Программа повышения профессионального роста членов педагогического коллектива МАОУ «Новоатьяловская СОШ» «Бердюгинская СОШ».
(Дорожная карта).
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Актуальность проблемы обновления образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет педагогам повысить мотивацию обучающихся, профессионально – практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более качественных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Условием успешной социализации обучающихся школы является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания учителя и определение путей и средств его профессионального саморазвития.
2. Цели, задачи, этапы реализации
Цель: Совершенствование системы повышения профессионального роста, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.
Задачи:
Обеспечить образовательное учреждение высококвалифицированными педагогическими кадрами;
Создать правовые, организационные условия для развития профессиональной культуры педагогов МАОУ «Бердюгинская СОШ»;
Подготовить педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;
Выработать новую систему стимулирования деятельности работников школы;
Этапы реализации программы
Организационный этап (2016 – 2017 г.). Создание и введение в деятельность школы
(дополнительнные) программы повышения профессионального роста членов педагогического коллектива.
Технологический (основной) этап (2016- 2018 гг.). Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива.
Рефлексивный (обобщающий) этап (2018-2020 гг.). Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения профессионального роста членов педагогического коллектива. Определение перспектив дальнейшего развития школы, соответствующих критериям оценки качества образования, методологии обновления содержания, целей и структуры образования.
Организационное и функциональное обеспечение программы.
Функции директора филиала в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы;
- обеспечение реализацией программы;
- организация, координация, контроль.
Функции методиста:
- определение приоритетных направлений работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;
- организация и проведение семинаров;
- внедрение новых эффективных способов работы с педагогическим коллективом;
- анализ развития педагогического коллектива.
Функции методического совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе;
- определение критериев эффективности реализации программы;
- разработка и обработка новых педагогических форм, способов и методов работы по реализации программы.
- обобщение передового педагогического опыта;
- диагностирование затруднений учителей и планирование работы по их избежанию;
- организация системы работы с молодыми специалистами.
Функциональные обязанности учителей:
- обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ;
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических советах и других мероприятиях с обобщением педагогического опыта.
4. Содержание и средства реализации программы.
Поддержка, стимулирование и повышение статуса педагогических работников:
- обеспечение нормативной, правовой системы стимулирующего характера педагогическим работникам;
- аттестация педагогических кадров на квалификационные категории, представление и награждение лучших работников благодарственными письмами и грамотами школьного, муниципального и регионального уровней;
- прохождение курсов повышения квалификации педагогическим работником не менее чем один раз в пять лет.
Подготовка педагогических кадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников школы:
- составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров;
- организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения;
Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
- организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала;
- теоретическая подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям в области образования;
- системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров;
- совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых специалистов: курсы повышения квалификации, консультации методистов и опытных педагогов, участие в школе молодого учителя;
- развитие конкурсного движения педагогов.
Обновление структуры и содержания методической службы с учетом основных направлений модернизации системы образования:
- интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов;
- практико-ориентированная подготовка педагогических работников к инновационным преобразованиям;
- содействие росту педагогического потенциала и творчества, поддержка конкурсного движения педагогов;
- совершенствование форм методической работы с педагогическим коллективом;
- распространение передового педагогического опыта и инновационной практики;
- освоение современных педагогических и воспитательных технологий (информационно-коммуникационных, исследовательских и т. д.);
- овладение основами научного анализа собственного педагогического труда учителями, классными руководителями, администрацией.
Создание модели личности педагога.
- Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне. Одна из задач повышения профессионального роста педагогов школы - освоение механизмов реализации национального проекта и второго этапа модернизации образования, стандартов и критериев нового качества образования, сущности компетентностного подхода в образовании.
- Становление учителя в личностном и профессиональном плане связано с формированием профессиональной позиции, ключевых педагогических компетенций.
Основные пути профессионально-личностных достижений учителя в научно-методической работе:
1) формирование индивидуального банка освоенных и применяемых методических приемов и педагогических технологий;
2) освоение роли учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя;
3) продуцирование индивидуальных форм образовательной поддержки во взаимодействие с учениками;
4) системная самообразовательная работа через личностную целостность, рефлексивное прогнозирование, креативность, творчество.
В диаграмме профессионального роста педагогов школы должны быть следующие составляющие:
Функции (профессиональные действия) педагога | Результаты труда педагога | Профессионально важные качества педагога | Индивидуально-личностные характеристики педагога |
Образовательная | Достижение высоких результатов в обучении, соответствующих новым стандартам и критериям качества образования | Компетентный профессионал, Непосредственный организатор учебно-воспитательного процесса | Компетентность, ответственность, коммуникабельность Целеустремленность |
Воспитательная | Успешная социализация личности обучающихся | Умелый, внимательный наставник и помощник в развитии позитивной активности личности | Толерантность, психологическая близость к обучающимся, способность к нестандартным действиям |
Развивающая | Формирование конкурентоспособной личности | Субъект формирования культуры и жизненных стратегий личности обучающихся | Способность к рефлексивной деятельности, устойчивая направленность на самореализацию |
В соответствии с концептуальной основой программы модель педагога школы - творческая профессионально компетентная личность, осознающая смысл и цели образовательной деятельности, умеющая составлять целостную образовательную программу, наделённая способностью видеть индивидуальные качества обучающихся, способная к личностному творческому росту.
Конкурентоспособный педагог в условиях реализации программы повышения профессионального роста членов педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования, должен обладать такими качествами, как педагогическая компетентность, педагогические способности, педагогическая направленность.
