Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Дом детского творчества»
Рассмотрена «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Приказ по МБУ ДО МО Плавский протокол № 1 от 01.09. 2014 район «ДДТ» от 01.09.2014 № 32 Секретарь:_____________И.В. Бабаева Директор: _______________Л.А. Илюхина
Дополнительная общеразвивающая
программа
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
рекомендована для детей 10 – 15 лет
Уровень программы: основное общее образование
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: ВЛАСОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
педагог дополнительного образования
2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель современного образования – развитие творческой, активной, нравственно-здоровой, ответственной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач, ее гражданского потенциала, что успешнее всего реализуется через приобщение школьников к созидательному труду. В коллективном или индивидуальном труде учащийся раскрывает свою гражданскую позицию, и это даёт возможность сознательно и целенаправленно его воспитывать. Наибольшие возможности для этого имеет дополнительное образование учащихся.
Данная программа имеет художественную направленность, составлена с учетом специальной литературы и собственного педагогического опыта, сочетает искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, что позволяет существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Способствует формированию творческой активности, художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, создает условия для самореализации учащихся в творчестве, помогает им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, развивает индивидуальные творческие способности. Коллективное создание работ, обсуждение и выполнение их в материале способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, качественному выполнению изделий. Программа адаптирует учащихся к жизни, к школе, способствует укреплению межличностных отношений, формированию личностно-значимых качеств: самообслуживание, взаимопомощь, высокая самооценка, чувство взаимного уважения; способствует включению в социальную жизнь через участие в выставках их работ, через выполнение общественных поручений, коллективную работу, через участие в массовых мероприятиях. Программа осуществляет психологическую и практическую подготовку учащихся к труду, к выбору профессии.
Образовательные области программы: технология, изобразительная деятельность, литература, искусство, история, валеология, биология, начальные сведения по электротехнике, окружающий мир.
Программа имеет художественную направленность и составлена с учётом специальной литературы и собственного педагогического опыта.
Основания для разработки и обновления программы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конвенция о правах ребёнка
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования (от 03.04.2003 г. № 27)
5. Приказ Министерства образования РФ №1276 от 03.05.2000 г.
6. Устав МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ».
В программе уделяется особое внимание развитию у учащихся общей культуры труда. Она предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам ее обработки, инструментам и приспособлениям. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, творческих начал личности, привлечения самих детей к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программа знакомит учащихся с основами выпиливания, выжигания, они приобретают и расширяют знания, умения и навыки по художественной обработке древесины (выжигание точками, линиями, штрихами, знание контурного, силуэтного выжигания, прямолинейного и криволинейного выпиливания лобзиком, подготовки и отделки древесины).
Кроме специальных знаний занятия по программе развивают у учащихся творческие способности, художественный вкус, познавательную активность, внимание, способность самостоятельно решать поставленные задачи, уверенность в себе, навыки само- и взаимоконтроля, доброжелательность, чувство товарищества, умение общаться и работать в коллективе.
Программа способствует включению детей в социальную жизнь через участие в выставках работ, через выполнение общественных поручений, самообслуживание, взаимопомощь, мотивацию достижений, коллективную работу, через участие в массовых мероприятиях с учащимися других объединений.
Художественная обработка древесины – древнейший вид прикладного искусства, который был известен еще в 9-10 веках.
Художественное выпиливание и выжигание было достаточным популярным в нашей стране в 50-е и 60-е годы прошлого века, особенно среди школьников среднего и старшего возраста. У нас, в стране богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Это во многом определяло способы художественной обработки. Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает выпиливание и выжигание.
Учитывая особенности художественной обработки древесины, эта программа ставит своей целью познакомить учащихся с художественной обработкой древесины и привить любовь к ней, обучить практическим навыкам выпиливания лобзиком, выжиганию , отделке древесины и умению создавать собственные творческие композиции, способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, создавать условия для самореализации ученика в творчестве, развивать индивидуальные творческие способности
Занятия проводятся в школьной мастерской, где имеется всё необходимое для работы.
Срок реализации программы - 1 год. Год создания программы – 2015. Программа рекомендована для учащихся 10 -15 лет. Количество часов в неделю - 2 часа. Количество часов в год-72.
