МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ КУРБАНОВА ЯКУБА ДЖАМАЛОВИЧА»
Адрес: с.Салик, ул. Школьная, 9 Телефон: 8 928 276 70 87
Сайт: www saliksh Электронный адрес: salikDR_01_30@mail.ru
Эффективность деятельности
учителя Пирмагомедовой А.А.
по включению обучающихся
в реализацию социально значимых проектов
Социально значимый проект
"Трудовая переменка"
Руководитель: учитель информатики и ИКТ
Пирмагомедова А.А.
Актуальность разработки и реализации проекта.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир претерпевают все большие изменения.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для подростков технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.
Участники попробуют себя в роли исследователей, попытаются помочь в решении экологических проблем в своём родном селе, школе и дома. В результате реализации проекта усваиваются основные понятия, навыки самостоятельной и коллективной работы, изучаются экологические проблемы, учащиеся учатся выполнять исследования по теме, применяют знания о природе в новой ситуации, выполняют правила личной экологической безопасности, учатся самостоятельно проводить опыты, делать математические расчёты по проблеме.
Участники проекта: учащиеся 8 -11 классов
Тип проекта: практико-ориентированный (социально значимый).
Классификация проекта: групповой.
Продолжительность проекта: 3 месяца
Девиз проекта:
На одной планете, дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живем и ты, и я!
Актуальность разработки и реализации проекта.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для подростков технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.
Цели проекта:
- продолжать формирование у подростков навыков трудового обучения, благоустройство территории, уход за памятниками;
- прививать навыки культурного поведения, продолжать воспитывать любовь к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых;
Задачи проекта:
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
знакомить школьников с удивительными загадками и тайнами жизни птиц;
развивать познавательные умения учащихся и родителей;
организовывать практическую природоохранную;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как сберечь наш общий дом?
Проблемные вопросы:
1.Почему мы часто встречаемся со словом «экология»?
2.Как происходит загрязнение окружающей среды?
3.Как сберечь природу?
Учебные вопросы:
1. Что такое «экология»?
2. Дать определение понятию «экологическая безопасность».
3. Кто такой «эколог» и чем он занимается?
4. Что называется окружающей средой?
5. Необходимо ли бороться с загрязнением окружающей среды?
6. Что такое «цепь загрязнения?»
7. Что значит бережно относиться к природе?
8. Какое влияние оказывает человек на природу?
9. Как надо вести себя в природе?
Пути реализации проекта:
Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами,
Работа на экотропах.
Практическая природоохранная деятельность.
Социальное проектирование экологической направленности.
Пропаганда природоохранных идей. Разработка и проведение открытых мероприятий, организация выступлений агитбригад по данной тематике.
Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.
Экологический практикум.
Сроки и этапы реализации проекта: 1 февраля – 30 апреля 2019 г.
Этап | Название и содержание этапов | Сроки | Задачи этапов |
I этап мотивационный | - создание проблемной ситуации; - формулирование темы проекта; - знакомство участников с целями и задачи проекта, разъяснение учащимся его актуальности; - определение конечного результата – операция «Забота» (установка скворечников на деревьях школьного двора) | февраль 2016 г. | разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, бесед, внеклассных занятий, досуговых вечеров |
II этап подготовительный | - знакомство учащихся с планом и сроками реализации этапов проекта; - обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями; - создание необходимых условий для реализации проекта; - обоснование, предсказание путей реализации проекта | февраль 2016 г. | создание экологической среды в классе, привлечение педагогов, воспитанников, родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; |
II этап основной | | | формирование экологических знаний и представлений, а также основ экологического образования через проведение экологических акций, тематических бесед; внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов, направленных на расширение знаний школьников о птицах |
Чтение и анализ сказки «Разноцветная бабочка» А.П.Платонова | 27.02.2019 г. |
Сочинение творческого характера по картине А.А.Митрофанова «Утро на берегу озера» | 14.03.2019 г. |
Классный час «Мы – друзья природы» | 23.03.2019 г. |
Экологический практикум «Птицы – наши друзья». Изготовление скворечников. | 05.04.2019 г. |
Беседа «Будь природе другом!» | 12.04.2019 г. |
Классный час «Экологическая безопасность» | 14.04.2019 г. |
Экологическая викторина | 20.04.2019 г. |
Решение задач экологического содержания на уроках математики | апрель 2019 г. |
Создание альбома рисунков «Поможем природе» | 14.04.2019 г.- 14.04.2019 г. |
Просмотр видеофильма «Экологические катастрофы» | 28.04.2019 г |
IV этап заключительный | Операция «Забота» (установка скворечников на деревьях школьного двора) | 30.04.2019 г. | обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год. |
Обсуждение результатов реализации проекта на заседании ШМО классных руководителей, определение перспектив дальнейшей работы | май 2019 г. |
Презентация проекта в сети Интернет |
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта предполагается рассмотрение сущности экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие нашей местности и определяющих устойчивое сосуществование и развитие местных природных систем и населения, обеспечивающих оптимальный уровень жизни и экологической безопасности. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся предлагается организовывать на местном, адаптированном материале с учетом конкретных экологических проблем и реально существующей угрозы утраты традиций бережного отношения к природе. Краеведческая направленность данного проекта способствует патриотическому воспитанию.
Работа в рамках реализации проекта позволит развивать различные компетентности учащихся, в соответствии с новейшими требованиями времени, и при этом сохранять позитивный природоохранный опыт наших предков, что необходимо для последующей успешной адаптации учащихся в современном обществе. Проект предполагает и практическую природоохранную деятельность, пропаганду экологических идей среди населения, элементы профориентации, что должно способствовать в дальнейшем лучшей социализации обучающихся.
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- бережно относиться к природе, владение нормами поведения в ней;
- ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения, проявление инициативы в заботе о них.
Критерии оценки результатов реализованного проекта:
а) количественные показатели успешности:
в проекте были задействованы учащиеся 8 -11 классов, родители;
б) успешность и эффективность реализации проекта:
степень удовлетворённости учащихся от участия в проекте по итогам проведённой рефлексии на заключительном этапе реализации проекта – достаточно высокая;
в) показатели социального развития личности:
наблюдается положительная динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал (расширение представлений об экологических проблемах, растениях и животных);
г) технологические показатели:
уровень организации – высокий; управление проектом - чёткое и эффективное;
д) конечный результат достигнут.
Выводы:
разработанный и реализованный проект доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнёров проекта была направлена на достижение общего результата. Ценность проекта заключается в реальности использования продуктов на практике, социализации учащихся. Выполняя проект, учащиеся учились находить и анализировать информацию под руководством педагогов, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач и проблемных ситуаций. Применённая проектная технология открыла значительные возможности для повышения качества экологического воспитания школьников, усиливала у них мотивацию к обучению, формировала положительные коллективные отношения.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
реализованный практико-ориентированный (социально значимый) проект "Трудовая переменка"
» предусматривает дальнейшее развитие. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся об экологии, практической помощи на территории школьного двора.