СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие учащихся с особыми образовательными потребностями средствами музыкального народного творчества.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос  о духовно-нравственном  развитии учащихся с особыми образовательными потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие учащихся с особыми образовательными потребностями средствами музыкального народного творчества.»

Духовно-нравственное развитие учащихся с особыми образовательными потребностями средствами музыкального народного творчества.


Наталевич Светлана Михайловна МБОУ ЦО №15 г. Тула пр. Ленина 139 «а» Учитель музыки. Педагог дополнительного образования


Аннотация В статье рассматривается вопрос о духовно-нравственном развитии учащихся с особыми образовательными потребностями. Музыкальный фольклор как одно из важных средств, в формировании художественной и эстетической культуры ребенка. Ключевые слова: Музыкальный фольклор, творчество, духовно- нравственное развитие.


Spiritual and moral development pupils with special educational needs by means of musical folklore. Natalevich, Svetlana MBOU co No. 15 the city of Tula, Lenin 139 "a" Music teacher. Teacher of additional education. . Abstract The article discusses the spiritual and moral development of pupils with special educational needs. Musical folklore as one of the important means in the formation of artistic and aesthetic culture of the child.

Key words: folk Music, creativity, spiritual and moral development.


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но в дальнейшем духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. В Российской Федерации, как и во всём мире, детство признаётся важным этапом в жизни человека.

Сегодня особое внимание психолого-педагогической общественности, педагогов-практиков приковано к введению стандартов обучающихся с ОВЗ, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Введение в человеческое сообщество детей с особыми образовательными потребностями является сегодня одной из основных задач современной системы образования, конечной целью которой, является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания, в которой отмечается: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Поставленные задачи касаются каждого ребенка, не исключение составляют и дети с особыми образовательными потребностями. По оценке Министерства образования и науки сегодня в России около 450 тысяч детей школьного возраста с разной степенью отклонений в развитии и здоровья. Группа школьников с особыми образовательными потребностями очень разнообразна и многочисленна: - дети с задержкой психического развития (ЗПР); - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); - дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; -дети с нарушениями речи (заикание), слуха, зрения; гиперактивность и дефицит внимания; конфликтность или некоммуникабельность со сверстниками;  импульсивность или заторможенность во всех видах поведения, одарённые школьники. Одной из важнейших задач воспитания в данном случае становится эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе урочной, внеурочной, внешкольной работы.

Внеурочная деятельность является одной из важных составляющих воспитательного процесса в образовательном учреждении, это одна из особых форм организации свободного времени учащихся.

Рассмотрим возможности внеурочной деятельности в организации деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями. Высказываясь о сути внеурочных занятий, многие педагоги сходятся во мнении, что внеурочная деятельность несет в себе не меньшие, если не большие образовательные и развивающие потенциалы. Образование и воспитание учащихся во внеурочной деятельности позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и области применения школьных знаний. Она компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации дифференцированных образовательных программ, что дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы.

Более того, внеурочная деятельность предполагает освоение учебного материала через многоуровневую собственную творческо-поисковую деятельность детей в соответствии с требованиями ФГОС. Воспитательный потенциал внеурочных занятий выгодно отличает их от обычных школьных уроков по следующим позициям:

- возможность построения гуманистической системы взаимоотношений, базирующейся на практике совместного творчества

- личностно-ориентированная система оценивания

- богатство выбора содержания, форм и методов освоения материала

- свобода выбора образовательных областей…

- возможность творческой самореализации

Что обеспечивает психологически комфортную среду, отличающуюся реабилитационным потенциалом

Все это позволяет создать необходимые педагогические условия для постоянного стремления и практического проявления учащимися своих способностей в различных видах деятельности.

Внеурочная деятельность

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Исследователи отмечают положительное воздействие музыки на психофизиологическое состояние организма, на развитие познавательной активности, коммуникативных и творческих способностей, на личностное развитие. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности особо привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка культуру чувств, эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Универсальное воздействие музыки особо благодатно для детей с особыми образовательными потребностями.

Наиболее мощный в воспитательном отношении пласт музыкальной культуры представляет фольклор.

Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно- нравственных качеств в личности ребенка. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Вся работа с детьми по изучению музыкального фольклора подводится в фольклорном кружке. Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры и песня. Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые в древних закличках, приговорках, песнях.

