.

1

0

1

32

Подарки на день рождения.

1

0

1

33

Портрет моего класса.

1

0

1


3. Обобщающе-закрепляющий блок




34

Моя учебная сила.

1

1

0

35

Варианты поведения.

1

0

1

36

Контрольная диагностика.

1

1

0

37

Прощай, 1 класс!

1

0

1



37

17

20































Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата проведения

Блок, тема занятия

Кол-во часов

план

фактич.




1. Ориентировочный блок


1



Знакомство.

1

2



О себе словом, движением, рисунком.

1

3



Три зеркала.

1

4



Констатирующая диагностика

1




2. Конструктивно-формирующий блок





1 подблок «Я ученик»


5



Что значит учиться.

1

6



Учитель и ученик.

1

7



Игры в школе.

1

8



Правила поведения на уроке.

1

9



Мой портфель.

1

10



Что я знаю и умею.

1

11



Как выяснить, что я не знаю (пробное действие).

1

12



Как поставить цель.

1

13



Домашнее задание и семья.

1

14



Школьные оценки.

1

15



Лень и терпение.

1

16



Списывание, подсказка и честность в учении.

1

17



Режим дня.

1

18



Телевизор и компьютер.

1




2 подблок «Я одноклассник и друг»


19



Какие ребята в моем классе.

1

20



Мои друзья в классе.

1

21



Проблемные ситуации в картинках.

1

22



Жадность.

1

23



Волшебное яблоко (воровство).

1

24



Драки.

1

25



Шанка-неведимка.

1

26



Спорщик и ябеда.

1

27



Грубые слова.

1

28



Дружелюбные требования.

1

29



Мальчики и девочки.

1

30



Правила дружбы.

1

31



Учимся дружно, работаем в группах.

1

32



Подарки на день рождения.

1

33



Портрет моего класса.

1




3. Обобщающе-закрепляющий блок


34



Моя учебная сила.

1

35



Варианты поведения.

1

36



Контрольная диагностика.

1

37



Прощай, 1 класс!

1





37











































Содержание программы.


Программа состоит из 3 блоков:

1 блок – ориентировочный (4 занятия).

  1. Знакомство. Установление эмоциональных контактов, ориентация в кабинете, знакомство с правилами и нормами проведения занятий.

  2. О себе словом, движением, рисунком. Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта.

  3. Три зеркала. Формирование Я-концепции (Я – реальное, Я – идеальное, Я – отраженное).

  4. Констатирующая диагностика. Решение диагностических задач.

2 блок – конструктивно-формирующий (29 занятий), состоящий из 2 подблоков:

1 подблок (14 занятий)- «Я ученик».

  1. Что значит учиться. Формирование представлений о двух шагах учебной деятельности («Что я не знаю» и «Сам найду способ»). Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева).

  2. Учитель и ученик. Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Сказка М Панфиловой «Букет для учителя».

  3. Игры в школе. Уроки и перемены. Планирование времени. Сказка М Панфиловой «Игры в школе».

  4. Правила поведения на уроке. Правило «поднятая рука». Сказка М. Панфиловой «Школьные правила».

  5. Мой портфель. Сказки М, Панфиловой «Собирание портфеля» и «Белочкин сон».

  6. Что я знаю и умею. Формирование первичных представлений о трех компонентах мотивации («хочу», «могу», «надо»).

  7. Как выяснить, что я не знаю (пробное действие). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

  8. Как поставить цель. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии и постановка цели.

  9. Домашнее задание и семья. Цель выполнения домашнего задания. Сказка М. Панфиловой «Домашнее задание».

  10. Школьные оценки. Сказка М. Панфиловой «Школьные оценки».

  11. Лень и терпение. Знакомство с простейшими приемами концентрации внимания. Сказка М. Панфиловой «Ленивец».

  12. Списывание, подсказка и честность в учении. Сказки М. «Панфиловой «Списывание» и «Подсказка».

  13. Режим дня. Уточнение представлений о времени. Сказка М. Панфиловой «Режим».

  14. Телевизор и компьютер. Правила работы за компьютером. Сказка М. Панфиловой «Телевизор».

2 подблок (15 занятий) –«Я одноклассник и друг».

