СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм, ориентирование»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Занятия туризмом и спортивным ориентированием представляют собой эффективное средство воспитания, развития и физического оздоровления детей и подростков. В походной жизни на спортивном маршруте активная деятельность обучающихся проходит в естественном природном окружении, что особо  важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативным влиянием на  здоровье. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе занятий туризмом способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.

 

Цели и задачи программы.

Общая  цель общеобразовательной программы  дополнительного образования (далее Программа) - оптимально реализовать общеразвивающее, воспитательное  и образовательное направление физического воспитания в процессе овладения туризмом и спортивным ориентированием, учитывая индивидуальные возможности  занимающихся на всех  этапах  подготовки.  Исходя из общей цели следует выделить следующие аспекты:

  • обучающий аспект – усвоение знаний о туристских возможностях Российской Федерации и родного края, знаний и умений, необходимых для участия в пешем походе, совершения зачетного похода.
  • воспитательный аспект – приобретение обучающимися личного социального опыта, необходимого им для полноценной дальнейшей жизни в обществе. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.
  • развивающий аспект -  развитие потенциальных способностей подростка, укрепление здоровья, укрепление здоровья и достижение физического уровня развития, необходимого для участия в походе и в соревнованиях, развитие творческого воображения, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, развитие общественной активности обучающихся.

Программный материал объединен в целостную систему и направлен на решение следующих задач:

  • обучения – овладение знаниями и умениями, необходимыми для участия в пеших походах и участия в соревнованиях в соответствующей возрастной группе. У учащихся должны быть выработаны устойчивые навыки самостоятельной работы с картой, как во время спортивного похода, так и в  условиях соревнований. На основе приобретенных знаний и умений обучающиеся должны приобрести навыки выполнения разнообразных действий в новой, нестандартной ситуации в обстановке спортивных соревнований и походов;
  • воспитания – приоритетными в содержании воспитательной работы будут задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания, физического и нравственного воспитания. Необходимо научить подростка вести себя в коллективе туристской группы и обществе таким образом, чтобы не наносить вред природе, окружающим и самому себе. В тоже время обучающиеся должны уметь аргументировано отстаивать собственное мнение, не вставая на путь конформизма, сохраняя свою индивидуальность при совместной коллективной работе. Особенность туризма в том, что он воспитывает навыки коллективных действий, в то время как спортивное ориентирование, в основном, способствует воспитанию личной ответственности и самостоятельности. Одновременное занятие этими видами спорта позволяет решить задачи воспитания общественно активного и ответственного гражданина;
  • развития – развитие познавательных, нравственных, физических способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей, способствует формированию личности ребенка, поэтому важно приучить его к здоровому образу жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению свободного времени, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.

 

Общие сведения о программе.

Программа разработана на основе авторской программы Дерягина Н. М., педагога доп. образования и Калугина В. А., методиста ГУДО «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кургана.

Программа  «Туризм, ориентирование» является комплексной и объединяет спортивно-оздоровительую и туристско–краеведческую деятельность занимающихся. Учебно-тематический план составлен исходя из расчета учебной нагрузки обучения 6 часов (2 раза по 3 часа) в неделю. Программа рассчитана на обучающихся 5-8 кл. Количество детей в группе – 12 человек.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм, ориентирование»»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»




Принято на педагогическом совете

Протокол № ____ от _________

Утверждаю:

Директор ______И.Ф.Сафин

Пр. №____ от _________2015г.


Дополнительная общеобразовательная

Общеразвивающая программа

«Туризм, ориентирование»









Срок реализации 1 год

Программа рассчитана на 5-8 кл.


Составил: Яндавлетов Ильнур Сынбулатович,

педагог дополнительного образования





Сибай – 2015


Пояснительная записка.

