СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. Поучительный характер

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. Поучительный характер»

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР  ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дидактика — это...  Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:  Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека.  Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос), что, в свою очередь, переводится как «поучающий». Но возник он не в античности, а значительно позже.  Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».

Дидактика — это...

Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:

Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека.

Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос),

что, в свою очередь, переводится как «поучающий».

Но возник он не в античности, а значительно позже.

Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».

Ян Амос Коменский (1592-1670)  Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.  Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной: дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.

Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной: дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность - анонимность. Творогов О. В. Литература Древней Руси

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность - анонимность.

Творогов О. В.

Литература Древней Руси

 Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.  Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью.  Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.  Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно».  Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью.

Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно».

Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

1.  Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.).  И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.  Некрасов.  Надоели мне твои поучения.   2.  Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн. лит.).  П. Владимира Мономаха. ПОУЧЕ'НИЕ , я,  ср.   НАЗИДАНИЕ , я, ср. (книжн.) Наставление, поучение. Выслушивать назидани я. В н. потомкам (устар. и ирон. ).   Толковый словарь Ожегова см. наставить 2 . 2. Настоятельный совет, поучение. Отцовское н. 3. Руководство (в 3 знач.), инструкция (офиц.). Воинские наставления. Толковый словарь Ожегова. НАСТАВЛЕНИЕ , я, ср. НАСТАВЛЕНИЕ – метод воспитания, состоящий в словесном поучении, назидании, напутствии того, кто в этом нуждается. Данный метод используется с целью исправления или корректировки поведения человека, придания его образу мыслей определенного направления… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

1.  Назидательный совет, наставление (книжн. и разг. ирон.).  И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.  Некрасов.  Надоели мне твои поучения.   2.  Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни (книжн. лит.).  П. Владимира Мономаха.

ПОУЧЕ'НИЕ , я,  ср.  

НАЗИДАНИЕ , я, ср. (книжн.)

Наставление, поучение. Выслушивать назидани я.

В н. потомкам (устар. и ирон. ).   Толковый словарь Ожегова

  • см. наставить 2 . 2. Настоятельный совет, поучение. Отцовское н.

3. Руководство (в 3 знач.), инструкция (офиц.). Воинские наставления. Толковый словарь Ожегова.

НАСТАВЛЕНИЕ , я, ср.

НАСТАВЛЕНИЕ – метод воспитания, состоящий в словесном поучении, назидании, напутствии того, кто в этом нуждается. Данный метод используется с целью исправления или корректировки поведения человека, придания его образу мыслей определенного направления… …

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПОУЧЕНИЕ  — наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок; дидактизм, напутствие, рекомендация, наказ, дидактика, поученье, наставленье Словарь русских синонимов.

ПОУЧЕНИЕ  —

наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок; дидактизм, напутствие, рекомендация, наказ, дидактика, поученье, наставленье

Словарь русских синонимов.

ПОУЧЕНИЕ  – один из самых оригинальных и распространенных жанров древнерусской литературы.  Цель авторов данного жанра – дать русичам нравственные ориентиры, показать примеры, убедить следовать заповедям. Во многом содержания проповедей и поучений похожи, но проповедуют всегда что-то, определённую идею, а поучают чему-то, стремятся наставить на путь истинный, на путь служения Богу и людям.

ПОУЧЕНИЕ  – один из самых оригинальных и распространенных жанров древнерусской литературы.

Цель авторов данного жанра – дать русичам нравственные ориентиры, показать примеры, убедить следовать заповедям. Во многом содержания проповедей и поучений похожи, но проповедуют всегда что-то, определённую идею, а поучают чему-то, стремятся наставить на путь истинный, на путь служения Богу и людям.

 Элементы поучения содержатся не только собственно в поучениях, но и в русских летописях и житийной литературе. Почему жанр басни раньше относили к дидактической (назидательной) литературе? Что такое притча?  ПРИТЧА в литературе - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа.

Элементы поучения содержатся не только собственно в поучениях, но и в русских летописях и житийной литературе. Почему жанр басни раньше относили к дидактической (назидательной) литературе?

Что такое притча?

ПРИТЧА в литературе - это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует ее наставлениям. В притче как бы соединяются два плана - видимый и невидимый, так же, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа.

Чем притча отличается от басни?  Притча-это краткая дидактическая история в прозе или стихах, иллюстрирующая один или несколько поучительных уроков или принципов . Она отличается от басни тем, что в баснях в качестве персонажей используются животные, растения, неодушевленные предметы или силы природы, тогда как в притчах есть человеческие персонажи. Притча-это разновидность метафорической аналогии.

Чем притча отличается от басни?

