СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Доступные витамины, выращенные своими руками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: вырастить различные виды микрозелени в домашних условиях на различных субстратах (грунт, кокосовый субстрат, вата) и в различных условиях (на подоконнике под лучами солнечного света, в темной коробке, под лампой), выбрать наиболее удобные методы выращивания и  включить в ежедневный рацион питания нашей семьи.

Просмотр содержимого документа
««Доступные витамины, выращенные своими руками»»










проект: «Доступные витамины, выращенные своими руками»










Руководитель:
Хрипунова Н.В.,
учитель гимназии №25

города Костромы





















Оглавление:



  1. Введение……………………………………………………2



  1. Описание процесса исполнения………………………….4



    1. Подготовительный этап……………………………….4

    2. Основной этап………………………………………….5

    3. Обобщающий этап…………………………………….11



  1. Заключение……………………………………………...…11

  2. Приложения………………………………………….........13

  3. Список литературы………………………………………..18

































В ходе работы над исследовательским проектом по окружающему миру на тему «Микрозелень – доступные витамины, выращенные своими руками» учащаяся 2 класса, чтобы достигнуть поставленной перед собой цели вырастить микрозелень и поделиться своим опытом с одноклассниками, выясняет историю появления микрозелени и исследует все известные способы ее выращивания.


1. Введение

На одном из уроков «Окружающий мир» мы говорили о правильном питании и узнали, что растущему организму требуются витамины и микроэлементы. Я решила найти информацию о полезных продуктах в имеющейся у меня энциклопедии «Тело человека» и именно там впервые прочитала о микрозелени как источнике максимального количества витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше чем в выросшей. Столкнувшись с этим новым для себя понятием, решила пополнить свои знания и углубиться в изучение данной темы. Меня заинтересовало то, какими полезными веществами обладает такой продукт как микрозелень. Я решила вырастить её сама и проверить так ли это.

Актуальность данного проекта в том, что в настоящее время наблюдается озабоченность людей здоровым питанием, недоверие к зелени в магазинах, дорогие экопродукты не гарантируют их безопасность и качество, выращивание микрозелени на дому - гарантия качества. Микрозелень является самой быстрой и богатой микроэлементами пищевой культурой, а добавленная в салаты, сделает их полезнее и вкуснее. Ее можно использовать как часть гарнира к любым блюдам, как в лучших ресторанах.

Гипотеза проекта: полезную готовую микрозелень можно вырастить дома даже без почвы.

Цель проекта: вырастить различные виды микрозелени в домашних условиях на различных субстратах (грунт, кокосовый субстрат, вата) и в различных условиях (на подоконнике под лучами солнечного света, в темной коробке, под лампой), выбрать наиболее удобные методы выращивания и включить в ежедневный рацион питания нашей семьи.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по полезным свойствам микрозелени, по способам выращивания микрозелени.

  2. Выбрать и закупить семена, субстрат и лотки для выращивания микрозелени.

  3. Вырастить микрозелень на различных субстратах и в различных условиях.

  4. Провести наблюдение с фотофиксацией развития и роста ростков растений и сравнить результат.

  5. Изучить рецепты блюд с использованием микрозелени.

  6. Составить и ввести в ежедневный рацион питания членов нашей семьи микрозелень.

  7. Сделать выводы.

Объект исследования: микрозелень.

Предмет исследования: условия выращивания микрозелени на дому.

Гипотеза: приступая к исследованию, предположила, что микрозелень возможно вырастить в домашних условиях и она войдет в рацион нашей семьи, как качественный экологически чистый продукт и восполнит минерально-витаминный запас для здоровья.

Методы исследования: проектирование, интервью, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Тип проекта: краткосрочный, творческий

Характер проекта: исследовательский

Ресурсы проекта: семена растений, контейнеры, грунт, кокосовый субстрат, деревянная коробка, лампа, пуливеризатор для увлажнения

Сроки проведения: январь, 2023 год

Практическая значимость: материалы данной работы могут представлять интерес для общественности (особенно для школьников и их родителей), а также могут быть использованы в образовательном процессе

при изучении предметов естественно-научного цикла.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

- Выбор темы

- Сбор информации

2. Основной этап:

- Посадка микрозелени

- Наблюдение за ростом микрозелени

3. Обобщающий этап:

- Подготовка и оформление презентации проекта

- Защита проекта


2 Описание процесса исполнения:


2.1 Подготовительный этап:

На первом этапе своей работы я отправилась в библиотеку для  изучения научной литературы. В результате я изучила технологию выращивания микрозелени. К полученным знаниям добавила информацию из интернета.

