СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность форм и методов работы учителя по подготовке к переводной аттестации.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов. Всем известно, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на всех  этапах обучения,  включая и  5 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«Эффективность форм и методов работы учителя по подготовке к переводной аттестации.»

Эффективность форм и методов работы учителя по подготовке к переводной аттестации. Организация повторения.

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов. Всем известно, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на всех этапах обучения,  включая и 5 класс.

Повторению пройденного по программе Бабайцевой уделено большое внимание. По своим целям, формам, методам организации работы оно представлено несколькими видами: повторение в начале учебного года (за курс начальных классов); попутное повторение при изучении нового материала; повторение пройденного в конце раздела (темы); повторение в конце учебного года; повторение пройденного при подготовке учащихся к восприятию нового материала. У этих видов повторений свои цели, свое содержание, свои приемы работы.

Обязательное условие при переходе на новые стандарты – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты для организации работы по повторению я составляю сама, а также использую и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть. Существуют разные виды тестов, которые я успешно применяю в своей практике: тесты с однозначным выбором ответа, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты перекрёстного выбора и другие.

Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

При организации работы по повторению в 5 классе целесообразно начать вести интенсивную работу по решению заданий ЕГЭ части А. Как показывает практика, большинство уч-ся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5 класса включаю в работу составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках или памяток, а также  ведение справочников.

Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 5-го класса дети без труда определяют изученные орфограммы и могут их объяснить грамотно.

Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схем для ЕГЭ.

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление схем помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку имеется перечень слов для запоминания их произношения. Есть он и в 5 классе. В течение года я осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – проведём итоговый тест.

Интересной формой организации работы по повторению считаю устную контрольную работу. Вот как это выглядит в моих классах: обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Повторение пройденного, как известно, является одним из важнейших путей упрочения знаний и совершенствования умений учащихся. Оно обеспечивает также условия для систематизации изученного как внутри того или иного раздела, так и между разделами.



















































































СИСТЕМА ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО



      Повторение пройденного, как известно, является одним из важнейших путей упрочения знаний и совершенствования умений учащихся. Оно обеспечивает также условия для систематизации изученного как внутри того или иного раздела, так и между разделами.

      Повторению пройденного в учебнике уделено большое внимание. По своим целям, формам, методам организации работы оно представлено несколькими видами: повторение в начале учебного года (за курс начальных классов); попутное повторение при изучении нового материала; повторение пройденного в конце раздела (темы); повторение в конце учебного года; повторение пройденного при подготовке учащихся к восприятию нового материала. У этих видов повторений свои цели, свое содержание, свои приемы работы.

      Повторение в начале учебного года в V классе предполагает обзор основных сведений о языке и речи, с которыми учащиеся познакомились в I–IV классах; в них детям преподносился небольшими дозами весь курс русского языка. Повторяются состав слова (морфемы), части речи (морфология). Специально не повторяются сведения по фонетике и синтаксису, так как с этих разделов после повторения начинается систематическое изучение курса русского языка. Большое внимание уделено повторению орфографии в связи с повторением сведений о составе слова и частях речи, но об этом будет сказано в специальной главе, посвященной работе по орфографии. В начале учебного года не только повторяются, но и расширяются сведения о тексте, создавая условия для работы по развитию связной речи. Восстановить в памяти основные сведения о языке и закрепить в связи с этим полученные умения и навыки — вот основные цели данного вида повторения. Вместе с тем в процессе повторения вводятся новые сведения о языке — о функциях его единиц, о разделах науки, изучающих эти единицы. Все это развивает у детей интерес к урокам русского языка, к языку как средству общения. Существуют два пути повторения пройденного на этом этапе: от беседы по вопросам «Что вы знаете о том-то?» к выполнению упражнений и от выполнения упражнений к выяснению того, что нужно знать, чтобы его выполнить.

      Попутное повторение — это дополнительные задания к упражнениям по пройденному ранее материалу. Они представлены в виде вопросов, указаний для различных разборов, пропусков орфограмм и знаков препинания. Вопросы на повторение по возможности связаны с изучаемым текущим материалом, ответы на которые позволяют лучше понять, осмыслить новое, поставить это новое в систему ранее полученных детьми знаний о языке. Для различных разборов в текстах упражнений отобраны в определенной системе слова. Дополнительные задания к упражнениям облегчают работу учителя (ему не придется специально тратить время на разработку такой системы попутного повторения). Дополнительные задания используются после выполнения основного задания. Их можно давать в качестве домашней работы, если в классе они не будут выполнены. Полезно их использовать при опросе учащихся — как устно, так и письменно. Пропущенные орфограммы и знаки препинания вставляются при выполнении основного задания.

      Повторение пройденного при подготовке учащихся к восприятию нового материала определяет минимум вопросов, создающих необходимый фон для понимания сущности неизвестного языкового явления на основе ассоциаций с уже известными явлениями 1.

