СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорога в пятый класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка четвероклассника к новым условиям обучения в среднем звене. Знакомство с ролью пятиклассника.  

Цели: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего; снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.

Просмотр содержимого документа
«Дорога в пятый класс»

Тема: Дорога в пятый класс.

Цели: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего; снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.

Задачи: помочь в осознании последствий негативного привлечения внимания, развивать навыки конструктивного привлечения внимания; продемонстрировать важность умения правильно привлекать к себе внимание; разработать систему приёмов, позволяющих продуктивно привлекать внимание.

Этапы:

— игра-активатор, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;

— выявление уровня тревожности с помощью сравнения своего состояния с показаниями термометра;

— обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях;

— ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.

Оборудование: интерактивная доска, бланки для практического задания, цветные карандаши, бумага для рисования, музыка, карточки с заданиями.

Ход мероприятия.

1 этап: организационный.

- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать занятие, мы проведем с вами небольшую разминку.

2 этап: настройка.

Упражнение «Встаньте с места те, кто…»

"Встаньте те, кто..." и называет какое-либо качество.
Те, у кого присутствует названный признак, встают.

  1.  Кто учится в 4 классе

  2. У кого в одежде белый цвет

  3. Кто хочет поскорее учиться в 5 классе

  4. Кто сегодня завтракал.

  5. Кто хотел бы остаться учиться в 4 классе.

Спасибо, ребята! Вы догадались, какова тема  нашего занятия? (ответы детей) Мы поговорим об учебе  в начальной  и средней школе. Через несколько месяцев вы заканчиваете 4 класс, начальную школу. Это своеобразный этап в жизни человека. Ребята, чем отличается, по-вашему, мир ученика начальных классов и мир ученика  5 класса? (ответы детей).



II. Основная часть.

Мы продолжаем с вами готовиться к новой роли – роли пятиклассников. На сегодняшнем занятии мы поговорим о трудностях, с которыми вам предстоит встретиться и о том, как и над чем надо поработать, чтобы быть готовыми их преодолеть.

Эпиграфом нашего занятия будут слова пословицы:

«Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою».

- Как вы понимаете смысл её? (Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.)

- Вот и подходит к концу ваше обучение в 4 классе. Впереди 5-ый класс – новая школьная жизнь. Послушайте небольшой отрывок песни К. Ибряева «Школьный корабль»

И в сентябрьский день погожий,

И когда метет февраль,

Школа, школа, ты похожа

На корабль, бегущий вдаль

Припев:

Сейчас наша вахта у школьной доски,

Так значит, немножко мы все моряки.

Нам жажда открытий знакома,

Дороги у нас далеки.

- Ребята, с какими образами сравниваются в песне школа и ученики?

Школа – корабль, ученики – моряки.

- Почему школа ассоциируется с кораблём?

Корабли совершают путешествия в неизведанные страны, земли, а мы тоже путешествуем, но не по морям и океанам, а по стране знаний.

- Чем лучше мы подготовимся к дальнейшему путешествию, тем удачнее будет дорога. Ни для кого не секрет, что все люди хотят знать, что их ждёт впереди, и каждый по-своему готовиться к встрече с будущим. Многие из вас испытывают волнение и даже страх при мысли о переходе в 5-ый класс, но у каждого он выражен по-разному. У кого сильнее, у кого слабее. Это состояние можно сравнить со столбиком термометра, измеряющего внутреннюю тревогу и волнение. И сейчас вам надо на термометре изобразить это волнение, волнение у нас измеряется от 0 до 100.Вы сейчас подойдете и повесите свой значок на уровень волнения который соответствует вам.


Давайте посмотрим на столбик термометра, что мы можем сказать глядя на наш градусник, кто же волнуется сильно, а кто с легкостью может идти в 5 класс?

