СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовный кризис и пути выхода из него. Ким А.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа призёра II Ильинских чтений Ким Анастасии

Просмотр содержимого документа
«Духовный кризис и пути выхода из него. Ким А.»

II ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ



Доклад



Духовный кризис общества

и пути выхода из него

в философском наследии И. А. Ильина





Выполнил_:_____Ким Анастасия Дмитриевна

Контактный телефон_____________ХХХХХХХХХ



Электронный адрес: __ХХХХХХХХХХХХ___________________



Населённый пункт:_ХХХХХХХХХХХХХХХХ



Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”









2018

Моё знакомство с трудами Ивана Александровича Ильина показало мне, что каждая поднимаемая им проблема основывается на его религиозном мировоззрении. В творчестве этого замечательного философа меня заинтересовывают именно духовные аспекты жизни человека и его внутреннее состояние.

Тема духовного кризиса, на мой взгляд, актуальна в наше время как никогда. Понятия о честности, истинной любви, верности, правде, долге, искренности и совести стали утрачивать свой смысл. Ильин связывает этот процесс с тем, что люди отошли от церкви и утратили живую веру. С научно-техническим прогрессом культура отделилась от религиозности и приобрела безбожную пустоту. Человек направляет деятельность на достижение своего комфорта. Заботясь только о своём материальном положении, он перестаёт беречь и хранить религиозно-христианские ценности, которые являются основой здоровой души.

В былые времена церковь была почитаема, так как имела на людей огромное влияние и духовно питала их. Вестернизация и связанная с ней секуляризация мертвят нашу душу и всё больше отдаляет от священных истин. Таким образом, человек даже не замечает, как начинает становиться пленником сил, разрушающих его духовный мир.

Ильину в точности удалось охарактеризовать силы, способствующие безбожному человечеству:

- научно-технический прогресс, основанный на материалистической науке; когда техника, созданная для служения человеку, влечёт его самого, даже обнадёживает в победе в случае войны и выполняет человеческие функции, но совершенно далека от высшей цели;

- светская государственность; само по себе светское государство - это не просто государство, в котором отсутствует государственная общеобязательная религия. Это система управления, обращённая к материальной стороне жизни. Она стремиться улучшить качество жизни отдельных социальных групп, совершенно не учитывает религиозно-христианские корни правосознания;

- «капитализм»; но не как социально-экономическая структура общества, а как безбожный строй, пропитанный жаждой наживы, когда душа человека насыщается приобретательскими инстинктами и порождает жадность, корысть, ложное милосердие и зависть;

- низкий уровень искусства; культура, изначально призванная просвещать и обогащать внутренний мир, становится развлекательной и зрелищной индустрией, чтобы удовлетворить потребности безбожной массы0.

По мнению Ильина, духовный кризис, зародившись на Западе, был привнесён в Россию «полурусской полуинтеллигенцией», то есть людьми, оторвавшимися от национальных корней, заражённых идеями революции, антиклерикализма, интернационализма0. Их он считал главными виновниками революции 1917 года в России. С тех пор прошло 100 лет, но как мало изменилось в соотношении сил, сражающихся на поле духовной брани!

В сущности, кто такой «интеллигент»? В переводе с латинского «intelligens» означает «понимающий». То есть это человек, который в силу своего особого мировосприятия глубже проникающий в суть происходящих в мире процессов, понимающий их причины, видящий их последствия. Для человека, выросшего в христианской традиции, эта способность – безусловно – дар Божий. Мудрость, незлобивость, рассудительность – вот те черты, по которым можно узнать истинного интеллигента. И когда возникает желание облечь эти черты в плоть, перед мысленным взором предстают и прославленные в Лике Святых Сергий Радонежский или Амвросий Оптинский, и так любимые современной православной Россией Николай Гурьянов или Иоанн Крестьянкин, совсем недавно завершившие свой земной путь.

Не таковы те, кому Иван Александрович присвоил столь нелестное звание. «Полурусский полуинтеллигент» не отмечен Божьей печатью. Его претензия на «понимание» основана на научно-материалистической образованности, а точнее осведомлённости, презрении ко всему русскому, как отсталому и дикому, и преклонении перед всем западным, как, напротив, передовым и просвещённым.

