СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Паспорт программы……………………………………………………………………
3
  1. Обоснование программы……………………………………………………………....
4
  1. 3. Цель и задачи программы……………………………………………………………...
7
  1. Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………………..
7
  1. Научно-методическое обеспечение программы……………………………………..
7
  1. Основные направления программы…………………………………………………...
7

6.1 Информационно-обучающее………………………………………………………... 8

6.2 Развивающее………………………………………………………………………...... 9

6.3 Воспитательное……………………………………………………………………….. 9

6.4 Методическое…………………………………………………………………………. 9

6.5 Контрольное…………………………………………………………………………... 10
  1. Формы работы по профилактике ДТП………………………..................................
10

7.1 Работа с педагогами…………………………………………….................................. 11

7.2 Работа с родителями………………………………………………………………….. 11

7.3 Работы с другими специалистами…………………………………………………… 11

7.4 Кружковая и внеклассная работа…………………………………………….……… 11

7.5 Работа с обучающимися……………………………………………………………... 12
  1. Календарно-тематическое планирование по классам……………………………...
12
  1. Этапы реализации программы……………………………………………………….
15
  1. Мониторинг результатов реализации программы………………………………….
16
  1. Ожидаемые результаты на будущее………………………………………………...
16
  1. Основные мероприятия по реализации программы……………………………….
16
  1. Материально-техническое оснащение ……………………………………………...
18
Литература …………………………………………………………………….................... 19
Приложение………………………………………………………………………………… 20




















  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель программы

Создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа учащихся школы в изучение ПДД.

Задачи программы

- Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

- Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;

- Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Ожидаемые результаты

Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

Повышение уровня знаний среди обучающихся, педагогов, родителей.

Повышение мотивации обучающихся и родителей

к соблюдению ПДД.

Отсутствие случаев травматизма по причине незнания ПДД.

Отсутствие нарушителей ПДД.

Учредитель программы

МАОУ «СОШ №31 им.П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ

Организация исполнитель

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени П.Т.Харитонова» г.Улан-Удэ

Адрес организации

670013 г.Улан-Удэ, ул.Пугачева, 39

Телефон

8(3012) 426222

Автор программы

Малых Ольга Николаевна

Адресат программы

Обучающиеся МАОУ «СОШ №31», педагоги, родители

Исполнители

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель ОБЖ, руководитель ЮИД, ПДО, родители, классные руководители.

Срок действия программы

1 год

Нормативно - правовые основы разработки программы

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

- Конвенция « О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.1989)

- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ





2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Уровень детского дорожно - транспортного травматизма продолжает оставаться высоким.

Актуальность и значимость данной проблемы для нашей школы очевидна, наличие случаев нарушений ПДД несовершеннолетними детьми подчеркивается тревожными статистическими данными. Но если хотя бы в одной школе города Улан-Удэ уменьшатся случаи травматизма и нарушения детьми ПДД, то и во всем городе произойдет снижение этих показателей.

В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на детей и подростков, но может стать источником страданий и горя. Вот почему начиная с самого раннего возраста необходимо обучать детей правилам поведения на дороге. Источников этих знаний три – родители, школа, внешняя среда. Но, несмотря на важность самих правил, учить надо не только правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасностей. Необходимо вырабатывать у детей иммунитет.

Залогом правильного поведения на дороге является выработка у человека любого возраста установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, возрастных особенностях и психическом состоянии человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт. Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью и осторожностью, а есть и поверхностные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам.

При изучении школьниками правил безопасного поведения на дороге, важно учитывать их возрастные особенности:

  • Реакция у детей замедленная.

У взрослого человека, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. У детей на такое же действие уходит примерно 3-4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже отличить стоящую машину от движущейся (по мнению психологов), ребенку до 10-12 лет требуется до 4 секунд, а взрослому на это требуется 0,25 секунд.

  • Незначительный рост школьников.

Маленький рост школьников зачастую скрывает их от водителей, а короткий шаг увеличивает время нахождения в опасной зоне при переходе дороги. Маленький рост также заметно повышает центр тяжести, что объясняет частые падения подростков и потерю равновесия даже на ровном месте.

  • Мозг ребенка до 12 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив что-то интересное и важное на его взгляд, ребенок тут же «переключается» на данное событие. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или поднять упавший предмет оказывается гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

  • Разделение игровых и реальных условий происходит постепенно.