Микрозелень – это проросшая зелень съедобных растений в фазе первых двух настоящих листочков.  Такая зелень содержит в себе максимальное количество витаминов и микроэлементов, в десятки раз больше чем выросшая. Микрозелень является натуральной и абсолютно безопасной пищей.

Микрозелень выращивают из семян различных овощных культур. Самые популярные в выращивании – салаты, редис, шпинат, руккола, капуста, горчица, подсолнечник, свекла.

Для выращивания растительности важно: источник благоприятного для растений света, вентиляция, обеспечивающая активный газообмен в клетках растения, температура, влажность, субстрат с питательным компонентами.

Семена для выращивания микрозелени отличаются от обычных семян тем, что не проходят обработку вредными веществами.

Выросшие из таких семечек ростки сохраняют всю свою пользу и при этом не отравляют организм.

Субстраты для микрозелени, которые я использовала:

Кокосовый субстрат - это спрессованное волокно кокоса, которое используют как почву для выращивания микрозелени. В таком натуральном субстрате корни активно развиваются, а растения меньше подвержены заражению инфекцией. Кислотность кокосового волокна нейтральна, что является оптимальным для большинства растений.

Вата – создана из тонкого волокна, растения легко пускают в нее свои нежные корни и свободно там развиваются.

Грунт - смесь органических компонентов – торфа, земли, дробленой коры и т. д. с примесью неорганических компонентов


2.2 Основной этап:

Прежде чем приступить к выращиванию микрозелени в домашних условиях, мы с мамой задали несколько вопросов агроному тепличного комбината «Высоковский» города Костромы Смирновой Т.Н.

-Татьяна Николаевна, расскажите, какие культуры и растения выращивают сейчас теплицах вашего комбината?

-Ежегодно наш «Тепличный комбинат «Высоковский» выпускает более 7 000 тонн продукции, среди которой томаты, огурцы, зеленные культуры, розы, тюльпаны. Благодаря проводимым сортоиспытаниям в производство попадают только лучшие гибриды овощей.


- Расскажите, пожалуйста, об особенностях выращивания зелени. На что мне обратить внимание?


- Ничего сложного в выращивании нет. Непосредственно перед посадкой семена зелени можно замочить. Для хорошего роста необходимо увлажнять всходы, проветривать, чтоб не образовалась плесень. Чтобы получить хороший урожай необходимо поддерживать неизменную влажность и комнатную температуру.


- Что из зелени Вы посоветовали бы посадить на выращивание микрозелени?


- Быстро растут салаты, особенно кресс-салат, можно посадить редис.


Изучив литературу, воспользовавшись советами агронома Смирновой Т.Н., я приступила к выращиванию микрозелени. Предварительной работой так же была покупка семян крес - салата, редиса, мизуны красной.

Шаг 1. Я взяла контейнеры одноразовые и обыкновенные пластиковые тарелки, положила в них наполнитель (грунт, кокосовый субстрат, вата), обильно смочила

Шаг 2. Равномерно распределила семена так, чтобы они не лежали друг на друге.

Шаг 3. Дополнительно опрыскала семена, чтобы увлажнить их

Шаг 4.На подоконник поставила контейнеры с наполнителем грунта, ваты, кокосового субстрата; еще два контейнера с ватой поставила следующим образом: в закрытую деревянную коробку, под лампу дневного света с целью выявления особенностей прорастания семян в разных световых условиях

Шаг 5. Каждый день 2 раза проводила опрыскивание и проветривание семян.

На второй – третий день показались ростки

Шаг 6. На 6 день получила первую порцию проросшей микрозелени

Каждый день вела дневник наблюдения за прорастанием семян в разных условиях, данные которого представлены в таблицах 1, 2, 3, а так же в форме фотоотчета в приложениях 1,2,3,4.



