Управление образования администрации муниципального образования
«Черняховский городской округ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Привольненская средняя общеобразовательная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Настольный теннис»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Казанцев Алексей Юрьевич,
педагог дополнительного образования
пос. Привольное, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа составлена на основе методической разработки Барчуковой Г.А. «Настольный теннис», является модифицированной и рассчитана на три года обучения. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в тренировочном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчест-ву, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асо-циального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Эти особенности настольного тенниса создают благоприят-ные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. В условиях современной общеобразователь-ной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объема-ми домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти эту пробле-му призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис». Программа направлена на удовлетворение потребностей в движении, оздо-ровлении и поддержании функциональности организма.
Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значи-тельно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя поси-льные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвен-тарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное сред-ство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Отличительные особенности программы: специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис» заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения мате-риала по технической, тактической, специальной физической и теоретичес-кой подготовке в соответствии с периодами обучения, что позволяет соблю-сти принцип преемственности в построении учебно- тренировочного процес-са. Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки в спортивной школе, является многолетним процессом и предусматривает определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом подготовки. Программа предусматривает: • проведение теоретических и практических занятий; • обязательное выполнение учебно-тематического плана; • сдачу контрольно-переводных нормативов; • регулярное участие в соревнованиях.
Адресат программы: Данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Принцип набора детей в объединение: формирование групп по возрасту. Особенности набора детей: набор свободный. Принимаются все желающие. Специального отбора не производится. В программе предусмотрено участие талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающие предоставляют медицинский допуск врача о состоянии здоровья.
Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 3 года.
Общее количество – 35 часов, временная продолжительность - 1 год.
На полное освоение программы на 3 года обучения, потребуется 105 часов.
Режим занятий учебной группы 1-го года обучения включает 1-но разовое занятие в неделю, продолжительностью 1 час каждое. Количественный сос-тав группы составляет 12 человек.
Режим занятий учебной группы 2-3 года обучения включает в себя так же, 1-но разовые тренировочные занятия в неделю продолжительностью 1 час каждое.
Формы обучения.
Занятие является основной формой организации учебного процесса. Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки).
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Особенности организации образовательного процесса Программа предусматривает теоретическую, общефизическую, специальную и техническую подготовку. Зачисление в общеразвивающие группы произво-дится по заявлению родителей (законных представителей) поступающего при предъявлении медицинского заключения о состоянии здоровья. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовлен-ности учащихся являются: повышение уровня общей и специальной физичес-кой подготовки; овладение теоретическими знаниями и навыками по органи-зации и проведению занятий; укрепление здоровья и улучшения физического развития; овладение техническими навыками; приобретение соревнователь-ного опыта; воспитание смелости, воли, решительности. Формами организа-ции тренировочного процесса в спортивной школе являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных особенностей, тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных меро-приятиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Целью данной программы является создание условий для развития физических качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;
- научить регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Основные направления подготовки теннисистов 1. Воспитывать интерес к занятиям любимым видом спорта, организованность и дисциплинированность. 2. Научить правильному способу держания ракетки и исходным положениям при выполнении различных ударов. Научить базовой технике выполнения ударов, комбинаций и передвижений. 3. Принимать участие в соревнованиях с использованием пройденных технических элементов. 4. Использовать оптимальный период для развития подвижности в различных звеньях опорно-двигательного аппарата. 5. Совершенствовать скорость и точность реакции теннисистов на внутренние и внешние раздражители. 6. Повышать интерес обучающихся к занятиям по физической подготовке. 7. Сформировать у теннисистов правильное представление о роли общей физической подготовки для технического совершенствования и здоровья. Ознакомить обучающихся с правилами настольного тенниса.
