СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение на родном (русском) языку Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Просмотр содержимого документа
«Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).»

Урок №21

Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке

Учитель: Веджатова Е. А.

Класс: 4-А

Дата:____________

Тема: Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Цель: дать представление о взаимосвязи русского языка и русской литературы с историей России на примере произведений, в которых отражается русский национальный характер, духовные основы русской культуры.

Планируемые результаты: ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужный раздел в содержании учебника; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; использовать знаково-символические средства; обобщать, делать выводы.

Оборудование: пословица (на доске); фотографии памятников Афанасию Никитину; карточки для этапа рефлексии.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

– Назовите имена писателей и поэтов нашего края, произведения которых вы прочитали.

– Какие литературные произведения этих писателей и поэтов вы прочитали?

– На какие темы эти произведения?

– Есть ли в нашем городе (селе, столице края) улицы, названные их именами?

– Как вы думаете, почему важно знать литературу родного края?

– Как помогает это в изучении истории, окружающего мира?

(На доске пословица.)

– Прочитайте пословицу.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

– Как вы её понимаете?

– Почему для человека важно знать свои корни?

2. Индивидуальный опрос.

(Учащиеся представляют индивидуальные и групповые проекты. Класс оценивает выступающих по критериям: соответствие

теме проекта, владение речью, соответствие структуре текста.)

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа

– Какой раздел мы закончили изучать?

– Откройте содержание учебника на с. 127. Прочитайте название нового раздела.

– О чём говорит его название? Какова тема произведений которые мы будем читать?

– Прочитайте названия подразделов. На какие микро темы разделили произведения о Родине авторы учебника?

– Просмотрите названия произведений, которые есть в этих разделах. Какие авторы вам знакомы? С какими писателями вы встретитесь впервые? Что вас заинтересовало?

– Какой подраздел мы сегодня начнём изучать?

– Откройте учебник на с. 79. Прочитайте авторскую статью

(На доске опорная таблица для определения задач урока.)

Узнаем Научимся Применим


– Определите с помощью таблицы задачи урока. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с главой из повести Е.В. Мурашовой «Афанасий Никитин», научимся

определять тему и главную мысль прочитанного текста будем рассуждать на эту тему, применим данные знания при составлении своих высказываний.)

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя об Афанасии Никитине

(См. «Дополнительный материал» в конце урока.)

2. Первичное чтение произведения

(В тексте много устаревших слов, географических и исторических терминов. Текст на с. 79–83 учебника читает учитель и учащиеся с высоким уровнем читательских умений. В ходе чтения проводится словарная работа, уточняется с помощью вопросов понимание учащимися содержания произведения.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Анализ произведения

(Анализ проводится по заданиям учебника на с. 83, выборочное чтение – по первым четырём вопросам. Работа по седьмому

заданию сопровождается показом фотографий памятников Афанасию Никитину.)

2. Работа в группах

(Групповая работа по карте в учебнике на с. 84. Сначала учащиеся устно определяют маршрут путешествия Афанасия Никитина, затем записывают его в рабочую тетрадь (задание 5, с. 30).

Проверка выполненного задания у доски. Представители групп называют маршрут путешествия, отвечают на вопросы, класс проверяет.)

– Как вы поняли, удалось ли Афанасию Никитину вернуться домой?

– Назовите три моря, через которые «ходил» Афанасий Никитин. (Каспийское, Аравийское, Чёрное.)

VII. Рефлексия

Индивидуальная работа с карточками

Укажи пословицу, которая раскрывает главную мысль произведения.

1) Самое дорогое для человека на чужбине – родина.

2) Много стран прошёл, а добро лишь на родине нашёл.

(Ответ: 1.)

VIII. Подведение итогов урока

– Прочитайте задание с условным значком «Рассуждаем».

– Выскажите свои предположения по этому вопросу.

– Что вы узнали сегодня на уроке об Афанасии Никитине?

– Почему ему поставлены памятники, о нём снят художественный фильм?

Домашнее задание

Выписать из текста предложения, из которых понятно, что Афанасий Никитин многое пережил.

Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л

Афанасий Никитин

Афанасий Никитин – русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря», или, как раньше писали, «Хожение за три моря». Он первым из европейцев достиг Индии.

Купец отправился в путешествие в 1466 году по торговым делам из Твери вниз по Волге. Достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года. В 1469 году прибыл в Ормуз (ныне Иран) и по Аравийскому морю достиг Индии. Там он прожил три года, путешествуя, изучая уклад жизни, религию индийцев, государственное устройство, природу. На обратном пути прошёл через Персию, в 1472 году прибыл в Каффу (ныне крымский город Феодосия).

Его книга «Хождение за три моря» считается выдающимся памятником древнерусской литературы. Она переведена на многие языки мира.

Обилие фактического материала и язык повествования свидетельствуют

о широком кругозоре автора, о его передовых для того времени взглядах,

а для учёных и исследователей «Хождение за три моря» является ценнейшим источником информации об Индии. Осенью 1472 года по пути на Родину Афанасий Никитин, не дойдя

до Твери, умер под Смоленском. В 1475 году, благодаря его спутникам, московским купцам, рукопись Никитина оказалась у московского дьяка Василия Мамырева. Он внёс текст в летописный свод 1489 года. Затем текст «Хождения за три моря» был продублирован в Софийской второй и Львовской летописях.

Афанасию Никитину поставлены три памятника: в 1955 году на его родине в Твери, в 2002 году в индийском посёлке Ревданде, в 2008 году в Феодосии.

В 1958 году московская и индийская киностудии сняли о путешественнике художественный фильм.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!