Занятия туризмом и спортивным ориентированием представляют собой эффективное средство воспитания, развития и физического оздоровления детей и подростков. В походной жизни на спортивном маршруте активная деятельность обучающихся проходит в естественном природном окружении, что особо важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативным влиянием на здоровье. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе занятий туризмом способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.


Цели и задачи программы.

Общая цель общеобразовательной программы дополнительного образования (далее Программа) - оптимально реализовать общеразвивающее, воспитательное и образовательное направление физического воспитания в процессе овладения туризмом и спортивным ориентированием, учитывая индивидуальные возможности занимающихся на всех этапах подготовки. Исходя из общей цели следует выделить следующие аспекты:

  • обучающий аспект – усвоение знаний о туристских возможностях Российской Федерации и родного края, знаний и умений, необходимых для участия в пешем походе, совершения зачетного похода.

  • воспитательный аспект – приобретение обучающимися личного социального опыта, необходимого им для полноценной дальнейшей жизни в обществе. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

  • развивающий аспект - развитие потенциальных способностей подростка, укрепление здоровья, укрепление здоровья и достижение физического уровня развития, необходимого для участия в походе и в соревнованиях, развитие творческого воображения, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, развитие общественной активности обучающихся.

Программный материал объединен в целостную систему и направлен на решение следующих задач:

  • обучения – овладение знаниями и умениями, необходимыми для участия в пеших походах и участия в соревнованиях в соответствующей возрастной группе. У учащихся должны быть выработаны устойчивые навыки самостоятельной работы с картой, как во время спортивного похода, так и в условиях соревнований. На основе приобретенных знаний и умений обучающиеся должны приобрести навыки выполнения разнообразных действий в новой, нестандартной ситуации в обстановке спортивных соревнований и походов;

  • воспитания – приоритетными в содержании воспитательной работы будут задачи коммуникативного и коллективного воспитания, экологического воспитания, физического и нравственного воспитания. Необходимо научить подростка вести себя в коллективе туристской группы и обществе таким образом, чтобы не наносить вред природе, окружающим и самому себе. В тоже время обучающиеся должны уметь аргументировано отстаивать собственное мнение, не вставая на путь конформизма, сохраняя свою индивидуальность при совместной коллективной работе. Особенность туризма в том, что он воспитывает навыки коллективных действий, в то время как спортивное ориентирование, в основном, способствует воспитанию личной ответственности и самостоятельности. Одновременное занятие этими видами спорта позволяет решить задачи воспитания общественно активного и ответственного гражданина;

  • развития – развитие познавательных, нравственных, физических способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей, способствует формированию личности ребенка, поэтому важно приучить его к здоровому образу жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению свободного времени, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.


Общие сведения о программе.

Программа разработана на основе авторской программы Дерягина Н. М., педагога доп. образования и Калугина В. А., методиста ГУДО «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кургана.

Программа «Туризм, ориентирование» является комплексной и объединяет спортивно-оздоровительую и туристско–краеведческую деятельность занимающихся. Учебно-тематический план составлен исходя из расчета учебной нагрузки обучения 6 часов (2 раза по 3 часа) в неделю. Программа рассчитана на обучающихся 5-8 кл. Количество детей в группе – 12 человек.


Методическое обеспечение программы.

В зависимости от содержания формами проведения занятий могут быть: лекция, беседа, игра, викторина, соревнования, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно - творческое дело. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Для проверки знаний по пройденным темам и разделам применяются следующие методы контроля: устный (индивидуальный, фронтальный), письменный, самоконтроль, практические задания, тесты, диктанты, работа с наглядными пособиями и др.

Особое внимание необходимо уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками, студентами Российской Федерации, «Правил соревнований по спортивному туризму», «Правил соревнований по спортивному ориентированию».

Часто в спортивном туризме возникают непредвиденные, экстремальные ситуации, порой аварийные ситуации. Незнание правильных действий выхода из них оборачивается трагедией. Для этого в программу обучения вводится дополнительный блок «Основы выживания и медицинская подготовка», который знакомит детей с алгоритмом подготовки, прогнозирования, ликвидации и выхода из проблемных ситуаций природного характера.