Принципы отбора содержания.: - целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования; - культуросообразности - приобщение обучающихся к современной мировой физической культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности; - сотрудничества и ответственности; - сознательного усвоения обучающимися учебного материала; - последовательности и систематичности, что предполагает в работе объединения создание такой системы, в которой органически связаны в единое целое все звенья и элементы системы, которая обеспечивает постепенное наращивание сложности в процессе обучения воспитанников, привития им определённых умений и навыков; - непрерывности и наглядности; - вариативность, что предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки. В процессе обучения используются следующие методы: - объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового материала); - репродуктивный (воспроизведение полученной информации); - исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью технических средств учебный материал); - соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме); - игровой (использование упражнений в игровой форме).
Ожидаемые результаты:
К концу первого года:
Будут знать:
-оположительном влиянии систематических занятий физическими упражнениями;
- особенности правильного распределения физической нагрузки;
- правила игры в настольный теннис;
- правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- правила проведения соревнований.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу второго года:
Будут знать:
- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;- владеть основами судейства в настольном теннисе;
- составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий.
К концу третьего года:
Будут знать:
- сведения о технических приёмах в настольном теннисе;
- сведения о положении дел в современном настольном теннисе.
Будут уметь:
- поводить специальную разминку теннисиста;
- владеть основами техники настольного тенниса;
- владеть основами судейства в настольном теннисе; - составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
- улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- повысят адаптивные возможности организма;
- разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий;
- освоят накат справа и слева по диагонали;
- освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмёрка»;
- освоят накат справа и слева в один угол стола;
- научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
- топ – пин справа по подставке справа;
- топ – пин слева по подставке;
- топ – пин справа по подрезке справа;
- топ – пин слева по подрезке слева;
- умение проведения и судейства соревнований в группах младшего возраста.
Контроль результатов обучения по программе
Текущий контроль успеваемости проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой детей.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го, 2-го и 3-го года обучения в форме зачета. Зачет предполагает проведение спарринг игр и сдачу нормативов.
Личностные результаты -Осознание ответственности за общее благополучие своей этнической принадлежности. -Проведение рефлексивного анализа собственной учебной деятельности. -Умение работать в разных учебных позициях: обучающийся, тренерпреподаватель, педагог, критик, оценщик, оратор. -Стремление к самосовершенствованию. -Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей в себя социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы. Метапредметные результаты -Умение замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи. - Умение оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (рейтинг, баллы) - Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей. - Умение самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану. - Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. - Умение замечать проблему, формулировать её в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера. Предметные результаты - Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня - Представлять занятия теннисом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека - Измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств - Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований - Владеть простейшими техническими приемами - Иметь навыки соревновательской деятельности - Соблюдать правила техники безопасности в местах проведения занятий.
Техническая подготовка - педагогический процесс овладения техническими приемами тенниса, обучение теннисиста технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства. Под техникой игры понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные-решения пяти принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре: - основные хватки ракетки; - оптимальный по величине и форме замах; - качественный подход к мячу; - своевременный момент удара ракеткой по мячу; - контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара. Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники выполнения двигательного действия. 1. Техническая и тактическая подготовка. На возрастном уровне этапов начальной подготовки неправомерно требовать от обучающихся четкого, технически безупречного выполнения конкретных задач в упражнениях с мячом и ракеткой. Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному. Хватка ракетки. Овладение правильной хваткой ракетки. Многократное повторение хватки ракетки и основной стойки в простых условиях и упражнениях. Жонглирование мячом. Упражнения с мячом и ракеткой: - броски мяча правой (левой) рукой о пол, партнеру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой; - различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке», подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно; - различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью; - упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно; то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки; - удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке - серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары; - удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером -преподавателем, партнером, тренажером; - сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером-преподавателем, партнером, тренажером. Овладение базовой техникой с работой ног. После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой рекомендуется переход к изучению техники простейших ударов: - разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций - положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча; - многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки; - игра на столе с тренером-преподавателем (партнером) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева; свободная игра ударами на столе. Овладение техникой ударов по мячу на столе. После освоения обучающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения: - упражнения с придачей мячу вращения: - удары по мячу левой и правой стороной ракетки после его отскока от пола; - удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола; - удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной стенки; - удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене; - удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренеромпреподавателем (партнером), тренажером; - имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах; - имитация передвижений влево – вправо – вперед - назад с выполнением ударных действий - одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары; - имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево - вправо, вперед-назад, по «треугольнику» - вперед – вправо - назад, вперед - влево - назад); - имитация ударов с замером времени - удары справа, слева и сочетание. Игра на столе направлена на наибольшее количество попаданий в серии: - игра одним (двумя) ударами из одной точки в одном, двух, трех направлениях; - игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении; - выполнение подач разными ударами; - игра накатом - различные варианты по длине полета мяча, направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева; - игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева; - игра на счет разученными ударами; - игра со всего стола с коротких и длинных мячей; - групповые игры; «Круговая», «Дворник», «Один против всех «Круговая» - с тренером-преподавателем» и другие.