У школьников знания о поступательном движении транспортных средств либо отсутствуют, либо часто заменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из мира игрушек, т.е. что машины могут остановиться на месте сразу же.

  • Безопасность собственного поведения в условиях движения недооценивается.

Необходимо менять стереотип поведения школьников при оценке опасностей, особенно на перекрестках. Даже в возрасте 14-15 лет часто можно услышать, что опасность представляет только тот автомобиль, который находится в непосредственной близости.

Каждое занятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должно способствовать формированию навыков наблюдения, самоконтроля, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.

ПДД как школьная дисциплина занимает особое место. Здесь необходимо одновременно решать две задачи:

  • Подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, т.е. с учетом психофизических особенностей и на основе принципов развивающего обучения.

  • Формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т.е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.

Сложность решения второй задачи заключается в том, что ее выполнение выходит за рамки учебных занятий, так как любая информация может быть усвоена человеком в разных формах, которые в то же время являются и этапами этого усвоения:

  • знания, т.е. собственно теоретическая информация;

  • умения – система закрепленных действий, которые осуществляются осознанно, при активном включении внимания;

  • навыки – система закрепленных автоматизированных действий, подчиненных основной цели в решении конкретной задачи. В данном случае действия выполняются без специального обдумывания, как бы сами собой, только под контролем внимания. Но если появляются какие-либо трудности, то внимание сразу мобилизуется, становится активным.

Знания, т.е. собственно свод Правил дорожного движения, ребенок усваивает на уроках. И чтобы это усвоение действительно состоялось, могут быть полезны следующие практические рекомендации.

Необходимо использовать хорошо продуманные наглядные пособия. Однако, иметь наглядный материал мало, нужно научить его видеть. В начальной школе дети учатся рассматривать объекты. При этом очень важно поставить задачу на восприятие (что именно нужно пронаблюдать в воспринимаемом предмете, объекте). Необходимым условием является составление определенного плана наблюдения, которым должны руководствоваться дети («Сначала посмотрите на этот дорожный знак, определите его форму, какие на нем есть цвета, а потом сравните его с другими знаками, изображенными на этой картинке» и т.д.). Очень важно подводить итоги наблюдения, этим должно завершаться всякое организованное восприятие.

Следует чередовать задания, выполняемые устно, с составлением графических схем и рисунков. Это связано с тем, что внимание младших школьников еще очень неустойчиво и при выполнении простых, однообразных заданий они начинают отвлекаться. Также необходимо учитывать, что в начальных классах дети еще плохо умеют распределять свое внимание, т.е. одновременно выполнять два вида деятельности, например, слушать учителя и писать в тетради.

Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными, «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «Переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора».

Необходимо, чтобы дети не просто заучивали правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Конечно, младшие школьники (особенно первоклассники) не сразу привыкают к таким формам обучения. Их нужно специально, постепенно приучать к деловому общению по поводу изучаемого материала. Такие качества, как критичность, терпимость, умение вставать на точку зрения другого, развиваются только в процессе общения детей.

Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель – осознание детьми важности соблюдения правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Это справедливо для взрослого человека, а для ребенка – тем более.

И не страшно, если на уроке прозвучат неправильные ответы. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность высказаться, чтобы он не боялся этого делать. В противном случае дети из-за боязни быть неодобренными могут прилежно повторить все сказанное учителем, даже воспроизведя интонацию, но основная задача не будет достигнута – знание не станет осознанным, не закрепится как точка зрения, как убеждение.

Таким образом, развивая у ребенка осознанность, мы развиваем и ответственность за свои действия и поступки. Тогда и чужой пример не будет столь заразительным.

Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор!

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.


  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа обучающихся школы в изучение ПДД.

Задачи:

  • предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

  • формировать у детей устойчивые практические навыки выполнения правил дорожного движения;

  • отслеживать знания всех участников программы с помощью системы мониторинга;

  • применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение ДТП.


4. Нормативно правовое обеспечение программы.

  1. Конституция РФ (12.12.93., с поправками от 30.12.2008 №6-ФКЗ)

  2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  3. Конвенция «О правах ребёнка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989).

  4. Правила дорожного движения РФ (утверждены пост.правительства РФ от 28.03.2012 №254).

  5. Положение об отряде юных инспекторов движения (Приложение 1).


5. Научно методическое обеспечение.

  1. Государственный образовательный стандарт

  2. План воспитательной работы ОУ.

  3. Тематика классных часов для изучения ПДД для 1-11-х кл.

