СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА профессиональных проб «Профессиональные пробы – первый шаг к успеху» по профессиональному направлению 35.01.28 Мастер столярного и мебельного производства (для обучающихся общеобразовательных школ)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА профессиональных проб «Профессиональные пробы – первый шаг к успеху» по профессиональному направлению 35.01.28 Мастер столярного и мебельного производства рассчитана на 1 академический час и пригодится для реализации в СПО. 

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА профессиональных проб «Профессиональные пробы – первый шаг к успеху» по профессиональному направлению 35.01.28 Мастер столярного и мебельного производства (для обучающихся общеобразовательных школ)»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский колледж технологий и предпринимательства»

(ГАПОУ СО «УКТП»)





СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

Директор

___________________________

___________ / ___________

___________ / ФИО

«_____» _________ 20_____ г

«____» _________20___ г






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

профессиональных проб

«Профессиональные пробы – первый шаг к успеху»

по профессиональному направлению 35.01.28 Мастер столярного и мебельного производства (для обучающихся общеобразовательных школ)





Направленность программы социально-педагогическая

Категория слушателей: 9 класс, 14-15 лет

Объем занятия: 45 минут

Срок: 1 день

Форма обучения: очная

Организация обучения: единовременно





Екатеринбург, 2024 год



Дополнительная общеразвивающая программа профессиональных проб «Профессиональные пробы – первый шаг к успеху» по профессиональному направлению 35.01.28 Мастер столярного и мебельного производства разработана для обучающихся общеобразовательных организаций с целью осуществления взаимодействия школ с колледжем, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Целью обучения по программе является овладение теоретическими и практическими навыками для успешного решения вопросов, связанных с будущей профессией.

Программа направлена на формирование знаний о правилах работы со столярным оборудованием; о видах и методах обработки древесины.





Авторы программы:

Исмоилова Екатерина Николаевна, методист











Рассмотрено на заседании

Методического совета ГАПОУ СО «УКТП»

Протокол № 5 от «_____»_________ 20_____г.

Председатель ___________/ФИО/





































Оглавление

1. Общая характеристика программы профессиональных проб 3

1.1. Цель реализации программы 4

1.2. Планируемые результаты освоения программы 4

1.3. Требования к слушателям (категории слушателей) 5

1.4. Форма документа – сертификат, подтверждающий участие 5

1.5. Пути получения профессии 6

1.6. Перспективы карьерного роста 6

1.7. Демонстрация итогового результата, продукта 6

1.8. Вопросы для рефлексии участников проб 6

2. Программа профессиональных проб 7

3. Организационно-педагогические условия реализации программы 10

3.1. Материально-техническое обеспечение 10

3.2 Кадровое обеспечение 10

3.3. Информационное обеспечение обучения 10

Фонд оценочных средств 11

Приложение 1 Анкета участника профессиональных проб 13















































  1. Общая характеристика программы профессиональных проб

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладел человек.

В наши дни столяр представляет собой многопрофильную профессию: он изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: в изготовлении и монтаже дверей и окон, встраиваемой мебели, монтаже перегородок, врезке замков и ручек, облицовке стен деревянными панелями, а также в изготовлении разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Работа преимущественно мужская, хотя сегодня все чаще среди абитуриентов, интересующихся профессией, появляются выпускницы школ. В зависимости от вида выполняемых работ, столяр трудится в помещении или на открытом воздухе, индивидуально или в комплексных бригадах. Возможна работа на высоте. Подвергается воздействию пахучих, иногда вредных веществ: лака, масел, древесной пыли.

Работа столяра определена инструкциями, однако техника представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления.

1.1. Цель реализации программы

Целью реализации программы является формирование и развитие творческих способностей и трудового воспитания обучающихся;

Основной целью профессиональных проб является формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико-ориентированного погружения в профессию.

Задачи профессиональных проб:

  • знакомство обучающихся с профессиями, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях;

  • получение опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

  • подготовка к выбору дальнейшего профиля обучения;

  • содействие профессиональному самоопределению обучающихся.

Основной результат, которого должны достигнуть обучающиеся после посещения профессиональной пробы, – формирование осознанного отношения к представленной профессии.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты обучения:

Результатом освоения программы является приобретение следующих профессиональных и общих компетенций:

Код

Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Изготовление столярных и мебельных изделий

ПК 1

Выполнять подбор и раскрой заготовок и механической обработки деталей столярных и мебельных изделий.

ПК 2

Выполнять столярные соединения

ПК 3

Выполнять ремонт и реставрацию столярных и мебельных изделий

ПК 4

Конструировать столярные изделия и мебель


Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 2.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы участник должен приобрести/сформировать следующие знания, умения, навыки, личностные качества:

Столяр должен знать:

  • свойства древесины, способы ее обработки, способы изготовления и установки сложных столярных изделий;

  • методы заделки пороков древесины, способы разметки и изготовления деревянных конструкций, способы подгонки и навески столярных изделий.

