СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест №16

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №16.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №16»

16

(1) Христофор Колумб – знаменитый европейский мореплаватель, благодаря которому для обитателей Старого Света стала известна Америка. (2) Экспедиция Колумба началась 3 августа 1492 года, когда корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера с целью поиска короткого пути для торговли с Индией; 7 октября по требованию команды, полагавшей, что флотилия прошла мимо Япо-нии, не заметив её островов, корабли изменили курс на запад и пересекли Атлантический океан в субтропическом поясе. (3) 12 октября экспедиция достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, и день стал считаться официальной датой открытия Америки.


1. Укажите варианты, в которых верно передана главная информация текста.

1. 12 октября 1492 года европейский мореплаватель Христофор Колумб высадился в Новом Свете: экспедиция достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, что впослед-ствии было принято считать официальной датой открытия Америки; правда, долгое время новооткрытые территории именовались европейцами Вест-Индией, потому что Колумб считал эти новые земли Восточной Азией.

2. 12 октября 1492 года экспедиция европейского мореплавателя Христофора Колумба, которая была организована с целью открытия короткого торгового пути в Индию, достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, и тем самым совершилось открытие Америки для Старого Света.

3. Христофор Колумб – знаменитый европейский мореплаватель, открывший Америку: обитателям Старого Света Америка стала известна благодаря экспедиции Колумба, которая началась 33 августа 1492 года, когда корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера.

4. Открытие Америки Колумбом состоялось 12 октября 1492 года; в ночь на 26 декабря  1492 года флагман «Санта-Мария» сел на риф. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля построили форт – первое европейское поселение в Америке.

5. Флотилия Христофора Колумба, направлявшаяся в Индию, повернула на запад, пересекла Атлантический океан и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки).


2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в 3 предложении текста.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во 2 предложении текста.

  1. Полоса земли, служащая для передвижения. Извилистый п. П. в горах.

  2. Железнодорожная или трамвайная колея. Поезд прибывает на второй п. Ремонт п.

  3. Место для прохода, проезда куда-нибудь. П. свободен. Преградить п.

  4. Пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение. Воздушный п. Морской п. Торговый п.

  5. Направление деятельности, развития. Творческий п. художника. Встать на п. прогресса.

  6. Способ, средство. Осуществить переворот мирным путём. Найти п. воздействия на кого-л.


4. В одном из слов неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.

1. занятА 2. намЕрение 3. осведомИться 4. избалОванный 5. оптОвый


5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

1. Ваша организация не выполнила ГАРАНТИЙНЫЕ обязательства.

2. Такому БЕЗОТВЕТСТВЕННОМУ работнику нельзя поручать важные дела.

3. Все находившиеся в лаборатории сотрудники были удивлены и напуганы, когда появился и стал НАРАСТАТЬ непонятный шум.

4. Мы считаем ДИКТАТ с вашей стороны совершенно недопустимым.

5. Музей разместился в здании БЫЛОГО королевского дворца.


6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В музыкальном театре народного фольклора «Русская песня» прошёл традиционный благотворительный концерт «Я верю» с участием звёзд российской эстрады и талантливых детей страны.


7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова.

1. опытные ИНЖЕНЕРЫ 2. прибавить к ТРЁХСТАМ

3. в ПОЛУТОРАСТА метрах от дома 4. две ЗОЛОТЫЕ медали 5. ГОРЯЧИЙ кофе


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

  2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

  3. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

  4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

  5. Неправильное построение сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Имя Николая Васильевича Гоголя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

  2. Большую силу обобщения приобрела сатира Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвых душах».

  3. Обладая особенным даром наблюдательности и мастерством художника слова, А.П. Чехов умел кратко и просто передавать глубокое содержание, изображая явления жизни и обыкновенных людей.

  4. Чувствуется большая симпатия автора к Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, искавших в жизни правду и подлинное счастье.

