Драматические образы в музыке
Драматические образы - остродраматические, выражающие столкновения, противоречия, конфликты.
Часто они связаны с жанрами, которые основаны на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.
Образец драматического произведения — вокальная баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» , написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте.
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в тёмной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
«Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Весёлого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей». «О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мёртвый младенец лежал.
Главное различие между немецкой и русской версиями:
у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте — явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее. У него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества
У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя. В его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.
Ф. Шуберт. «Лесной царь». Фрагмент
Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного произведения (или его фрагмента), основанного на развитии драматического характера. Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах, а также в отдельных фрагментах циклических произведений — сонат, концертов, симфоний.
Работа в тетради
Каковы важнейшие характерные особенности музыкального драматического произведения? Расскажи на примере вокальной баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».