Должен уметь:

  • пользоваться рабочим инструментом, «читать чертежи», выполнять сложные столярные

  • работы, изготавливать, устанавливать и производить реставрационный ремонт сложных

  • фигурных и лекальных поручней, плинтусов, наличников, карнизов из древесины твердых и ценных пород.

1.3. Требования к слушателям (категории слушателей)

К освоению программы допускаются обучающиеся общеобразовательных организаций в возрасте 14-15 лет.

Медицинские ограничения для столяра:

- заболевания костно-мышечной системы;

- деформация пальцев рук;

- нарушение зрения;

- заболевания вестибулярного аппарата;

- нарушения сердечно-сосудистой системы;

- заболевания органов дыхания;

- аллергические реакции, в том числе кожи рук;

- нарушения опорно-двигательного аппарата.



Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

- точный глазомер и пространственное воображение;

- распределение и концентрация внимания;

- тактильная чувствительность в сочетании с хорошей координацией движения рук;

- хороший эстетический вкус, аккуратность;

- физическая сила и выносливость.


1.4. Форма документа - по результатам освоения программы выдается сертификат, свидетельствующий об участии в профессиональных пробах.

    1. Пути получения профессии

Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Секретам такого мастерства было не так просто обучиться, они обычно передавались от отца к сыну. В настоящее время профессию «Столяр» можно приобрести в специализированных средних профессиональных учебных организациях в том числе и в Уральском колледже технологий и предпринимательства.

    1. Перспективы карьерного роста

  • перспективна организация собственного дела: малое предприятие, бригада для выполнения различных столярно-плотницких работ и т.д.

  • возможно повышение разряда, сложности порученных специалисту работ, повышение заработной платы. Из рабочего, выполняющего отдельные конкретные операции, столяр может вырасти в специалиста, планирующего этапы изготовления изделия, разрабатывающего новые способы деревообработки.

Возможен карьерный рост: столяр – мастер - начальник группы или цеха.



    1. Демонстрация итогового результата, продукта

Итоговым результатом профессиональных проб, с одной стороны, является представление о ценности практического труда столяра, с другой стороны - необходимость формирования у обучающихся потребности в трудовой деятельности, в понимании значимости выбранной профессии, в развитии у обучающихся стремления быть лучшим по профессии.

    1. Вопросы для рефлексии участников проб

Школьникам выдают анкеты с вопросами о проведенной профессиональной пробе (Приложение 1)

Мастер предлагает оценить занятие, ответив на вопросы:

1.С какой профессией Вы сегодня познакомились?

2.Какую пользу приносит людям работа специалистов данной профессии?

3. Какие трудности Вы обнаружили в работе специалистов данной профессии?

4.Какие рабочие инструменты Вы увидели сегодня?

5.Оцените, насколько интересным было для Вас сегодняшнее мероприятие.









  1. Программа профессиональных проб


Наименование модулей и тем программы

Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы.

Вид учебных занятий. Виды выполняемых работ.

Объем часов

1

2

3

Тема 1

«Изготовление багетной рамки»

Цель: знакомство с профессией Столяр.

Задачи:

• познакомить обучающихся с основными видами столярных работ и инструментами мастерской;

• информировать о необходимости соблюдения техники безопасности и правил поведения в столярной мастерской;

• показать этапы изготовления багетной рамки;

• развить интерес к более глубокому изучению столярного дела.


Содержание

  1. Организация рабочего места

  2. Инструктаж по технике безопасности. Проверка освещения, определение места размещения материалов и инструментов

  3. Общие сведения о станках и их назначении

  4. Порядок изготовления заготовок для изделия

  5. Подготовка инструментов и материалов к работе

  6. Демонстрация способов шлифования заготовок. Нанесение клея для склеивания деревянных поверхностей. Фиксирование основных этапов изготовления багетной рамки

  7. Окончание работы, контроль размеров и качества

  8. Рефлексия. По карте качества ребята самостоятельно оценивают качество выполненной ими работы. В устной форме анализируют свое изделие. Высказывают впечатления о прохождении профессиональных проб. Заполняют анкету участника.





45 мин


Практическая работа

Оборудование: шлифовальный станок.

Инвентарь: шлифовальная бумага.

Сырье: клей, скобы, заготовки из древесины.



Тема 2

«Гравировка фрезером»

Цель: знакомство с профессией Столяр.

Задачи:

• познакомить обучающихся с основными видами столярных работ и инструментами мастерской;

• информировать о необходимости соблюдения техники безопасности и правил поведения в столярной мастерской;

• показать этапы гравировки изделия фрезером;

• развить интерес к более глубокому изучению столярного дела.