В совершенстве каждый учитель должен обладать профессиональными потребностями в образовании, направленными на развитие творческой личности:
Профессиональные знания, овладение способами научного творчества, педагогического исследования, диагностической деятельности и эксперимента;
- собственная концепция профессионального и личностного саморазвития;
- способность к непрерывному образованию: вариативность в образовании;
- профессиональная ориентация на реализацию актуальных и перспективных, ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей;
- педагогическое мышление и рефлексия;
- педагогическое целеполагание;
- психолого-педагогическая культура.
Деятельность учителя заключается в непрерывном процессе обновления содержания образования, направленные на повышение качества образования.
Личные качества учителя должны постоянно совершенствоваться и обладать следующими качествами:
Социальный оптимизм;
Позитивная «Я – концепция»;
Мотивация к педагогической деятельности;
Ценностные ориентации, ценностное самоопределение педагога;
Адекватная самооценка;
Социальная толерантность;
Эмоциональная устойчивость. (стрессоустойчивость?)
6. План мероприятий по реализации
Программы повышения профессионального роста членов педагогического коллектива на период 2016-2020 годы
№ | Этапы | Сроки | Ответственные |
I 1. | Организационный этап Создание и введение в деятельность школы программы повышения квалификации членов педагогического коллектива. | 2016-2017гг. | Методист, методический совет |
2. | Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки учителей через диагностику и проектирование индивидуальной методической работы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей). | Ежегодно | Методист, методический совет |
3. | Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе ТОГИРРО и других учебных заведений. | Ежегодно | Директор, Методист |
4. | Развитие и совершенствование сложившейся модели методической службы школы, направленной на повышение педагогической компетентности учителя, его социальной мобильности. | 2016-2017 гг. | Директор, Методист |
5. | Создание банка данных социально- профессиональных результатов деятельности педагогов школы. | Ежегодно | Методист |
II 1. | Технологический этап. Основные направления реализации программы Отработка методов, приемов, критериев, управленческих подходов в реализации программы повышения квалификации членов педагогического коллектива | 2017-2020 гг. | Методист |
2. | Формирование творческих групп учителей, сориентированных на работу по следующим направлениям (планирование их деятельности): Формирование профессиональной компетентности и социальной мобильности учителей-предметников; ИКТ в развитии личности учителя и формировании ключевых образовательных компетентностей; Интеграция урочной и внеурочной деятельности в достижении нового качества образования; Реализация программы преемственности как условие формирования ключевых образовательных компетентностей педагога. | Ежегодно | Творческая группа классных руководителей Проблемная группа Методист |
3. | Апробация новых форм и методов изучения и обобщения педагогического опыта учителя, (Конкурсы педагогического мастерства различного уровня) | Ежегодно | Методист |
4. | Проведение целевых, проблемных, методических семинаров | 2018-2020гг. | Заместитель директора по УВР методический совет |
III 1. | Рефлексивно – обобщающий этап. Структура, методика и механизм управления непрерывным самообразованием и самореализацией учителя в рамках программы. | 2019-2020гг. | Методист Методический совет |
2. | Анализ реализации целей, задач и результатов программы повышения квалификации членов педагогического коллектива, проектирование деятельности педагогического коллектива школы на новом этапе развития современного образования. |
3. | Обобщение и презентация опыта работы по обновлению целей, структуры содержания образования, использования новых технологий в достижении нового качества образования. |
7. Критерии:
I критерий – соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета:
1-й показатель - % педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемого предмета;
2-й показатель – возраст педагогов (диаграммы по годам), наличие вакансий (с учётом перспективы 3-5 лет).
II критерий – повышение профессионального уровня педагогами школы:
1-й показатель – прохождение курсов повышения квалификации;
2-й показатель – участие педагогов в проведении районных, областных семинарах, школ передового опыта;
3-й показатель – количество (%) учителей, работающих в режиме самоконтроля.
III критерий - результативность деятельности педагога:
1-й показатель – призовые места и участие в районных и областных олимпиадах, смотрах, конкурсах;
2-й показатель – участие обучающихся в заочных конкурсах;
3-й показатель – абсолютная и качественная успеваемость.
IV критерий – степень влияния стиля и методов управления на морально – психологический климат в коллективе:
1-й показатель – стиль педагогического общения (демократический, авторитарный, либеральный);
2-й показатель – стабильность кадров (количество выбывших с указанием причин);
3-й показатель – участие и степень активности в работе временных творческих коллективов.
V критерий – эффективность образовательно – воспитательного процесса:
1-й показатель – соответствие экзаменационной и годовой отметок учащихся;
2-й показатель – повторяемость предметов при выборе учащимися экзаменов;
3-й показатель – участие учащихся в предметных неделях. (олимпиады)?
VI критерий – самообразование педагогов:
1-й показатель – участие в работе методических объединений (МО);
2-й показатель – проведение открытых уроков; (взаимопосещение, ЕМД?)
3-й показатель – выступление на педагогических, районных семинарах.
VII критерий - профессиональная деятельность учителя:
1-й показатель – педагогическая деятельность и личностные качества;
2-й показатель – межличностные отношения в коллективе. (дети, родители?)
8. Материально-техническое обеспечение реализации программы
- материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда;
- поддержка и материальное обеспечение конкурсного движения среди учителей;
- поддержка и материальное обеспечение участия педагогов в различных дистанционных (заочных) конкурсах, фестивалях и т. д.;
- обновление информационной техники и обеспечение ею образовательного и воспитательного процесса;
- оснащение материальной базы предметных кабинетов;
- приобретение современной педагогической литературы в методический школьный кабинет;
-пополнение медиатеки.
9. Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников
- создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий для укрепления здоровья педагогов школы; ( пример??)
- проведение ежегодного бесплатного медицинского осмотра.
Родители и внеурочная деятельность. ??