Содержание занятий подобрано с учётом и соблюдением следующих принципов:
- от простого к сложному,
- от общего к частному – от частного к общему,
- принцип связи с общеобразовательными предметами,
- принцип развивающего обучения,
- принцип межпредметных связей.
В процессе освоения программы возможны занятия по группам и подгруппам.
В процессе обучения учащиеся выполняют работы простой формы с несложным рисунком, преимущественно не сюжетным, выпиливают простые фигурки героев мультфильмов, сказок. Ожидаемыми результатами следует считать знание учащимися устройства лобзика, правил и приемов работы им, устройства электровыжигателя и правил безопасной работы , способов отделки древесины, знание правил безопасного труда, умение адаптироваться в разновозрастном коллективе, выполнение не сложных работ (сказочные герои, герои мультфильмов, фауна и флора, времена года и т. п., сложность изделий может варироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка). Рекомендуемый перечень работ, образовательных компетенций (знаний, умений и навыков) является примерным и может изменяться и дополняться в зависимости от творческих способностей и интересов детей.
Темы учебного курса могут быть сокращены или расширены, возможна корректировка программы.
Результативность программы будет проверяться через отношение учащихся к работе, активность учащихся на занятиях, устойчивость познавательной мотивации, творческие работы, умение работать в коллективе, через итоговую индивидуальную аттестацию учащихся, через их участие в выставках, декоративно-прикладного творчества(и другие формы).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ программы:
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
- Развитие учащихся познавательных интересов, художественного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями необходимыми для создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
ЗАДАЧИ программы:
- расширять знания и умения, полученные на уроках технологии и изобразительного искусства
- формировать у учащихся навыки художественного выжигания, выпиливания и отделки изделий
- обучать умению планировать свою работу
- обучать видам выжигания
- обучать способам выжигания
- обучать приемам работы с различными материалами и инструментами
- обучать приемам безопасной работы
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал
- развивать образное мышление и воображение, глазомер
- научить технологии изготовления изделия
- научить экономить материал, электроэнергию, бережно обращаться с инструментом и приспособлениями
- дать возможность учащимся получить и использовать в жизни полученные политехнические знания и умения
- научить правилам пожарной безопасности, гигиены и санитарии
- обучать приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
- создавать благоприятный микроклимат в коллективе
3.Учебно- тематический план
№ | ТЕМА | Количество часов |
Теор. | Практ. | Всего |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ, охраны труда , санитарии и гигиены | 2 | -- | 2 |
2. | Тема «Мои любимые герои мультфильмов». Основы выжигания, выпиливания | 4 | 26 | 30 |
3. | Тема «Любимые герои сказок» | 4 | 24 | 28 |
4. | Самостоятельная творческая работа. | 2 | 8 | 10 |
5. | Итоговое занятие. | 2 | -- | 2 |
| ИТОГО: | 14 | 58 | 72 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ, охраны труда
Теоретические сведения:
- знакомство с мастерской, распределение рабочих мест в мастерской;
- рассказ о видах декоративно–прикладного искусства, в том числе о выжигании, выпиливании;
- знакомство с программой деятельности объединения, с правилами внутреннего распорядка, расписанием;
- ориентировка учащихся на приобретение некоторых материалов: кистей для окрашивания, красок, пилок для лобзика, лака;
- вводный инструктаж. Правила техники безопасности труда при работе с лаками и красками, при обработке древесины, при работе с электровыжигателем, с правилами пожарной безопасности, с правилами санитарии и личной гигиены (инструктажи №: 1, 2, 3, 4).
4.2. Тема «Мои любимые герои мультфильмов». Основы выжигания, выпиливания
В ходе освоения данной темы учащиеся знакомятся со следующими теоретическими сведениями:
- устройство электровыжигателя,
- правила ТБ при работе с электровыжигателем, при обработке древесины, при работе с лаками и красками, правила противопожарной безопасности.
- Материалы и инструменты для работы: электровыжигатели, фанера, ,наждачная бумага (мелко- и крупнозернистая), ножницы, лак, кисти из натуральных волокон или искусственных; краски гуашевые и акварельные, линейки, треугольник, гелевые ручки.
- Беседы об экономном использовании материалов. Тематика бесед:
- «Бережём кисти, краску, фанеру»
- «Использование в работе необходимого количества красок»
-«Как повысить качество изготовляемого изделия.»
