СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнее Двуречье" урок истории по ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 5 классе по истории древнего мира составлен в соответствии с ФГОС по учебнику Вигасина А. А.

Просмотр содержимого документа
«"Древнее Двуречье" урок истории по ФГОС»

МБОУ «Старогольская СОШ»







Урок истории в 5 классе

по теме

«Древнее Двуречье»





Разработала учитель истории Старогольской средней школы Новодеревеньковского района

Дунаева Любовь Николаевна














2015 год



ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

Цели

-способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности;

- создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомления с главными богами Двуречья

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний /урок-путешествие

Планируемые образовательные результаты

Предметные

-усвоение обучающимися местоположения, природы и ландшафта Южного Двуречья;

- знакомство с ирригационным земледелием Древнего Двуречья, с богами Древнего Двуречья (их «специализацией» и отличием от богов Древнего Египта);

- введение нового понятия – «клинопись».

Метапредметные

- продолжить формирование умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, работать с дополнительными источниками информации (карта, художественная литература), формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Природные условия Древнего Двуречья, его пригодность для хозяйственного освоения.

Возникновение государства (более 5 тыс. лет назад).

Царь Гильгамеш.

Боги Двуречья: Син, Шамаш, Иштар, Эа.

Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Образовательные
ресурсы

Учебник.

Карты: «Египет и Передняя Азия в древности», «Древний Восток».

Рабочая тетрадь № 1

Презентация Power Point


Организационная структура урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организа­ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место

II. Мотивация.

Актуализация знаний


- Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. (Слайд 1)

Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии).

- Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна - Междуречье, или Двуречье

Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье

III. Целеполагание

- Сегодня мы совершим путешествие из Мемфиса на восток.

- При изучении новой страны, на какие вопросы при первом знакомстве мы должны попытаться найти ответы?

Называют основные характеристики страны (на примере Древнего Египта), тем самым составляют с помощью учителя план работы на урок

IV. «Открытие» нового знания.

Страна двух рек.

Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья. Формулирует проблемное задание (Приложение 1) Слайд 2,3

Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, пример-ные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса

Города из глиняных кирпичей.

Природные условия Египта и Двуречья


Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13) (Приложение 2) Слайд 4

- Опишите рисунки нашего времени по плану: (Слайд 5)

«Посёлок шумеров» (с. 66)

  1. река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колесная повозка.

Организует работу в рабочей тетради (задания 57, 58)

Приводит примеры шумерских пословиц и поговорок. (Приложение 3). Предлагает найти аналогичные в русском устном народном творчестве (межпредметные связи с литературой и русским языком).

Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, заполняют таблицу.





Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания в рабочей тетради.


Вспоминают русские пословицы, созвучные шумерским.

Делают вывод о мудрости народной.

Башни от земли до неба.





Сказание о Гильгамеше. Миф о потопе


Организует комментированное чтение п.3 §13.

- Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? (Слайд 6)

Читает дополнительный материал (Гимн Шамашу) – (Приложение 4)

- Почему именно бог Солнца является главным богом Древнего Двуречья?

- С чем это связано, с какими занятиями жителей?



Предлагает познакомиться с документами (Слайд 7)

- Почему в Двуречье возник миф о потопе?

Называют и описывают главных богов Двуречья.

Записывают в тетрадь богов и область их ответственности.



Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод об основном занятии жителей Междуречья – земледелии.


Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени об окружающем их мире, о различных явлениях природы.

Письмена на глиняных табличках.



Клинопись и писцовые школы


Рассказывает о клинописи, обучении в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника.



- Что является главным врагом наших книг и библиотек?

- Так ли опасны эти «враги» были для «книг» Древнего Двуречья?




Зачитывает старинную рукопись (Приложение 5) Слайд 9

- Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?


- Опишите рисунок нашего времени по плану (Слайд 10):

«Школа в Двуречье» (с. 68): 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки.

Записывают определение в тетрадь

Решают проблемную задачу, сравнивают книги на бумажной основе и глиняные таблички; делают вывод о «+» и «-» клинописных «книг».


Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе






Описывают, сравнивают древнемеждуреченскую школу с современной школой.

V. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)


Слайд 11

  • Выполните тестирование (вариант 1, 2). (Приложение 6)

  • Работа по карточкам 1, 2. (Приложение 7)





— Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?


Организует работу с контурной картой (№ 47, 50) в рабочей тетради (Слайд 12)


Выполняют тестирование


Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучении в школе.


Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева




Выполняют задания на контурной карте

VI. Рефлексия и оценивание

- Вспомните тему сегодняшнего урока. Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли мы этих целей (что нового узнали, чему научились)?

- как вы оцениваете свою работу на уроке. Какую бы оценку вы поставили себе и за что себя хвалили, а за что сделали бы замечание?

Лист самооценки

Фамилия и имя

Критерии оценивания



На уроке чувствовал себя

хорошо

плохо

На уроке я

устал

не устал

Урок

понравился

не понравился

На уроке я узнал


Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2»



- определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока);

- оценивают свою работу на уроке, отношение к уроку.