Притча-это краткая дидактическая история в прозе или стихах, иллюстрирующая один или несколько поучительных уроков или принципов . Она отличается от басни тем, что в баснях в качестве персонажей используются животные, растения, неодушевленные предметы или силы природы, тогда как в притчах есть человеческие персонажи. Притча-это разновидность метафорической аналогии.

Чему учит притча о блудном сыне? Притча о блудном  сыне Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно осознать свои грехи, покаяться, вернуться на путь истинный и получить прощение. Отец прощает в притче своего сына, также как Бог прощает людей, искренне раскаявшихся.  Согласно сюжету этой притчи , блудный  сын , уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

Чему учит притча о блудном сыне?

Притча о

блудном сыне

Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно осознать свои грехи, покаяться, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Отец прощает в притче своего сына, также как Бог прощает людей, искренне

раскаявшихся.

Согласно сюжету этой притчи , блудный сын , уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел

лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

Чему учит притча? Притча о заблудшей  овце  Под заблудшей овце разумеется человек-грешник, который сбился с пути. Стадо – человечество, народ Божий. Пастух – Господь, который направляет людей на путь истинный. Когда овца отстает от стада, она становится уязвимой, то есть беспомощной. Тогда пастуху приходится заботиться о той единственной овце, которая заблудилась, а не о всем стаде. Другими словами, Господь поддерживает грешника, который отбился от праведного пути к спасению. Сегодня выражение «заблудшая овца» активно используют для тех, кто выбрал не правильный путь в жизни.  Согласно поучительному библейскому сюжету, у пастуха пропала одна овца. Однако хозяин заботился о каждом животном в своём стаде, поэтому, оставив остальных, он отправился на поиски пропажи, нашёл её и на своих плечах принес обратно.

Чему учит

притча?

Притча о

заблудшей овце

Под заблудшей овце разумеется человек-грешник, который сбился с пути. Стадо – человечество, народ Божий. Пастух – Господь, который направляет людей на путь истинный. Когда овца отстает от стада, она становится уязвимой, то есть беспомощной. Тогда пастуху приходится заботиться о той единственной овце, которая заблудилась, а не о всем стаде. Другими словами, Господь поддерживает грешника, который отбился от праведного пути к спасению. Сегодня выражение «заблудшая овца» активно используют для тех, кто выбрал не правильный путь в жизни.

Согласно поучительному библейскому сюжету, у пастуха пропала одна овца. Однако хозяин заботился о каждом животном в

своём стаде, поэтому, оставив остальных, он отправился на поиски пропажи, нашёл её и на своих плечах принес обратно.

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал: — Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: — В законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: — Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: — А кто мой ближний?  На это сказал Иисус: Притча о милосердном самарянине

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

— В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

Притча о

милосердном

самарянине

Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино.

— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.

«Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». - Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:

«Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

- Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:

Суриков «Милосердный самарянин» Он сказал: — Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: — Иди, и ты поступай так же.

Суриков

«Милосердный самарянин»

Он сказал:

— Оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

— Иди, и ты поступай так же.

Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.  Священник и левит – представители духовных вождей иудеев.  Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)  Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.  Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:

Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека. Священник и левит – представители духовных вождей иудеев. Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.) Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.

Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:

Во многих произведениях мировой литературы не только представлены художественные картины, но и нашли отражение определённые этические требования, указания на то, как следовало (или не следовало) жить.

Во многих произведениях мировой литературы не только представлены художественные картины, но и нашли отражение определённые этические требования, указания на

то, как следовало (или не следовало) жить.

ЗАВЕЩАНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО  В год 1054. Преставился великий князь русский Ярослав. Наставление сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им преступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты-помогай тому, кого обижают».  И так наставлял сыновей своих жить в любви. Завещание Владимира Мономаха детям. Литография

ЗАВЕЩАНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

В год 1054. Преставился великий князь русский Ярослав.

Наставление сыновьям: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу;

слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им преступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, то ты-помогай тому, кого обижают».

И так наставлял сыновей своих жить в любви.

Завещание Владимира Мономаха детям. Литография

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ

Из «Изборника» 1076 года

Изборник 1076 года – одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием», «Изборником» 1073 года и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг, третья по древности сохранившаяся точно датированная рукопись. Был составлен во время правления великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был «грешный Иоанн».

Переписывая для великого князя Святослава Киевского

из болгарского оригинала торжественно исполненный Изборник 1076 года, дьякон Иоанн собрал для себя самого (или для сына) выписки из различных нравоучительных текстов. Композиционная последовательность напоминает обычную для средневековой традиции беседу умудренного житейским опытом человека с «сыном» — быть может, сыном духовным, поскольку моральные требования первоисточников, несомненно, переработаны тут применительно к мирской жизни; «обмирщение» прослеживается отчетливо и проявляется даже в оформлении книги — карманной «осьмушки», писаной мелким почерком для себя, скромно украшенной.