  4. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.


  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения проводится по следующим направлениям:

  • Информационно-обучающее – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

  • Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

  • Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

  • Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

  • Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.




6.1 Информационно-обучающее

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

  • Разработка и выпуск учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД.


Педагог-организатор ОБЖ, педагог-организатор, классные руководители

  • Обновление информационных стендов в рекреации 1 этажа «Мы пешеходы», Отряд ЮИД.

Заместитель директора по ВР, руководитель отряда ЮИДД

  • Оформление в кабинетах уголков по ПДД.

Классные руководители

  • Разработка и выпуск методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД как для обучающихся, так и для родителей.

Педагог-организатор ОБЖ, педагог-организатор

Ответственный за информатизацию учебного процесса

  • Комплектование библиотеки литературой по ПДД , настольными играми «Мы пешеходы» и т.д.

Библиотекарь

  • Разработка КТД и обучающих игр по ПДД

  • Создание учебных презентаций и роликов по ПДД «Знай правила», «Мы пешеходы» и т.д.

Классные руководители, педагог-организатор,

обучающиеся

  • Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД «Колесо фортуны», «Светофорик» и т.д.

Классные руководители, педагог-организатор

  • Проведение классных часов о ПДД (по плану)

  • Проведение интегрированных уроков «Окружающий мир», «ОБЖ» (с элементами ПДД);

  • Составление безопасных маршрутов «Дом-Школа», памяток, листовок, презентаций и т.д.

  • Проведение зачётов на знание ПДД (Приложение 2)

  • Проведение ролевых игр, инсценировок

  • Проведение минуток безопасности

  • Мониторинги знаний

Зам.дректора по ВР, классные руководители

  • Выставки творческих работ учащихся

  • Конкурсы рисунков

  • ФЛЕШ-МОБы

  • Лектории для обучающихся и родителей

Классные руководители, педагог-организатор

6.2 Развивающее.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

  • Посещение автоплощадки «Безопасное детство» для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах (по плану).

Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, руководитель ЮИД

  • Организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.

Классные руководители, педагог-организатор, руководитель кружка ЮИД, инспектор ГИБДД

  • Участие в школьных и городских конкурсах агитбригад и театрализованных постановок по ПДД.

Классные руководители, педагог-организатор

6.3 Воспитательное.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

  • Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников.

Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, руководитель кружка ПДД

  • Привлечение детей в отряд ЮИД (15 человек).

Зам.директора по ВР , руководитель отряда ЮИДД

  • Проведение акций, соревнований, смотров уголков безопасности, портфолио учителей, фестивалей, выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул «Безопасный двор» , «День БЕЗопасности», «Посвящение в пешеходы» и т.д.с привлечением СМИ.

Зам.директора по ВР, педагог-организатор, начальник лагеря

  • Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности, просмотр фильмов на данную тему с учётом возрастных особенностей детей.

Зам.директора по ВР, педагог-организатор, начальник лагеря

  • Проведение родительских собраний, соревнований, игр совместно с детьми.


Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор

  • Лектории с приглашением инспектора ГИБДД

Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор

  • Организация посещения детьми кружков по ПДД .

Зам.директора по ВР, руководитель кружка ПДД

  • Беседы, совместные рейды с инспектором ГИБДД.

Зам.директора по ВР, педагог-организатор, руководитель кружка ПДД

6.4 Методическое.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

  • Обобщение опыта работы учителей школы по изучению правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах города, включение данных разработок в план работы школы

МО классных руководителей, зам.директора по ВР, педагог-организатор, руководитель кружка ПДД

  • Проведение занятий с классным руководителями

Ответственный за безопасность

  • Проведение социологического исследования и доведение его результатов до руководящего и педагогического состава учреждения

Ответственный за безопасность, зам.директора по ВР

  • Организация работы кабинета для занятий с обучающимися и педагогами по БДД.

Ответственный за безопасность, зам.директора по ВР, ответственный за кабинет БДД.

6.5 Контрольное.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

  • Анализ статистических данных по образовательному учреждению (нарушение ПДД обучающимися школы)

Зам.директора по ВР

  • Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД (3 раза в год)

Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, педагог ОБЖ



7. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП








Ф ОРМЫ

















7.1 РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП

  • Обеспечение ведения документации по профилактике дорожного травматизма

  • Проведение тематических классных часов, инструктажей и тд.