  5. Все, кто слушал лекции профессора, восхищались глубиной его мысли и яркой манерой изложения материала.

  6. Читая стихотворение, чувствуются переживания автора.

  7. Эти поправки внесены в текст согласно указаний редактора.

  8. Главное, на что обратил внимание адвокат, – это на положительную характеристику его подзащитного.

  9. Во всём городе, ещё несколько часов назад гремевшем и сверкавшем, стояла теперь полная, ничем не нарушаемая тишина.


9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. отб..рать, б..рюзовый, сл..жение

  2. р..сток, к..сательная, заг..рится

  3. выр..сший, ст..лить (скатерть), ст..листика

  4. зап..реть (дверь), оз..рять, непром..каемый

  5. п..ровать (в ресторане), к..стюмированный, к..ссир

10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

  1. р..здавать, нед..зволенный, от..гнать

  2. чре..мерный, не..быточный, прово..гласить

  3. по..свечник, на..треснутый, непре..сказуемый

  4. волеиз..явление, трёх..ярусный, двух..уровневый

  5. пр..прятать, пр..обрести, н..куда (не уехал)

11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

  1. разбуш..вался, обслуж..вание

  2. крупитч..тый, (существует) издавн..

  3. (наелся) досыт.., (объяснял) доходчив..

  4. врем..нной (отрезок), земл..ной (вал)

  5. каменщ..к, заботл..вый

12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

  1. (он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)

  2. занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)

  3. леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)

  4. брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)

  5. выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

13. Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.

1. Он тебе не помог, и поэтому ты ничем ему (НЕ)ОБЯЗАН.

2. Всё было (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО: и небо, и озеро, и пасмурные дали.

3. Иногда после прочитанной книги ничего (НЕ)ОСТАЁТСЯ в памяти, кроме сутолоки серых людей.

4. К числу дичи принадлежат (НЕ)ТОЛЬКО птицы, но и звери: медведи, олени, кабаны, зайцы.

5. Его слова оказались (НЕ)ЧЕМ иным, как пустым обещанием.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

1. Галки живут (В)ТЕЧЕНИЕ зимы (ЗА)СЧЁТ человека.

2. (В)ДРУГ рядом с нами, КАК(БУДТО) взрыв, раздался громкий лай.

3. (С)НАЧАЛА (В)СЛЕДСТВИИ по данному делу была допущена ошибка.

4. Мы договорились (НА)СЧЁТ аренды помещения, а ТАК(ЖЕ) решили все финансовые вопросы.

5. Небо становилось хмурым и мутным, и (ПО)ЭТОМУ трудно было разобрать, чисто оно или сплошь покрыто облаками, а впрочем, (КОЕ)ГДЕ виднелись звёзды.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

Здесь не видно следов живых существ; море окраше(1)о в синий цвет, а полоса безжизне(2)ой суши – в неестестве(3)о кирпичный, но в прониза(4)ой лучами солнца воде кипит жизнь.


16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1. Г.Р. Державин прославляет в оде не только замечательных полководцев но и простых русских солдат.

  2. Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то снежными комьями то стаей летящих птиц то острыми льдинками.

  3. Густые ветви частым тёмным кружевом закрывали окна и солнце сквозь эту завесу с трудом проникало в комнаты.

  4. У Гаврилы смешно надулись щёки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто помаргивали.

  5. Анна ответила резко и недовольно и вышла из комнаты.


17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Восходящая звезда (1) он радовался своему успеху и признанию (2) пришедшему после первого же фильма (3) восторженно принятого зрителями (4) и (5) высоко оценённого критиками.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шуми (1) шуми с крутой вершины(2)
Не умолкай (3) поток (4) седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины…
Как очарованный, стою
Над дымной бездною твоею
И (5) мнится (6) сердцем разумею
Речь безглагольную твою. (Е.А. Баратынский)


19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые

Трудно было понять (1) как это могут кончиться горы (2) цепь (3) которых (4) настолько длинна (5) что её хватило бы на целую неделю пути..