  1. Какие ребята в моем классе. Игры «Пишем в воздухе», «Кто быстрее» (К. Фопель). Сказка «Кто самый лучший» (Е. Жарова).

  2. Мои друзья в классе. Сказки «Про белоцветик» (Н. Овечкина), «Фло» (П. Дидык).

  3. Проблемные ситуации в картинках. Обсуждение проблемных ситуации и путей выхода из них.

  4. Жадность. Сказка М. Панфиловой «Жадность».

  5. Волшебное яблоко (воровство). Сказка М. Панфиловой «Волшебное яблоко».

  6. Драки. Сказка М. Панфиловой «Драки». Игра «Как можно помириться».

  7. Шапка-невидимка. Сказка М. Панфиловой «Шапка-невидимка» (демонстративное поведение и сказка «Снежинка» (А. Пугачева).

  8. Спорщик и ябеда. Сказки М. Панфиловой «Ябеда» и «Спорщик».

  9. Грубые слова. Сказки М. Панфиловой «Хвосты» и «Грубые слова».

  10. Дружелюбные требования. Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.

  11. Мальчики и девочки. Культура взаимоотношений. Сказка М. Панфиловой «Дружная страна» (межполовые конфликты).

  12. Правила дружбы. Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.

  13. Учимся дружно, работаем в группах. Правила работы в паре, группе.

  14. Подарки на день рождения. Игра «Тропинка к сердцу». Сказка М. Панфиловой «Подарки в день рождения».

  15. Портрет моего класса. Создание коллажа.

3 блок (4 занятия) – обобщающе-закрепляющий.

  1. Моя учебная сила. Беседа «Главная учебная сила». Сказка «Козленок Хрюпигав» (Е. Елпидинская).

  2. Варианты поведения. Перенесение нового опыта в реальную жизнь.

  3. Контрольная диагностика. Повторная диагностика, выявление динамики.

  4. Прощай, 1 класс! Обобщение полученных знаний.








Методическое обеспечение программы.


Реализация программы осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов беседы, убеждения, наблюдения, арттерапии, аутогенной тренировки. Основная технология – игровая в сочетании с системно- деятельностной.

Программа кружка «Я первоклассник» носит коррекционно-развивающий характер. Программа составлена на основе упражнений, описанных Л. Петерсон, Г. Цукерман, Л. Поливановой, К Фонель, О. Хухлаевой, М. Чистяковой, коррекционных сказок М. Панфиловой..

Список демонстрационных материалов:

- пособие «Учусь учиться» (Л. Петерсон),

- куклы – герои «Лесной школы»,

- плакаты с изображением эмоций;

- карточки с изображением проблемных ситуаций.


ЗАНЯТИЕ «ЗНАКОМСТВО».

Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.

Игра «Откроем сердце друг другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в шляпу. Задача игроков: вытащить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.

Игра «Имя и фрукт».

Игра на знакомство, но в любом случае забавная. Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.

Игра «Хоровод знакомства».

Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:

«Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Даши),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

Упражнения на формирование культуры поведения во время учебных занятий.

«Игра на внимание».

-Я буду подавать команды и вежливо просить об этом вас при помощи слова «пожалуйста». Если «волшебное слово» не произнесу, то команду вы не выполняете. Готовы?

- Встаньте.

- Встаньте, пожалуйста.

- Поднимите руки вверх.

- Поднимите руки вверх, пожалуйста.

- Опустите руки.

- Опустите руки, пожалуйста.

- Сядьте.

- Сядьте, пожалуйста.

Игра «Настроение».

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.


Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?


(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)


– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?


– Нам приятнее общаться с веселым гномиком.


– Какими чаще всего бываете вы?


– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают? (Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется)


ЗАНЯТИЕ « О СЕБЕ СЛОВОМ, ДВИЖЕНИЕМ, РИСУНКОМ».

Игра «Здравствуйте».

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

- Девиз нашего занятия : «Мы разные, но мы вместе». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые красивые прически.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Мы ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты.

Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

Что же значит быть толерантными? Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Игра «Цветок толерантности».

Цветок толерантности рассыпался, помогите, пожалуйста собрать его.

( На лепестках слова – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку толерантности. )

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

Игра «Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!»