По итогам обучения и участия в соревнованиях по ориентированию, туризму, судейской подготовки, степенных и категорийных походов детям присуждаются определенные звания - «младший участник соревнований», «старший участник соревнований», «младший судья соревнований», «старший судья соревнований», «выпускник», которым соответствуют знаки отличия: удостоверения, значки, визитные карточки, дипломы, свидетельства и т.п.

Возможна бальная система оценки качества обучения, участия воспитанников в учебных занятиях, учебно-тренировочных походах, соревнованиях и т.д. Количество баллов влияет на итоговый результат соревнований, проводимых в рамках зачетного похода. Бальная система позволит оценить активность и результативность занимающихся в течение учебного года. Достижения воспитанников могут быть зафиксированы в личной карточке.


Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Соблюдение педагогических принципов:

  • принцип реалистичности представлений, т.е. содержание учебно-методического плана включает в себя объективную информацию о туризме и реализация этого плана;

  • принцип чувственного изучения окружающего мира, т.е. непосредственный контакт с природой, осознание ее ценности и чувствительности к вмешательству человека;

  • принцип системности предполагает системность и логику организации и проведения занятий, любое практическое занятие, является итогом теоретической подготовки, систематическое проведение походов и учебно-тренировочных занятий;

  • принцип комплексности, предполагает использование при изучении темы сведений различных областей знания и межпредметных связей, возможное проведение совместно с общеобразовательной школой учебных и внеучебных мероприятий;

  • принцип экологизации знаний предполагает формирование нравственных запретов наносить вред природе;

  • принцип вариативности (возможное внесение изменений и корректив в учебный план, исходя из интересов воспитанников, использование различных форм, методов обучения и организации досуга воспитанников)

Организационно-методическое обеспечение:

  • специальная литература, освещающая туристскую сферу деятельности;

  • возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагогов и воспитанников в профильных курсах, семинарах;

  • совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса

  • учебные материалы: карты, атласы, схемы, учебные пособия, дидактический материал, аудио-видео средства, фотоаппарат;

  • разработки методик, позволяющих воспитанникам эффективно осваивать программу.

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;

  • спортзал для проведения тренировок;

  • полигон для проведения практических занятий на местности;

  • туристское снаряжение.

Кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования;

  • инструктор детского и юношеского туризма;


Учебно-тематический план

Название темы, раздела.

Всего часов

Теория

Практика

I. Общие сведения о туризме.

3

3

0

II. Основы туристской подготовки.

42

15

27

III. Топография и ориентирование.

36

9

27

IV. Общая физическая и специальная подготовка.

42

6

36

V. Краеведение.

9

6

3

VI. Техника и тактика туризма

60

9

51

VII. Основы выживания и первая доврачебная подготовка.

24

9

15

Итого

216

57

159


Обязательный минимум содержания

программного материала.


1.Общие сведения о туризме

Вводное занятие. Туризм – средство познания своего края. Виды туризма

Выбор актива объединения. Подбор, разучивание названия, девиза, песни, составление эмблемы объединения.


2.Основы туристской подготовки

Понятие о личном и групповом снаряжении.

Типы рюкзаков, их преимущество и недостатки. Правила укладки рюкзака.

Типы палаток. Костровое хозяйство: топоры, пилы, рукавицы, половники, их упаковка и переноска. Ремонтный набор: состав и назначение.

Практическая работа. Составление списка группового и личного снаряжения. Укладка рюкзака.

Установка и свертывание палатки. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в походе. Выбор места. Требования к месту привала и бивака с учетом природного окружения, планирование, размещение лагеря, выбор места для палаток, костра, определение места для забора воды, умывания, мытья посуды, туалетов, мусорных ям.

Типы костров. Меры безопасности при разведении костров. Туристские узлы.

