Баскетбол - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника,помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Корзина находится на высоте 3,05 метра от пола. От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетболу присуща высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных возможностей и физических возможностей. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки и подскоки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения переставными шагами, обманные движения и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает развитие всех жизненно-важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, ловкости, гибкости и выносливости. Такое всесторонне и комплексное воздействие на учащихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.
Основополагающие принципы:
• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон образовательной деятельности.
• Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в образовательной деятельности преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
• Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач подготовки.
Специфика организации образовательной деятельности в школестроится следующим образом:в начале года тренер-преподаватель осуществляет набор детей в секции баскетбола, из набранных детей, имеющих разрешение врача формируются группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим образовательной деятельности.
Цель программы - физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами баскетбола, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.