СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на открытом ШМО для студентов на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира"

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.»

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.


Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на разви­тие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается лю­бознательность. Окружающий мир - источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимо­действии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализиро­вать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы - в общем, все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, лю­бознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение .

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной ре­чи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение мысли — вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы.

«Все, что есть в речи логического, — писал великий педагог, — проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ста­вят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, про­водят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построе­ние связного повествования и др.

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира — развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирую­щим общую культуру и эрудицию ребенка.

«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.

Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребе­нок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культу­ры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств — патриотизма, гуманизма, интернационализма.

Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объ­ектам и людям. Задача учителя — воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятель­ную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление вни­мания к взрослому и др.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с при­родой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно-научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к сре­де обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения чело­века в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и рас­тениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно создан­ной, так и естественной среде их обитания.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возни­кающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально-положи­тельное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яр­кость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчи­вость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств. За­дача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоци­ональное состояние, использовать его для приобретения знаний и разви­тия познавательного интереса.«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Основные задачи нравственного воспитания школьников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

К содержанию нравственных представлений, формируемых в младшем школьном возрасте, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит урокам окружающего мира, которые можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование культуры поведения младших школьников составляет содержание учебного предмета «Окружающий мир», который несет информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Содержание предмета позволяет обогащать запас впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

Общеизвестно, что реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки окружающего мира способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание курса окружающего мира обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Целевые установки курса «Окружающий мира» начальной школы обуславливают необходимость использования его для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания учебного предмета формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро нравственного воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых на уроках окружающего мира, младшие школьники подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека. В природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защиты.

Важнейшая идея, заложенная в содержание курса «Окружающий мир» в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков окружающего мира. И является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации нравственного воспитания идея, заложенная в программе уроков окружающего мира: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием уроков окружающего мира сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.

По мере изучения тем о природе на уроках окружающего мир понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах.

К числу важнейших понятий, обязательных для нравственного воспитания школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках окружающего мира, в формировании целей, в содержании разделов. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы.

Важнейший компонент нравственного воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех нравственного воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе «Окружающий мир» уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Важнейшей задачей уроков окружающего мира является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается, главным образом, в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Выводы:

Что дает ребенку познание окружающего мира? Во-первых, растущий человек приобретает опыт. Этот процесс включает ознакомление с культурными ценностями, общественными идеями и идеалами общества. Поз­нание дает человеку возможность изучить накопленную в обществе инфор­мацию, отобрать из нее самое важное, выработать на ее основе систему жизненных ориентиров. Во-вторых, растущий человек постепенно приобретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соот­носить личное с общим, индивидуальное с общественным и в возможности оценивать свое взаимодействие с окружающей действительностью.

Основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок, который в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты.

Возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» в процессе воспитания нравственности.

При изучении предмета «Окружающий мир» младший школьник:

- устанавливает   более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

- получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни.

- усваивает конкретные правила поведения в семье, в школе, в окружающем социуме, приобретает способность поступать в соответствии с ними и осозна­ёт необходимость их выполнения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!