Современный «полурусский полуинтеллигент» говорит на полурусском языке, вставляя в свою речь как можно больше англицизмов. Он считает, что народ, из которого сам он вышел, не способен ни на что здравое и достойное. Даже очевидные победы России в любых сферах нашей жизни он стремится опорочить и уничижить. При этом он абсолютно не способен критически осмысливать так называемый «передовой западный опыт», считая всё происходящее на Западе по определению прогрессивным, разумным и ценным. Он с презрением относится к прошлому России, едва ли не с ненавистью – к её настоящему и, уж точно, не связывает с нею своего будущего. Вам знаком этот тип «прогрессивного деятеля»? Если да, то опасность, о которой говорил Ильин, не миновала.

Как проявляется духовный кризис? В среде полуинтеллигентов-интернационалистов возникает «лже-идея недуховной свободы: не свободы веры и Богосозерцания, а свободы безбожия; не свободы совести, а свободы от совести — от ответственности, от духа, от вкуса, от правосознания»0. Люди ополчаются на Бога, отвергая самые естественные установления морали.

Долг, совесть, чувство Родины, любовь и верность – всё это опошляется и подменяется ложными понятиями, прикрытыми лозунгами всеобщего равенства, гуманизма, а в наши дни ещё и толерантности.

Одним из первых социальных институтов, настигнутых этой разрушительной силой, стала семья. В основе христианской семьи лежит любовь. В такой семье каждый служит каждому в меру своего положения, возраста и возможностей. В ней естественным образом складывается первичная иерархия, формируется авторитет отца. Если во главу угла ставится пресловутое равенство и «свобода личности», идея служения сама собою становится не актуальной. На первый план выходят комфорт и удовольствие. А они уже – не моральные категории, а проявления инстинкта. Из «первичного лона человеческой культуры» семья вырождается в биологическое сожительство0.

Разрушение семьи приводит к прерыванию народно-христианской педагогической традиции. И вот уже целые поколения вырастают с искаженным образом мира и превратным пониманием своего места в нём. Вместо патриотизма и гражданственности в отношениях с Родиной и государством возникает нелояльность. Вместо любви к близким – эгоизм. Вместо долга и жертвенности – потребительские настроения.

Апогеем всеобщего разрушения становится крах государственности и правосознания.

Выход из сложившегося кризиса Ильин видит в возрождении религиозного опыта. Иван Александрович уверяет, что возродить нравственность и истинную религиозность возможно лишь тогда, когда душа искренне затоскует по Божьему лону, по его свету и чрезмерной любви. Человеку просто необходимо иметь духовный стержень - веру.

Вера имеется у каждого человека. Одни придерживаются веры в научное знание, другие - в религиозное, а кто-то - в атеистическое. Ни один человек не способен прожить без веры, так как она является главным и ведущим тяготением человека, определяющим его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки. Многие считают, что наука и религия несовместимы, потому что для образованного человека вера уступает просвещению и становиться суеверной; путают веру во что-то с истинным знанием, применяемым в теории и практике. Верить по Ильину - гораздо большее чем признавать за истину. Это чувство должно восприниматься глубиной души и исходить от сердца. И по сути мы есть те, во что мы верим0.

Чему же верят люди, лишённые духовного питания Священным писанием? Иван Александрович предполагает, что большинство верят в наслаждения, в возможность построения рая на Земле. Человек уподобляется верой в земные удовольствия и постепенно превращается в чувственное существо с умирающей душой. Нужно отметить, что веры достойно только то, что определяет жизненный путь, цель и ради чего стоит бороться и умереть. Также Ильин разделяет понятия верить и веровать. Верят - все осознанно или бесосознано, веруют же - далеко не все, ибо верование предполагает прикрепиться душой к тому ,что действительно заслуживает веры. Поэтому верующие имеют общий духовный предмет и созидают с Ним; а верящих разъединяет их вера в нерелигиозное0.