  • Участие педагогов в работе тематических семинаров по изучению Правил дорожного движения и снижению детского дорожно-транспортного травматизма, повышение кваллификации.

  • Конкурс сценариев классных часов, уголков безопасности.


7.2 ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП

  • Тематические родительские собрания

  • Анкетирование по теме «Соблюдаете ли вы ПДД.

  • Индивидуальные беседы

  • Организация и проведение семейных конкурсов по ПДД

  • Выпуск памяток

  • Сопровождение учащихся к месту проведения мероприятий

  • Помощь в проведении классных часов

На протяжении учебного года необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с родителями, например, родительские собрания: «Безопасный маршрут школьника», «Дорога в школу и домой», «Вы, ребёнок, транспорт и дорога».

В семье и в школе необходимо рассматривать формирование у детей навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.

Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям, и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.

Роль школы не только в том, чтобы научить детей правилам дорожного движения, но и в том, чтобы убедить родителей, научить и проконтролировать их работу с ребенком по безопасности движения.


7.3 РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ ГИБДД И ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

  • Проведение мероприятий с приглашением инспектора, медицинского работника, психолога и пр. специалистов

  • Экскурсии

  • Игры – путешествия

  • Классные часы

  • Круглые столы

  • Плановые беседы, организация совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД по пресечению нарушений ПДД


7.4 КРУЖКОВАЯ И ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

  • Проведение тематических занятий

  • Разработка, составление и распространение памяток, листовок для учащихся и родителей, воспитанников детских садов, водителей

  • Работа отряда «ЮИД»

  • Участие в конкурсах «Безопасное колесо», «Лучшая агитбригада»

  • Проведение минуток по БД

  • Участие в городских конкурсах рисунков и театрализованных представлений по ПДД.


7.5 РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДТП

В рамках классных часов (10 часов в год в каждом классе) и интегрированных уроков в 1-11 классах ежемесячно классные руководители проводят классные часы по ПДД с записью в журнале. Для каждого класса разработана тематика проведения классных часов по ПДД. В конце учебного года с помощью контрольных вопросов, заданий проводится проверка усвоения обучающимися ПДД.




8. Календарно-тематическое планирование по классам:


1 класс


1. Город (поселок), микрорайон, где ты живешь, его достопримечательности. Участники дорожного движения. Особенности движения транспорта и пешеходов в вашем городе (поселке).

2. Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой».

3. Назначение светофора, значение его сигналов, пешеходный светофор.

4. «Самый главный на дороге - это дядя Светофор!». Конкурс рисунков

5. Осторожно - гололед!

6. Знакомство с правилами ДД.

7. Знакомство с дорожными знаками.

8. Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут».

9. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Где и как ожидать транспортное средство?

10. Праздник «Красный. Желтый. Зеленый».


2 класс


1. Мы идем в школу. Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим дорогу. Наиболее безопасный путь - самый
лучший. Где и как надо переходить дорогу?

2. Викторина «Вопросы дядюшки Светофора».

3. Знай и выполняй сигналы регулировщика.

4. Зимние дороги. Особенности движения пешеходов и транспорта по скользкой дороге. Снег, гололед - препятствие для движения. Плохая видимость в снегопад и пургу.

5. Конкурс рисунков «Зима. Дорога. Опасность».

6. Экскурсия по городу. Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на дорогах.

7. Конкурс сочинений «Самые нужные правила».

8. Движение по дороге в группах и колоннах. Переход дороги.

9. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила поведения в общественном транспорте.

10.Брейн - ринг «Правила дорожного движения»


3 класс


  1. Безопасность дорожного движения. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.

  2. Элементы дорог. Дорожная разметка.

3. Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам: Уходя из дома, помните...».

4. Дорожные знаки и их группы.

5. Викторина «Аукцион знаков»

6. Конкурс на лучший рекламный ролик «Соблюдай ПДД, а то...».

7. Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов.

8. Конкурс «Знайка ПДД»

9. Перекрестки и их виды. Правила перехода перекрестков.

10. Занятие на специализированных площадках по правилам перехода улицы, дорог (привлечение сотрудников ГИБДД, специалистов Окт.дома творчества).


4 класс


  1. Игра- конкурс «Защита маршрутных листов».

2. Остановочный и тормозной путь транспортного средства.

3. Конкурс — игра «Дисциплинированный пешеход. Лучший инспектор. Осторожный водитель».

4. Конкурс обращений-памяток «Водитель, садясь за руль, помните».

