СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовым навыком функциональной грамотностии является Читательская грамотность. В разработке представлны эффективные приёмы работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
««Эффективные приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников»»

Муниципальные педагогические чтения «Эффективные образовательные практики реализации основных образовательных программ

общего образования»


«Эффективные приёмы формирования

читательской грамотности у младших школьников»


Приветствие…

СЛАЙД 2

На протяжении многих лет Российские школы принимает участие в Международных исследованиях качества образования: PIRLS и PISA.

1. PIRLS (2001, 2006, 2011, 2016, 2021). Целью данного исследования является оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы. С 2016 года наши обучающиеся находятся на лидирующих позициях.

2. PISA. Целью является оценка образовательных достижений учащихся, а по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.

По результатам исследований обучающиеся российских школ показали недостаточную сформированность функциональной грамотности.

Учитывая результаты исследования указом Президента РФ от 07.05.2018, Правительству было поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, чтобы попасть в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.

Поэтому в 2017 году была разработана Государственная программа «Развитие образования». Срок реализации с 2018 года по 2025 год.

В рамках данной программы в 2021 году в ФГОС введено новое понятие функциональная грамотность.

СЛАЙД 3

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность - способность использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формировать и развивать функциональную грамотность необходимо, начиная с начальной школы.

СЛАЙД 4

Выделяют четыре важнейшие навыка, необходимые для формирования функциональной грамотности: креативность, критическое мышление, кооперация (коллаборация) и коммуникация.

СЛАЙД 5

Формирование каждого компонента функциональной грамотности происходит через ЧТЕНИЕ. Поэтому базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

СЛАЙД 6

Вспомним слова К. Д. Ушинского

Читать – это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

На своих уроках большое внимание я уделяю развитию осознанности чтения.

Моя задача как учителя – организовать полноценное восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им понять текст, размышлять над его содержанием, легко излагать свои мысли, свободно общаться, эмоционально отзываться на чувства автора и героев.

В своей деятельности я использую различные приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения.

СЛАЙД 7

Важно понимать, что чтение должно быть продуктивным. Продуктивная методика предусматиривает три этапа работы с текстом: предтекстовый (до того, как начали читать), текстовый (в ходе чтения) и послетекстовый (после чтения). Сравним как это было в традиционной школе и как осуществляется в современной школе. Если в традиционной школе максимум времени учитель отводил на работу с текстом после чтения. То сегодня большое значение играет именно предтекстовая работа.

СЛАЙД 8-9

Предлагаю рассмотреть некоторые приёмы продуктивного чтения.

1 этап. Предтекстовый (работа с текстом до чтения)
Цель: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Приемы:

  1. Просмотровое чтение (обложка).

  2. Рассматривание иллюстраций.

  3. Ассоциации и предложения. (Перестановка букв. (ДРУЖБА)

  4. Верно ли, что…? (Белый медведь и пингвин не могут встретиться.)

  5. Высказывание предположений о теме, содержании текста (Ребус (ОДЕЖДА) Алфавит с нумерацией букв по порядку (ПОСЛОВИЦА). Вставь гласные и прочитай (МАМА, ПАПА, БАБУШКА…- СЕМЬЯ). Найди в каждой строчке слова.)

СЛАЙД 10-11

2 этап. Текстовый (работа с текстом во время чтения).
Цель:
обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы:

  1. Чтение с остановками.

  2. Словарики. Обучающиеся читают текст и карандашом подчёркивают те слова, значения которых им не понятны. Затем попросить встать тех ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчёркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости можно воспользоваться толковым словарем или попросить о помощи учителя.

  3. Маркировка. Обучающиеся читают текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы (ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕРЕСКАЗА)

  4. Шпаргалка.

  5. Чтение с пометками. Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки:

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

СЛАЙД 12-19

3 этап. Послетекстовый (работа с текстом после чтения)
Цель:
обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла.

Приёмы:

  1. Взлёт-посадка. Если высказывание верное – ученик встает, ложное – сидит. Обязательно спросить у детей «Почему»

  2. Мозаика (пазл).

  3. Составление вопросного плана.

  4. Перепутанные логические цепочки.

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак «+» или «-«

  1. Перескажи.

  2. Заполни таблицу.

  3. Ромашка Блума

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

  1. Тонкие и толстые вопросы. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)

  2. Словосочетания. Подчеркни словосочетания, которые употреблены в тексте.

  3. Путаница или Исправь ошибки. (ОШИБКИ В ПОСЛОВИЦАХ)

  4. Кластер - систематизация материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер может быть использован на самых разных этапах урока. Для стимулирования мыслительной деятельности. Для структурирования учебного материала. При подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  1. Шторка.

Постепенно закрываются слова в строках стихотворения.

  1. Письмо по кругу. Класс делится на группы от 3-8 человек. Каждая группа поучает лист бумаги. Дети записывают одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем один ученик, вслух читает записи. Остальные дополняют.

  2. Горячий стул. Это прием для проверки понимания прочитанного текста.

В центре круга ставится стул, на него садится один из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет».

  1. Синквейн. Осознанное чтение создает базу для успешного обучения в любой предметной области, является основой развития ключевых компетенций. Данные приёмы по формированию читательской грамотности я использую на своих уроках систематически.

Считаю, что в процессе такой работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

СЛАЙД 20-21

Курс внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета» (CERM.ru)

Материал в газетах интересный, понятный. Информация представлена кратко.

Большое количество иллюстраций. Расширяется кругозор, формируется умение сотрудничать… (-) Занятия и листы для работы разрабатываются учителем.

СЛАЙД 22 Предъявление результатов

СЛАЙД 23

«Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения».
К.Д. Ушинский


Антипина Екатерина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шалинская СОШ №45»,

высшая квалификационная категория


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!