Так что же является источником веры? Этим источником становится накопленный многими поколениями духовный опыт, при знании которого человек соприкасается с божественными началами и имеет возможность познать Всевышнего, осознать истинные ценности. Ведь именно вера в Бога является глубоким духовным чувством человека, пропитанным любовью и чистотой. Ильин отмечает, что разумная вера и верующий разум возможны только при условии, что разум никогда не будет перечить вере, и вера никогда не будет противостоять разуму.

Ильин обращает внимание на то, что вера, прежде всего - духовное внимание, доверие. Каждый человек свободно может стать на этот путь и пройти его самостоятельно. Этот путь будет лёгок для духовных людей, но тягостен для бездуховных. Вера и религия суть явления духовной свободы, ибо люди сами должны изголодаться по божественному, свободно уверовать в Бога и захотеть его присутствия в из жизни0.

Добровольное приятие Бога сердцем - есть действие сердца и истинный акт любви. Любой человек определяет свой жизненный уклад и свой путь любовью, тем предпочтениям, которым он предается. Мне очень понравилось его высказывание: «Жить - значит выбирать, предпочитать, стремиться и добиваться»0. Человек выбирает то, что он желает. А желает он того, что любит. Но только в свете религиозного опыта человек способен постигать священное значение любви. Любовь – самый могучий источник духовного обновления, но любовь духовная, которая в отличие от инстинкта, является вкусом к совершенству, тягой ко всему хорошему и достойному. Где начинается любовь, там заканчивается безразличие и пассивность, человек преображается: становится собранным и сосредоточенным, наполняет жизнь важнейшим содержанием. Только с позиций признания христианской любви он может научиться отличать добро от зла, постигнет, что значит честь и благородство, научится видеть прекрасное и творить это прекрасное в различных художественных формах искусства0.

Для того чтобы верить, любить, творить человеку необходима свобода. Наряду с тем, что свобода наполняет нас внутренним достоинством, свободный дух – это непременное условие здоровой общественной жизни. Общество, не заинтересованное в самостоятельных и творческих людях, подавляющее личную инициативу само себя ослабляет и толкает к гибели0.

Возрождение религиозного опыта даёт человеку тот свет (Ильин называет его Божьим лучом), который озаряет душу и обновляет культуру. Все внешние события, явления, образы приобретают особый духовный смысл0

Говоря о духовном возрождении, Ильин подчёркивает, что «Дух есть сила самоопределения к лучшему… Ему присуща способность внутренне освобождать себя, ему доступно самоусиление и самоопределение к благу»0. Через духовный опыт человек приобщается к божественной стихии, приходит в живое соприкосновение с Богом. Пренебрегая этим, человек добровольно предаётся духовной слепоте, не умея более увидеть глубину и тайну жизни, воспринимая только внешнюю видимость0.

Проблемы духовного распада и вырождения не остались в прошлом. В наши дни мы наблюдаем их уже на новых уровнях «развития». Поэтому труды Ивана Александровича Ильина остаются актуальными и сейчас. Путь духовного обновления, предложенный философом без малого век назад, можно назвать детальной программой выхода личности из духовного кризиса. Следуя этим путём мы сможем научиться отличать добро от зла, правду от лжи, благородство от подлости.

Знакомясь с наследием Ивана Ильина, я сделала для себя одно личное открытие. Взгляды этого философа являют собой пример поразительного целомудрия. Понятие это, на мой взгляд, несколько упрощено в нашем сознании, низведено от его изначального смысла к значению приземлённому. В самом его звучании слышится неизмеримая глубина. Я воспринимаю целомудрие как целостный, неповреждённый взгляд на мир. Взгляд, наполненный осознанием присутствия в этом мире Бога. В каждой строке Ивана Александровича читается его предстояние пред Богом. Не всё, что мною прочитано, я принимаю бесспорно. Что-то я не могу уяснить в силу собственной слабости. Но я и не могу утверждать, что Ильин был прав абсолютно во всём. Для меня, тем не менее, бесспорно следующее: он всегда был искренен в том, о чём писал, и всегда стремился поступать в соответствии с пониманием Промысла Божьего о себе. И в этом – главный урок Ильина для меня. Его пример духовного возрождения и обновления.


Список источников и литературы


  1. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М.:АСТ, 2004. 285 с.

  2. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи (составление О.А. Платонова). –

М.: Издательство Алгоритм, 2014. – 400 с.