Содержание учебного плана 1 год обучения:
1.Теоретические сведения (3 час.) -Сведения об историии возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис -Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис -Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом 2.Общефизическая подготовка (6 час.) -Разминочные физические упражнения -Подвижные игры -Прыжки со скакалкой 3.Специальная физическая подготовка (5 час.) -упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы -упражнения для развития гибкости -упражнения для развития внимания, быстроты реакции 4.Техническая подготовка (6 час.) -техника хвата теннисной ракетки -жонглирование теннисным мячом -передвижение теннисиста -стойка теннисиста -основные виды вращения мяча -подача мяча -удары по теннисному мячу 5.Тактика игры (7 час.) -подача мяча в нападении -прием подач ударом -удары атакующие, защитные -удары, отличающиеся по длине полета мяча -удары по высоте отскока со стороны соперника
6.Учебная игра (8 час.) -парные игры -игра защитника против атакующего -игра атакующего против защитника
-индивидуальные действия, финты.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» (1 год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Практика | Теория | |
1. | Раздел I. Основы знаний: 1.Сведения об историии возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис 2.Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом 3.Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис | 3 | | 3 | В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований Контрольные испытания и соревнования Соревнования: - на первенство школы; -поселковые, -районные, - товарищеские игры. |
2. | Раздел II. Общая физическая подготовка: 1.Разминочные физические упражнения 2.Подвижные игры 3.Прыжки со скакалкой | 6 | 6 | |
3. | Раздел III Специальная физическая подготовка 1.Упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы 2.Упражнения для развития гибкости 3.Упражнения для развития внимания, быстроты реакции | 5 | 5 | |
4. | Раздел IV. Техническая подготовка 1.техника хвата теннисной ракетки 2.Жонглирование теннисным мячом 3.Передвижение теннисиста 4.Стойка теннисиста 5.Основные виды вращения мяча 6.Подача мяча 7.Удары по теннисному мячу | 6 | 6 | |
5. | Раздел V. Тактика игры 1.Подача мяча в нападении 2.Прием подач ударом 3.Удары атакующие, защитные 4.Удары, отличающиеся по длине полета мяча 5.Удары по высоте отскока со стороны соперника | 7 | 7 | |
6. | Раздел VI. Учебная игра 1.Парные игры 2.Игра защитника против атакующего 3.Игра атакующего против защитника 4.Индивидуальные действия, финты. | 8 | 8 | | |
| Итого: | 35 | 32 | 3 | |
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» 1 год обучения
№ п/п | Месяц | Чис-ло | Время проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | Раздел I. Основы знаний. 1.Сведения об историии возникновения, развития и характер-ных особен-ностях игры в настольный теннис | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | |
.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов |
| | | | Разминочные физические упражнения | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Сдача контрольных нормативов по ОФП |
| | | | Подвижные игры | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Прыжки со скакалкой | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
Раздел III. Специальная физическая подготовка - 5 часов |
| | | | Упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
| | | | Упражнения для развития гибкости | 1 | Трениро-воч-ное занятие | Спортзал |
| | | | Упражнения для развития внимания, быстроты реакции | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Основы знаний. Правила техники безопасности при выполне-нии упражне-ний на заня-тиях настоль-ным тенни-сом | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Ведение дневника самоконтроля |
Раздел IV. Техническая подготовка – 6 часов |
| | | | Техника хвата теннисной ракетки Основные виды вращения мяча. Жонглирова-ние теннис-ным мячом | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Оценка техники и точности владения ракетки мячом. |
| | | | Передвижние теннисиста Удары по теннисному мячу | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Стойка теннисиста Подача мяча | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
Раздел V. Тактика игры - 7 час. |
| | | | Подача мяча в нападении | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Результативность выполнения подач, ударов, приемов с мячом из различных исходных положений |