Практическая работа. Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором. Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, устройство костровища, вязка узлов.

Составление правил поведения в лесу, походе.

Подготовка к походу, путешествию. Определение цели и района путешествия. Составление плана подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов.

Туристские должности и обязанности. Должности постоянные и временные. Командир группы, его обязанности, контроль за выполнением заданий, поддержание микроклимата в группе. Завхоз, его обязанности. Заместитель командира по снаряжению, штурман, краевед, санитар, ремонтный мастер, ответственный за отчет. Временные должности: дежурные по кухне, их обязанности.

Правила движения в походе. Режим движения. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Темп движения: нормальный темп движения (ориентирован на самого слабого в группе), его изменение в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от группы, почвы рельефа, погоды и др. условий.

Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные для мальчиков и девочек, разгрузка заболевшего товарища, типичные ошибки при укладке рюкзака его деформация при переноске.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

Дисциплина в походах и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий на улицах, в помещении. Правила поведения при поездках групп на транспорте. Правила поведения в незнакомом населенном пункте, взаимоотношения с местным населением.

Питание в походе. Значение, режим, особенности организации питания туристов в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: бутерброды и приготовление пищи на костре. Организация питания в 2-3 дневном походе: фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаке. Особенности приготовления пищи на костре. Весовые и калорийные суточные нормы.

Подведение итогов похода. Обсуждение итогов походов в группе, отчет руководителя. Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, маршрутной ленты. Выполнение творческих работ участниками похода. Ремонт и сдача инвентаря. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Оформление значков и спортивных разрядов.


3.Топография и ориентирование

Понятие о топографии и картографии. Способы изображения земной поверхности. Роль топографии в народном хозяйстве и обороне государства.

Карта и план: различия и сходства.

Условные обозначения топографических карт. Виды условных знаков топографических карт.

Практическая работа. Рисование топознаков. Упражнения на запоминание условных знаков.

Масштаб карты. Понятие о масштабе карты, рамочное оформление карты. Определение масштаба.

Компас. Азимут и движение по нему. Устройство компаса, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса.

Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам света. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.

Способы ориентирования. Определение сторон горизонта по местным предметам. Суточное движение солнца по небосводу. Полярная звезда, ее местонахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты. Использование схем маршрутов, крок. Движение по легенде.

Способы определения расстояния по карте и на местности. Определение расстояний: глазомерно, по времени, по пройденным ориентирам, парными шагами.

Понятие о рельефе. Рельеф местности. Основные формы рельефа. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Типы рельефа: равнинный, мелкосопочный, пойменный, овражно-балочный. Влияние рельефа на выбор пути.

Составление карты-схемы маршрута. Маршрутная глазомерная съемка.

Составление карты-схемы тренировочного маршрута.

Маршрутная глазомерная съемка, методы съемки в походе. Основы топографической съемки местности.

4.Краеведение

Природные и экономические особенности родного края. Климат, растительный и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспектива его развития.

История, известные земляки. Сведения о прошлом Зауралья. Памятники истории и культуры. Знатные люди, их вклад в его развитие.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края.

Изучение района путешествия. Сбор краеведческих сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п.


5.Общая физическая и специальная подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Совершенствование функций органов кровообращения под воздействием занятий спортом.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие «спортивная форма», распознавание утомления, перетренировка. Дневник самоконтроля.

Общая физическая подготовка. Развитие выносливости, скоростных качеств, силы, ловкости, гибкости.

Специальная физическая подготовка. Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование различных средств для воспитания специальной выносливости. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.


6.Техника и тактика туризма

Движение на маршруте: техника движения через заросли, кусты, заболоченные участки, по сыпучему и скальному грунту, по открытому пространству.

Прохождение болота по кочкам, с помощью жердей.

Переправы: вброд, без веревки, с помощью веревки, вплавь. Переправа на параллельных веревках. Навесная переправа. Переправа по бревну. «Маятник».