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ Из «Изборника» 1076 года Полезно, братья, чтение книг каждому христианину, ибо сказал блаженный: «Хранящие откровения Его всем сердцем — взыщут Его». Что это — «хранящие откровение Его»? — Читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорят книги и слова их, трижды возвращаясь к каждой главе. Ибо сказано: «В сердце моем сокрыл Я слова твои, чтобы не согрешить пред тобою». Не сказано «устами лишь произнес», но — «в сердце сокрыл, чтобы не согрешить пред тобою», — подразумевая глубины написанного, направляемый ими. Скажу и я: «Узда и правит конем, и сдерживает его, сущность же праведного — в книгах его». 17

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ

Из «Изборника» 1076 года

Полезно, братья, чтение книг каждому христианину, ибо сказал блаженный: «Хранящие откровения Его всем сердцем — взыщут Его». Что это — «хранящие откровение Его»? — Читая книги, не старайся быстро читать от главы до главы, но вдумайся, о чем говорят книги и слова их, трижды возвращаясь к каждой главе. Ибо сказано: «В сердце моем сокрыл Я слова твои, чтобы не согрешить пред тобою». Не сказано «устами лишь произнес», но — «в сердце сокрыл, чтобы не согрешить пред тобою», — подразумевая глубины написанного, направляемый ими. Скажу и я: «Узда и правит конем, и сдерживает его, сущность же праведного — в книгах его».

17

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ  Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника — без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника — чтение книг. Воину красота — оружие, а кораблю — паруса, так и праведнику — чтение книг. «Открой, — сказал, — очи мои, — и постигну чудо закона твоего», — ибо очами он называет воображение внутреннее, и так далее; «Не сокрой от меня заповедей твоих», — так понимай, что не от глаз скрывай, но от разума и от сердца. Потому и осудил уклоняющихся от ученья, говоря: «Прокляты избегающие заповедей Твоих...» Потому и сам себя похвалил, говоря: «Как сладки слова твои, слаще меда устам моим, дороже тысяч золота и серебра». И восхвалил, говоря: «Возрадуюсь я о словах твоих, обретая великую прибыль», прибылью называя слово Божье и говоря: «Обрел, недостойный, я дар поучаться словам Твоим день и ночь», — так и мы, братия, постигаем ушами разума услышанное и познаем силу и смысл святых книг.

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ

Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника — без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника — чтение книг. Воину красота — оружие, а кораблю — паруса, так и праведнику — чтение книг. «Открой, — сказал, — очи мои, — и постигну чудо закона твоего», — ибо очами он называет воображение внутреннее, и так далее; «Не сокрой от меня заповедей твоих», — так понимай, что не от глаз скрывай, но от разума и от сердца. Потому и осудил уклоняющихся от ученья, говоря:

«Прокляты избегающие заповедей Твоих...» Потому и сам себя похвалил, говоря: «Как сладки слова твои, слаще меда устам моим, дороже тысяч золота и серебра». И восхвалил, говоря: «Возрадуюсь я о словах твоих, обретая великую прибыль», прибылью называя слово Божье и говоря: «Обрел, недостойный, я дар поучаться словам Твоим день и ночь», — так и мы, братия, постигаем ушами разума услышанное и познаем силу и смысл святых книг.

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ  Послушай же жития святого Василия и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла Философа, и многих других святых, как о них говорят впервые о них поведавшие: с детства предавались они святым книгам, а после и на добрые дела подвиглись. Смотри же, что начало добрым делам в поучении книг святых! Так вот, примером этих святых и подвигнемся мы на путь жития их и на дела их, и станем всегда научаться их книжным словом, исполняя их волю, как велят они; тогда и будем достойны мы вечной жизни во веки. Аминь. Изборник Святославава 1073 года

СЛОВО НЕКОЕГО МОНАХА (КАЛУГЕРА) О ЧТЕНИИ КНИГ

Послушай же жития святого Василия и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла Философа, и многих других святых, как о них говорят впервые о них поведавшие: с детства предавались они святым книгам, а после и на добрые дела подвиглись. Смотри же, что начало добрым делам в поучении книг святых! Так вот, примером этих святых и подвигнемся мы на путь жития их и на дела их, и станем всегда научаться их книжным словом, исполняя их волю, как велят они; тогда и будем достойны мы вечной жизни во веки. Аминь.

Изборник Святославава 1073 года

1. Какие жизненные уроки преподаёт нам литература Древней Руси? 2. Что из поучений древних авторов сохранило актуальность и в наше время? Какие слова из древнерусских поучений вам особенно запомнились? 3. Что объединяет прочитанные фрагменты? Какие общие черты вы можете отметить у авторов этих литературных произведений?

1. Какие жизненные уроки преподаёт нам литература Древней Руси?