5. Урок творчества «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков.

6. Вернисаж «Транспорт. Улица. Я».

7. Итоговая викторина «Будущий инспектор ГИБДД».

8. Занятие на специализированных площадках. Велосипед и дорожное движение (привлечение сотрудников ГИБДД, специалистов Окт.дома творчества).

9. Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка.

10. Беседа. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов.


5 класс


1. На улицах нашего города (поселка). Знакомство с городом, особенности движения транспорта и пешеходов в микрорайоне, в котором находится школа. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которым они часто пользуются. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

2. Викторина «Светофор».

3. Беседа об основных правилах для велосипедистов.

4. Урок творчества «Сказка о дорожных знаках».

  1. Зимние игры и ваша безопасность.

  2. Азбука дорог. Отработка практических учений и навыков по соблюдению ПДД на специализированных площадках.

  3. Правила перехода дорог. Нерегулируемые и регулированные пешеходные переходы и перекрестки. Переход дороги по сигналам светофора или регулировщика.

8. Встреча - беседа с папами - водителями « Мужская работа».

9. Мероприятий с родителями «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!»

10. Итоговое занятие «На повестке дня - лето». Инструктаж по мерам безопасности на летний период.


6 класс


  1. Викторина по истории ПДД «Что? Где? Когда?»

  1. Изучение правил ДД для велосипедистов, наш друг велосипед.

  1. Движение на загородной дороге. Правила движения на загородной дороге.

  2. История дорожного движения.

  3. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».

6. Экология и автомобиль. Диспут.

7. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

8. Беседа «Ролики, скейтборды и дорога».

9. Беседа «У дорожных правил каникул нет».

10. Конкурс листовок «Памятка школьнику: безопасная жизнь в твоих руках».


7 класс


1. «Правила движения - закон дорог». Повторить знания учеников по ПДД и углубить знания о мерах по обеспечению безопасности движения пешеходов и транспорта.

2. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

3. Беседа «Скутер - опасность для жизни школьника».

4. Конкурс девизов, призывов по пропаганде ПДД.

5. Беседа «Ответственность за нарушение ПДД».

6. Тормозной путь транспортных средств. Факторы, влияющие на величину тормозного пути.

7. Поведение при дорожно-транспортном происшествии.

8. Брейн - ринг по ПДД.

9. Беседа «Оказание первой медицинской помощи при ДТП».

10. Акция «Проверим свой велосипед».


8 класс


1. Профилактическая беседа «Соблюдение правил дорожного движения – залог твоей безопасности».

2. Тест «Правила пешеходов. Все ли мы знаем?»

3 . Тест «Правила пассажиров. Все ли мы знаем?»

4. Акция «Поможем малышам на дорогах» в рамках программы «Дети детям».

5. Беседа «Как вести себя при ДТП».

6. Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД».

7. Творческий проект «Пропаганда ПДД».

8. Виды транспортных средств. Автомобили, их виды и назначение. Автобусы и такси, трамваи и троллейбусы - общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.

9. Творческий проект «Безопасный город будущего».

10.Тест «Мы - велосипедисты. Все ли мы знаем?»


9 класс


1. Урок – тест «Дорожные знаки и дорожная разметка».

2. Беседа «Мотоциклист на дороге»,

3. Элементы дорог. Перекрестки и их виды. Дорога с односторонним и двусторонним движением, особенности их перехода.

4. Конкурс листовок «Молодежь за безопасность на дороге».

5. КВН «О ПДД: и в шутку, всерьез».

6. Беседа «Дорожная разметка».

7. Выпуск фотогазеты «Это - опасно!»

8. Ответственность за нарушение ПДД. Административная, гражданская и уголовная ответственность.

9. Конкурс «Эрудит по ПДД».

10. Беседа «Водители и пешеходы. Будьте взаимовежливы».


10-11 класс


1. Ток-шоу «Автомобиль и экология».

2. Беседа «ПДД - закон улиц и дорог».

3. Конкурс проектов «Как сделать дороги безопасными».

4. Тест «Знатоки законодательства».

5. Беседа «Соблюдение ПДД - обязанность каждого гражданина».

6. Значение ПДД для обеспечения безопасности движения пешеходов и транспортных средств на дорогах страны.

7. Брейн-ринг «Автоклуб».

8. Беседа «Значение автомобильного транспорта для экономики страны».