  1. Ильин И. А. Основы христианской культуры //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Culture/Ilin/_01.php

  1. Ильин И. Путь духовного обновления. М.:АСТ, 2006, 211с




Выступление на защите

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Ким. Моё знакомство с трудами Ивана Александровича Ильина показало мне, что каждая поднимаемая им проблема основывается на его религиозном мировоззрении. В творчестве этого замечательного философа меня заинтересовывают именно духовные аспекты жизни человека и его внутреннее состояние.

Тема духовного кризиса, на мой взгляд, актуальна в наше время как никогда. Понятия о честности, истинной любви, верности, правде, долге, искренности и совести стали утрачивать свой смысл. Ильин связывает этот процесс с тем, что люди отошли от церкви и утратили живую веру.

Ему в точности удалось охарактеризовать силы, способствующие безбожному человечеству:

- научно-технический прогресс, основанный на материалистической науке; когда техника, созданная для служения человеку, влечёт его самого, даже обнадёживает в победе в случае войны и выполняет человеческие функции, но совершенно далека от высшей цели;

- светская государственность; само по себе светское государство - это не просто государство, в котором отсутствует государственная общеобязательная религия. Это система управления, обращённая к материальной стороне жизни. Она стремиться улучшить качество жизни отдельных социальных групп, совершенно не учитывает религиозно-христианские корни правосознания;

- «капитализм»; но не как социально-экономическая структура общества, а как безбожный строй, пропитанный жаждой наживы, когда душа человека насыщается приобретательскими инстинктами и порождает жадность, корысть, ложное милосердие и зависть;

- низкий уровень искусства; культура, изначально призванная просвещать и обогащать внутренний мир, становится развлекательной и зрелищной индустрией, чтобы удовлетворить потребности безбожной массы.

По мнению Ильина, духовный кризис, зародившись на Западе, был привнесён в Россию «полурусской полуинтеллигенцией», то есть людьми, оторвавшимися от национальных корней, заражённых идеями революции, антиклерикализма, интернационализма.

В сущности, кто такой «интеллигент»? В переводе с латинского оно означает «понимающий». То есть это человек, в силу своего особого мировосприятия глубже проникающий в суть происходящих в мире процессов, понимающий их причины, видящий их последствия. Для человека, выросшего в христианской традиции, эта способность – безусловно – дар Божий. Мудрость, незлобивость, рассудительность – вот те черты, по которым можно узнать истинного интеллигента.

Не таковы те, кому Иван Александрович присвоил столь нелестное звание. «Полурусский полуинтеллигент» не отмечен Божьей печатью. Его претензия на «понимание» основана на научно-материалистической образованности, а точнее осведомлённости, презрении ко всему русскому, как отсталому и дикому, и преклонении перед всем западным, как, напротив, передовым и просвещённым. Современный «полурусский полуинтеллигент» говорит на полурусском языке. Даже очевидные победы России в любых сферах нашей жизни он стремится опорочить и уничижить. Он с презрением относится к прошлому России, едва ли не с ненавистью – к её настоящему и, уж точно, не связывает с нею своего будущего. Вам знаком этот тип «прогрессивного деятеля»? Если да, то опасность, о которой говорил Ильин, не миновала.

Как проявляется духовный кризис? В среде полуинтеллигентов-интернационалистов возникает «лже-идея недуховной свободы: не свободы веры и Богосозерцания, а свободы безбожия; не свободы совести, а свободы от совести — от ответственности, от духа, от вкуса, от правосознания» . Люди ополчаются на Бога, отвергая самые естественные установления морали.

Долг, совесть, чувство Родины, любовь и верность – всё это опошляется и подменяется ложными понятиями, прикрытыми лозунгами всеобщего равенства, гуманизма, а в наши дни ещё и толерантности.

Одним из первых социальных институтов, настигнутых этой разрушительной силой, стала семья. В основе христианской семьи лежит любовь. В такой семье каждый служит каждому в меру своего положения, возраста и возможностей. Если во главу угла ставится пресловутое равенство и «свобода личности», идея служения сама собою становится не актуальной. На первый план выходят комфорт и удовольствие. А они уже – не моральные категории, а проявления инстинкта. Из «первичного лона человеческой культуры» семья вырождается в биологическое сожительство.

