5. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. | Слайд 4 Запись Беседа Слайд 5 Учебник: с.9 Запись Слайд 6 Беседа Слайд 7 §1 п.2, рис. на с. 12, 13 Слайд 8 Беседа Беседа Запись Учебник: рис. на с.10 Слайд 9 Запись Слайд 10 Беседа Запись Запись Слайд 11 Слайд 12 Беседа Запись РМ №1 Работа с ЭОР | Организует учебное исследование для решения учебной задачи. (1) Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). ?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете? ?? Какие выводы из данного факта можно сделать? Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей. ?? Где располагалась прародина древнейших людей? Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка. ?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей? (2) Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных. Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда. (3) Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Задание классу: какие орудия изображены на слайде? ?? Предположите, каким образом изготовлено рубило? Организует динамическую паузу ?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы. Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину. Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. ?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми? Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу. Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота. Охота и собирательство – древнейшие занятия людей. Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди. Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных. ?? Гарантировала ли охота постоянную добычу? ?? Какие выводы можно сделать из этого факта? (4) Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи. (5) Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его! ?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём? ?? Каково было значение овладения огнём? Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его! Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…» Вопросы: 1. Как сохраняли огонь первобытные люди? 2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? Задание классу: работа с ЭОР (задание по типу «верно-неверно») | Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым. Обучающиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами Ожидаемый ответ обучающихся: прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Ожидаемый ответ обучающихся: люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13) Ожидаемый ответ обучающихся: заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда Ожидаемый ответ обучающихся: с помощью обработки граней заострённым камнем ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Ожидаемый ответ обучающихся: раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: выжить: добывание пропитания и защита от нападений Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10) Ожидаемый ответ обучающихся: собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: отбирали добычу у хищников Ожидаемый ответ обучающихся: гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях Ожидаемый ответ обучающихся: «ветка после пожара» Ожидаемый ответ обучающихся: ~ тепло и свет; ~ отпугивает животных; ~ пища вкуснее и питательнее (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях) Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы Ожидаемые ответы обучающихся: «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…» «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…» Обучающиеся работают с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/26825/zhizn-i-byt-pervobytnyh-lyudey.html | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи; показывать на карте места расселения древнейших людей; рассказывать об условиях жизни первобытных людей; свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видео-материала; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Личностные: жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценности человеческой жизни; формирование представлений о ценностях коллективизма |