9. Беседа для учащихся младших классов «Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД!» в рамках программы «Дети - детям!»

10.Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

9. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(Программа разработана на 1 год)


Первый этап - «Организационный»

Включает в себя разработку программы профилактической работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, налаживание системы социального партнёрства между педагогическим коллективом и учреждениями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.


Второй этап - «Основной»

Организация и проведение мероприятий согласно плана. Участие детей в общешкольных и городских конкурсах по безопасности дорожного движения. Работа отряда ЮИДД.


Третий этап - «Завершающий»

Анализ реализации Программы и достигнутых результатов. Выявление проблем, возникших в ходе ее реализации. Определение путей дальнейшей работы в этом направлении.

Диагностирование обучающихся на знание ПДД проводится по тестам, а результаты заносятся в таблицу.


10. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ТЕСТОВ НА ЗНАНИЕ ПДД

Проведение тестов по ПДД для школьников позволяет педагогу понять, насколько успешно дети усвоили материал. Школьники начального звена должны знать основные термины, запомнить базовые правила, уметь применять их на практике, получить навыки правильного поведения на дороге, в транспорте, на улице. Тесты включают в себя несколько вопросов с подобранными вариантами ответов на каждый, из которых один верный, оставшиеся содержать в себе неточные формулировки и ошибки. Правильный ответ в тестах выделен подчеркиванием.


11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

  • Повышение уровня знаний среди обучающихся, педагогов, родителей.

  • Повышение мотивации обучающихся и родителей

к соблюдению ПДД.

  • Отсутствие случаев травматизма по причине ДТП.

  • Отсутствие нарушителей ПДД.

  • Способность обучающихся анализировать и оценивать свое поведение на дороге.

  • Осознание ими важности изучения и соблюдения правил дорожного движения как необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.




12. ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Наименование мероприятий

Срок
выполнения

Ответственный за
выполнение

1.

Познакомить педагогов школы со статистикой «О Состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в РБ за 2019 год»

август

Заместитель директора по ВР

2.

Организовать с педработниками инструктивно-методические занятия и семинары по методике проведения занятий с детьми по Правилам дорожного движения.

в течение года

Заместитель директора по ВР

3.

Организовать изучение Правил дорожного движения с детьми согласно Программе.

в течение года

Классные руководители

4.

Включить в план работы школы и в планы воспитательной работы педагогических работников кроме обязательного изучения Правил дорожного движения с детьми согласно Программе, проведение тематических утренников, викторин, игр, конкурсов, соревнований, встреч с работниками ГИБДД и другие мероприятия по безопасности движения

август

(отработать в течение года)

Классные

руководители


5.

Проведение Месячника по профилактике ДДТТ

«Внимание дети!»

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные

руководители

6.

Обновить паспорт дорожной безопасности школы

сентябрь

Заместитель директора по ВР

7.

Оформить в школе, в классных кабинетах уголки по безопасности «Азбука ПДД», «Уголок безопасности на железной дороге»

1 неделя сентября

Заместитель директора по ВР, руководитель отряда ЮИД.

8.

Создать из обучающихся отряд юных инспекторов движения /ЮИД/ и организовать его работу.

в течение года

Руководитель отряда ЮИД

9.

Проведение родительских собраний по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма по темам:

1. «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге».

2. «Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно».

3. «Использование движения родителей с детьми по улицам города для обучения детей навыкам правильного поведения на дороге».

4.»Правила безопасного поведения на железной дороге и железнодорожном транспорте»

4. «Улица-подросток».

5. «Родителям о безопасности дорожного движения».


в течение года

Заместитель директора по ВР, классные

Руководители

Представители ГИБДД, МЧС

10.

Приобретение паспортов безопасности, с индивидуальными схемами безопасного маршрута «Дом-школа-дом»

До 20.09.2019

Классные руководители

1-классов.

11.

Разработка памяток «Безопасное поведение на улице», «Правила безопасности на ж/д»

октябрь

Кл. руководители

12.

Проведение тестирования по практическому владению учащимися навыками безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

В течение года

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД «Сигнал»

Преподаватель-организатор ОБЖ

13.

Проведение

«минуток безопасности».

В течение года.

Классные руководители

14.


Выпуск тематической стенной газеты « Будь внимателен на дороге, пешеход!»

сентябрь


Руководитель отряда ЮИД

15.

Агитбригада по ПДД «Сказочка про правила».