Игра «Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

Тест «Рисунок человека» (Ф.Гуденаф)

Дети рисуют цветными карандашами человека. «Пожалуйста, нарисуй человека так, как ты умеешь делать это лучше всего».


3 ЗАНЯТИЕ «ТРИ ЗЕРКАЛА».

Игра «Портрет моей группы».

Заранее готовится материал: разрезные цветные квадратики одинаковой формы, но разного цвета. Средних размеров лист бумаги, который прикрепляется на доске или стене.

Клей-карандаш.

Инструкция: "Ребята, сейчас мы создадим портрет или фотографию нашей группы «Я-первоклассник». Здесь вы видите различные квадратики цветной бумаги. Вам необходимо выбрать какой-то один понравившийся вам

квадратик и наклеить его на этот лист бумаги — это будет фотография нашей группы. Вы должны выбрать себе место на этой фотографии".

Руководитель внимательно наблюдает за каждым и создает для себя примерную картину сплоченности коллектива.

Упражнение «Дерево».

Представьте себе дерево. Мощный и гибкий ствол. Крона открыта навстречу солнечным лучам.Корни прочно вросли в землю. Почувствуйте питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Ваше дерево становится более сильным и мощным. Ваше дерево чувствует бодрость, жизнерадостность, готовность работать.

А теперь нарисуем свое дерево. Обсуждение. Впечатления.

Игра «Тропинка».

Все дети выстраиваются в затылок и идут по помещению змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они преодолевают воображаемые препятствия. Начали. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на пути появляются лужи. Обходим лужи... Одна... Вторая... Третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед вами мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото. Снова идем спокойно. Перед вами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно идем... Ух! Наконец, перешли. Идем спокойно. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!»

Упражнение «Моя самооценка».

Работа с положительными и отрицательными качествами. Обсуждение.

Игра «Я — реальный. Я — идеальный».

Предложить нарисовать себя реального на одном листе бумаги и себя идеального на другом. Подписать. Можно предложить представить себя реального в виде какого-то образа: растения, животного, просто какого-то предмета и нарисовать этот образ. Затем представить себя идеального в виде образа и так же нарисовать его. Подписать: «Я –реальный», «Я – идеальный».

Внушение: «Повторите за мной все: «Я нарисовал себя таким, какой я есть на самом деле, и таким, каким я хочу себя видеть. Я стану таким, каким я хочу себя видеть. Я стану уверенным в себе, и у меня будет уверенный и смелый взгляд. Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!»

Упражнение «Похвальное слово самому себе».

Вспомните какое-нибудь свое достижение, заслугу, дело, которым вы можете гордиться. Вспомните все-все случаи, когда вы могли себя похвалить. Похвалите себя.

Игра «Ладошка-пожелание».

В тетрадке или на листе бумаги обрисовать свою ладонь, подписать. Пустить свои ладони по кругу. Каждый пишет пожелание, или комплимент.

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ»

- К нам на занятие пришел необычный гость( учитель показывает изображение Смайлика) – знакомьтесь – это Смайлик, от английского слова «smile», что значит «улыбка». Он , как и вы, тоже пришел в школу.

– А зачем вы пришли в школу?

– Задумался Смайлик. «Чтобы читать самые интересные в мире книги, нужно уметь читать, чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать, значит, -рассуждал Смайлик,- чтобы учиться, тоже нужно уметь…что? (учиться)».

– Сегодня у нас необычное занятие. Это не урок математики или русского языка, литературного чтения или технологии. Это занятие о тех, кто учиться, то есть о нас с вами. Сегодня мы будем искать ответ на вопрос «Что значит учиться?». Нам важно в этом разобраться? Тогда начнем.

- Вспомните случаи из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились.(высказывания детей).

- Так , что же значит Учиться? (это значит – узнать новое и потренироваться в нем).

- И так, чтобы чему-нибудь научиться, необходимо найти способ его решения и обязательно в нем потренироваться.

- Как вы думаете, если только начинаешь чему-то учиться, сразу все получается?(нет)

- А как вы поняли, что не умеете это делать?(я попробовал и у меня не получилось).

- Так что надо сначала понять, выяснить, прежде, чем чему-то учиться?(чего я не знаю или не умею).

-Значит, сначала надо выяснить, чего я не знаю и не умею.

