СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Занимательный русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса.  Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Занимательный русский язык»»

МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Рекомендовано

Утверждаю


на заседании МС


Протокол №__ ___ августа 201__ г


Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова


к утверждению на заседании педсовета


Протокол №__ ___августа 201__г.


Приказ № __ ____ августа 201 __ г


Директор школы _________ Т.В.Проскурина








Дополнительная общеобразовательная программа

кружка

«Занимательный русский язык»


Направленность - интеллектуальная

Возраст детей: 13-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Кол-во часов: за год – 34ч в неделю – 1ч


Учитель: Панина Елена Алексеевна

(учитель русского языка и литературы)












село 1-Засеймье



Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса. Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).

Продолжительность одного занятия - 40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Цели :

Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;

воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;

выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

расширить представление о русском языке, его возможностях;

обучить речевому этикету;

помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

обогатить словарный запас;

подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

Задачи :

Формировать эстетический вкус, уважение к труду.

Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.

Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения.

Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.






Раздел 2. Основные направления и содержание деятельности.

1-2. Организационное занятие. Звук и буква.

Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.

Важность звуковой произносительной стороны в создании

выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение

занимательных задач.


3. Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое

письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».


4. Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.

Сообщения об отдельных буквах.


5. Загадочный папирус.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые

письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.


6. Словесные раскопки.

Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,

их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так

называемся».


7. Увлекательное около нас.

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,

озер, улиц и площадей.


8-9. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности

словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство

русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».


10-11. Можно ли сломать язык.

Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и

практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,

посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».


12-13. Сказал то же, да не одно и то же.

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,

эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности

создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов.

Лингвистическая игра «Лексическое лото».


14-15. «Тезки наоборот».

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие

антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.


16-17. О словах разных, одинаковых, но разных.

Богатства русского языка. Омонимы. Причины порождения

неправильного понимания омонимов, использование их для составления

шуток. Работа с толковым словарем.


18-19. Не в бровь, а в глаз.

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная

сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.


20-21. Фразеологические обороты.

Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка

фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических

оборотов.


22-23. Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая

игра «Рыбная ловля».


24-25. Крылатые слова.

Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.


26-27. Как работает слово?

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи –

имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение

занимательных задач.


28-29. «Прочь с дороги!».

Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных

ситуаций.


30-31. В руках умелых слово творит чудеса.

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение

занимательных лингвистических заданий.


32-34. Наш язык богат и могуч.

Заключительное занятие. Вечер русского языка.




Раздел 3. Учебно-тематический план.

№ п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

1

Фонетика.

Звук и буква.

Можно ли писать без букв?

Буквы потерянные и редкие.

Загадочный папирус.

5

3

Этимология.

Словесные раскопки.

Увлекательное около нас.

Бывают ли у слов родственники?

4

4

Лексика.

Можно ли сломать язык.

Сказал то же, да не одно и то же.

«Тезки наоборот».

О словах разных, одинаковых, но разных.

Не в бровь, а в глаз.

10

5

Фразеология.

Фразеологические обороты.

Почему мы так говорим.

Крылатые слова.

6

6

Морфология.

Как работает слово?

2

7

Культура речи.

«Прочь с дороги!»

В руках умелых слово творит чудеса.

Наш язык богат и могуч.

7



Раздел 4. Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия, форма проведения

Количество часов

Дата по плану


Дата фактич.

Примечание.


Фонетика – 5 ч.

1-2

Организационное занятие.

Звук и буква.

2




3

Можно ли писать без букв?

1




4

Буквы потерянные и редкие.

1




5

Загадочный папирус.

1




Этимология – 4 ч.

6

Словесные раскопки.

1




7

Увлекательное около нас.

1




8-9

Бывают ли у слов родственники?

2




Лексика – 10 ч.

10-11

Можно ли сломать язык.

2




12-13

Сказал то же, да не одно и то же.

2




14-15

«Тезки наоборот».

2




16-17

О словах разных, одинаковых, но разных.

2




18-19

Не в бровь, а в глаз.

2




Фразеология – 6 ч.

20-21

Фразеологические обороты.

2




22-23

Почему мы так говорим.

2




24-25

Крылатые слова.

2




Морфология – 2 ч.

26-27

Как работает слово?

2




Культура речи – 7 ч.

28-29

«Прочь с дороги!»

2




30-31

В руках умелых слово творит чудеса.

2




32-34

Наш язык богат и могуч.

3






Раздел 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

1. Организационные условия.

Форма занятий – групповая.

Количество детей в группе – 9 человек.

Количество учебных часов в неделю – 1ч.

2. Материально-технические и методическое условия.

Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.


Раздел 6. Прогнозируемые результаты.


Реализация курса «Занимательный русский язык» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

осознанию взаимосвязи языка и речи,

воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств; формированию эффективной речевой деятельности;

формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико- деятельностной, прогностической, информационной и др.);

подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;

получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности




Раздел 7. Список литературы.

1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 1994.

5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.

6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.

7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 1976.

8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.

10. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В 2-х тетрадях. - М.: Владос, 1995.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!