На последнем занятии, посвящённого переходу вами на новую ступень обучения, я вам предложила написать сочинение о том, что вы ждёте от 5-ого класса. Собрав в одно целое все ваши сочинения, я обратила внимание на то, что во всех сочинениях есть схожие моменты. Многие из вас испытывают страх перед новым и неизведанным. Разные сочинения, но все их объединяет одно: вы с нетерпением ждёте перехода в среднее звено. Вы все волнуетесь и это понятно. Ведь это, как написала новый этап в вашей жизни. Как правильно вы отметили, первое время будет нелегко, но вы привыкните, только надо постараться. Все вы отметили, что в 5-ом классе будет много предметов и учёба в школе будет разнообразной. Конечно, всем вам тяжело расставаться с начальными классами, но радует то, что многие из вас повзрослели, так как, не смотря на горечь расставания, всё равно с радостью пойдёте обучаться дальше. А ещё меня порадовало то, что многие из вас понимают, что 5-й класс потребует от вас больше самостоятельности. А вот тревожит всех несколько моментов: это новые учителя, которых вы не знаете, боязнь новых требований и плохих оценок. Опасаются некоторые новых взаимоотношений с одноклассниками. Хотя некоторые из вас думают, что в 5 классе появятся новые ученики, с которыми они обязательно подружатся.


Для наглядности и удобства я составила таблицу, в которой мы будем с вами выделять самые главные моменты. Как было сказано и написано, это много новых учителей, разные кабинеты, оценки, новые требования.


Школьные трудности

Качества, помогающие преодолеть трудности

Пословица о правильном поведении в ситуации

Пути решения




  1. Много новых учителей




  1. Разные кабинеты




  1. Оценки




  1. Новые требования




  1. Новые взаимоотношения





- Какие чувства у вас возникают при мысли о них? Если вам тяжело определить своё эмоциональное состояние, воспользуйтесь словариком чувств, который лежит перед вами и есть у нас на доске.

удовольствие

волнение

интерес

жду с нетерпением

страх

боюсь, что не понравлюсь

боюсь потеряться

запутаюсь

страх получить плохую оценку

не найду друзей

не смогу


- С какими из данных чувств труднее всего справиться? Страх и волнение

- Да, эти чувства часто мешают человеку быть успешным и хорошо учиться. Поэтому надо уметь владеть собой, регулировать своё эмоциональное состояние. А для этого надо узнать, как это делается. Сейчас мы этому поучимся.

1. «Много новых учителей».

- Что больше всего вас страшит в этой ситуации? Ответы детей.

- Нам страшно, пока мы не знаем человека. Но как только мы вступаем с ним в контакт, то чувство страха ослабевает или уходит совсем. Каждый урок – это тоже открытие. Слушая объяснения учителя, можно много узнать о человеке. Однако многое зависит и от вас. Как вы себя проявите, как зарекомендуете, так и учитель отнесётся к вам. У него тоже сложится своё представление о вас, как о человеке. Сейчас мы попробуем выделить те качества, которые необходимо иметь каждому ученику, чтобы установить хорошие отношения с новым учителем.

Упражнение: «Какие качества ценятся в людях».

Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки по количеству участников. Ребята советуются, какие качества ценят в себе и в людях, помогающие наладить добрые взаимоотношения с учителем и записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка. Каждая команда зачитывает эти качества. Затем педагог предлагает из каждого цветка выбрать 2, наиболее важных качества, и собрать общий цветок.

Заполняется 4-ая колонка таблицы: доброжелательность, внимание к словам учителя, исполнительность, ответственное отношение к урокам, добросовестность, вежливость.

- Спасибо! Чтобы нам легче и прочнее запомнить то, что мы сейчас с вами обговорили, я предлагаю вам выбрать пословицу, которая наиболее точно напоминала бы о правильном поведении в данной ситуации. Пословицы перед вами на столах.

«Уважение вызывает доверие»

2. «Кабинетная система».

Вернёмся к таблице. Следующая трудность – кабинетная система.

Хотя вы в школе учитесь 4 года, но ориентироваться вам в номерах кабинетов, ещё не приходилось. Как правило, у всех учеников 5-х классов на первых двух – трёх неделях это вызывает смятение, и растерянность.

Как справиться с этой проблемой?

Предлагаю вам поиграть в игру «Лабиринт» Играя в неё, подумайте, какие качества помогли вам справиться с заданием, и нужны ли они будут в 5-ом классе?

