СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двигательная активность подростка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа. 

Просмотр содержимого документа
«Двигательная активность подростка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ордена «Знак Почета»

им.Луначарского А.В. гимназия №5

г.Владикавказа






Проектная работа

«Двигательная активность подростков в современном мире»





Авторы работы: группа учащихся 9-10 классов

Работа выполнена под руководством

учителя физической культуры

Багировой Я.В.







Владикавказ 2022










Оглавление


Введение …………………………………………………………………………..3

1. Двигательная активность как условие сохранения здоровья ………...……..4

2. Здоровый образ жизни школьника …………………………………………...6

3. Исследование двигательной активности учеников ………… ………………9

4. Разработка комплекса упражнений «Движение против COVID-19:

гимнастика за рабочим столом» ………………………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………………13

Список литературы ……………………………………………………………...14

Приложения ……………………………………………………………………..15

























Введение


Проблема недостаточной двигательной активности школьников стала в последнее время еще острее. В марте 2020 г. из-за пандемии COVID-19 школы в России перешли на дистанционное обучение, прекратили свою работу спортивные секции, двигательная активность школьников резко сократилась. Все это может негативно отразится на здоровье школьников и требует поиска путей увеличения их двигательной активности.

Гипотеза: недостаток двигательной активности школьника может привести к развитию различных хронических заболеваний, но можно поддерживать достаточно высокий ее уровень.

Цель проекта – выяснить, как может отразиться недостаток двигательной активности на здоровье подростка и предложить меры по повышению двигательной активности .

Задачи:

1) выяснить, почему двигательная активность является условием сохранения здоровья школьника;

2) выяснить, какие формы двигательной активности должен включать режим дня школьника в соответствии с правилами здорового образа жизни;

3) путем анкетирования выявить уровень двигательной активности учеников;

Объектом исследования является двигательная активность школьников,

Предметом исследования – способы ее поддержания.


1. Двигательная активность как условие сохранения здоровья


Движение – это жизнь…

Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности [3].

Если проследить историческое развитие человечества, то можно увидеть как с появлением и развитием техники, сокращается двигательная активность человека. Особенно подвержены гиподинамии (недостатку двигательной активности) люди некоторых профессий (бухгалтеры, операторы, программисты и др.), а также школьники и студенты.

Ученым давно известно, тесная связь между двигательными функциями человека и работой его внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности.

При этом исследования свидетельствуют, что около 80% дневного времени ученики школ находятся в статическом сидячем положении (рис.1).

Рисунок 1 – Статичное положение школьников

Двигательная активность подразделяется на организованную и неорганизованную.

Организованная двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм физических упражнений и двигательных мероприятий. Сюда относятся: физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и т.д.

Неорганизованная двигательная активность– это сумма всех самопроизвольно осуществляемых человеком движений (при обычной жизнедеятельности) [3].

Как правило, доля организованной двигательной активности в режиме дня школьника очень невелика (несколько уроков физкультуры в неделю). Да и уровень неорганизованной активности невысок. В школе не приветствуются шумные подвижные игры, в лучшем случае, школьники передвигаются в перемены по классу.

После такого малоактивного дня наступает вечер – время подготовки домашнего задания. Получается, что и вечер школьник проводит все в той же статичной сидячей позе. Даже кратковременный отдых большинство детей проводят за компьютером, чтением или сидя перед телевизором.

Отсюда, целый комплекс проблем со здоровьем (рис.2).

Рисунок 2 – Последствия долгого сидения без движения


Таким образом, гиподинамия приводит к существенному ухудшению здоровья – быстрой утомляемости, снижению памяти и внимания, ухудшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искривлению осанки и развитию болезней позвоночника.


2. Здоровый образ жизни школьника


Осознавая важность поддержания здоровья школьника, необходимо планировать как режим дня, так и режим его дополнительных занятий в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается образ жизни, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом [2].

Режим дня школьника должен включать следующие обязательные формы двигательной активности:

  • утренняя зарядка;

  • занятия физкультурой школе;

  • дополнительные занятия в спортивных секциях;

  • активные игры во время отдыха.

Утренняя зарядка

Учеными уже давно доказано, что в школьном возрасте у человека еще не до конца сформирован скелет, поэтому упражнения имеют огромное значение для здоровья. К преимуществам утренней зарядки можно отнести:

1) быстрое пробуждение, значительное увеличение продуктивности школьного дня;

2) укрепление иммунитета, сокращение количества простуд и прочих болезней;

3) улучшение кровообращения, благодаря чему запускаются все системы организма. Это придает бодрости и собранности;

4) домашняя гимнастика закаляет человека. Он становится более активным, готов к любым стрессовым ситуациям;

5) ежедневная зарядка дисциплинирует, что очень пригодится во взрослой жизни.

Занятия физкультурой в школе

Уроки физкультуры относятся к организованной двигательной активности. Это значит, что физическая нагрузка тщательно рассчитана с учетом возраста, пола и состояния здоровья школьника. Кроме того, есть специальная программа занятий, куда включены и различные физические упражнения (подтягивания, отжимания, бег и др.), и спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.).

Уроки физкультуры проходят в специально оборудованных местах – в спортивных залах и на стадионах. Это расширяет возможности, снижает риски получения травм.

Дополнительные занятия в спортивных секциях

Помимо уроков физкультуры в школе, школьнику желательно посещать спортивные секции, а также кружки, занятия в которых предполагают двигательную активность.


