Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Зимний вечер. А.С. Пушкин.
Буря мглою н .. бо кро .. т, вихр .. сне .. ные крутя…
Репродукция картины русского художника Алексея Саврасова «Зимняя дорога», 1970 г.
Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
1.Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЧ, РЩ пишутся…
2.Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости…
3.Мягкость звука Л перед согласным обозначается …
без Ь
не пишется
Ь
Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
4.Что изучает фонетика?
(Фонетика изучает звуки речи.)
5. Из чего состоят слова, которые мы слышим?
( Слова состоят из звуков.)
6.Звуки делятся на
(гласные и согласные.)
7.На какие звуки делятся согласные?
(Звуки делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие.)
8.Гласные бывают …
(ударные и безударные)
9.Сколько гласных звуков в русском языке?
(6 –А,О,У,Ы,И,Э)
10.А сколько букв?
(10- А,О,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я)
11.Назовите буквы, которые обозначают 2 звука
(я,е,ё,ю)
12.А всегда они обозначают два звука, сравните слова
м я та -[м ’а та]
Я ша - [ й’а ша]
л ю к -[л ’у к]
у ю т - [у й’у т]
жу ё т - [жу й’о т]
н ё с - [н ’о с]
т е ма - [т ’э ма]
по е зд - [по й’э ст ]
2 звука
Вывод: у букв
Е,Ё,Ю, Я две роли.
1 звук
Двадцать пятое октября Классная работа.
Двойная роль букв е,ё,ю,я.
Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:
[ э ]
[ о ]
[ у ]
[ а ]
Е, Ё, Ю, Я стоят после согласной, смягчают её и обозначают один звук
Б е лка
Бок с ё р
Р ю кзак
М я со
Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Смягчают
предыдущий
согласный
Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:
Е да -
[ й`э ]
Ё ж-
[ й`о ]
Ю ла -
[ й`у ]
Я ма-
[ й`а ]
если
буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова обозначают 2 звука
Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:
[ й`э ]
П о е зд-
П о ё м-
[ й`о ]
[ й`у ]
Д а ю т-
Б а я н-
[ й`а ]
если
буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
Буквы Е, Ё, Ю, Я в словах:
[ й`э ]
[ й`о ]
[ й`у ]
[ й`а ]
если
буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
Под ъ е зд-
Л ь ё т -
В ь ю н -
Бур ь я н -
Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Обозначают
сразу два звука!
Звуковая роль букв Е,Ё,Ю,Я
1звук
2 звука
В начале слова
После согласного
После гласного
После разделительных
Ь и Ъ
Л е в
После согласной
ё лка
в начале слова
З а я ц
после гласного
после ь знака
Свин ь я
Юбка
Л е в - [ ]
Ё лка - [ ]
За я ц - [ ]
Свинь я – [ ]
Физкультминутка
Игра: «Кто прав?»
1звук
2 звука
1звук
2звука
1звук
2 звука
2 звука
2 звук
1 звук
2 звука
белый -
съёмка -
печать -
подъезд -
тюль -
ем -
ёрш -
заехать -
мёд -
юмор -
Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной, 2) обозначают 2 звука е , ё , ю , я
День, аукает, январь, жюри, рев, подъезд , поет, нёс, маяк, , белка, басня, крылья.
Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) обозначает мягкость согласной, 2) обозначают 2 звука е , ё , ю , я
- обозначает мягкость согласной: день, рев, нёс, белка, басня
- 2) обозначают 2 звука е , ё , ю , я:
аукает, январь,, поет, маяк, крылья.
ТЕСТ
Правильные ответы
I вариант
1. б) ёжик
II вариант
2. б) если
1. в) мята
3. б) скользкий
2. в) приём
3. а) пень
4. б) 9
4. а) 7
5. б) фиолетовый
5. а) кроить
6. б) каёмка
6. в) армия
"5" - 6 .
"4" - 4 - 5 .
"3" - 3 .
Зимний вечер. А.С. Пушкин.
Бур я мгло ю н е бо кро е т, Вихри сн е жны е крут я ; То, как зв е рь, она заво е т, То заплач е т, как дит я ,
То по кровл е обв е тшалой Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
1825 г.
Репродукция картины русского художника Алексея Саврасова «Зимняя дорога», 1970 г.
Оценивание.
Что мы изучали на уроке?
(Двойную роль букв е, ё, ю, я).
-Что было трудным?
( Обозначение. 1 или 2 звука.)
-Что было легким? Что понравилось?
-Что мы сделали для решения проблемы?
(Мы прочитали правило и составили таблицу)
-Чему мы научились?
(Мы научились определять роль букв е,ё,ю,я, сколько они обозначают звуков -1 или 2 звука)
-Как мы можем определить количество звуков?
(количество звуков мы можем определить по позиции букв е, ё, ю, я в слове.)
-Что мы изучали на уроке?
(Двойную роль букв е, ё, ю, я).
-Что было трудным?
( Обозначение. 1 или 2 звука.)
-Что было легким? Что понравилось?
-Что мы сделали для решения проблемы?
(Мы прочитали правило и составили таблицу)
-Чему мы научились?
(Мы научились определять роль букв е,ё,ю,я, сколько они обозначают звуков -1 или 2 звука)
-Как мы можем определить количество звуков?
(количество звуков мы можем определить по позиции букв е, ё, ю, я в слове.)
.
Рефлексия .
На этом уроке все хорошо работали и получили хорошие оценки. У вас на парте лежат стрекозы и муравьи. Муравей работал хорошо, а стрекоза «Лето красное пропела, оглянуться не успела».
Кем вы себя считаете?
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать . (Коко Шанель).
.