      Для повторения пройденного в конце темы даются специальные параграфы, в состав которых входят: а) вопросы и задания и б) упражнения. Этот вид повторения имеет своей целью закрепление и систематизацию изученного в теме по следующим направлениям:

      — воспроизведение сути явления (ученик дает определение, приводит пример и объясняет его);

      — называние групп, разрядов, на которые подразделяется изученный материал (ученик, называя группы (разряды), устанавливает основу их деления, сходство, различие);

      — если изучаемые явления связаны со словообразованием, то выясняются соответствующие способы образования слов (в первую очередь это касается морфологических тем);

      — далее повторяется орфографический и пунктуационный материал: устанавливаются условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания.

      Последовательность выполнения упражнений может быть следующей:

      1) ответ на вопрос — выполнение упражнения (в очень слабом классе);

      2) ответы на все вопросы — выполнение всех упражнений (в очень сильном классе);

      3) беседа по группе вопросов — выполнение соответствующего упражнения (такая организация повторения подходит для большинства учащихся).

      Повторение пройденного в конце учебного года служит закреплению основных знаний и их систематизации. Для более четкой организации работы в учебнике дается материал, разделенный на параграфы, которые составляют несколько групп:

      1) языковые единицы, их функции и разделы науки о языке, в которых изучаются эти единицы;

      2) фонетика, графика и орфография;

      3) морфемика и орфография;

      4) морфология и орфография; 

      5) синтаксис и пунктуация.

      Первый параграф нацеливает внимание учащихся на членимость языка на единицы и разделы науки о языке, изучающие эти единицы. Важно подчеркнуть, что есть язык, состоящий из единиц разных уровней, и есть наука об этих единицах, например, гласные звуки, сонорные л, м, н, р — это языковые явления, а фонетика — это наука о звуках языка.

      В остальных параграфах повторяются основные сведения о фонетике, морфемике, морфологии, а также показана зависимость орфографии от языковых явлений, изучаемых в данных разделах, повторяются сведения по синтаксису и указывается его связь с пунктуацией.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение основных разделов русского языка".
Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС, В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно -регулятивные. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной работой учащихся на уроке является системно-самостоятельная работа.Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы ученик получил удовольствие от преодоленной им трудности.


Формы и методы контроля в условиях введения в ФГОС нового поколения


Классификация форм контроля по

традиционной технологии обучения


Формы контроля

Методы контроля

1.Наблюдение

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом

2.Проверка документации

Работа с классными журналами, индивидуальными дневниками обучающихся, планами урока

3.Опрос

- устный



- письменный

*контрольная работа (срез)

*анкетирование открытое



*анкетирование закрытое

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе



Проверка уровня ЗУНов обучающихся


Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены


Варианты ответов ограничены

4.Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5.Оперативный разбор

Анализ деятельности обучающихся на уроке

6.Ретроспективный разбор

Оценка деятельно выпускников за предыдущие года обучения


Классификация современных форм и методов контроля


Методы (формы)

Специфика

1.Портфель обучающегося

инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

  • задания обучающемуся по отбору материала в «Портфель» (не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отобрать);

  • анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами обучающихся; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;

  • анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

  1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

    • умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

    • особенности коммуникативной способности ученика.

  2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

  3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

  4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».

  5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.

Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» обучающегося.

2. Устная контрольная работа

Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

3. Инновационный диктант

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

4. Дифференцированная проверочная работа

Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка «3» соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка «4» - синему, оценка «5» - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями обучающихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Обучающиеся выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только задание выполнено, обучающийся подходит к преподавателю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, педагог забирает листочек, а обучающийся закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, обучающийся отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу занятия преподаватель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всей группы и каждого обучающегося в отдельности.

5. Отгадывание кросснамберов

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

6. Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Обучающиеся, выполнившие самостоятельную работу на «отлично», назначаются бригадирами. Группа разбивается на бригады по 5-7 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Обучающиеся, ответившие «хорошо» бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.

Основное преимущество бригадного способа зачета – четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

7. Тестовые задания

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

1. Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

2. Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк.

3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено обучающимися.

4. Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате обучающийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

5. Тесты идентификации. Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания.

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя – наполненностью содержания.

8. Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия – это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета.

После аттестации и в конце семестра каждому студенту выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.


V. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • уметь объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

СИСТЕМА ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО

      Повторение пройденного, как известно, является одним из важнейших путей упрочения знаний и совершенствования умений учащихся. Оно обеспечивает также условия для систематизации изученного как внутри того или иного раздела, так и между разделами.

      Повторению пройденного в учебнике Купаловой уделено большое внимание. По своим целям, формам, методам организации работы оно представлено несколькими видами: повторение в начале учебного года (за курс начальных классов); попутное повторение при изучении нового материала; повторение пройденного в конце раздела (темы); повторение в конце учебного года; повторение пройденного при подготовке учащихся к восприятию нового материала. У этих видов повторений свои цели, свое содержание, свои приемы работы.