20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы считали (1) что (2) если о нашей тайне станет кому-нибудь известно (3) то она перестанет быть тайной (4) и (5) поэтому мы молчали (6) хотя рассказать очень хотелось.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – пел Владимир Высоц-кий. (2) Горные походы, с одной стороны, открывают удивительные, неповторимые природ-ные ландшафты, с другой – являются серьёзным испытанием для туристов. (3) Физическая подготовка, выносливость, настрой на большие нагрузки, готовность оказать помощь – всё это чрезвычайно важно для путешествия по горам. (4) Собираетесь в горы – советуем подо-брать команду единомышленников, желательно профессионалов. (5) Существенно различа-ются между собой виды горного похода: альпинизм и туризм. 6) В альпинизме главная цель – покорение вершины. (7) Горный туризм предполагает длительное путешествие, цель которого – преодоление перевалов.


Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27


(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «ис-кусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изобра-жает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.
(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства?
(6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты?

(8) «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. - (9) Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом, и только знает. (10) Но у него нет тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе...»
(11) Картины Шишкина подкупали современников именно этим исключительным знанием природы. (12) Его огромные полотна были как бы обстоятельно рассказанными повестями о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. 
(13) В своих рассказах Шишкин не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться безупречной верности, с какой он изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на округлых стволах и зелёной траве-мураве... (14) Но в этом неторопливом и ясном повествовании не хватало того, что Крамской образно называл «стрункой, которая могла бы обращаться в песню».
(15) Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейза-жа. (16) Васильев стал первым его поэтом. (17) И это благотворное поэтическое начало не заглохло. (18) Первая, несмелая ещё песня была подхвачена другими, новыми голосами.

(Л.Н. Волынский)

Леонид Наумович Волынский (1912-1969) - советский художник и писатель.


22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

  1. Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле.

  2. Художник Иван Николаевич Крамской считал, что в картинах Фёдора Александровича Васильева не хватает «душевных нервов».

  3. Художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубовая роща» и многие другие.

  4. Картины Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы.

  5. Шишкина можно назвать поэтом русского пейзажа.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложениям 1 и 2.

2. В предложении 10 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 9.

3. Предложение 12 конкретизирует содержание предложения 11.

4. Предложение 13 включает в себя описание.

5. Предложение18 заключает в себе вывод из содержания предложений 15 – 17.


24. Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).


25. Среди предложений 13–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при

помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренных слов.


26. «Л.Н. Волынский передаёт в тексте различные мнения о пейзажной живописи. Крити-ческое отношение Л.Н. Толстого к «искусству ради искусства» позволяют выразить ис-пользованные автором (А) ___ (предложение 11). Л.Н. Толстой причислил к «искусству ради искусства» и пейзажную живопись, ему возразил художник И.Е. Репин. Привлечь внимание читателей к поднимаемым в тексте проблемам помогает синтаксическое средство (Б) ___ (предложения 57). Для изложения позиции художника И.Н. Крамского используется (В) ___ (предложения 8-1014). Сравнивая художников И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, автор употребляет такую фигуру речи, как (Г) ___ (предложения 15-16)».


Список терминов:
  1. разговорная лексика

  2. эпитеты

  3. сравнительный оборот

  4. анафора

  5. антитеза

  6. вставная конструкция

  7. риторическое обращение

  8. риторический вопрос

  9. цитирование

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.















1 -25

2 – этот/тот

3 – 3

4 – осведомиться

5 – бывшего

6 – народного

7 – трёмстам

8 – 74628

9 – 24

10 -35

11 – 25

12 – 14

13 – непривлекательно

14 – насчёттакже

15 – 234

16 – 14

17 – 123

18 – 12354

19 – 125

20 -1346

21 – 67

22 -14

23 -34

24 –картиныполотна

25 – 17

26 - 2895


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей