СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Две жизненные правды" (Урок по повести М.Горького "Детство" )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по творчеству М.Горького в 7 классе "Две жизненные правды" (конспект)

Просмотр содержимого документа
«"Две жизненные правды" (Урок по повести М.Горького "Детство" )»

Конспект урока в 7 классе по повести М. Горького «Детство»

Тема: «Две жизненные правды» (Что влияет на формирование детского характера?)

Тип урока: Урок анализа художественного произведения.

Цели урока:

Образовательные:

продолжить работу по обучению характеристике героев; показать раскрытие образов в динамике

Развивающие:

развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение к слову; умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте произведения, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; изложение содержания прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществление анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков; формирование восприятия текста как произведения искусства.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, короткометражный художественный фильм «Детство» (по повести А.М. горького «Детство»), наглядный материал (опросный лист, лист самооценки).

Термины: портрет, речевая характеристика, сравнительная характеристика, изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, эвристическая беседа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная



Ход урока

…Она стала на всю жизнь другом,

самым близким сердцу моему,

самым понятным и дорогим человеком…

…я сразу почуял в нём врага.

М. Горький

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Проверяет готовность рабочих мест.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души чувством удовлетворенности от хорошей работы!


Работать мы будем сегодня с листом ответов и листом самооценки. Не забывайте ставить себе оценку.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.


Слушают учителя.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания

Прием «прогнозирование»:

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”.

??? Вспомните, что такое автобиографическое произведение?

??? От чьего лица ведется повествование?

Однако подход к изображаемым событиям писатель определил так: «Не про себя я рассказываю». На прошлом уроке мы говорили о “свинцовых мерзостях “ жизни, которые тяжёлым грузом ложились на душу впечатлительного ребёнка, живущего “как в глубокой тёмной яме”.

??? А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Автор на этот вопрос отвечает так: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной»

??? Почему же писатель считает, что детские воспоминания так важны для человека?

??? Что за истина открывается каждому из нас в воспоминаниях о детстве?

Кто оставил след в ваших душах? Представьте тех близких, о которых вам захотелось рассказать сегодня. (сообщения о бабушках). Продолжим разговор о повести.


??? Перед глазами мальчика два сложных характера – дед и бабушка. Понравились ли они вам при чтении повести? Менялось ли отношение к ним?

??? Обратимся к эпиграфу урока. Что говорит в 1 главе о них Горький? Как вы понимаете эти слова? слайд

Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока? Запишите тему на ваших листах ответов.

Тема. Две жизненные правды

Как вы понимаете это сочетание?

Запишите цели, которые вы перед собой ставите. Назовите ваши цели.

Скажите, характеризуя литературный образ, на что мы обращаем внимание? (на портрет, речь, поведение героев).






-Произведение, в основу которого легли факты биографии писателя

- от лица человека, вспоминающего свое детство



-они тоже повлияли на мальчика











-Вспоминая детство, мы оцениваем себя, свои поступки

- на формирование наших характеров оказывают влияние люди, с которыми мы общаемся

-сравнить два образа

-проследить, как автор создает целостный образ героев, оценить их поступки, характеры.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

«До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни». Самым близким и дорогим человеком стала для Алёши бабушка Акулина Ивановна. Интересно, что Горький даже думал назвать повесть “Бабушка”. Слайд бабушка

??? А как мальчик воспринимал дедушку?

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом и проследим, как повлияли на формирование характера Алеши бабушка и дедушка. Мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Слайд б. и д.

Отвечают на вопросы






4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Итак, сравним героев в схожих ситуациях и дадим оценку их поступкам. Для этого выслушаем сообщения групп, каждая из которых проанализирует один из эпизодов повести.

??? Что входит в понятие характеристика героя? (внешность, поведение, характер, история жизни)

-Портрет у Горького – это портрет-отношение, портрет-впечатление. Меняется отношение – меняется портрет.

Задание группы №1 История жизни

Дайте описание бабушки и деда (внешность, поведение, характер)

-От портрета внешнего перейдем к портрету внутреннему.

Какова история их жизни?

( гл. I, II, III)

Задание группы №2 Семья

Как бабушка и дед относятся к своим домашним (сыновья, Цыганок, внуки)? Какие черты характера проявляют герои? (внешность, поведение, характер)

( гл. I,II)

Задание группы №3 Мастер Григорий

Как ведут себя бабушка и дед по отношению к мастеру Григорию?