- перевод рисунков с книги на кальку, на фанеру. Способы перевода
- определение размеров работы, необходимость треугольника
- разметка работы на фанере с помощью треугольника и линейки
- Правила ТБ при работе с древесиной
- виды пород древесины. Твёрдые породы: яблоня, дуб, ясень, вяз, клён, берёза. Мягкие породы: тополь, липа, осина, лоза. Особенности работы с фанерой: волокнистая структура фанеры, зачистка фанеры шкуркой. Виды наждачной бумаги: мелкозернистая, крупнозернистая
- виды и способы выжигания, виды штриховки. Использование декоративного выжигания: совмещение контурного выжигания и окрашивания
- обработка торцовых сторон изделий
- инструменты: напильники, шкурка, надфили, лобзики, электровыжигатели. Нанесение на торцовые стороны несложного рисунка. Составление несложных орнаментов
- основы выпиливания, устройство лобзика, закрепление пилки, посадка выпиливающего, материалы и инструменты для выпиливания. Выпиливание прямой линии, волнистой, тупого угла, острого угла
- окрашивание кистью, тампоном. Работа с гуашевыми, акварельными красками, лакирование изделий
- роль белой гуаши в составлении красок
- знакомство с тёплыми, холодными цветами
- использование шаблонов
- виды лаков.
Вышеперечисленные теоретические сведения закрепляются практическими занятиями:
- определение названий и различение инструментов
- перевод рисунков
- разметка рисунков на фанере, определение размеров работы
- зачистка фанеры шкуркой, напильником, надфилями
- выжигание, окрашивание изделий
- штрихование изделий электровыжигателем
- определение видов выжигания
- лакирование изделий
- выпиливание лобзиком
- составление оттенков цветов, которых нет в красках: розовый, сиреневый, серый, салатовый и др.
- Примерный перечень работ:
- изделия простой формы, квадратной или прямоугольной, с изображением героев мультфильмов как отечественных, так и зарубежных;
- выпиленные простые фигурки героев мультфильмов на подставке.
4. 3. ТЕМА «ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК»
Теоретические сведения:
- историческая справка об устном народном творчестве, сказках разных народов.
Практические занятия:
- отработка навыков пользования электровыжигателем и лобзиком, соединения в одной работе выпиливания, выжигания и окрашивания.
Примерный перечень работ:
- работы по сюжетам русских народных сказок, авторских сказок: братьев Гримм, Шарля Перро, Андерсена, Ершова и других авторов.
4.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Теоретические сведения:
- цели, задачи данного вида работы.
Практические занятия:
- продумывание вида работы
- изменение, дополнение данного рисунка
- составление самостоятельного эскиза работы, рисунка.
Примерный перечень работ:
- работы, выполненные в технике выжигания
- выпиленные украшения для работ: цветок, сердечко, яблочко, ягодка – маленьких размеров. Назначение: прикрепить на уголок выполненной работы
- сюжетное выпиливание: Леопольд и мыши, заяц и лиса и другие работы.
4.5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
- анализ работы объединения за учебный
- отбор лучших работ для оформления итоговой выставки, поощрение учащихся: награды за активное участие в жизни объединения
- индивидуальная аттестация учащихся.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения
Учащиеся должны знать:
- устройство электровыжигателя
- способы выжигания
- виды выжигания
- устройство лобзика
- инструменты для крепления пилки в лобзике
- как приготовить краску для оформления фона работы
- содержание вводного инструктажа, правила техники безопасности труда при работе с электровыжигателем, лобзиком, при работе с лаками и красками, при обработке древесины, правила пожарной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- владеть электровыжигателем, лобзиком
- выполнять несложные работы с помощью указанных инструментов
- с помощью белой краски навести оттенки красного, фиолетового, чёрного, зелёного цветов
- сделать электровыжигателем непрерывную линию точками, линией
- выпилить прямую, волнистую, ломаную линии
- во время окрашивания соблюдать границы рисунка.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- выжигания по фанере, выпиливания простых фигур,
- жить в разновозрастном коллективе, помогая, уступая друг другу;
- разговаривать без словесного «мусора»;
- элементов самоуправления: показать и рассказать новичку, с чего начинать работать, оказать необходимую помощь в работе.
9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы предусматривает:
- создание внутри коллектива группы помощников-консультантов из числа наиболее умелых учащихся
- привлечение к работе классных руководителей, учителей-предметников, родителей, работников библиотеки, бывших обучающихся.
- подготовку дидактического материала: шаблонов, трафаретов, раздаточного материала (образцы рисунков для выжигания). Подборку и изучение методического материала
ФОРМЫ проведения занятий :практическая работа ,беседа, занятие-викторина, -сказка, -путешествие, -поиск, -конкурс, -праздник и другие формы.
Использование в работе следующих форм и методов обучения:
М е т о д ы: - метод развивающего обучения,
- метод проблемного обучения,
- репродуктивный,
- метод контроля и самоконтроля,
- стимулирования и мотивации,
- создание ситуации успеха,
- поощрения и наказания.
Ф о р м ы :
- выставки,
- праздники,
- викторины,
- конкурсы,
- познавательные, развивающие игры и другие формы.
Должное внимание необходимо уделять качеству выполненных работ, добиваться того, чтобы в окончательном варианте работа каждого учащегося выглядела яркой, красочной, аккуратной.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель, электрические розетки, верхнее и настенное освещение.
Стенды, плакаты:
- «Правила электробезопасности »
-Общие правила техники безопасноти в школьных мастерских.
3. Выставки: постоянно действующая, сменная «Наши поделки».
4. Материалы:
- раздаточный материал: образцы рисунков .
- шаблоны сказочных героев.
- ножницы, карандаши простые, линейки, фломастеры, треугольник, клей ПВА.
- краски акварельные, гуашевые, кисти из натуральных волокон, баночки под воду.
- фанера трёхслойная и многослойная, наждачная бумага, копировальная бумага, масляный или нитро лак, калька.
5. Инструменты иоборудование
- электровыжигатели, электрические удлинители, лобзики, пилки лобзиковые, верстаки, столики выпиловачные.
6. Конспекты открытых занятий.
10. Л И Т Е Р А Т У Р А
С П И С О К
литературы для педагога
1. Соколов Ю.В. Художественное выпиливание:Альбом.-М.:Лесная промышленность,1987
2.Семенцов А. Ю. Резьба по дереву. -5-е изд. – Мн.: «Современное слово», 2001. -256с.
3.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву : Учебник для сред. Проф.- техн. училищ.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Высш. Школа, 1981. – 80 с., ил.
4.Рихвк Э. В. Мастерим из древесины.-М.:Просвещение , 1988
5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.- М.,Просвещение,1984.
С П И С О К
литературы для детей и родителей
1. Технология. Технический труд. 5 кл. :учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой. –М. :Дрофа, 2012.-192 с. : ил.
2. Технология. Технический труд. 6 кл. :учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой. –М. :Дрофа, 2013.-192 с. : ил.
3. Справочник по трудовому обучению: Обраб. древесины и металла, электротехн. и рем. работы: Пособие для учащихся 5-7 кл. / И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А. Юдицкий и др.; Под ред. И. А. Карабанова.- М.: Просвещение, 1991.-239 с.: ил.
4. Альбом для выпиливания для детей младшего и школьного возраста. ДЛЯ ДОМА. Автор-художник В.М. Якобсон. Москва,129041, Б. Переяславская 46, 1979
5. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины: Книга для учащихся / Пер. с англ.В. И. Синюкова.- М.: Просвещение, 1981.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | | Вводное занятие. Вводный инструктаж.№1 Правила техники безопасности труда. Правила пожарной безопасности, санитарии и гигиены. | 2 |
2 | | Тема «Мои любимые герои мультфильмов». Подготовка рабочего места, необходимые инструменты и оборудования. Подготовка фанеры для работы. | 2 |
3. | | Беседа об экономном использовании материала(с примерами и демонстрацией приемов экономии материала). | 2 |
4. | | Подбор рисунка для работы. Перевод рисунков на кальку, на фанеру. | 2 |
5. | | Основа выпиливания. Устройства лобзика. Инструктаж №3 | 2 |
6. | | Выпиливание по внешнему контуру. | 2 |
7. | | Выпиливание по внутреннему контору. | 2 |
8. | | Прямолинейное и криволинейное пиление лобзиком. | 2 |
9. | | Зачистка изготовленных деталей. | 2 |
10. | | Выпиливание фигурок героев мультфильмов. | 2 |
11. | | Выпиливание фигурок героев мультфильмов. | 2 |
12. | | Окрашивание кистью, тампоном. | 2 |
13. | | Работа с красками. | 2 |