Разрушение семьи приводит к прерыванию народно-христианской педагогической традиции. И вот уже целые поколения вырастают с искаженным образом мира и превратным пониманием своего места в нём. Вместо патриотизма и гражданственности в отношениях с Родиной и государством возникает нелояльность. Вместо любви к близким – эгоизм. Вместо долга и жертвенности – потребительские настроения.

Апогеем всеобщего разрушения становится крах государственности и правосознания.

Выход из сложившегося кризиса Ильин видит в возрождении религиозного опыта. Вера имеется у каждого человека. Чему же верят люди, лишённые духовного питания Священным писанием? Иван Александрович предполагает, что большинство верят в наслаждения, в возможность построения рая на Земле. Ильин разделяет понятия верить и веровать. Верят - все осознанно или безосознано, веруют же - далеко не все, ибо верование предполагает прикрепиться душой к тому, что действительно заслуживает веры. Поэтому верующие имеют общий духовный предмет и созидают с Ним; а верящих разъединяет их вера в нерелигиозное.

Вера и религия суть явления духовной свободы, ибо люди сами должны изголодаться по божественному, свободно уверовать в Бога и захотеть его присутствия в их жизни.

Добровольное приятие Бога сердцем - есть действие сердца и истинный акт любви. Любой человек определяет свой жизненный уклад и свой путь любовью, тем предпочтениям, которым он предается. Мне очень понравилось его высказывание: «Жить - значит выбирать, предпочитать, стремиться и добиваться». Человек выбирает то, что он желает. А желает он того, что любит. Но только в свете религиозного опыта человек способен постигать священное значение любви. Любовь – самый могучий источник духовного обновления, но любовь духовная, которая в отличие от инстинкта, является вкусом к совершенству, тягой ко всему хорошему и достойному.

Для того чтобы верить, любить, творить человеку необходима свобода. Говоря о духовном возрождении, Ильин подчёркивает, что «Дух есть сила самоопределения к лучшему». Через духовный опыт человек приобщается к божественной стихии, приходит в живое соприкосновение с Богом. Пренебрегая этим, человек добровольно предаётся духовной слепоте, не умея более увидеть глубину и тайну жизни, воспринимая только внешнюю видимость.

Проблемы духовного распада и вырождения не остались в прошлом. В наши дни мы наблюдаем их уже на новых уровнях «развития». Поэтому труды Ивана Александровича Ильина остаются актуальными и сейчас. Путь духовного обновления, предложенный философом без малого век назад, можно назвать детальной программой выхода личности из духовного кризиса. Следуя этим путём мы сможем научиться отличать добро от зла, правду от лжи, благородство от подлости.

Знакомясь с наследием Ивана Ильина, я сделала для себя одно личное открытие. Взгляды этого философа являют собой пример поразительного целомудрия. Понятие это, на мой взгляд, несколько упрощено в нашем сознании, низведено от его изначального смысла к значению приземлённому. В самом его звучании слышится неизмеримая глубина. Я воспринимаю целомудрие как целостный, неповреждённый взгляд на мир. Взгляд, наполненный осознанием присутствия в этом мире Бога. В каждой строке Ивана Александровича читается его предстояние пред Богом. Для меня бесспорно следующее: он всегда был искренен в том, о чём писал, и всегда стремился поступать в соответствии с пониманием Промысла Божьего о себе. И в этом – главный урок Ильина для меня. Его пример духовного возрождения и обновления.












0 См.: Ильин И. А. Основы христианской культуры//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ilin/_01.php

0 См.: Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. С. 17-20

0 Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. С.352.

0 См.: И. Ильин. Путь духовного обновления. С. 85-96.



0 См.: И. Ильин. Путь духовного обновления. С. 3-5

0 См.: Там же, С. 9-10.

0 См.: Там же, С. 14-17.

0 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С 41

0 См.: И. Ильин. Путь духовного обновления. С. 45-46

0 См.: Там же. С. 47-48

0 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С 250-252.

0 Там же. С.138.

0 См.: Там же. С.112-113.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!