Какие черты характера героев проявляются в этом эпизоде? (внешность, поведение, характер)

( гл. III, VII-)

Задание группы №4 Разорение

Как ведут себя бабушка и дед после разорения?

Какие черты характера героев проявляются в этом эпизоде? (внешность, поведение, характер)

( гл. XIII)

ситуации

дед

бабушка

Внешность (эпитеты, сравнения, отношение Алеши)



История жизни

"нищей матери сын"

Бурлак

Цеховой мастер

Замужем с 14 лет

18 детей

Семья

Ругается с сыновьями

Порет внуков

Равнодушен к Алёше

(властный, жестокий, равнодушный

"потатчитца"

Цыганок

Посиделки

( добрая, весёлая, любящая)

Мастер Григорий

Выгнал из дома

(бессердечный, неблагодарный)

Кормит

(сострадание, совестливость)

разорение

Поделил имущество

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

Побирается

" а иди - ка ты в люди"

(скупой, нестравился с невзгодами)

Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!” Смеётся над дедом Кормится своим трудом (неунывающая )

Пожар

Растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился,

отдавал бессмысленные приказания.

Не подходит к огню

Выпустил коня

(суетливый, не способен принять решение, растерянный) Им руководило чувство собственного сохранения:

приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других,

скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится

о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Вынесла из огня купорос

Остановила коня

Организует соседей

(решительная, смелая, собранная)


Отвечают на вопросы

Работают с текстом, иллюстрациями.

Работают индивидуально, в группе



Сообщение о внешности

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект.

Сравнительная характеристика

См. Приложение № 3

Работа в группах. Составление таблицы «Жизненная правда бабушки, жизненная правда деда.

Итоги работы мы будем оформлять в виде таблицы. Заготовка таблицы лежит у вас на партах. Эта таблица должна вам помочь в работе над сочинением по повести.

Выступления групп

???Зачем Горький рассказал о дедушке, если симпатии на стороне бабушки? В чем смысл противопоставления деда и бабушки? Каковы их жизненные принципы?

Какие фразы они произносят чаще всего?

(«Хорошо-то как, господи!»

«Эх вы-и!»

???Дома вы внимательно прочитали эпизод “Пожар в красильне” (глава 4). Проанализируем, какие черты характера бабушки и деда выявились в этой сложной, драматической ситуации? За чем следует наблюдать в поведении персонажа, чтобы понять внутренние побуждения человека, его отношение к происходящему? (речь, чувства)

(результат работы-таблица)

Во время пожара дед очень растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал и суетился. Однако и в эти минуты дедом прежде всего руководит чувство собственной безопасности. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он приказывает Григорию Ивановичу остановить ее, сам же не делает ни одного шага в строну бабушки. Даже когда нянька жалуется деду, что нигде нет Алеши, он прогоняет ее, не заботясь о мальчике.

По сравнению с дедом бабушка ведет себя как настоящая женщина. Сразу вспоминаются слова Н. А. Некрасова о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» В такую суровую минуту бабушка, единственная среди всех в семье, не теряет самообладания. С первой минуты бабушка словно преображается: исчезает ее привычная мягкость и уступчивость, на смену им приходит собранность, решительность. Вот когда в полной мере раскрываются высокие душевные качества бабушки.

Работают по тексту Высказывают свои мнения, слушают выступления одноклассников

Записи в листах.

Отвечают на вопрос





6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

Работа над иллюстрациями к повести. (по возможности)

Рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к повести “Детство”.

???Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев?

??? Как вы понимаете слова из текста: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Работают в группах. Обучающиеся рассматривают иллюстрации Б. Дехтерева и отвечают на поставленный вопрос


7. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

- Сформулируйте вывод по результатам анализа.

Каковы жизненные правды у бабушки и деда?

(Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение).

(Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие. Дед старался передать свою “мудрость”: “будь хитрым, а не простодушным”, “свой бьёт-это наука, а чужому не поддавайся”. Но между дедом и внуком не возникло душевной близости).

Итоговое слово учителя.

???А чья правда ближе вам?

Вывод. Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни! Добро и Зло часто соседствуют и в жизни и в душе каждого человека.

- Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чистым и чутким.

- Бороться со злом надо силами Добра, Любви и Справедливости

слова самого М. Горького:

“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.

Согласны ли вы со словами самой повести?

Слушают, делают выводы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы













8 Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Наш урок подходит к концу.

Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

мне было интересно…

у меня не получилось…

д/з Письменно охарактеризовать одного из героев.

По выбору: составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести или создать свою иллюстрацию и подготовиться к ее защите.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!