Содержание

  1. Организация рабочего места

  2. Инструктаж по технике безопасности. Проверка освещения, определение места размещения материалов и инструментов

  3. Общие сведения о станках и их назначении

  4. Порядок изготовления заготовок для изделия

  5. Подготовка инструментов и материалов к работе

  6. Демонстрация способов гравировки фрезером заготовок. Обозначение основных этапов гравировки фрезером

  7. Окончание работы, контроль качества

  8. Рефлексия. По карте качества ребята самостоятельно оценивают качество выполненной ими рамки. В устной форме анализируют свою работу. Высказывают впечатления о прохождении профессиональных проб. Заполняют анкету участника

Практическая работа

Оборудование: гравировальный станок.

Инвентарь: шлифовальная бумага.

Сырье: заготовки из древесины.




Тема 3

«Гравировка лазером»

Цель: знакомство с профессией Столяр.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными видами столярных работ и инструментами мастерской;

  • информировать о необходимости соблюдения техники безопасности и правил поведения в столярной мастерской;

  • показать этапы гравировки изделия лазером;

  • развить интерес к более глубокому изучению столярного дела.



Содержание

  1. Организация рабочего места

  2. Инструктаж по технике безопасности. Проверка освещения, определение места размещения материалов и инструментов

  3. Общие сведения о станках и их назначении

  4. Порядок изготовления заготовок для изделия

  5. Подготовка инструментов и материалов к работе

  6. Демонстрация способов лазерной гравировки заготовок. Обозначение основных этапов гравировки лазером

  7. Окончание работы, контроль размеров и качества

  8. Рефлексия. По карте качества ребята самостоятельно оценивают качество выполненной ими работы. В устной форме анализируют свое изделие. Высказывают впечатления о прохождении профессиональных проб. Заполняют анкету участника.


Практическая работа


Оборудование: гравировальный станок.

Инвентарь: шлифовальная бумага.

Сырье: заготовки из древесины.



Промежуточный контроль

Контрольные вопросы по темам, рассмотренным на профессиональных пробах; Вопросы для рефлексии участников проб



3. Организационно-педагогические условия реализации программы

    1. Материально-техническое обеспечение

Кабинет (лаборатория), мастерская

Оборудование и технические средства обучения

Столярная мастерская

-круглопильный станок;

- фуговальный станок:

- фрезерный станок;

- рейсмусовый станок;

- универсальный станок;

ручной инструмент для обработки древесины:

- рулетки;

- угольники;

- уровни;

- ножовки;

- рубанки;

- торцовый рубанок;

- долота;

- стамески;

- киянки;

- молотки;

- клей;

- шлифовальная бумага;

- шлифовальный станок;

- инструкция по ТБ:


3.2 Кадровое обеспечение

Мастера: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилю обучения; иметь на 1–2 разряда выше по профессии рабочего, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников; должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

3.3 Информационное обеспечение обучения

1. Борилов А.В., Воловикова О.В. Организация и технология строительных отделочных работ: практические основы профессиональной деятельности: Учебное пособие /, — М.: Академкнига / Учебник, (начальное профессиональное образование) 2021.

2. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве : учебник для нач.проф. образования/. 5-еизд.,перераб. и доп..—М: издательский центр «Академия», 2022.

3. Рыкунин С. К. Технология деревообработки / С. Н.Рыкунин, Л. Н. Кандалина. — М.: издательский центр «Академия», 2022.











Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Уральский колледж технологий и предпринимательства»













Фонд оценочных средств


Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы профессиональных проб

«Профессиональные пробы – первый шаг к успеху»























Екатеринбург, 2024



Контрольные вопросы по темам, рассмотренным на профессиональных пробах

  1. Назовите составные части охраны труда

  2. Как должен обезопасить себя человек, оказывающий помощь пострадавшему от действия тока на месте?

  3. Кем проводится инструктаж на рабочем месте?

  4. От чего зависит шероховатость поверхности древесины?

  5. Какие виды неровностей получаются в результате обработки поверхности древесины?

  6. С помощью каких инструментов можно получить отверстия необходимого диаметра?

  7. Из каких материалов приготовляют клей для склеивания древесины?

  8. Какие способы лазерной гравировки заготовок вы запомнили?

Критерии оценки:

8-7 правильных ответов – «5»

6-5 правильных ответов – «4»

4-3 правильных ответов – «3»

менее 3 правильных ответов – «2»



Фото 2 – изделие, изготовленное студентами в столярной мастерской колледжа













Приложение 1





АНКЕТА

участника профессиональной пробы



Уважаемый участник профессиональной пробы, просим Вас ответить на вопросы анкеты!

    1. С какой профессией Вы сегодня познакомились?

__________________________________________________________________ __________

    1. Какую пользу приносит людям работа специалистов данной профессии?

___________________________________________________________________________

    1. Какие трудности Вы обнаружили в работе специалистов данной профессии?

____________________________________________________________________________

    1. Какие рабочие инструменты Вы увидели сегодня?

____________________________________________________________________________

    1. Оцените, насколько интересным было для Вас сегодняшнее мероприятие:

Благодарим Вас за участие и сотрудничество!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!