| | | | Прием подач ударом | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удары атакующие, защитные | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удары, отличающиеся по длине полета мяча | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
| | | | Удары по высоте отскока со стороны соперника | 2 | | | |
Раздел VI. Учебная игра– 8 часов |
| | | | Основы знаний. Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по настольному теннису. |
| | | | Парные игры | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра защитника против атакующего | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра атакующего против защитника | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Индивидуа-льные дейст-ви, финты. | 2 | Трениро-воное занятие | Спортзал |
Содержание программы 2-го года обучения
1.Теоретические сведения (3 час.) -Правила пожарной безопасности, поведения в помещении для занятий -Влияние физических упражнений на организм человека, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом -Правила игры в настольный теннисистов - 2.Общефизическая подготовка (6 час.) -Разминочные физические упражнения -Подвижные игры -Прыжки со скакалкой 3.Специальная физическая подготовка (5 час.) -упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы -упражнения для развития гибкости -упражнения для развития внимания, быстроты реакции 4.Техническая подготовка (7 час.) -подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» -удары по теннисному мячу: удар без вращения «толчок», удар с нижним вращением «подрезка», удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин»-сверхкрученый удар 5.Тактика игры: (7 час.) -подачи:атакующие,направленные на непосредственный выигрыш очка, подготавливающие атаку, защитные, не позволющие противнику атаковать прием подач ударом: атакующим, подготовительным, защитным 6.Учебная игра (7 час.) -игра защитника против атакующего, игра атакующего против защитника, игра атакующего против атакующего, парные игры
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» (2 год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Практика | Теория | |
1. | Раздел I. Основы знаний: 1.Правила пожарной безопасности, поведения в помещении для занятий 2.Влияние физических упражнений на организм человека, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом 3.Правила игры в настольный теннисистов | 3 | | 3 | В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований Контрольные испытания и соревнования Соревнования: - на первенство школы; -поселковые, -районные, - товарищеские игры. |
2. | Раздел II. Общая физическая подготовка: 1.Разминочные физические упражнения 2.Подвижные игры 3.Прыжки со скакалкой | 6 | 6 | |
3. | Раздел III Специальная физическая подготовка 1.Упражнения для развития прыжковой ловкости 2.Упражнения для развития силы 3.Упражнения для развития гибкости 4.Упражнения для развития внимания, быстроты реакции | 5 | 5 | |
4. | Раздел IV. Техническая подготовка 1.Подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» 2.Удары по теннисному мячу: удар без вращения «толчок», удар с нижним вращением «подрезка», удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин» 3.Сверхкрученый удар | 7 | 7 | |
5. | Раздел V. Тактика игры -Подачи:атакующие,направленные на непосредственный выигрыш очка, подготавливающие атаку, защитные, не позволющие противнику атаковать прием подач ударом: атакующим, подготовительным, защитным | 7 | 7 | |
6. | Раздел VI. Учебная игра 1.Игра защитника против атакующего. 2.Игра атакующего против защитника 3.Игра атакующего против атакующего, парные игры | 7 | 7 | | |
| Итого: | 35 | 32 | 3 | |
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» 2 год обучения
№ п/п | Месяц | Чис-ло | Время проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | Раздел I. Основы знаний. Правила по-жарной безо-пасности, по-ведения в по-мещении для занятий. | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | |
.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов |
| | | | Разминочные физические упражнения | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Сдача контрольных нормативов по ОФП |
| | | | Подвижные игры | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Прыжки со скакалкой | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
Раздел III. Специальная физическая подготовка - 5 часов |
| | | | Упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
| | | | Упражнения для развития гибкости | 1 | Трениро-воч-ное занятие | Спортзал |
