Тема: Древнерусская культура
Мы живём на отцовской земле,
Наши дети, славянские дети,
И летит на крылатом коне
Русь в далёкие тысячилетия…
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, презентация, карточки-задания.
Тип урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА:
Цели и задачи урока:
- формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся, через осмысление явлений культуры 9-13 вв ;
-продолжение формирования общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
-выявить характерные особенности культуры данного периода;
-развитие у учащихся навыков анализа, умения систематезировать и обобщать информацию по теме;
-формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры;
-воспитание чувства любви и гордости к своей Родине, истории, народу.
I. Организационный момент.
Приветствие, организация рабочего места.
2. Сообщение темы и целей урока.
3.Актуализация опорных знаний.
Что такое культура?
Как вы понимаете выражение: «Культура-это золотой песок, который намыло человечество за свою историю»
4.Знакомство с новым материалом:
На прошлом уроке Вы были обьединены в три рабочие группы, чтобы приготовить презентации на заданные темы. Представьте свои презентации на тему: «Живопись и архитектура Древней Руси», «Письменность и литература», «Религия восточных славян»
Защита презентаций.
5. Рассказ преподавателя:
Древнерусская культура
Древнерусская культура не развивалась обособленно, а постоянно взаимодействовала с культурами соседних народов – попадала под иноземное влияние (скандинавов, византийцев), что, впрочем, не умаляет ее самобытности.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. Принятие православия в 988 г. предопределило влияние христианской византийской традиции на все направления русской культуры, открыв широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.
Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась жизнь после смерти,
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.
Письменность и образование
История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства. Во второй половине IX в. болгары Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.
Существовали две азбуки- глаголица и кириллица.
Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII–IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов.
Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX – начале X вв. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.
После крещения Руси кириллица была положена в основу древнерусской письменности.
Центрами образования в Древней Руси были монастыри. При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. Носителями грамотности, безусловно, были, в первую очередь, представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно, горожане.
Устное народное творчество. Литература
Развитие устного народного творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе язычества у славян сложилось богатое наследие – песни, заклинания, заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и исторических персонажей (Владимир Красно Солнышко).
Первые книги были рукописными, написанные на пергаменте (выделанная телячья кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.) оковывался золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.
Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен влиянием церкви: Священное писание, произведения Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского.
Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:
летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор является составителем «Повести временных лет» (1113 г.);
житие (агиография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»);
слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя);
хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом – в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.
Музыка
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления:
народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;
христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.
Архитектура
Сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком мастерстве строителей, живописцев, народных умельцев.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными (дубовая церковь «новгородская София», срубленная в 989 году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде).
Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Преобладающим в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византии тип крестово-купольного храма. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045–1050 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Одновременно с храмами строились, но гораздо в меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Русские мастера внесли в каменное строительство элементы русского деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность. Образовались архитектурные школы и разные направления:
владимиро-суздальское (ажурная каменная резьба) – Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые ворота во Владимире;
новгородская и псковская архитектура (строгость и простота форм) – Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове.
Наиболее активно застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск (приглашали черниговских мастеров – кирпичная кладка).
Изобразительное искусство
Древнерусское изобразительное искусство тесно связано с храмовым строительством, ведь стены храмов украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска – техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Изображались евангельские сцены, лики святых, иногда князя и его детей (Ярослав Мудрый). Сохранились фрагменты фресок Софийского собора в Киеве.
Мозаика – изображение набиралось из кусочков стекловидного материала (смальты). Особого распространения на Руси не получила. В Софийском соборе в Киеве сохранилось изображение огромной фигуры Богоматери Оранты (молящейся).
Иконы впервые появились на Руси в X в., и были привезены греками из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой была икона Владимирской Богоматери (с младенцем на руках), написанная на рубеже XI–XII вв. Впоследствии появились талантливые иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и русские школы: новгородская, псковская, ярославская, киевская.
Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации (в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава»).
Таким образом:
Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока.
6.Обобщение и систематизация знаний:
Преподаватель: Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили новую тему ,проведём игру «Звёздный час», разделившись на две команды
Игра « Звёздный час»
7. Итоговая часть занятия.
- Подведение итогов игры и урока
- комментированное выставление оценок за урок.
8. Задание на дом: ответить на вопросы, подготовить сообщения на тему: Древнерусская культура»
Вопросы для самопроверки:
1.В чём состояли особенности развития древнерусской культуры?
2.Какие достижения культуры принесло на Русь христианство?
3.Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал уровень грамотности в Западной Европе?
4.Дайте характеристику известным памятникам жревнерусской литературы.
5.Какое произведение было написано в честь князя Игоря?
6.В каком веке вырабатывается особый русский тип « однокупольный» храмов?