Преодоление трудного рельефа. Движение по склону (пологому, крутому, обрывистому, травянистому, каменистому, снежному, ледовому).

Траверс склона. Спуски и подьемы.

Техника безопасности. Командная страховка. Самостраховка.



7. Основы выживания и первая доврачебная подготовка

Понятие об экстремальных ситуациях, их разновидности.

Автономное существование в природных условиях.

Изготовление укрытий. Добывание воды. Поиск продуктов.

Походная медицинская аптечка. Состав медицинской аптечки туриста, ее хранение и транспортировка. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.

Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Укусы насекомых, змей. Пищевые отравления.

Ожидаемые результаты

В конце учебного года обучающиеся должны владеть знаниями:

- основные сведения по истории развития туризма в России; виды туризма;

- роль туризма в становлении личности; законы, правила, нормы поведения юных туристов;

- требования, предъявляемые к туристскому снаряжению; перечень группового и личного снаряжения для походов выходного дня и многодневных походов;

- основные требования к месту привала и бивака; порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря; типы костров, меры безопасности при разведении костра и заготовки дров; туристические узлы;

- понятие о факторах риска: голоде, жажде, холоде, переутомлении, и др.; понятие о факторах выживания;

- порядок подготовки к походу; основные источники сведений о районе путешествия;

- перечень должностей и их обязанности;

- основные правила движения группы на маршруте; общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления;

- меры безопасности при проведении тренировочных занятий, походов; правила поведения в незнакомой местности и населенном пункте;

- основные требования к продуктам в походе; правила хранения и переноски продуктов в походе; принцип составления меню и списка продуктов;

- порядок подведения итогов похода

умениями и навыками:

- составление перечня группового и личного снаряжения для различных походов; укладка рюкзака; уход за снаряжением; подгонка снаряжения;

- выбор места для бивака; установка палатки, размещение в ней вещей; заготовка дров, разведение костра; безопасное использование инструментов; вязка туристских узлов;

- подбор одежды согласно погодным условиям; питьевой режим в походе, режим дня в походе;

- составление плана подготовки к походу; составление плана – графика движения;

- выполнение обязанностей по должностям в походе и во время подготовки к нему;

- соблюдение правил и режима движения; преодоление несложных естественных препятствий;

- использование страховки и самостраховки; вязка туристических узлов;

- составление списка продуктов, меню, фасовка, упаковка продуктов; приготовление пищи на костре;

- составление отчета о походе; ремонт снаряжения; подготовка экспонатов для школьного музея, кабинета;















Список необходимой литературы.

1. Алексеев, А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2001г.

  1. Алехин, В.М. Соревнования по спортивному ориентированию (карты и дистанции). - М.: Ф и С, 1974г.

  2. Аппенянский, А.И. Физическая тренировка в туризме. Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1988.

  3. Волович, В.Г. Академия выживания. - М.: «Толк», 1995г.

  4. Гамм, Е.И. Энциклопедия туриста. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993г.

  5. Ганиченко, Л.Г. Котелок над костром. - М.: «Вокруг света», 1994г.

  6. Герман, Ю.В. Проведение и судейство конкурсов на туристских слетах и соревнованиях. Методические рекомендации. - М.: Турист, 1983г.

  7. Диханова, Л.Г., Горбачева, Л.А. Туристы, в путь! Методический сборник-пособие организатору и руководителю летних туристских походов. - Екатеринбург, 1998г.

  8. Зорин, И.В., Штюрмер, Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. (учебное пособие). - М.: ЦРИБ «Турист», 1986г.

  9. Зубович, Б.И. О первых шагах в ориентирование. - МН.: Полымя, 1983г.

  10. Ильичев, А.И. Большая энциклопедия выживания. - М.: ЭКСМО, 2003г.

  11. Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов. (пешеходный туризм). - М.: ФиС, 1990г.