- отвечают на поставленные в таблице вопросы,


VII. Информация о домашнем задании

Слайд 13

Вы совершили путешествие в Двуречье.

Изучите § 23. Ответьте на вопросы 1—4 устно.

- Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями.

- Можете прислать фото (рисунок). – Выполните задания 46, 48, 56 в рабочей тетради



Воспринимают задание, уточняют

.


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?


Приложение 2



Линии сравнения

Двуречье

Египет



Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов

Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки


Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды



Приложение 3

Пословицы и поговорки древнейших жителей Междуречья

Первыми жителями Южного Междуречья были шумеры. О них рассказывается в учебнике по истории древнего мира (правда, само слово «шумеры» в его тексте отсутствует).

На глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи лет, ученые прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку:

Я родился в злосчастный день!

О беспомощных неудачниках шумеры говорили так:

Брось тебя в воду — вода протухнет. Пусти тебя в сад, все плоды сгниют.

Шумеры высоко ценили дружбу. Но, как говорят по-русски, «свой своему поневоле брат». Примерно так же говорили в Южном Междуречье:

Дружба длится день, Родство длится вечно.

В ряде пословиц и поговорок проявилось отношение шумеров к войне и миру.

С одной стороны, постоянная готовность к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили:

Если страна плохо вооружена, Враг всегда будет стоять у ворот.

Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:

Ты идешь завоевывать землю врага, Враг приходит, завоевывает твою землю.

А вот еще несколько пословиц и поговорок первых жителей Южного Междуречья:

  1. Бедняк занимает — себе забот наживает!

  2. Не все семьи бедняков одинаково покорны!

  3. Что это за писец, если не знает шумерского языка!

  1. Хорошо одетому всегда рады.

  2. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку.

6. Увернулся от дикого быка — натолкнулся на дикую корову.



Приложение 4

Могучие горы полны сиянием твоим, твой свет наполняет все страны. Ты могуч над горами, созерцаешь землю, витаешь на краях земли, среди неба. Ты властвуешь над жителями всей вселенной... Ты сокрушаешь рог того, кто замышляет злое; неправедного судью ты заключаешь в темницу, ты казнишь того, кто берет взятки; к тому, кто не берет мзды и заботится об угнетенном, Шамаш милостив, и дни его продолжены... О Шамаш, к тебе прибегает путник, полный страха, странствующий купец, юный торговец, носитель кошелька с золотом. О Шамаш, тебе молится рыбак с сетью, охотник, мясник, погонщик скота



Приложение 5

Надпись на глиняной табличке, сделанная учеником шумерской школы

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» — и ударил меня. Отец дома табличек положил передо мной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговаривал без разрешения?» — и ударил меня; Смотритель сказал: «Почему ты кланялся без разрешения?» — и ударил меня;

Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» — и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?» — и ударил меня; Человек с палкой сказал: «Почему ты протягивал руку без разрешения?» — и ударил меня... Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел.


Приложение 6

Тест Древнее Двуречье.

Вариант 1

1. Древнее Двуречье — это страна, находившаяся

  1. на северо-восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат

  2. в нескольких сотнях километров к северо-востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат

  3. в нескольких сотнях километров от Египта между реками Нил и Тигр

2. Письменность, возникшая в Древнем Двуречье

  1. иероглифы

  2. буквы

  3. клинопись

3. Установите соответствие между именами, названиями и их значениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЯ, НАЗВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

А) Иштар 1) богиня плодородия и любви в Древнем Двуречье

Б) Вавилон 2)бог солнца

В) Шамаш 3) город, победивший в борьбе за господство в Двуречье

Вариант 2

1. Государства Древнего Двуречья появились

  1. примерно 5 тысяч лет назад, значительно раньше Египта

  2. примерно 5 тысяч лет назад, в одно время с Египтом

  3. примерно 5 тысяч лет назад, значительно позже Египта

2. Материал для письменности в Древнем Двуречье

  1. иероглифы

  2. папирус

  3. глиняные таблички

3. Установите соответствие между названиями и их значениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

А) Ур и Урук 1) древние города Двуречья

Б) Тигр и Евфрат 2) бог солнца и бог луны в Древнем Двуречье

В) Шамаш и Сина 3) реки, давшие название Двуречью









Приложение 7

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

КАРТОЧКА 1

Египет и Двуречье - сходства и различия




Египет

Двуречье

Природа (реки, почвы, полезные ископаемые, климат) Занятия населения

Выдающиеся постройки

Письменность (название, число знаков, что они означали, материал для письма)

Религия (число богов, их имена, сходство и различие в мифах, храмы)

Главные города





ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

КАРТОЧКА 2

1. В выполнении этого задания тебе поможет знание природных особенностей страны.

  1. Какие товары жители Междуречья вынуждены были ввозить из других стран?

  2. В каких товарах Междуречье испытывало избыток, и их можно было продавать в другие страны?

  1. Представь, что тебе предстоит посетить Древнее Междуречье на "машине времени". Для этого нужно составить интересный туристический маршрут: какие достопримечательности там можно посмотреть?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!