Инструкция № 1.

Перед вами таблица с воображаемыми школьными коридорами и номерами кабинетов. Мы сейчас мысленно будем ходить по этим коридорам. Передвигаться по ним можно только по прямым линиям: вправо, влево, вверх, вниз. Я буду говорить направление, в котором надо идти, и количество клеток, а вы внимательно следите за моими указаниями. В любой момент я остановлюсь и спрошу, в каком кабинете мы находимся. Начинаем путь со значка «Начало пути». Будьте внимательны!

- Итак, какие качества вам помогли сейчас справиться с заданием?

Внимание, сосредоточенность, умение слушать, ориентироваться. Учитель заполняет 4-ую колонку.

- Какое качество здесь наиболее важно? Память.

Совет. Если вы всё же заблудились и уже опаздываете на урок, то всегда можете обратиться за помощью к взрослым и попросить подсказать местонахождение кабинета.

- Давайте подберём пословицу, которая близка к нашей проблеме.

«Тело туда придёт, куда голова приведёт»

3. «Оценки».

А теперь поговорим с вами о самом волнительном моменте для каждого из вас – об оценках.

- С чем связан страх? Что она для вас значит?

- На сколько сильно вы переживаете, если получили оценку ниже, чем вы ожидали?

- Как вы считаете, теряет ли уважение ученик, который получил плохую оценку?

Есть мнение, что во всём плохом всегда можно найти что-то хорошее. А можно ли это применить к нашему случаю? Давайте поговорим об этом в игре «За и против». Приглашаю в круг 8человек, по два от каждой группы. Вам предлагается по кругу закончить фразу «Получить низкую оценку – это плохо, потому, что…». И: «Получить низкую оценку – это хорошо, потому, что…»

Обсуждение._

- Что проще было защищать, позицию «плохо» или позицию «хорошо»?

- Какие чувства возникали у вас, когда вы защищали позицию «хорошо»?

Очень важно сохранить самоуважение, признать свои собственные недостатки. Вы должны чувствовать и понимать, что если сейчас не всё ладится с учёбой, то виновата в этом не учительница, а вы сами. Более того, вы можете самостоятельно исправить ситуацию. Для этого нужно поразмышлять о себе, осознать причину своих промахов, и направить свои силы на успешную учёбу. Какие качества вам помогут справиться с волнением?

Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки.

- Выберите пословицу, в которой заключён смысл сказанного нами сейчас.

«Не страшно упасть, страшно не подняться».

4. «Новые требования».

- Давайте поразмышляем. Каждый из вас играл в различные игры. Что самое главное в любой игре, чтобы она получилась? Соблюдение правил.

- Что произойдёт, если вы нарушите правила игры?

- А разве требования, предъявляемые к вам в школе, не похожи чем-то на правила различных игр? Чем они похожи?

- Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разведчик». Разведчиками у нас будут два человека (выбираются среди гостей). Они и будут разведчиками. Их задача найти самых внимательных ребят. Остальные, стоя по кругу, будут отвечать на мои вопросы. Я задаю вопрос одному из вас, но отвечает на него не сам ребёнок, а игрок, стоящий слева. Будьте внимательны!

10+5=15 11+5=16

16-3=13 20-9=11

12+2=14 17+3=20

После игры обсуждение. Наблюдатели – разведчики называют внимательных детей, отмечая их жетонами.

-Трудно ли было соблюдать условия игры? Из-за чего может быть вызвано затруднение? Из-за не внимательности.

- Легко ли быть внимательным? К чему приводит такое небольшое нарушение в игре? А ведь есть игры, в которых бывают и серьёзные нарушения или несоблюдения правил. Вот так и на уроке нарушение требований учителя ведёт к неуспеху в учёбе, так же как и нарушение правил игры, к проигрышу в ней. Легко ли всегда соблюдать требования?

- Нет.

- Давайте посмотрим, а так ли отличаются требования, которые предъявляются вам сейчас, от тех требований, которые вам будут, скорее всего, предъявляться в 5-ом классе? Какие основные требования предъявляются к вам сейчас в начальной школе на любом уроке?