Выставка детского творчества по ПДД

Ноябрь

апрель

Руководитель отряда ЮИД

отряд ЮИД «Сигнал»

Классные руководители

16.

Довести до сведения уч-ся, родителей, учителей содержание выступлений сотрудников ГИБДД, специалистов Улан-Удэнской дистанции пути с анализом ДТП, прошедших по вине школьников на семинарах зам. директоров по ВР

В течение года

Заместитель директора по ВР


17.

Беседа с учащимися перед каждыми каникулами на тему «Улица полна опасностей и неожиданностей», «опасности на железной дороге» Инструктаж.

Перед каникулами

Классные руководители



18.

Проводить рейды по выявлению юных нарушителей правил ДД ,велосипедистов нарушителей, правил безопасности на ж/д.

В течение года

отряд ЮИД.

19.

Индивидуальные беседы с уч-ся, находящимися на внутришкольном контроле, со старшеклассниками, имеющими мотоциклы в хозяйстве и их родителями по данной теме.

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные

руководители

20.

Проведение тематических утренников, викторин, игр, конкурсов, соревнований по ПДД.

Просмотр видеофильмов

В течение года

Отряд ЮИД «Сигнал»

21.

Занятия по оказанию первой медицинской помощи.

В течение года

Мед. сестра школы

Специалист Октябрьского ДТ «Безопасное детство»

22.

Встречи, беседы с работниками ГИБДД специалистами Улан-Удэнской дистанции пути


В течение года

Заместитель директора по ВР

23.

Проведение Дня защиты детей ( мероприятия направленные на профилактику ДТ) по параллелям

май

Преподаватель-организатор ОБЖ

24.

Анализ работы за год. Перспективное планирование. Рассмотрение новых профилактических форм работы с детьми и родителями

май

Заместитель директора по ВР


13. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Оформленная стендами, рекреация первого этажа; уголки безопасности в каждом учебном кабинете; методические материалы по проведению работы по данному направлению; наглядные пособия; мультимедийное оборудование; магнитно-маркерная доска; макеты дорожных знаков; настольные игры; информационные плакаты, велосипед, спортивный зал, кабинет для работы с обучающимися школы по БДД.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2008.-142с.

  2. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.

  3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009.-80 с.

  4. Е.А.Воронова «Красный, жёлтый, зелёный» (ПДД по внеклассной работе). ООО «Феникс», 2009г.

  5. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2004

  6. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  7. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11. 1989г.)

  8. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2012г.

  9. Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина «Классные часы по правилам дорожного движения». Москва, 2014г.

  10. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2013г.

  11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.

  12. Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196

  13. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)

  14. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.

  15. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения. – СПб, 2011г.

  16. Школьный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения. Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по образованию СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Лен. обл. – 2010г.













































Приложение


Тесты для обучающихся начального звена

1.Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

  • Потому что автомобиль не успевает затормозить.

  • Потому что водитель будет ругаться.

  • Потому что___________________________________________________

2.Где нужно ждать троллейбус, автобус?

  • В любом месте.

  • На обочине дороги.

  • В специально оборудованных местах, на остановках.

3.Какую форму имеют запрещающие знаки?

  • Синий квадрат.

  • Красный круг.

  • Красный треугольник.

4.По какому телефону вызывают полицию?

  • 01

  • 02

  • 03

5.По какой стороне улицы у нас принято движение?

  • По любой

  • По правой

  • По левой

6.С какого возраста разрешается ездить детям на велосипеде по дороге?

  • С  7 лет

  • С 14 лет

  • С 18 лет

7.Сколько сигналов у  пешеходного светофора?

  • 1

  • 2

  • 3

8.Где можно переходить рпоезжую часть автомобильной дороги, если нет

пешеходного перехода?

  • Перед автобусом

  • Сзади автобуса

  • _____________________________________________________________

9.Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный свет уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

  • 5

  • 2 мальчика

  • 3 девочки

10.Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят вели себя правильно?