Мой дневник наблюдений

Таблица 1.Выращивание микрозелени на подоконнике

Субстрат для микрозелени

Название культур

Дни наблюдений

Частота полива, проветривания

Высота ростков

Состояние листьев

Грунт

Кресс-салат


Редис


Мизуна красная

Второй день


Побрызгивание 1-2 раза в день

Проветривание 1-2 раза в день.

Отсутствие побегов

Нет листочков

Шестой день


Побрызгивание водой

2 раза

Семена растений начинают давать первые ростки, на протяжении всего времени всхожесть не была зарегистрирована

Листья начинают формироваться у отдельных побегов

Двенадцатый день

Побрызгивание водой 2 раза, проветривание

Появление умеренного количества ростков

Формирование листьев на фазе двух листочков

Кокосовый субстрат

Мизуна красная


Кресс-салат


Редис

Второй день


Прорастание в темноте.

Проветривание 1-2 раза в день.

Появление маленьких росточков

Нет листочков.

Шестой день

Побрызгивание водой

2 раза

2,5-3 см

Зелёные листочки.

Двенадцатый день

Побрызгивание водой 2 раза

6,5-7 см

Красно-фиолетовые и зелёные листья

Вата

Мизуна красная


Кресс-салат


Редис



Второй день

Проветривание 1-2 раза в день.

Появление маленьких росточков

Нет листочков

Шестой день

Побрызгивание водой

2 раза

Крес – салат 2,5-3 см

Редис и мизуна красная -2-2,5

У кресс-салата в некоторых местах желтые листочки.

У редиса зелёные листья.

Двенадцатый день

Побрызгивание водой 2 раза, подкормка удобрением

Все семена дали ростки высотой приблиблизительно 6 – 7 см

Все ростки со сформировавшимися листья.


Растения, которые стояли без лампы, просто на естественном освещении, выглядят в норме среднего. Но растения наклонены в сторону источника освещения (к окну). Посадка очень частая и у растений не так то много места, чтобы вырастать большими. И поэтому сама по себе микрозелень маленькая. Росли без плесени, требовали много воды, так как на подоконнике было жарко.

Из данных наблюдений можно добавить еще, что растения на двенадцатый день готовы к употреблению. Листочки у них маленькие, потому что света не так много.

Насчет кресс-салата и редиса, у них в некоторых местах желтые листочки. Желтый цвет у листьев означает, что им не хватает питательного элемента.

В качестве эксперимента одну из емкостей с семенами, посеянными на вате, мы поместили под лампу дневного света, исходя из гипотезы, что растениям для интенсивного роста необходим постоянный источник освещения.


Таблица 2.Выращивание микрозелени под лампой.


Субстрат для микрозелени

Название культур

Дни наблюдений

Частота полива, проветривания

Высота ростков

Состояние листьев

Вата

Мизуна красная


Кресс-салат


Редис


Второй день

Проветривание 1-2 раза в день.

Побрызгивание водой 2 раза в день

Отсутствие ростков

Нет листочков

Шестой день

Побрызгивание водой

2 раза

Отсутствие ростков, появление желтых полос по контуру ваты

Отсутствие листьев

Двенадцатый день

Побрызгивание водой 2 раза,

Единичные проклюнувшиеся семена

Отсутствие листьев


Удивление вызвало отсутствие ростков по прошествии всего времени проращивания. Я думаю причиной стало малое количество полива – вода быстрее испарялась под действием лучей лампы и ее не хватало для роста растений. Об этом свидетельствуют желтые края ваты.


В ходе эксперимента одна из емкостей с ватой и посеянными на ней семенами была помещена в деревянную закрытую коробку. Дерево является натуральным материалом, которое спокойно пропускает воздух, поэтому дополнительного проветривания растениям не требовалось. Гипотезой послужило предположение, что растения без источника света не смогут расти.

Таблица 3. Выращивание микрозелени без доступа к источнику света

Субстрат для микрозелени

Название культур

Дни наблюдений

Частота полива, проветривания

Высота ростков

Состояние листьев

Вата

Мизуна красная


Кресс-салат


Редис


Второй день

Проветривание 1-2 раза в день.