14. | | Контроль изделия, устранения недостатков. | 2 |
15. | | Лакирование изделий. Правила ТБ при работе с лаками .Инструктаж №4 | 2 |
16. | | Выставка работ. | 2 |
17. | | Тема «Любимые герои сказок». Выбор рисунка . | 2 |
18. | | Беседа об экономном использовании материалов. | 2 |
19. | | Подготовка фанеры для работы. | 2 |
20. | | Выбор рисунка перевод рисунка на фанеру | 2 |
21. | | Основы выжигания. Инструктаж №2. | 2 |
22. | | Выжигание точками. | 2 |
23. | | Силуэтное выжигание. | 2 |
24. | | Отделка изделия выжиганием. | 2 |
25. | | Окрашивание переведенных рисунков. | 2 |
26. | | Перевод рисунков на фанеру. Окрашивание тампоном. | 2 |
27. | | Контроль изделия, исправление недостатков. | 2 |
28. | | Беседа о качестве выполненных работ. | 2 |
29. | | Лакирование изделия. | 2 |
30. | | Проведение выставки изготовленных работ. | 2 |
31. | | Тема « Самостоятельная творческая работа » .Выбор изделия. | 2 |
32. | | Подготовка фанеры и перевод рисунка. | 2 |
33. | | Выжигание рисунка. | 2 |
34. | | Окрашивание красками. | 2 |
35. | | Лакирование. | 2 |
36. | | Итоговое занятие. | 2 |
| | Итого | 7 2 |
Приложение № 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
№ п/п | Содержание контроля | Сроки контроля |
1. | Мониторинг уровня образовательных компетенций учащихся (форма проведения: карточка успеха) | Сентябрь, май |
2. | Мониторинг мотивации учащихся (форма проведения: «Магазин успехов») | Сентябрь |
3. | Мониторинг диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся | Сентябрь (стартовая), Январь (промежуточная), май (итоговая) |
4. | Промежуточная индивидуальная аттестация учащихся. | Январь |
5. | Оформление персональных выставок работ, конкурс Новогодних работ, ко Дню защитника Отечества, к 8 Марта. | Ноябрь, декабрь, февраль, март |
6. | Оформление постоянно действующей выставки «Наши поделки» | В течение года |
7. | Участие в городских и районных выставках работ декоративно-прикладного творчества школьников. | По плану мероприятий района, ГДК |
8. | Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Чудо рукотворное». | Апрель – май |
9. | Участие в областной выставке начального технического моделирования. | По плану работы ОЦРТДиЮ |
10. | Итоговая аттестация учащихся | Май |
Формы проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации:
* выставочный просмотр и другие формы.
Примерные критерии отбора работ для выставочного просмотра:
- сложность работы: обязательный элемент выпиливания, сложная форма изделия
- практическая направленность работы
- качество выполнения выжженных элементов: непрерывность, «ровность» выжженной линии (по толщине, по глубине)
- целесообразность использования способов выжигания: точками, линиями, штрихами
- целесообразность использования видов выжигания: контурное, силуэтное, с передачей оттенков света и тени
- качество окрашенных работ: умелый подбор красок, использование света и тени в окрашивании
- уровень творчества учащегося в конкретной работе (что-то придумал сам, изменил готовую форму, внёс собственные дополнения и т.п.)
- соответствие формы рамки и цветового решения содержанию изделия
- умелое нанесение фона на изделие: не слишком яркий, подходящий по цвету).
Порядок проведения промежуточной индивидуальной аттестации учащихся
Промежуточная индивидуальная аттестация учащихся проводится в январе за первое полугодие периода обучения ( один год).
Порядок проведения итоговой индивидуальной аттестации учащихся
Итоговая индивидуальная аттестация учащихся проводится в мае, по окончании всего периода обучения в соответствии с «Программой проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации учащихся».
К итоговой индивидуальной аттестации допускаются все учащиеся, окончившие обучение по дополнительной общеразвивающей программе и
успешно прошедшие промежуточную индивидуальную аттестацию на всех этапах обучения.
Не менее чем за неделю до проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации директор МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ» издаёт приказ о её проведении и указывает сроки проведения.