3. Исследование двигательной активности учеников 9-10 классов


Мы разработали анкету для своих одноклассников (Приложение 1), чтоб изучить уровень их двигательной активности.

Всего в анкетировании приняли участие 50 учащихся 9-10 классов.

Анкетирование проводилось на переменах.

В ходе обработки результатов анкетирования мы установили, что 13 из 22 наших одноклассников (или 59%) делают дома утреннюю зарядку, а 9 человек (или 41%) зарядку не делают.

При этом 20 человек признались, что любят уроки физкультуры. Это почти 91%. Только 2 человека (или 9%) физкультурой занимаются без большого энтузиазма.

На рис.4 показано, чем предпочитают заниматься наши одноклассники в свободное время.

Рисунок 4 – Предпочитаемые занятия учеников 4б класса


82% наших одноклассников предпочитают в свободное время гулять с друзьями. По 9% свое свободное время проводят за чтением и игрой на компьютере. Это значит, что большинство учеников нашего класса предпочитают активный отдых на свежем воздухе.

Как именно наши одноклассники предпочитают проводить время на улице можно увидеть по диаграмме на рис.5.

Рисунок 5 –Предпочитаемые занятия учеников 4б класса

во время прогулки на улице


11 человек или 50% наших одноклассников предпочитают во время прогулок на улице играть в активные игры с друзьями, 4 человека или 18% - кататься на велосипеде, по 9% - кататься на лыжах и коньках.

На рис. 6 представлены кружки и секции, которые посещают наши одноклассники.

Рисунок 6 – Кружки и секции, посещаемые учениками 4б класса

Самыми популярными кружками и секциями среди учеников 4б класса являются танцевальный кружок и теннис, их посещают по 23% наших одноклассников. 14% учеников посещают баскетбол, по 9% ходят на футбол, дзюдо и рукопашный бой. Также несколько ребят занимаются легкой атлетикой, боксом и верховой ездой.

Следует отметить, что 12 человек или 55% наших одноклассников сообщили, что хотят связать свою жизнь с профессиональным спортом. И все 22 человека согласились, что «Активное движение – признак здорового образа жизни».

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне двигательной активности учеников 4б класса. Мы и наши одноклассники любим физкультуру, посещаем различные спортивные кружки и секции, играем в подвижные игры на свежем воздухе.


Заключение


В результате работы над проектом был сделан ряд выводов.

1. Двигательная активностьпредставляет сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, и является условием сохранения здоровья школьника. Недостаток движения (гиподинамия) приводит к существенному ухудшению здоровья – быстрой утомляемости, снижению памяти и внимания, ухудшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искривлению осанки и развитию болезней позвоночника. Кроме того, в случае заражения коронавирусной инфекцией, пневмонией или гриппом, увеличивается риск развития самых разных осложнений.

2. Здоровый образ жизни предполагает различные формы двигательной активности: утреннюю зарядку, занятия физкультурой школе, дополнительные занятия в спортивных секциях и активные игры во время отдыха. Если при этом уделять внимание еще и правильной организации питания, а также режиму сна и отдыха, то можно получить очень хороший результат: «здоровое тело» и «здоровый дух»!

3. Согласно результатам анкетированиядвигательная активность учеников 4б класса находится на достаточно высоком уровне. Мы и наши одноклассники любим физкультуру, посещаем различные спортивные кружки и секции, играем в подвижные игры на свежем воздухе.

4. С недостатком двигательно активности в условиях пандемии можно бороться с помощью простых комплексов упражнений. Так, нами был разработан и апробирован комплекс упражнений «Движение против COVID-19: гимнастика за рабочим столом».

Таким образом, в ходе работы над проектом гипотеза полностью подтвердилась:недостаток двигательной активности школьника может привести к развитию различных хронических заболеваний, но даже в условиях пандемии можно поддерживать достаточно высокий ее уровень.

Список литературы


1. Польза гимнастики для детей / Сайт «Алгебра жизни» // Режим доступа: https://algebrazhizni.ru/polza-gimnastiki-dlya-detej/.

2. Двигательный режим школьника» / Сайт «Детская поликлиника» // Режим доступа: http://www.11gdp.by/informatsiya/articles/398-dvigatelnyj-rezhim-shkolnika.

3. Определение и виды двигательной активности / Сайт НИИ Гигиены // http://physicalactivity.niig.su/о-двигательной-активности/6-opredelenie-i-vidy-dvigatelnoj-aktivnosti.

4. Спортивные каникулы.Как организовать занятия физкультурой в домашних условиях? // Сайт «Просвещение» // https://prosv.ru.

5. Упражнения на дыхание для школьников / Сайт «Центр энергодыхания» // https://energybreathing.ru/blog/uprazhneniya-na-dyhanie-dlya-shkolnikov/.






















































Приложение 1



Анкета


  1. Придерживаетесь ли Вы определенного режима дня? (да/нет).

  2. Нравится ли тебе заниматься на уроках физкультуры? (да/нет)

  3. Как ты предпочитаешь проводить свободное время? (гулять с друзьями / читать / смотреть телевизор / играть на компьютере / свой вариант)

  4. Время занятий за компьютером составляет за один день ( менее 1 часа; 1-2 час; 2-5 час; более 5 часов)

  5. Посещаете занятия по физической культуре в школе?(нет, у меня освобождение от занятий; да, практически все; иногда )

  6. Посещаешь ли ты спортивные секции, танцевальные кружки? (да /нет).Если да, то какие?















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!