  • Никто себя правильно не вёл

  • Двое (кто ушёл домой)

  • Трое (кто остался играть)

Тесты для обучающихся среднего звена


1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля?
А. 14 лет
Б. 7 лет
В. 12 лет
2. Как называется боковая часть дороги?
А. Обочина
Б. Перекресток
В. Ограждение
3. Какой поворот опаснее: левый или правый?
А. Правый.
Б. Левый
В. Оба
4. Водители-лихачи очень любят его совершать.
А. Происшествие

Б. Столкновение
В. Обгон
5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?
А. Светофору
Б. Регулировщику
В. Никому
6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
А. Один
Б. Три
В. Два
7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения?
А. Рука поднята вверх;
Б. Руки опущены
В. Руки разведены в стороны
8. Как выглядят запрещающие знаки?
А знак в виде синего круга;
Б знак в виде красного круга;
В знак в виде красного треугольника;
9. Что показывает стрелка спидометра?
А. Скорость
Б. Время
В. Температуру
10. Как называется пересечение дорог и улиц?
А. Шоссе
Б. Обочина
В. Перекресток
11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
А. 14 лет
Б. 16 лет
В. 10 лет
12. Как называется изменение направления движения?
А. Остановка
Б. Поворот
В. Дорожка
13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.
А. Ступенька
Б. Ремень
В. Поручни
14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?
А. 12 лет.
Б. 16 лет.
В. 14 лет.
15. Остановка – это …
А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин.
Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин.
В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.


Тесты для обучающихся старшего звена



1. Что означает термин «Проезжая часть»?

1.  Расстояние между зданиями, включая и тротуары.

2.  Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения.

3.  Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.



2. Какой из этих знаков обозначает место, где можно переходить дорогу?


1.  Знак, обозначенный номером 1

2.  Знак, обозначенный номером 2

3.  Оба знака

 1 2

3. Под какой из знаков водитель мопеда не имеет право проезжать?


1 .  А

2.  Б

3.  3. А и Б




А Б


4. Какой знак применяется для обозначения жилой зоны?

   

1 2 3

1.  Только 3

2.  Только 1

3.  Только 2

4.  Только 2 и 3


5. Нарушил ли мальчик правила?


1.  Да, нарушил

2.  Нет, не нарушил

 



6. Как безопаснее перейти дорогу в этом случае?

1.  Пешеходный переход дает преимущество, пешеход может смело идти

2.  Необходимо убедиться, что мотоциклист уступает дорогу

3.  Остановиться посредине дороги и переждать пока мотоциклист проедет

 

7 . В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

1.  Не моложе 10 лет

2.  Не моложе 14 лет

3.  Не моложе 16 лет

 



8. Должен ли водитель мопеда пользоваться мотошлемом?

1 .  Должен

2.  Не должен






 

9. Нужно ли при движении на мопеде включать фару в дневное время?


1.  Нужно, как и на мотоцикле

2.  Не нужно

 



10. Как должны поступить водители велосипеда и мопеда в данном случае?


1.  Продолжить движение без остановки

2.  Пропустить пешеходов и продолжить движение

3.  Продолжить движение с соблюдением мер предосторожности

 

11. Велосипедист проедет перекресток:



1.  Первым.

2.  Вторым.

 

12. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?

  1.  Разрешается

2.  Запрещается

3.  Разрешается перевозка детей до семи лет на специально оборудованном сидении

4.  Разрешается перевозить пассажиров старше семи лет на заднем, специально оборудованном сидении.


13. С какого возраста разрешается обучать вождению на легковом автомобиле?

1.с 14 лет

2. с 15 лет

3. с 16 лет

4. с 18 лет

 

14. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля перед тем, как открыть его дверь?

1 .  Убедиться, что это безопасно для окружающих и не помешает другим участникам движения

2.  Никаких мер не надо

 

15. Водитель и пассажир транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, обязаны быть пристегнуты:

 

1.  Только при движении по горным дорогам.

2.  Только при движении вне населенных пунктов.

3.  Во всех случаях при движении транспортного средства.

4.  Только при движении по автомагистралям.

16. Какую ошибку допускают мальчики при переходе дороги?

1 .  Переходят дорогу не по пешеходному переходу

2.  Ошибки не допускают

3.  Не внимательны при переходе дороги

 




17. С какого возраста наступает административная ответственность за нарушений правил дорожного движения?

 1. с 14 лет

2. с 16 лет

3. с 18 лет

18. С какого возраста и при каких условиях разрешается управлять мотоциклом?

1.  С 18 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных документов на транспортное средство.

2.  С 16 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных документов на транспортное средство.

3.  С 17 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных документов на транспортное средство.

19. По какому направлению безопаснее перейти дорогу?

  1.  По стрелке Б

2.  По стрелке А

 

20. На каком рисунке перекресток нерегулируемый?

1 .  А и Б

2.  А и В

3.  Б и В

4.  В



А Б В

30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!