| | | | Упражнения для развития внимания, быстроты реакции | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Основы знаний. Влияние физических упражнений на организм человека, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Ведение дневника самоконтроля |
Раздел IV. Техническая подготовка – 7 часов |
| | | | Подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Оценка техники и точности выполнения подачи, ударов по мячу |
| | | | Удар без вращения «толчок». | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удар с нижним вращением «подрезка» | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин» | 1 | | | |
| | | | Сверхкруче-ный удар | 1 | | | |
Раздел V. Тактика игры - 7 час. |
| | | | Подачи: атакующие, направлен-ные на непосредст-венный выи-грыш очка. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Результатив-ность выполнения подач из различных исходных положений |
| | | | Подготавливающие атаку, защитные, не позволющие противнику атаковать. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Прием подач ударом: атакующим, подготовительным. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Прием подач ударом: защитным. | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
Раздел VI. Учебная игра– 7 часов |
| | | | Основы знаний. Правила игры в настольный теннисистов | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по настольному теннису |
| | | | Игра защитника против атакующего. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра атакующего против защитника | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра атакующего против атакующего, парные игры | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Парные игры. | 1 | Трениро-воное занятие | Спортзал |
Содержание программы 3-го года обучения
1.Теоретические сведения (3 час.)
-Правила игры и методика судейства соревнований;
-Сведения о строении и функциях организма человека;
-Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, са-
моконтроль на занятиях настольным теннисом.
2.Общефизическая подготовка (6 час.) -Разминочные физические упражнения -Подвижные игры -Прыжки со скакалкой 3.Специальная физическая подготовка(4 час.) -упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы -упражнения для развития гибкости -упражнения для развития внимания, быстроты реакции 4.Техническая подготовка (7 час.) -подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» -удары по теннисному мячу: удар без вращения «толчок», удар с нижним вращением «подрезка», удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин»-сверхкрученый удар -совершенствование подачи : по диагонали, «восьмерка»,в один угол стола, по подставке справ, по подрезке справа, «топ-спин» справа, по подрезке слева, «топспин слева, по подрезке слева -совершенствоывание техники приема «крученая свеча» -совершенствование техники приема «плоский удар» 5.Тактика игры (7 час.) -удары промежуточные,одиночные или многократно повторяющиеся -удары атакующие; завершающий удар,удар по «свече»,контратапкующий удар, заторможенный укороченный удар -удары отличающиеся по длине полета мяча: короткие,средние,длинные -удары по высоте отскока на стороне соперника: ниже уровня стола, ниже уровня сетки,средние(20-30 см),высокие(50-60 и выше) 6.Учебная игра (8 час.) -игра защитника против атакующего,игра атакующего против защитника,игра атакующего против атакующего, парная игра.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» (3 год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации |
Всего | Практика | Теория | |
1. | Раздел I. Основы знаний: 1.Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале; 2.Сведения о строении и функциях организма человека; 3.Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, са- моконтроль на занятиях настольным теннисом. | 3 | | 3 | В процессе тренировочных занятий и согласно календаря соревнований Контрольные испытания и соревнования Соревнования: - на первенство школы; -поселковые, -районные, - товарищеские игры. |
2. | Раздел II. Общая физическая подготовка: 1.Разминочные физические упражнения 2.Подвижные игры 3.Прыжки со скакалкой | 6 | 6 | |
3. | Раздел III Специальная физическая подготовка 1.Упражнения для развития прыжковой ловкости 2.Упражнения для развития силы 3.Упражнения для развития гибкости 4.Упражнения для развития внимания, быстроты реакции | 4 | 4 | |
4. | Раздел IV. Техническая подготовка 1.Подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» 2.Удары по теннисному мячу: удар без вращения «толчок», удар с нижним вращением «подрезка», удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин» 3.Сверхкрученый удар 4.Совершенствование подачи : по диагонали, «восьмерка»,в один угол стола, по подставке справ, по подрезке справа, «топ-спин» справа, по подрезке слева, «топспин слева, по подрезке слева 5.Совершенствоывание техники приема «крученая свеча» 6.Совершенствование техники приема «плоский удар» | 7 | 7 | |