2. Что из поучений древних авторов сохранило актуальность и в наше время? Какие слова из древнерусских поучений вам особенно запомнились?

3. Что объединяет прочитанные фрагменты? Какие общие черты вы можете отметить у авторов этих литературных произведений?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Заполните таблицу «Летопись и поучение как жанры древнерусской литературы» ЛЕТОПИСЬ Происхождение ПОУЧЕНИЕ Цель Содержание Композиция Актуальность проблематики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Заполните таблицу

«Летопись и поучение

как жанры древнерусской литературы»

ЛЕТОПИСЬ

Происхождение

ПОУЧЕНИЕ

Цель

Содержание

Композиция

Актуальность проблематики

«Летопись и поучение как жанры древнерусской литературы» Происхождение ЛЕТОПИСЬ ПОУЧЕНИЕ Цель Исконно русский жанр Содержание Жанр, пришедший из Византии Показать могущество Русской земли, запечатлеть важнейшие факты русской истории Наставление читателю, рассказ о том, как следует жить Повествование о походах, сражениях, наиболее значимых событиях, о которых сообщается на основе легенд, преданий Композиция Прямые обращения к Богу, читателям, цитирование работ известных богословов, обращение к собственному жизненному опыту Отдельные события, расположенные по годам (летам), повествование от 3-го лица Актуальность проблематики Обязательное вступление, беседа с читателем, примеры из известных источников, собственно наставления и заключение, повествование от 1-го лица Обращение к вопросу о формировании Русского государства, борьбе с врагами, княжеских усобицах, которые приводили к разобщённости русских земель Обращение к актуальным проблемам своего времени, политическим, общественным, нравственным

«Летопись и поучение как жанры древнерусской литературы»

Происхождение

ЛЕТОПИСЬ

ПОУЧЕНИЕ

Цель

Исконно русский жанр

Содержание

Жанр, пришедший из Византии

Показать могущество Русской земли, запечатлеть важнейшие факты русской истории

Наставление читателю, рассказ о том, как следует жить

Повествование о походах, сражениях, наиболее значимых событиях, о которых сообщается на основе легенд, преданий

Композиция

Прямые обращения к Богу, читателям, цитирование работ известных богословов, обращение к собственному жизненному опыту

Отдельные события, расположенные по годам (летам), повествование от 3-го лица

Актуальность проблематики

Обязательное вступление, беседа с читателем, примеры из известных источников, собственно наставления и заключение, повествование от 1-го лица

Обращение к вопросу о формировании Русского государства, борьбе с врагами, княжеских усобицах, которые приводили к разобщённости русских земель

Обращение к актуальным проблемам своего времени, политическим, общественным, нравственным

Значение древнерусской литературы

Древнерусская литература играет огромную роль в культурном наследии России и мировой культуре в целом. Ее значение проявляется в следующем:

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  — древнерусская литература отражала исторические события, помогала сохранять историческую память и идентичность русского народа. Она является одним из самых важных источников изучения ранних этапов русской истории.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ  — в произведениях содержатся сведения о существующей в то время иерархии общества, обычаях и нормах поведения, судебных практиках и т.д.
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ  — древнерусская литература является значимым свидетельством развития религии на Руси и тесно связана с историей православия.
  • ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ  — древнерусская литература имеет огромное значение для изучения русского языка. Благодаря ей мы можем узнать о происхождении и развитии русского языка, его грамматических и лексических особенностях.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ  — многие произведения древнерусской литературы представляют собой шедевры мировой литературы.

Например, «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных

эпических произведений не только в русской, но и в мировой литературе.

На протяжении семивекового развития наша литература последовательно отражала основные изменения, происходившие в жизни общества. Характерной особенностью древней литературы является ее неразрывная связь с действительностью. Эта связь придавала нашей литературе необычайную публицистическую остроту, взволнованный лирический эмоциональный пафос, что делало ее важным средством политического воспитания современников и что сообщает ей то непреходящее значение, которое она имеет в последующие века развития русской нации, русской культуры. Древнерусская литература явилась той базой, которая подготовила расцвет русской классической литературы XIX в.  При этом связь времен, связь литератур никогда не прерывалась и не прекращалась.

На протяжении семивекового развития наша литература последовательно отражала основные изменения, происходившие в жизни общества.

Характерной особенностью древней литературы является ее неразрывная связь с действительностью. Эта связь придавала нашей литературе необычайную публицистическую остроту, взволнованный лирический эмоциональный пафос, что делало ее важным средством политического воспитания современников и что сообщает ей то непреходящее значение, которое она имеет в последующие века развития русской нации, русской культуры.

Древнерусская литература явилась той базой, которая подготовила расцвет русской классической литературы XIX в.  При этом связь времен, связь литератур никогда не прерывалась и не прекращалась.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!