МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано | Рекомендовано | Утверждаю |
на заседании МС Протокол №__ ___ августа 201__ г Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова | к утверждению на заседании педсовета Протокол №__ ___августа 201__г. | Приказ № __ ____ августа 201 __ г Директор школы _________ Т.В.Проскурина |
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка
«Занимательный русский язык»
Направленность - интеллектуальная
Возраст детей: 13-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во часов: за год – 34ч в неделю – 1ч
Учитель: Панина Елена Алексеевна
(учитель русского языка и литературы)
село 1-Засеймье
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса. Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).
Продолжительность одного занятия - 40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Цели :
Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
расширить представление о русском языке, его возможностях;
обучить речевому этикету;
помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
обогатить словарный запас;
подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Задачи :
Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения.
Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
Говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Раздел 2. Основные направления и содержание деятельности.
1-2. Организационное занятие. Звук и буква.
Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.
Важность звуковой произносительной стороны в создании
выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение
занимательных задач.
3. Можно ли писать без букв?
Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое
письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».
4. Буквы потерянные и редкие.
Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.
Сообщения об отдельных буквах.
5. Загадочный папирус.
Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые
письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.
6. Словесные раскопки.
Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,
их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так
называемся».
7. Увлекательное около нас.
Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,
озер, улиц и площадей.
8-9. Бывают ли у слов родственники?
Многообразие способов образования слов. Богатые возможности
словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство
русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».
10-11. Можно ли сломать язык.
Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и
практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,
посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».
12-13. Сказал то же, да не одно и то же.
Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,
эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности
создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов.
Лингвистическая игра «Лексическое лото».
14-15. «Тезки наоборот».
Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие
антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.
16-17. О словах разных, одинаковых, но разных.
Богатства русского языка. Омонимы. Причины порождения
неправильного понимания омонимов, использование их для составления
шуток. Работа с толковым словарем.
18-19. Не в бровь, а в глаз.
Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная
сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.
20-21. Фразеологические обороты.
Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка
фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических
оборотов.
22-23. Почему мы так говорим.
Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая
игра «Рыбная ловля».
24-25. Крылатые слова.
Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое
занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.
26-27. Как работает слово?
Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи –
имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение
занимательных задач.
28-29. «Прочь с дороги!».
Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных
ситуаций.
30-31. В руках умелых слово творит чудеса.
Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение
занимательных лингвистических заданий.
32-34. Наш язык богат и могуч.
Заключительное занятие. Вечер русского языка.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов |
1 | Фонетика. Звук и буква. Можно ли писать без букв? Буквы потерянные и редкие. Загадочный папирус. | 5 |
3 | Этимология. Словесные раскопки. Увлекательное около нас. Бывают ли у слов родственники? | 4 |
4 | Лексика. Можно ли сломать язык. Сказал то же, да не одно и то же. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. Не в бровь, а в глаз. | 10 |
5 | Фразеология. Фразеологические обороты. Почему мы так говорим. Крылатые слова. | 6 |
6 | Морфология. Как работает слово? | 2 |
7 | Культура речи. «Прочь с дороги!» В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. | 7 |
Раздел 4. Календарно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия, форма проведения | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. | Примечание. |
Фонетика – 5 ч. |
1-2 | Организационное занятие. Звук и буква. | 2 | | | |
3 | Можно ли писать без букв? | 1 | | | |
4 | Буквы потерянные и редкие. | 1 | | | |
5 | Загадочный папирус. | 1 | | | |
Этимология – 4 ч. |
6 | Словесные раскопки. | 1 | | | |
7 | Увлекательное около нас. | 1 | | | |
8-9 | Бывают ли у слов родственники? | 2 | | | |
Лексика – 10 ч. |
10-11 | Можно ли сломать язык. | 2 | | | |
12-13 | Сказал то же, да не одно и то же. | 2 | | | |
14-15 | «Тезки наоборот». | 2 | | | |
16-17 | О словах разных, одинаковых, но разных. | 2 | | | |
18-19 | Не в бровь, а в глаз. | 2 | | | |
Фразеология – 6 ч. |
20-21 | Фразеологические обороты. | 2 | | | |
22-23 | Почему мы так говорим. | 2 | | | |
24-25 | Крылатые слова. | 2 | | | |
Морфология – 2 ч. |
26-27 | Как работает слово? | 2 | | | |
Культура речи – 7 ч. |
28-29 | «Прочь с дороги!» | 2 | | | |
30-31 | В руках умелых слово творит чудеса. | 2 | | | |
32-34 | Наш язык богат и могуч. | 3 | | | |
Раздел 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1. Организационные условия.
Форма занятий – групповая.
Количество детей в группе – 9 человек.
Количество учебных часов в неделю – 1ч.
2. Материально-технические и методическое условия.
Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.
Раздел 6. Прогнозируемые результаты.
Реализация курса «Занимательный русский язык» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
осознанию взаимосвязи языка и речи,
воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств; формированию эффективной речевой деятельности;
формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико- деятельностной, прогностической, информационной и др.);
подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности
Раздел 7. Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.
10. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.