5. | Раздел V. Тактика игры 1.Удары промежуточные,одиночные или многократно повторяющиеся 2.Удары атакующие; завершающий удар,удар по «свече»,контратапкующий удар, заторможенный укороченный удар 3.Удары отличающиеся по длине полета мяча: короткие,средние,длинные 4.Удары по высоте отскока на стороне соперника: ниже уровня стола, ниже уровня сетки,средние(20-30 см),высокие(50-60 и выше) | 7 | 7 | |
6. | Раздел VI. 1.Игра защитника против атакующего. 2.Игра атакующего против защитника 3.Игра атакующего против атакующего, парные игры | 8 | 8 | | |
| Итого: | 35 | 32 | 3 | |
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «настольный теннис» 3 год обучения.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | Раздел I. Основы знаний. Правила пожарной безопаснос-ти, поведе-ния в спорти-вном зале. | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | |
.Раздел II. Общая физическая подготовка – 6 часов |
| | | | Разминочные физические упражнения | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Сдача контрольных нормативов по ОФП |
| | | | Подвижные игры | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Прыжки со скакалкой | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
Раздел III. Специальная физическая подготовка - 4 часов |
| | | | Упражнения для развития прыжковой ловкости -упражнения для развития силы | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Оценка техники выполнения отдельных элементов |
| | | | Упражнения для развития внимания, быстроты реакции Упражнения для развития гибкости | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Основы знаний. 2.Сведения о строении и функциях организма человека. | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Ведение дневника самоконтроля |
Раздел IV. Техническая подготовка – 7 часов |
| | | | Подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг» | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Оценка техники и точности выполнения ударов, приема. |
| | | | Удары по теннисному мячу: удар без вращения «толчок», удар с нижним вращением «подрезка», удар с верхним вращением «накат»,удар «топ-спин» | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Сверхкруче-ный удар Совершенствование техники приема «плоский удар» | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Совершенствование подачи : по диагонали, «восьмерка»,в один угол стола, по подставке справ, по подрезке справа, «топ-спин» справа, по подрезке слева, «топспин слева, по подрезке слева | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
| | | | Совершенствоывание техники приема «крученая свеча» | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
Раздел V. Тактика игры - 7 час. |
| | | | Удары промежу-точные, одиночные или многок-ратно повто-ряющ-еся | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | Результативность выполнения ударов из различных исходных положений |
| | | | Удары атакующие; завершающий удар,удар по «свече», контратапкующий удар, заторможен-ный укороче-нный удар | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удары отличающиеся по длине полета мяча: короткие,средние,длин-ные | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Удары по высоте отскока на стороне соперника: ниже уровня стола, ниже уровня сетки,средние(20-30 см),высокие(50-60 и выше) | 1 | Трениро-вочное занятие | Спортзал | |
| | | | | | | | |
Раздел VI. Учебная игра– 8 часов |
| | | | Основы знаний. Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самокотро- ль на заня-тиях настоль-ным тенни-сом. | 1 | Теорети-ческое занятие | Спортзал | Результативность участия в школьных и районных соревнованиях по настольному теннису. |
| | | | Игра защитника против атакующего. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра атакующего против защитника | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Игра атакующего против атакующего. | 2 | Трениро-вочное занятие | Спортзал |
| | | | Парные игры | 2 | Трениро-воное занятие | Спортзал |
Список литературы для педагога.
1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
Список литературы для детей.
1. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004год.
Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 1979год.
О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,1995 год.