Будь внимательным на уроках!

Не опаздывай!

Выполняй домашнее задание! Делай её качественно!

Пиши красиво!

Учи правила!

Читай книги!

Так как в 5-ом классе появиться много устных предметов, нужно иметь хорошую технику чтения. Кто ещё имеет затруднения с этим, необходимо уже сейчас ещё больше работать над этим.

- Как вы думаете, в 5-ом классе эти требования изменятся?

- Какие качества вам помогут справиться с новыми требованиями?

Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность.

Новизна в 5-ом классе проявиться лишь в том, что от вас будет требоваться лишь больше самостоятельности. Классный руководитель не будет постоянно находиться с вами. Вы должны будете сами обращаться к нему за помощью, за советом, а классный руководитель будет вам в этом помогать. Начальная школа – это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя школа – взрослый этап обучения, овладение самостоятельными формами работы.

- Выберите пословицу для данной ситуации.

«Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою».

5. «Новые взаимоотношения с одноклассниками».

Бесспорно, в 5-ом классе появиться что- то новое в ваших взаимоотношениях. Насколько быстро вы справитесь с этой проблемой, зависит от того, насколько дружны вы стали в начальной школе. А ещё от того, насколько вы сами научились и умеете дружить.

К сожалению чаще всего мы говорим друг другу плохие слова. Иногда плохое легче сказать, чем хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные качества, которые придают нам уверенности в себе.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Комплимент».

Упражнение «Комплимент»


- Я предлагаю вам сказать каждому друг другу комплимент, передавая при этом клубок с нитками. Таким образом, по окончании упражнения вся группа оказывается «сшита» вместе. Это упражнение показывает единение группы.

- Вы все оказались связанными единой нитью, наши добрые слова и пожелания соединили всех в единое целое. Как вы себя чувствуете после этого упражнения?

Какие качества необходимо поместить в таблице?

Общительность, внимание к людям, терпеливость, умение прощать.

- Какая пословица соответствует нашей ситуации?

«Дерево без корней, что человек без друзей»

  1. А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю её колонку «Пути

решения».

Для этого вспомним, о чём говорили мы с вами на занятии, какие приёмы использовали и какие делали выводы.

  1. «много новых учителей» - надо установит контакт т показать себя с лучшей стороны.

Учитель прикрепляет знак «Контакт рук».

  1. «кабинетная система» - умение ориентироваться, память, внимание.

Учитель прикрепляет знак «Компас».

  1. «оценки» - не терять самоуважения, извлекать уроки из своих ошибок.

Учитель прикрепляет знак «Инь-Янь».

  1. «новые трудности» - вспомни старые требования, будь требователен к себе, больше работай самостоятельно «!».

Учитель прикрепляет знак !

  1. «новые взаимоотношения» - развивать способность и умение дружить.

Учитель прикрепляет знак «SOS».

А еще ребята 5 класса решили вас подбодрить на таком нелегком пути и написали вам письмо….


Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу, и я прошу вас подумать над тем, как теперь вы можете оценить своё состояние по нашей шкале тревожности. Прошу выстроится на линии «температуры».

Кто из вас сменил позицию, и в какую сторону? Почему?

Сравните:выросли, остались без изменений, понизились.

На память о сегодняшнем занятии мы дарим вам памятки: «Если тебе будет трудно в 5 классе, вспомни наш сегодняшний разговор…».

Звучит песня «Прекрасное далёко».

Школьные трудности

Что делать? Пути решения

Качества, помогающие преодолеть трудности

  1. Много новых учителей

Уважение рождает доверие

Доброжелательность, ответственность, добросовестность, вежливость, исполнительность

  1. Разные кабинеты

Тело туда придёт, куда голова приведёт

Умение ориентироваться, память, внимание

  1. Оценки

Не страшно упасть, страшно не подняться

Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки

  1. Новые требования

Кто в настоящем думает о будущем, то облегчает жизнь свою

Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность

  1. Новые взаимоотношения

Дерево живёт корнями, а человек друзьями

Умение дружить, терпение, уступчивость, стремление прийти на помощь

Памятка четверокласснику.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!