      Повторение в начале учебного года в V классе включало в себя обзор основных сведений о языке и речи, с которыми учащиеся познакомились в I–IV классах; в них детям преподносился небольшими дозами весь курс русского языка. Повторяются состав слова (морфемы), части речи (морфология). Специально не повторяются сведения по фонетике и синтаксису, так как с этих разделов после повторения начинается систематическое изучение курса русского языка. Большое внимание уделено повторению орфографии в связи с повторением сведений о составе слова и частях речи. В начале учебного года не только повторяются, но и расширяются сведения о тексте, создаваются условия для работы по развитию связной речи. Восстановить в памяти основные сведения о языке и закрепить в связи с этим полученные умения и навыки — вот основные цели данного вида повторения. Вместе с тем в процессе повторения вводятся новые сведения о языке — о функциях его единиц, о разделах науки, изучающих эти единицы. Все это развивает у детей интерес к урокам русского языка, к языку как средству общения.

В своей работе я использую два пути повторения пройденного на этом этапе: от беседы по вопросам «Что вы знаете о том-то?» к выполнению упражнений и от выполнения упражнений к выяснению того, что нужно знать, чтобы его выполнить.

      Попутное повторение — это дополнительные задания к упражнениям по пройденному ранее материалу. Они были представлены в виде вопросов, указаний для различных разборов, пропусков орфограмм и знаков препинания. Вопросы на повторение по возможности связаны с изучаемым текущим материалом, ответы на которые позволяют лучше понять, осмыслить новое, поставить это новое в систему ранее полученных детьми знаний о языке. Для различных разборов в текстах упражнений отобраны в определенной системе слова. Дополнительные задания к упражнениям облегчают работу учителя (ему не придется специально тратить время на разработку такой системы попутного повторения). Дополнительные задания используются после выполнения основного задания. Их можно давать в качестве домашней работы, если в классе они не будут выполнены. Полезно их использовать при опросе учащихся — как устно, так и письменно. Пропущенные орфограммы и знаки препинания вставляются при выполнении основного задания.

      Повторение пройденного при подготовке учащихся к восприятию нового материала определяет минимум вопросов, создающих необходимый фон для понимания сущности неизвестного языкового явления на основе ассоциаций с уже известными явлениями 1.

      Для повторения пройденного в конце темы даются специальные параграфы, в состав которых входят: а) вопросы и задания и б) упражнения. Этот вид повторения имеет своей целью закрепление и систематизацию изученного в теме по следующим направлениям:

      — воспроизведение сути явления (ученик дает определение, приводит пример и объясняет его);

      — называние групп, разрядов, на которые подразделяется изученный материал (ученик, называя группы (разряды), устанавливает основу их деления, сходство, различие);

      — если изучаемые явления связаны со словообразованием, то выясняются соответствующие способы образования слов (в первую очередь это касается морфологических тем);

      — далее повторяется орфографический и пунктуационный материал: устанавливаются условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания.

      Последовательность выполнения упражнений может быть следующей:

      1) ответ на вопрос — выполнение упражнения (в очень слабом классе);

      2) ответы на все вопросы — выполнение всех упражнений (в очень сильном классе);

      3) беседа по группе вопросов — выполнение соответствующего упражнения (такая организация повторения подходит для большинства учащихся).

      Повторение пройденного в конце учебного года служит закреплению основных знаний и их систематизации. Для более четкой организации работы в учебнике дается материал, разделенный на параграфы, которые составляют несколько групп:

      1) языковые единицы, их функции и разделы науки о языке, в которых изучаются эти единицы;

      2) фонетика, графика и орфография;

      3) морфемика и орфография;

      4) морфология и орфография; 

      5) синтаксис и пунктуация.

      Первый параграф нацеливает внимание учащихся на членимость языка на единицы и разделы науки о языке, изучающие эти единицы. Важно подчеркнуть, что есть язык, состоящий из единиц разных уровней, и есть наука об этих единицах, например, гласные звуки, сонорные л, м, н, р — это языковые явления, а фонетика — это наука о звуках языка.

      В остальных параграфах повторяются основные сведения о фонетике, морфемике, морфологии, а также показана зависимость орфографии от языковых явлений, изучаемых в данных разделах, повторяются сведения по синтаксису и указывается его связь с пунктуацией.



    1. НАЧАТь С ЭТОГО. ЧТО Вся РАБОТА В КОНЕЧНОм СЧЁТЕ ВЕДЕТСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА И ЕГЭ по р яз



А ПОТОМ то. что выше написано!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



Формы и методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку

Русский язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов. А цель работы учителя – обучить каждого ученика.

Одна из главных причин низкой грамотности обучающихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает, что знание правил и умение их применять на практике – это далеко не одно и то же. Значит, большее внимание нужно уделить не заучиванию правил, а практической отработке навыков правописания. Тем более, что на экзамене в  11 классе часть заданий части А нацелена на проверку грамотности учащихся.

В 10–11 классах идет подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. И задача учителя — построить процесс обучения таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование  знаний и умений для всех обучающихся.

Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к  оценке умений, навыков обучающихся.  Поэтому систематическая работа должна вестись с 5 класса.

Система работы в 5–11 классах

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть.

Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

5–7 классы

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5–7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках, а также  ведение справочников.

Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно.

Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схем для ЕГЭ.

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление схем помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку  имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

8–9 классы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!