  12. Кодыш, Э.Н., Константинов, Ю.С., Куликов, В.М. Слеты и соревнования. - М.: Профиздат, 1984г.

  13. Куликов, В.М., Константинов, Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001г.

  14. Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстримальных условиях природы. - М.: «Владос», 2003г.

  15. Ривкин, Е.Ю. Организация туристской работы со школьниками. - М.: АРКТИ, 2001г.

  16. Спортивное ориентирование Правила соревнований.- М.: ФиС, 1983г.

  17. Туристская игротека. ( Игры, конкурсы, викторины). 4 выпуск.- М.: ЦДЮТ и К МО РФ, 2003г.

  18. Федотов, Ю.Н., Востоков, И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002г.





















Календарно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной программе

«Туризм, ориентирование»

на 2014-2015 учебный год

Названия тем, разделов

Количество часов:

Дата


Приме-чание

Всего

Теория.

Практика

I. Общие сведения о туризме.

3

3

0



II. Основы туристской подготовки.

42

15

27



  1. Личное и групповое снаряжение.

3


3



  1. Установка и свертывание палатки. Ремонт снаряжения.

3


3



  1. Привалы и ночлеги. Требования к биваку.

3


3



  1. Типы костров. Меры безопасности при разведении костров.

6

3

3



  1. Туристические узлы.

6

3

3



  1. Подготовка к походу, путешествию.

3


3



  1. Туристские должности и обязанности. Правила движения в походе.

6

3

3



  1. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

3

3




  1. Организация питания в походе.

6

3

3



  1. Подведение итогов похода, экскурсии

3


3



III. Топография и ориентирование.

36

9

27



  1. Понятие о топографии и картографии.

3

3




  1. Карта и план: различия и сходства

3


3



  1. Условные обозначения топографических карт.

6

3

3



  1. Масштаб карты.

3


3



  1. Компас. Азимут и движение по нему.

3


3



  1. Способы ориентирования.

3


3



  1. Способы определения расстояния по карте и на местности.

3


3



  1. Понятие о рельефе.

3


3



  1. Составление карты-схемы маршрута. Маршрутная глазомерная съемка.

6

3

3



  1. Зачетные соревнования по ориентированию и тур навыкам

3


3



IV. Общая физическая и специальная подготовка.

42

6

36



  1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

3

3




  1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

3

3




  1. Развитие выносливости.

6


6



  1. Развитие скоростных качеств.

6


6



  1. Развитие силы.

6


6



  1. Развитие ловкости.

6


6



  1. Развитие гибкости.

6


6



  1. Специальная подготовка.

6


6



V. Краеведение.

9

6

3



  1. Природные и экономические особенности родного края.

3

3




  1. История, известные земляки.

Подготовка рефератов.

3

3




  1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

3


3



VI. Техника и тактика туризма

60

9

51



  1. Движение на маршруте.

3

3




  1. Прохождение болота по кочкам, с помощью жердей.

3


3



  1. Переправы.

6

3

3



  1. Вброд, без веревки, с помощью веревки, вплавь

6


6



  1. Переправа на параллельных веревках.

6


6



  1. Навесная переправа.

6


6



  1. Преодоление трудного рельефа.

3

3




  1. Траверс склона.

6


6



  1. Спуски и подьемы.

6


6



  1. Техника безопасности, командная страховка.

6


6



  1. Самостраховка.

3


3



  1. Игра «Быстрый турист»

6


6



VII. Основы выживания и первая доврачебная подготовка.

24

9

15



  1. Понятие об экстремальных ситуациях, их разновидности

3

3




  1. Автономное существование в природных условиях.

6

3

3



  1. Изготовление укрытий. Добывание воды. Поиск продуктов.

3


3



  1. Походная медицинская аптечка.

3


3



  1. Первая доврачебная помощь.

6

3

3



  1. Викторина «Знаешь ли ты свой край?», игра «Скорая помощь»

3


3



ИТОГО:

216

57

159





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!