Музыкальный фольклор - источник вечный и чистый. Позволяет формировать осознанное отношение к творческому процессу пения, формировать навыки выразительного интонирования. Благодаря исполнению народных песен, школьники могут адекватно выражать свои эмоции: радость, печаль, удивление, восторг грусть,

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Народный фольклор учит конструктивно выстраивать отношения, способтсвует становлению личности ребёнка, воспитанию нравственных чувств. Поэтому музыкальное народное творчество является эффективным средством работы с детьми с особыми образовательными потребностями, такими как - дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; -дети с нарушениями речи (заикание), слуха, зрения; гиперактивность и дефицит внимания;

В ЦО № 15 в 2014 году был образован творческий коллектив «Карагод».

Педагогическая деятельность основывается на следующих принципах:

1. Систематичность и последовательность.

2. От простого к сложному.

3. Интеграция (синтез разнообразных видов деятельности).

4. Природосообразность и доступность материала.

5. Наглядность (пособия)

В работе используются игровые, коммуникативные и исследовательские технологии; методы развивающего обучения:

метод активизации логического мышления;

метод практического освоения информации.

Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника. Направлены на — создание условий для развития личности ребенка; — развитие мотивации к познанию и творчеству; — приобщение к ценностям народной культуры. -приобретение и развитие навыков детской народной игры; — формируют чувства уважения и любви  к своей многонациональной культуре, традициям и обычаям. Движение и связанное с ним мышечное чувство являются для ребенка первичной школой мышления, а ситуация игры требует смекалки, сообразительности, быстрой спонтанной реакции, находчивости, следовательно, развивает его интеллектуально. Игры с элементами логоритмики (когда рифмованная речь сопровождается ритмическим движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д.) активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

 Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, своего рода  моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи». Народные игры являются частью патриотического, эстетического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство социализации,  является подготовкой,  репетицией  к будущей взрослой  жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс. Огромное  воспитательное значение  уже заложено в правилах народной игры. «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», развивают такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья». Развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особый интерес, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:
повышают общий уровень организации мышления. Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие. «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

Считалки позволяют соблюдать справедливость при выборе водящего и защищает робких детей от произвола лидеров – в этом заключается ее этическая функция. Эстетическое воздействие считалки на ребенка очевидно – достаточно вслушаться в ритм, в художественно отточенную лаконичную фразу, чтобы понять, почему этот жанр один из наиболее любимых и распространенных в детском фольклоре. Исследователи указывают на то, что наибольшее воздействие оказывает считалка, когда ее скандируют хором, подчеркнуто ритмично и достаточно громко. Во-первых, ритмичная и рифмованная речь активизирует речевой центр в коре головного мозга, а, во-вторых, громкое хоровое скандирование стихов (как и хоровое пение) дает ощущение полноты жизни, которое не исчерпывается данным моментом, но закрепляется в душевном строе ребенка, обеспечивая ему душевные силы не только в детстве, но и взрослому.

Народные песни…неповторимой красоты. Вечно живые. Это чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. С них надо начинать, так как они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Ведь народные песни создавались в процессе пения, именно в исполнительной практике находились наиболее удобные и выразительные интонации, шлифовался текст: ведь распеваются обычно самые удобные гласные, да и самих обилие в русской песне, преобладание распевов, свидетельствуют о специфически русской национальной кантилене. Народные песни создают у детей с особыми образовательными потребностями хорошее настроение, влияют на их внешний и моральный облик, воспитывают в них гуманные чувства, патриотизм, оказывают влияние на их эстетические потребности и способствуют формированию у них нравственных и эстетических идеалов

Детям нравятся чистоговорки, которые учат правильно формировать и развивать связную речь, отрабатывать артикуляцию.

Дети физически слабые, робкие, отсталые в развитии, с заторможенной психикой постепенно раскрываются. Приобретенные на фольклорных занятиях знания дети реализуют на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, проектах. С детьми проводим такие праздники как «Осенины», «Рождественские святки», «Масленицу», «Троицу», где дети одетые в русские национальные костюмы поют песни, колядки, частушки, разыгрывают сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

То, что русское народное творчество влияет на здоровье и личностный рост ребенка, подтверждается словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: “Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения”.

Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Девид Бланкетт.





Список литературы.


1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт [Текст] / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

2. Горбачева С. Н. Функции музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] // Молодой ученый. – 2012. – №7. – С. 257-259.


3. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций [Текст] / В.П. Аникин. – М. 1996.


4. Петухова М.И. Формирование готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Петухова Маргарита Ивановна. – Калуга, 2009. – 169 с.


5. Петухова-Левицкая М.И. Теория и практика оздоровления младших школьников средствами прикладной музыки [Текст]: монография / М.И. . Петухова-Левицкая. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 212 с.


6.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.livejournal.com/2188.htm

7. Библиографическое описание. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!