Побрызгивание водой 2 раза в день

Появление первых ростков. Ростки выше тех, которые находятся на подоконнике.

Появление первых листочков

Шестой день

Побрызгивание водой 1-2 раза в день


Ростки высокие 2-3 сам, но очень тонкие и окрас намного бледнее, чем у растений на подоконнике

Все ростки со сформированными листьями в стадии 2 листочков

Двенадцатый день

Побрызгивание водой 2 раза,

Длинные, тонкие побеги, всхожесть семян стопроцентная

Листья тонкие, длинные





2.3 Обобщающий этап

В ходе наблюдения выяснилось, что для формирования побегов источник света может отсутствовать, но для дальнейшего роста он просто необходим – об этом говорят стебельки наших растений – тонкие, бледные. Вода жизненно необходима растениям во время их роста, чрезмерный свет и тепло способствуют обильному испарению влаги, что ведет к засухе субстрата и как результат – отсутствие роста.


В результате проведенного эксперимента мне удалось вырастить микрозелень, полностью готовую к употреблению. В интернете представлен огромный выбор рецептов с микрозеленью и каждый сам может выбрать и приготовить блюдо на свой вкус.

Полученную зелень мы использовали в качестве добавки к овощному салату из огурцов и помидоров, а так же приготовили вкусные полезные бутерброды из заварного хлеба, авокадо (перетерли в пасту) и сверху положили зелень. (Приложение 5)



  1. Заключение.

В результате проекта была достигнута его цель – выращена микрозелень в домашних условиях и даже второклассница смогла справится с этим. Таким образом, гипотеза, которая была поставлена изначально, подтвердилась. Микрозелень использована в пищу как источник клетчатки, витаминов и микроэлементов.
Поставленные задачи были решены:

  • раскрыто определение понятия «микрозелень»

  • собрана и проанализирована информация о различных видах микрозелени;

  • изучена технология выращивания микрозелени в домашних условиях;

  • собственноручно выращен урожай микрозелени и использован в рецептах домашнего приготовления

В ходе работы над проектом проблем не возникло, кроме затруднений с выращиванием семян на грунте - всходы были крайне скудными (причину установить не удалось). По ходу работы над проектом был развит интерес к процессу не только у автора, но и у всех домашних - все с интересом следили за развитием посаженных семян.

Способ выращивания без грунта, никаким образом не влияет на всхожесть и вкус. Через неделю, можно получить свежую, полезную микрозелень в домашних условиях.

Дальнейшей перспективой развития проекта может стать знакомство одноклассников с понятием «микрозелень» и проведение мастер – класса по посеву семян с рассказом об особенностях прорастания, которые были выявлены в практической части данного проекта.

























Приложение 1

  1. Семена, которые были посажены















  1. Один из контейнеров был поставлен под лампу света, которая была всегда включена, один контейнер помещен в деревянную коробку, остальные контейнеры поставлены на подоконник в одинаковые условия





Приложение 2



Второй день наблюдения: субтрат – вата, кокос, грунт















































Контейнер в коробке Контейнер под лампой





Кон



Приложение 3

Шестой день наблюдения: субтрат – вата, кокос, грунт



























Контейнер в коробке Контейнер под лампой



Приложение 4



Двенадцатый день наблюдения: субтрат – вата, кокос, грунт















































Контейнер в коробке Контейнер под лампой





Кон



Приложение 5

Готовые блюда с выращенной мною микрозеленью

1 Овощной салат с добавлением микрозелени

























2 Бутерброд из цельнозернового хлеба с авокадо и микрозеленью





















Список используемой литературы:

  1. Энциклопедия «Тело человека». Издательство «Махаон» ,2021 г.

  2. 1.Микрозелень : энцикл./ пер. с англ. Н. Ледневой. – М.:АСТ: Астрель, 2001г.

  3. Атлас-определитель. От земли до неба. ФГОС. Плешаков А.А., «Просвещение», 2022 г.

Интернет – ресурсы:

  1. https://vk.com/ecogreenfood

  2. https://www.fertilizerdaily.ru/20200508-vyrashhivanie-mikrozeleni-v-domashnix-usloviyax-kak-biznes-ideya/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!