- Итак, учиться – это значит…(выяснить, чего я не знаю, не умею, найти способ и потренироваться).

- Скажите, а вы сами учились кататься на коньках, ездить на лошади, или кто-то за вас – мама, бабушка…?(сами).

- Конечно, учиться всегда можно только самому, когда что-то сам делаешь. Учиться – это значит : во-первых, уметь понять, чего я не знаю. Не умею, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

Упражнение «Ребусы».

Предложить детям научиться разгадывать ребусы.


ЗАНЯТИЕ «УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК».

Работа с карточками.

1. Выберите карточки, на которых написано, как должен выглядеть ученик.

На карточках написано: аккуратный, неряшливый, в одежде для прогулок, в бальном платье, в джинсах с модной вышивкой, без сменной обуви, подстриженный, девочки с распущенными волосами, с грязными руками, в мятых вещах, в школьной форме, с аккуратной прической, в сменной обуви, иметь расческу и носовой платок.

2.Выберите рисунки с предметами, которые необходимы для учёбы в школе.

Во время ответа, прикрепите выбранные рисунки на доску

На карточках нарисованы: пенал, ручка, учебник, портфель, кукла, машинка, линейка, тетрадь, бинокль, ласты, линейка, цветная бумага.

3. Выберите карточки со словами, которые можно называть вежливыми или волшебными. Расположите эти слова в алфавитном порядке.

Слова: здравствуйте, попрыгай, пожалуйста, спасибо, извините, до свидания, добрый день, выполни задание, удивительно, встаньте, решите задачу, подумай, узнай.

Игра «4 стихии».

Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.

Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.

Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.

Игра «Кого не хватает?»

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность подчеркнуть важность каждого ученика.

Инструкция: -Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Пройдя вдоль всего круга, назвать каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратить на это внимание детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.

-Один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти за дверь. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

Чтение сказки «Букет для учителя».

-Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказку. А попасть туда нам помогут вот эти волшебные розочки. Сейчас я раздам каждому из вас по цветку. А вы берегите его, чтобы потом вернуться назад. Посмотрите на него, какой он? Нравится он вам или нет? Какой бы красивый букет получился из этих волшебных цветов. Закройте глаза и представьте лесную полянку, на которой растут эти сказочные цветы (пауза). Мысленно мы с вами переносимся в сказочный лес. Кто готов, откройте глаза.

Итак, вы попали в сказочный лес, и сейчас послушайте следующую историю, которая произошла с маленькими ребятами– зверятами в лесной школе. Учитель читает детям сказку.

Анализ сказки.

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Вопросы для обсуждения.

– Где были маленькие дети-зверята, когда их родители занимались приготовлениями к школе?

– А что вы узнали о школе из разговора лесных зверят?

– А для чего нужны перемены?

– О каком учителе мечтали зверята?

– А у вас какой учитель?

– Молодцы! Вы все правильно поняли.

Драматизация сказки «Букет для учителя».

Цель: Развитие произвольности поведения; устной речи; творческих способностей у детей.

Дети проигрывают сказку. Роли распределяются по желанию учащихся.

Рисунок «Букет для учителя».

Цель: закрепление представлений о лесной школе и ее учениках, развитие творческих способностей.

Задание: Нарисуйте букет, который приготовили ребята-зверята для своего учителя. Каким вы его представляете? (Звучит музыка, дети рисуют).

Проводится выставка рисунков.

Текущий контроль осуществляется с помощью метода наблюдения, методики констатирующей и контрольной диагностики перечислены в разделе «Подведение итогов реализации программы».













Список литературы


  1. Мир деятельности: учебное пособие / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М., 2012.

  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2001.

  3. Панфилова М. А. Лесная школа. – М., 2002.

  4. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990.

  5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.

  6. Фонель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 1998.

  7. Хухлаева О. Тропинка к своему «Я». – М., 2004.

  8. Хухлаева О. Хочу быть успешнм. – М., 2005.

  9. Цукерман Г., Поливанова К. Введение в школьную жизнь. – М., 2003.

10.Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1995.

Интернет – ресурсы:

http://skolano1.ru

https://pedportal.net

https://nsportal.ru

www.vseodetyah.com












2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!